Конспект. Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. «ВОЗДУХ»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Блажеева Екатерина Владимировна

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи.

 

«ВОЗДУХ»

Цель: формировать лексико-грамматические категории и связную речь, вызвать у детей интерес к познанию нового, удовлетворить их естествен­ную потребность в изучении окружающего мира в доступной и необычной для них форме.

Задачи:

—       формировать у дошкольников представления об окружающем мире;

—       стимулировать любознательность;

—       познакомить с понятием воздух, значением дыхания для человека;

—       расширить словарный запас («стихия», «воздушное движение», «шприц»);

 

I часть«Поиск воздуха»

Цель. Как обнаружить воздух.

Материалы и оборудование. Султанчики, ленточки, вата (комочек), пакет, трубочки для коктейля, емкость с водой.

Ход. (опыт № 1) «Воздух вокруг нас»Педагог предлагает детям доказать с помощью предме­тов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предме­ты, показывают опыт самостоятельно или по подсказке педагога (наду­вают полиэтиленовый пакет).

«Воздух внутри нас» (опыт № 2)С помощью педагога объясняют происходящие процессы на основе результата действий с предложенным оснащением (на­пример, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду).

Чтобы убедиться, что воздух есть внутри нас, нужно подуть  в трубочку в стакан чик с водой.

Результат. При надувании пакета воздух попадает внутрь. Если дуть в трубочку, конец которой опущен в воду, на воде появляются воздушные пузырьки и т. д.

Вывод. Внутри нас есть воздух, который мы вдыхаем из окружающей среды. Когда мы дуем в трубочку или в пакет —  мы выдыхаем воздух. Демонстрация легких.

II часть «Упрямый воздух» (опыт № 2)

Цель. Показать, что воздух при сжатии занимает мень­ше места, сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

Материалы и оборудование. Шприцы (без иголок) для каж­дого ребенка, емкость с подкрашенной водой.

Ход. Дети рассматривают шприц, его устройство (цилиндр, поршень) и с помощью педагога демонстрируют действия с ним: отжимают поршень вверх, вниз без воды, пробуют отжать поршень, когда пальцем закрыто отверстие. Затем дети наби­рают воду в шприц, когда поршень вверху и внизу. Педагог предлагает детям объяснить результаты опыта, рассказать о своих ощущениях при выполнении действий.

Результат. Отжать поршень, когда закрыто отверстие, очень трудно, невозможно. Если поршень вверху в шприце, воду набрать невозможно.

Вывод. Воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы даже воду.

ФИЗМИНУТКА

III часть «Свечка в банке»

Цели. Показать детям на опыте, что при горении изменя­ется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить детей со способами тушения огня.

Материалы и оборудование. Свеча, банка, спички.

Ход. Педагог предлагает детям выяснить, как можно по­гасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пла­мени и не задувая свечу. Вместе с педагогом дети проводят опыт: зажигают свечу, накрывают ее банкой и наблюдают до тех пор, пока свеча не погаснет. Педагог подводит детей к выводу: для горения нужен воздух.

Результат. Свеча, закрытая банкой, через некоторое время гаснет.

Вывод. Для горения нужен воздух, который при этом превращается в кислород. Поэтому, когда доступ воздуха к огню закрыт, огонь гаснет. Люди это используют для тушения огня при пожарах (вода при высокой тем­пературе превращается в пар и препятствует доступу кис­лорода). Можно засыпать пламя землей или песком (тогда кислород не будет поступать и пламя погаснет).

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozduh.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи.

«ВОЗДУХ»

Цель: формировать лексико-грамматические категории и связную речь, вызвать у детей интерес к познанию нового, удовлетворить их естественную потребность в изучении окружающего мира в доступной и необычной для них форме.

Задачи:

  • формировать у дошкольников представления об окружающем мире;
  • стимулировать любознательность;
  • познакомить с понятием воздух, значением дыхания для человека;
  • расширить словарный запас («стихия», «воздушное движение», «шприц»);

I часть«Поиск воздуха»

Цель. Как обнаружить воздух.

