Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи на тему: Cоставление загадок-описаний о зимующих птицах.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Материал занятия направлен на закрепление представлений детей об особенностях  внешнего вида и повадках зимующих птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по

формированию лексико-грамматического строя речи.

Лексическая тема: Зима. Зимующие птицы.

Тема занятия: Составление загадок-описаний о зимующих птицах.

Цель: закреплять представления детей об особенностях  внешнего вида и повадках зимующих птиц.

Коррекционно-образовательные задачи: 

  • Учить детей составлять загадки-описания с помощью опорной схемы.
  • Учить образовывать сложные слова. Упражнять в употреблении существительных в косвенных падежах, в образовании притяжательных прилагательных.
  • Упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом «а».

Коррекционно-развивающие задачи: 

  • Развивать зрительное внимание, слуховое восприятие, мышление, общую и мелкую моторику, речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные задачи: 

  • Воспитывать любовь к живой природе, бережное и заботливое отношение к птицам.

Используемые  коррекционно-развивающие технологии:

  • Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
  • Личностно-ориентированная технология сотрудничества «Взрослый - ребёнок»

Оборудование: Игрушка-снеговик; презентация «Зимующие птицы» с заданиями; мяч – «снежный ком»; карточки-схемы для составления  сложносочиненных предложений с союзом «а»; схема для составления описательного рассказа о птицах, запись вороньего карканья.

Ход:

1. Организационный момент. Фрагмент презентации «Зимующие птицы»

 Логопед: У нас сегодня необычное занятие. Я предлагаю вам отправиться на прогулку в зимний парк. Закройте глаза (Крутись-вертись – в зимнем парке очутись). Открывайте глаза. Ой, ребята, нас кто-то встречает. Кто это? (Снеговик). Снеговик приготовил для нас загадки о своих соседях.

Посмотрите на экран и отгадайте загадки.

2. Уточнение представлений о частях тела птиц.

Логопед: Снеговик приготовил для нас задания. Назовите части тела, которые есть только у птиц. ( Клюв, крылья, перья). На какие части тела зверей и человека они похожи?

3. Образование сложных слов.

Логопед: Снеговик предлагает вам поиграть. Для игры он приготовил снежный ком. На вопрос отвечает тот, кому будет брошен комок.

- Если у дятла острый клев, то он какой?

- У синицы желтая грудка, то она какая?

- У снегиря красная грудка.

- У сороки длинный хвост.

- У совы большие глаза.

- У воробья короткий клюв.

4. Развитие мелкой моторики, образование притяжательных прилагательных.

Логопед: А теперь представим, что наши пальчики – это маленькие птенчики, которые сидят в гнезде. Птенчики будут чистить свои клювики.

Пальчиковая гимнастика (Мизинец правой руки скользит по мизинцу левой  руки и т.д.)

Логопед: Снеговик приготовил для нас еще одно задание. В парк пришел художник, решил нарисовать птиц, но свои работы не закончил. Чего не хватает на рисунках? (У снегиря не хватает грудки, у воробья – лапки, у сов – глаз, у вороны – клюва). Индивидуально: Что ты будешь дорисовывать? Чьи глаза ты рисуешь? Какие у совы глаза? и т. п.).

5. Активизация и уточнение глагольного словаря.

Логопед: Стоял снеговик, слушал птичьи голоса, хотел услышать голос каждой птицы, но, кажется, он что-то перепутал. Снеговик говори: « Голубь чирикает». Правильно? Как надо сказать? и т.д.

Логопед: Мы очень помогли снеговику, теперь он будет различать голоса птиц и никогда их не перепутает. (Слышится карканье вороны). А это чей голос?

6. Физминутка.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар! (Громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар! (Громко)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар-кар-кар! (Тихо)

7. Составление сложносочиненных предложений с союзом «а».

Логопед: Ребята, у снеговика для нас еще одна загадка:

Что за стол среди берез под открытым небом?

Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

На слайде появляется кормушка с птицами.

Логопед: Снеговик думает, что все птицы едят только хлеб и зернышки. Так ли это?

Составление предложений по картинкам –схемам.(Каждый  ребенок составляет индивидуально).

8. Составление загадок-описаний по опорной схеме

Логопед: Снеговик задавал нам задания. Давайте и мы загадаем снеговику загадки о зимующих птицах, а составить их нам поможет эта схема. (Дет составляют

 загадки о любых зимующих птицах. Снеговик не может отгадать,  дети помогают).

9. Итог занятия.

Логопед:  Трудными оказались ваши загадки для снеговика. Он их запомнит и загадает другим ребятам. А что для вас было трудным на занятии? Что понравилось? А теперь пора возвращаться в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе «КАК ДЕТЕНЫШИ В ДЕТСКИЙ САД ХОДИЛИ»

На занятии в игровой форме дети закрепляют знания о домашних животных и их детенышах, учатся использовать в речи падежные конструкции....

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ в старшей логопедической группе для детей с ТНР Тема: «Ранняя весна».

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙв старшей логопедической группе для детей с ТНР Тема: «Ранняя весна»....

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка. Тема «Профессии».

обобщить знания по теме «Профессии»;обучить диалогической форме обобщения;научить голосом, движениями показывать особенности своих персонажей,формировать навык последовательно и выразительно передават...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка.Тема "Профессии".

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка...

Конспект. Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. «ВОЗДУХ»

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. «ВОЗДУХ»Цель: формировать лексико-грамматические категории и связную речь, вызвать у детей интерес...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель»....