Собственная методическая разработка "Птицы зимующие и перелётные"
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа) на тему

Романова Александра Аркадьевна

Конспект открытого урока по дифференциации звуков Р-Рь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_ptitsy_11.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста   по теме «Перелётные и зимующие птицы» c использованием ИКТ.

Учителя- логопеда ГБДОУ А.А.Романовой.

Цель:  дифференциация звуков [р] — [рь] в процессе уточнения и закрепеления понятий «перелётные птицы» и «зимующие птицы» у дошкольников с ОВЗ через интеграцию всех образовательных областей.

 Задачи:

Коррекционно -образовательные:

- закрепить понятия «перелётные птицы», «зимующие птицы».

- уточнить внешний вид птиц;

-формировать умение  словообразования детёнышей птиц;

- обогащать предикативный словарь глаголами, обозначающими крики птиц.

- закрепить навык употребления существительных с предлогом «с».

- закрепить умение составления простого распространённого предложения.

Коррекционно- развивающие:

-развивать   навык речеслуховой и произносительной дифференциации звуков [р]- [рь];

-развивать навык фонематического анализа и синтеза;

-развивать силу голоса;

-развивать невербальное и вербально-логическое мышление;

-развивать слуховое внимание;

-развивать зрительное восприятие;

-развивать тонкую, ручную, мимическую, общую моторику;

-развивать дикцию, связную речь.

Коррекционно - воспитательные:

-воспитывать самостоятельность, наблюдательность,  познавательную активность,  ответственность, целеустремлённость, любовь к птицам.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением перелётных и зимующих птиц, закрепление примет зимы и весны, заучивание чистоговорки «Ворона с воронятами», просмотр мультфильма «В стране не выученных уроков», уточнение артикуляционной позиции звуков [Р] , [РЬ] .

Оборудование: CD с презентацией, музыкальное сопровождение.

Интеграция О.О.:

Речевое направление;

Познавательное развитие;

Социально-коммуникативное;

Физическое развитие;

Художественно-эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей (О.О.)

Деятельность педагога

Деятельность детей

I.Оргмомент.

-Здравствуйте ребята!

Приветствуют педагога и гостей.

Речевое направление

- Я попрошу сесть того, кого назову по имени.

Выполняют.

Художественно-эстетическое развитие

-Дети, посмотрите на экран.

Рассматривают пейзаж, слушают музыку.

Познавательное развитие

Речевое развитие

II.Основная часть.

Ребята, как вы думаете, какое время года изображено ?

Как же вы догадались?

Рассуждают.

Познавательное развитие

Речевое развитие

-Ребятки, скажите мне, каких зимующих птичек в названии которых есть звуки р и рь вы знаете ?

 Догадываются и отвечают, рассматривая слайд.

 Рассматривают на слайде  изображения зимующих птиц; вороны, сороки, воробья , снегиря.

Поднимают соответственно  кружки (зелёный или синий).

Познавательное развитие

Речевое развитие

-Ребятки, а знаете ли вы эту птичку?

Предполагают название, рассматривая слайд с изображением тетерева.

-Ребятки, это тоже зимующая птица, но ее можно увидеть , только в лесу.

Уточняют внешний вид птицы.

Познавательное развитие

Ребятки , как вы думаете, В слове «тетерев» звук [Р] звучит твердо или мягко? Кто – нибудь из вас знает как называются птенцы тетерева?

Дают ответы.

Речевое развитие,

Физическое развитие.

-Ребятки, а давайте повторим чистоговорку? (логопед просит детей встать в кружок и  повторить текст с движениями) Тетерев, тетерев , где твои тетеревята? Мои тетеревята – хорошие ребята. Мои тетеревята вам шлют- Привет!

Повторяют вместе с логопедом.

Художественно- эстетическое, познавательное развитие

социально-коммуникативное развитие.

Посмотрите ,сколько зимующих птичек вы знаете! Какие вы молодцы! Давайте присядем на наши места.

Ребятки, посмотрите пожалуйста все ли птички зимующие?

Присаживаются на места.

Рассматривают на слайде с зимним пейзажем изображение журавля. Дают ответы.

познавательное развитие

(Педагог уточняет, что журавль птица перелетная)

Слушают логопеда.

Речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие.

Появляется слайд с весенним пейзажем.