Материалы и оборудование. Султанчики, ленточки, вата (комочек), пакет, трубочки для коктейля, емкость с водой.

Ход. (опыт № 1) «Воздух вокруг нас»Педагог предлагает детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по подсказке педагога (надувают полиэтиленовый пакет).

«Воздух внутри нас» (опыт № 2)С помощью педагога объясняют происходящие процессы на основе результата действий с предложенным оснащением (например, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду).

Чтобы убедиться, что воздух есть внутри нас, нужно подуть  в трубочку в стакан чик с водой.

Результат. При надувании пакета воздух попадает внутрь. Если дуть в трубочку, конец которой опущен в воду, на воде появляются воздушные пузырьки и т. д.

Вывод. Внутри нас есть воздух, который мы вдыхаем из окружающей среды. Когда мы дуем в трубочку или в пакет —  мы выдыхаем воздух. Демонстрация легких.

II часть «Упрямый воздух» (опыт № 2)

Цель. Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

Материалы и оборудование. Шприцы (без иголок) для каждого ребенка, емкость с подкрашенной водой.

Ход. Дети рассматривают шприц, его устройство (цилиндр, поршень) и с помощью педагога демонстрируют действия с ним: отжимают поршень вверх, вниз без воды, пробуют отжать поршень, когда пальцем закрыто отверстие. Затем дети набирают воду в шприц, когда поршень вверху и внизу. Педагог предлагает детям объяснить результаты опыта, рассказать о своих ощущениях при выполнении действий.

Результат. Отжать поршень, когда закрыто отверстие, очень трудно, невозможно. Если поршень вверху в шприце, воду набрать невозможно.

Вывод. Воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы даже воду.

ФИЗМИНУТКА

III часть «Свечка в банке»

Цели. Показать детям на опыте, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить детей со способами тушения огня.

Материалы и оборудование. Свеча, банка, спички.

Ход. Педагог предлагает детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая свечу. Вместе с педагогом дети проводят опыт: зажигают свечу, накрывают ее банкой и наблюдают до тех пор, пока свеча не погаснет. Педагог подводит детей к выводу: для горения нужен воздух.

Результат. Свеча, закрытая банкой, через некоторое время гаснет.

Вывод. Для горения нужен воздух, который при этом превращается в кислород. Поэтому, когда доступ воздуха к огню закрыт, огонь гаснет. Люди это используют для тушения огня при пожарах (вода при высокой температуре превращается в пар и препятствует доступу кислорода). Можно засыпать пламя землей или песком (тогда кислород не будет поступать и пламя погаснет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе «КАК ДЕТЕНЫШИ В ДЕТСКИЙ САД ХОДИЛИ»

На занятии в игровой форме дети закрепляют знания о домашних животных и их детенышах, учатся использовать в речи падежные конструкции....

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ в старшей логопедической группе для детей с ТНР Тема: «Ранняя весна».

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙв старшей логопедической группе для детей с ТНР Тема: «Ранняя весна»....

Конспект фронтального занятия по формированию лексико – грамматических категорий у детей с ОНР в группе компенсирующей направленности с ЗПР. (старший дошкольный возраст) Тема: Обувь

Данное занятие можно использовать в работе логопедам. В процессе занятия расширяется словарь по теме" Обувь", а так же направлено на формирование лексико - грамматических категорий....

«Способы словообразования».Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР

Целью данного занятия является  закрепление знания детей с ОНР о разных способах словообразования . Мною поставлены следующие задачи: закрепить умение образовывать уменьш...

конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе.

Тема: Дикие животныеЦель: обобщение представлений о диких животных и их детенышах....

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе «Дикие животные»

Цель: обобщение представлений о диких животных и их детенышах.Задачи:Образовательные:· закрепление и обобщение представлений о диких животных и их детенышах; их внешнем виде, образе жизни, пова...


 

Комментарии

Залесская Галина Валерьевна

Очень интересно,необычно. обязательно возьму на заметку. Успехов в работе