конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Келепури Светлана Валерьевна

Тема: Дикие животные

Цель: обобщение представлений о диких животных и их детенышах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3dikie_zhiv.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе.

Тема: Дикие животные

Цель: обобщение представлений о диких животных и их детенышах.

Задачи:

Образовательные:

· закрепление и обобщение представлений о диких животных и их детенышах; их внешнем виде, образе жизни, повадках.

· уточнение, расширение и активизация словаря по теме “ Дикие животные”;

· обогащение словаря детей синонимами: на материале русской народной сказки “Заюшкина избушка” (трусливый, робкий, пугливый, доверчивый, наивный, легковерный; Выгнала, выпроводила, выставила, вытолкала, иди, уйди, шагай, отправляйся, ступай, не печалься, не огорчайся, не расстраивайся, не горюй, не плач);

· совершенствование грамматического строя речи: усвоение категорий падежей (творительный и предложный падеж имен сущ.ед.ч);упражнение в согласовании существительных с прилагательными.

Коррекционные:

· развитие мелкой моторики;

· развитие зрительного восприятия и внимания;

· развитие слуховой и зрительной памяти;

Воспитательные:

· Воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения ко всему живому.

Оборудование: картинки по теме “Дикие животные”, иллюстрации к сказке “Заюшкина избушка”.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки “ Заюшкина избушка”, игры-драматизации.

Ход занятия

I Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кто назовет лишнее слово и объяснит почему?:

Ландыш, василёк, одуванчик, заяц

Утка, гусь, курица, лось

Собака, кошка, лошадь, лиса

Лопата, топор, молоток, ёж

Платье, рубашка, сарафан, волк

Скворец, ласточка, цапля, медведь

Капуста, морковка, лук, белка.

Корова, свинья, овца, рысь

Апельсин, лимон, абрикос, барсук

Подосиновик, подберезовик, рыжик, кабан

II Основная часть

Логопед называет ещё раз лишние слова: заяц, лось, лиса, ёж, волк, медведь, белка, рысь, барсук, кабан.

Л: Как их назвать ? (дикие животные)

Л: Почему их так называют?

(они живут в лесу, сами строят себе жильё, ищут добычу)

Логопед: Я вам предлагаю поиграть в игру “Доскажи словечко”

Логопед: Вам много читали о диких животных, вспомните и расскажите, кто из них какой?

Игра с мячом “Скажи, какой?”

(Ребенок, поймавший мяч, должен подобрать три наиболее точных определения к животному, которое называет логопед)

Медведь – сильный, большой, мохнатый.

Волк – злой, голодный, хищный

Лиса – хитрая, умная, проворная

Белка – быстрая, запасливая, трудолюбивая

Заяц- трусливый, пугливый, белый.

Логопед: Дети, сейчас наши животные все большие, но когда-то они были маленькими. Постарайтесь назвать, кто кем был?

Игра “ Кто кем был?”

Медведь – медвежонком

Ёж – ежонком

Лиса – лисёнком

Лось – лосёнком

Белка – бельчонком

Волк – волчонком

Барсук – барсучонком

Рысь – рысенком

Заяц – зайчонком

Физминутка “Белка”

Физзарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки прыгнув влево,

На сучок она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево-вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

Игра “Я начну, вы продолжите…”

( Логопед начинает предложение, дети заканчивают)

Барсук и лиса живут в…

Медведь зимует в….

Волк живет в …

Белка прячется в….

Ежик спит в ….

Упражнения с синонимами

Логопед (выставляет картинку к сказке “Заюшкина избушка”)

- Сегодня у вас в гостях старая добрая сказка.

-Как она называется?

-Какие дикие животные встретились в сказке?

- Кто из них главные герои? (заяц и лиса)

-Какая лиса в сказке? (хитрая и злая)

-А сейчас давайте подберем “Слова-приятели” к словам “хитрая” и “злая”.

Игра “Скажи иначе”

“Хитрая” (умная, пронырливая, изворотливая, лукавая)

“Злая” (сердитая, грозная)

- А какой заяц в сказке?

(трусливый и доверчивый)

-Давайте и для этих слов поищем “приятелей”?

(Трусливый - робкий, пугливый;

Доверчивый – наивный, легковерный.)

Игра “ Кто знает другое слово?”

Логопед называет группу синонимов (выпроводила, выставила, вытолкала).

-А сейчас послушайте отрывок из сказки, найдите в нем слово, которое подходит к этим.

Лиса попросилась к зайчику погреться, да его из избушки и выгнала.

Л: уйди, иди, шагай, отправляйся;

“Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!”

Логопед:

-Ребята, сегодня я получила загадочный конверт от героев сказки. А в нем интересные картинки. Вам нужно дорисовать их, и вы узнаете, кто вам прислала свой портрет.

(Дети по контуру обводят рисунки диких животных и закрашивают их)

III Итог занятия

Логопед: Дети, о ком мы сегодня говорили? ( о диких животных)

-Какая сказка была сегодня у вас в гостях?

-Сейчас мальчики ещё раз вспомнят и скажут, какой заяц в сказке, а девочки расскажут о лисе.

(Дети вспоминают главные черты характера героев и подбирают синонимы).

Желаем успеха!

нспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе.

Баранова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Детский сад № 4” г. Великие Луки.

Тема: Дикие животные

Цель: обобщение представлений о диких животных и их детенышах.

Задачи:

Образовательные:

· закрепление и обобщение представлений о диких животных и их детенышах; их внешнем виде, образе жизни, повадках.

