Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с элементами здоровьесберегающей напрвленности.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по

формированию лексико-грамматического строя речи.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: Зима. Зимующие птицы.

ТЕМА: Употребление предлогов.

        Цели:

Коррекционно-образовательные: Учить детей пользоваться в речи предлогами на, под, за, к, от, над. Упражнять в согласовании существительных с числительными два и пять.

Коррекционно-развивающие: Развивать зрительное внимание, слуховое восприятие, мышление, общую и мелкую моторику, речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать любовь к живой природе, бережное и заботливое отношение к птицам.

        Оборудование: Панно «Зимний парк»; плоскостные изображения птиц; «совы» для пальчикового театра; изображение ветки дерева с кормушкой, картинки с изображением птиц.

        Методы и приёмы: сюрпризный момент, показ картинок, вопросы к детям, упражнение.

Ход:

1. Организационный момент. Загадки. Развитие слухового восприятия, мышления.

Логопед: Ребята, вам нравится путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в зимний парк и познакомимся с его обитателями, но прежде отгадайте загадки.

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится.

Не орёл – а всё же птица!

Дети: Воробей.

Логопед:

Днем спит,

Ночью летает,

Прохожих в лесу пугает.

Дети: Сова.

Логопед:

Чёрный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост как упор.

Дети: Дятел.

Логопед:

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока, а зовут её…

Дети: Сорока.

Логопед:

Зимой на ветках яблоки! Скорей же собери!

И вдруг вспорхнули яблоки – ведь это…

Дети: Снегири.

Логопед: Молодцы, ребята все загадки отгадали. Вот мы и оказались в зимнем парке. А нас уже встречают его обитатели.

2. Массаж биологически активных зон «Снегири».

Ра-ра-ра –

Погляди-ка, детвора.

        Приставит ладони ко лбу «козырьком» и растирать лоб движениями в стороны к центру.

Ря-ря-ря –

Взошла красная заря.

        Раздвинуть указательный и большой пальцы и растирать точки перед и за ушами.

Ре- ре- ре –

Растёт рябина на горе.

        Кулачками провести по крыльям носа 7 раз.

Ри-ри-ри –

Клюют рябину снегири.

        Пальчиками легко «пробежаться» по щекам.

Логопед: А вот и дятлы показались, давайте с ними поиграем.

3. Дыхательное упражнение «Дятел».

        Дети на выдохе произносят как можно дольше «д-д-д…», ударяя кулачками друг о друга.

Логопед: Интересно, где же остальные птицы? Наверное они от нас прячутся. Давайте их поищем!

4. Дидактическая игра «Где птичка?». Упражнение в употреблении предлогов. Развитие зрительного внимания.

Логопед: Посмотрите внимательно, кого вы увидели?

Дети: Я увидел сороку (ворону, синичку и т.д.).

Логопед: Где сорока? Где ворона? Где синичка? И т.д.

Дети: Сорока на дереве. Ворона под кустом. Синичка за деревом и т.д.

Логопед: А вот сова. Она днём спит, а ночью охотится.

5. Гимнастика для глаз «Сова».

Дети проговаривают чистоговорку.

Ва-ва-ва –

Сидит на дереве сова.

        Вытягивают перед собой указательный палец и фокусируют взгляд на нём. Прослеживают взглядом движение пальца вправо-влево; вверх-вниз.

Ву-ву-ву –

Увидали мы сову.

Вы-вы-вы –

Есть птенцы у совы.

        Рисуют пальцем в воздухе круг и прослеживают движение взглядом.

Логопед: Только шустрый воробей никого не боится.

6. Речь с движением «Воробей».

Среди белых голубей                             (Дети идут по кругу, изобра-

Скачет шустрый воробей.                         жая голубей; в центре один

ребёнок – он скачет, к воро-    

                                                                      бей).

Воробушек- пташка,                                  (Дети встают лицом в круг,

Серая рубашка.                                           идут приставным шагом.

Откликайся, воробей,                                «Воробей» пытается «выле-

Вылетай-ка, не робей.                               теть» из круга; «голуби»,

                                                                     взявшись за руки, не пуска-  

                                                                     ют его).    

Логопед: Нелегко живётся птицам зимой, им голодно и холодно. Чтобы птичкам помочь, люди делают для них кормушки и насыпают в них зёрнышки, хлебные крошки. Давайте и мы покормим птичек. (На доску вывешивается изображение ветки дерева с кормушкой, картинки с изображением птиц).

7. Дидактическая игра «У кормушки». Учить детей пользоваться в речи предлогами к, от, над.

Логопед: Кто летит к кормушке? Кто улетает от кормушки? Кто пролетает над кормушкой?

Дети: Снегирь летит к кормушке. Синица улетает от кормушки. Свиристель пролетает над кормушкой.

8. Развитие мелкой моторики «Кормушка».

Сколько птиц                                        (Ритмично сжимают и

к кормушке нашей                                разжимают  кулачки).

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,                          (На каждое название птиц

Шесть щеглов и голубей,                    загибают по одному пальчику).

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек.                     (Опять ритмично сжимают и

                                                               разжимают  кулачки).

9. Дидактическая игра «Весёлый счёт». Согласование существительных с числительными два и пять.

Логопед: Вот как много птичек. Давайте их посчитаем.

Дети: Одна сорока, две сороки, пять сорок. И т.д.

Логопед: Молодцы, ребята! К сожалению, нам пора прощаться с птичками и возвращаться в детский сад. Но всех этих птиц вы каждый день можете встретить на улице. А кормушки, мы обязательно повесим на площадке.

10. Итог.

Логопед: Понравилось вам путешествие? Что понравилось больше всего? Какие игры вы запомнили? Как нужно относиться к птицам? Как люди могут помочь птицам перезимовать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе «КАК ДЕТЕНЫШИ В ДЕТСКИЙ САД ХОДИЛИ»

На занятии в игровой форме дети закрепляют знания о домашних животных и их детенышах, учатся использовать в речи падежные конструкции....

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ в старшей логопедической группе для детей с ТНР Тема: «Ранняя весна».

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙв старшей логопедической группе для детей с ТНР Тема: «Ранняя весна»....

Конспект фронтального занятия по формированию лексико - грамматической компетенции в старшей группе для детей с ОНР

Конспект фронтального занятия по формированию лексико - грамматической компетенции в старшей группе для детей с ОНР подготовлен в помощь воспитателям коррекционных групп и молодым учителям - логопедам...

Конспект. Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. «ВОЗДУХ»

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. «ВОЗДУХ»Цель: формировать лексико-грамматические категории и связную речь, вызвать у детей интерес...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи на тему: Cоставление загадок-описаний о зимующих птицах.

Материал занятия направлен на закрепление представлений детей об особенностях  внешнего вида и повадках зимующих птиц....

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель»....