Педагог:

  • Назовите, пожалуйста, перелётных птиц со звуками р и рь.

Рассматривают слайд  с весенним пейзажем.

Называют.

Речевое, социально-коммуникативное.

 -Ребятки, скажите вы знаете , что у птичек весной появляются птенцы?

- Как мы назовем птенцов журавля, скворца, грача, и т. д.

Отвечают.

Называют.

Речевое, познавательное развитие.

 -Ребята , как вы думаете , кто изображен на картине?

- Вы наверное догадались, о ком будем говорить?

Рассматривают слайд с изображением журавля, грача, скворца.

Отвечают.

Речевое, познавательное развитие, физическое развитие.

- Я предлагаю вам немного поиграть.

- Вы согласны?

 Педагог проводит подвижная игру  «Ворона и воронята».

- «Воронята сидят в гнезде, они любопытные и им интересно, что делается внизу».

-Ребятки, давайте        изобразим удивленных воронят.

- Птенчики вытянули шейки и свесили головы вниз.

- Мама ворона заметила и сердито прокричала : кар-кар-кар».

- Птенчики присмирели и тихо ответили : «Кар-кар-кар».

- Ребята, как вы думаете, почему мама ворона рассердилась на воронят?

 -Ребята, сложите  из ладошек «воронье гнездышко» (ладошки лодочкой).

Ребята, покажите, как воронята клюют  крошки, взмахивают крылышками.

 - Давайте выполним движения под текст?

- Возле елочки зеленой,

Скачут ,  прыгают вороны! .

-Из-за корочки подрались, и во все горло раскричались:

-Кар-кар-кар!

Соглашаются или нет.

Отвечают.

Дети выбирают ворону- маму, остальные воронята. (детям раздаются: шапочка вороны и воронят. Рассматривают слайд с изображение вороны и воронят в гнезде

Изображают мимическую позу «удивление».

Подражают педагогу.

Изображают мимическую позу «страх», тихо проговаривая звукоподражание.

Рассуждают.

Складывают «лодочку».

Складывают клювик из пальчиков.

Взмахивают руками.

Дети выполняют  движение,  о котором говорилось в стихотворении.

Кричат звукоподражание.

Физическое развитие, речевое развитие.

- Ребятки, а сейчас наберите в носик воздух и попробуйте повторить на выдохе –

тетерев, воробей, сорока.

Действуют по инструкции, развивая речевое дыхание.

Речевое развитие, познавательное.

-Давайте уточним, как эти птицы общаются между собой? (тетерев бормочет, воробей чирикает, сорока стрекочет) Уточняется, что все перечисленные птички используют звуки р и рь.

Подбирают предикат, составляя тем самым простое предложение.

Социально-коммуникативное, речевое.

Логопед: «Звонит Федя Перестукин и просит помочь составить предложения из слов: хитрая, размочить , ворона, корка, хлеба, составить из символов звуков слово сорока.)

- Поможем ему?

Слышат телефонный звонок.

Составляют предложение.

Составляют схему из символов звуков.

Соглашаются или нет.

Социально-коммуникативное, речевое, познавательное.

III. Заключительная часть.

-Ребята, о ком мы говорили сегодня?

-Что нового вы узнали, а о чём вспомнили?

-Что было самое лёгкое? Трудное?

Затем раздаёт подарки от Феди, благодаря детей.

Рассуждают, высказывают своё мнение.

Получают подарки, благодаря за них Федю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка "Зима в лесу".

Данный конспект занятия включает в себя закрепление понятия "Зима" путем активизации активного словаря детей, различных анализаторных систем через ритмические движения, биологически активных зон через...

Собственная методическая разработка «Дикие животные зимой»

Презентация для ознакомления летей с животными, живущими в лесу, их внешним видом, жилищем. А также развитием речи: составлением простого нераспространенного предложения....

Методическая разработка для родителей по теме: "Зимующие и перелётные птицы".

Методическая разработка для родителей по теме: "Зимующие и перелётные птицы"....

Собственная методическая разработка. Презентация "Зимующие птицы".

Данная презентация способствует формированию лексико-грамматического строя речи....

Критерий 4.1. Пункт4.1.4. Наличие собственных собственных методических продуктов по повышению качества образования.

Программа по духовно-нравственного образованию и воспитанию дошкольников "Культура и традиции русского народа"...