· уточнение, расширение и активизация словаря по теме “ Дикие животные”;

· обогащение словаря детей синонимами: на материале русской народной сказки “Заюшкина избушка” (трусливый, робкий, пугливый, доверчивый, наивный, легковерный; Выгнала, выпроводила, выставила, вытолкала, иди, уйди, шагай, отправляйся, ступай, не печалься, не огорчайся, не расстраивайся, не горюй, не плач);

· совершенствование грамматического строя речи: усвоение категорий падежей (творительный и предложный падеж имен сущ.ед.ч);упражнение в согласовании существительных с прилагательными.

Коррекционные:

· развитие мелкой моторики;

· развитие зрительного восприятия и внимания;

· развитие слуховой и зрительной памяти;

Воспитательные:

· Воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения ко всему живому.

Оборудование: картинки по теме “Дикие животные”, иллюстрации к сказке “Заюшкина избушка”.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки “ Заюшкина избушка”, игры-драматизации.

Ход занятия

I Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кто назовет лишнее слово и объяснит почему?:

Ландыш, василёк, одуванчик, заяц

Утка, гусь, курица, лось

Собака, кошка, лошадь, лиса

Лопата, топор, молоток, ёж

Платье, рубашка, сарафан, волк

Скворец, ласточка, цапля, медведь

Капуста, морковка, лук, белка.

Корова, свинья, овца, рысь

Апельсин, лимон, абрикос, барсук

Подосиновик, подберезовик, рыжик, кабан

II Основная часть

Логопед называет ещё раз лишние слова: заяц, лось, лиса, ёж, волк, медведь, белка, рысь, барсук, кабан.

Л: Как их назвать ? (дикие животные)

Л: Почему их так называют?

(они живут в лесу, сами строят себе жильё, ищут добычу)

Логопед: Я вам предлагаю поиграть в игру “Доскажи словечко”

Логопед: Вам много читали о диких животных, вспомните и расскажите, кто из них какой?

Игра с мячом “Скажи, какой?”

(Ребенок, поймавший мяч, должен подобрать три наиболее точных определения к животному, которое называет логопед)

Медведь – сильный, большой, мохнатый.

Волк – злой, голодный, хищный

Лиса – хитрая, умная, проворная

Белка – быстрая, запасливая, трудолюбивая

Заяц- трусливый, пугливый, белый.

Логопед: Дети, сейчас наши животные все большие, но когда-то они были маленькими. Постарайтесь назвать, кто кем был?

Игра “ Кто кем был?”

Медведь – медвежонком

Ёж – ежонком

Лиса – лисёнком

Лось – лосёнком

Белка – бельчонком

Волк – волчонком

Барсук – барсучонком

Рысь – рысенком

Заяц – зайчонком

Физминутка “Белка”

Физзарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки прыгнув влево,

На сучок она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево-вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

Игра “Я начну, вы продолжите…”

( Логопед начинает предложение, дети заканчивают)

Барсук и лиса живут в…

Медведь зимует в….

Волк живет в …

Белка прячется в….

Ежик спит в ….

Упражнения с синонимами

Логопед (выставляет картинку к сказке “Заюшкина избушка”)

- Сегодня у вас в гостях старая добрая сказка.

-Как она называется?

-Какие дикие животные встретились в сказке?

- Кто из них главные герои? (заяц и лиса)

-Какая лиса в сказке? (хитрая и злая)

-А сейчас давайте подберем “Слова-приятели” к словам “хитрая” и “злая”.

Игра “Скажи иначе”

“Хитрая” (умная, пронырливая, изворотливая, лукавая)

“Злая” (сердитая, грозная)

- А какой заяц в сказке?

(трусливый и доверчивый)

-Давайте и для этих слов поищем “приятелей”?

(Трусливый - робкий, пугливый;

Доверчивый – наивный, легковерный.)

Игра “ Кто знает другое слово?”

Логопед называет группу синонимов (выпроводила, выставила, вытолкала).

-А сейчас послушайте отрывок из сказки, найдите в нем слово, которое подходит к этим.

Лиса попросилась к зайчику погреться, да его из избушки и выгнала.

Л: уйди, иди, шагай, отправляйся;

“Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!”

Логопед:

-Ребята, сегодня я получила загадочный конверт от героев сказки. А в нем интересные картинки. Вам нужно дорисовать их, и вы узнаете, кто вам прислала свой портрет.

(Дети по контуру обводят рисунки диких животных и закрашивают их)

III Итог занятия

Логопед: Дети, о ком мы сегодня говорили? ( о диких животных)

-Какая сказка была сегодня у вас в гостях?

-Сейчас мальчики ещё раз вспомнят и скажут, какой заяц в сказке, а девочки расскажут о лисе.

(Дети вспоминают главные черты характера героев и подбирают синонимы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »

Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента Детская цель: спасение животных, попавших  в беду....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Одежда.Обувь. Головные уборы»

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».Образовательные задачи:Уточнение  и расширение представления дет...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе «Дикие животные»

Цель: обобщение представлений о диких животных и их детенышах.Задачи:Образовательные:· закрепление и обобщение представлений о диких животных и их детенышах; их внешнем виде, образе жизни, пова...

Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе детей с ОНР Тема: «Зимующие птицы»

Образовательные задачи: 1.Расширение предметного, глагольного словаря и словаря признаков в рамках лексической темы « Зимующие птицы».2.Уточнение семантики слов.3.Практическое усвоение нав...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе

Тема: Зимние виды спорта. Зимние забавы.Цели: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточ­нить признаки зимы; упражнять в составле­нии предложений; активизировать словарь по данной ...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной к школе группе Тема: «Осеннее путешествие»

Расширять и активизировать словарь детей осенними признаками. Совершенствовать речевой слух.Развивать речевое внимание и память детей, умение вслушиваться в обращенную речь. Расширять и уточнять знани...