Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с ЗПР.
статья по логопедии на тему

Осиянцева Наталья Владимировна

В данной статье описан опыт работы по развитию мелкой моторики, у детей, с задержкой психического развития.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н. В. Осиянцева

г. Барнаул

МАДОУ «Детский сад № 264 «Маленькая страна»»

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с ЗПР.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова, Н. А. Рычкова).

Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков.

Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи были придуманы и передавались из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик» и др. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга.

Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга[3].

Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д. Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности[7].

Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.

Для определения уровня развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития, при поступлении в ДОУ, мною была проведена диагностика кинетического и кинестетического праксиса.

Результаты диагностики свидетельствуют о том что, в дошкольном возрасте, у данной категории детей, наблюдается отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изо-деятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков.

На основании выше изложенного, мной был сделан вывод о том, что детям с ЗПР необходима систематическая коррекционная работа, с использованием максимально эффективных методов и средств, направленных на повышение уровня развития мелкой моторики.

В своей работе я использовала накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному.

Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьировался в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Работа по развитию движений пальцев и кисти рук проводилась систематически по 2-5-10 минут несколько раз в день. Набор пальчиковых игр был следующего содержания:

Пальчиковые игры со скороговорками.

Пальчиковые игры со стихами.

Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками. Из них дети выкладывали буквы, цифры, ответы на загадки, решали головоломки.

Шнуровки. Задание знакомое еще с младшей группы. В старшем дошкольном возрасте детям предлагалось на деревянной дощечке с дырочками изобразить методом шнуровки печатные буквы и цифры.

Пальчиковый алфавит.

Игры с крупами.

Данные игры помогают не только развить координацию движений и глазомер, но и закрепить зрительные образы букв и цифр.

Игры с пуговицами, кнопками, крючками и бусинами.

Плетение косичек из ниток, разноцветных ленточек. Данное упражнение помогает ребенку развить чувство ритмичности, координировать работу обеих рук.

Самомассаж кистей рук с использованием каштанов.

Развитие графической моторики также является важной частью формирования мелкой моторики, для этого я использовала следующие задания:

Рисование по трафаретам.

Рисование по фигурным линейкам.

Штриховка.

Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.

Работа в занимательных прописях для дошкольников.

Для того чтобы процесс коррекционно-воспитательной работы был более успешным, необходимо координировать свои действия с действиями воспитателей и узких специалистов ДОУ.

Во время игровой деятельности воспитатели так же способствовали развитию мелкой моторики. Детям предлагалось запускать пальцами мелкие волчки, катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики. Большую радость доставляют детям игры с мелкой мозаикой, пазлами. Эти игры так же способствуют творческому воображению, ориентировке в пространстве.

Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук также происходило в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Занятия этими видами деятельности способствовали развитию восприятия, чувства цвета.

Значительное место в работе с детьми отводилось упражнениям с малыми мячами. Для этого использовались несколько видов мячей: разные по размеру, материалу и расцветке, по фактуре, структуре и функциональному значению.

Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей, использовались различные виды инсценирования. Это прежде всего пальчиковый театр. Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитировали движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. Также хорошо зарекомендовал себя театр теней. У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.

Все игры и упражнения проводились по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша было утилитарным и оцененным. Недопускалось переутомление ребенка в игре.

В логопедическом кабинете и группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно и с помощью родителей.

Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет может стать развивающим. Важно создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье – ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы напрямую зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. В связи с чем для родителей в приемной был оформлен уголок, где имелась необходимая информация по развитию мелкой моторики. Проводились родительские собрания и консультации на темы: «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста», «Развитие мелкой моторики как основа подготовки руки ребенка к письму». На таких собраниях родителям не только демонстрировались работы детей, но и была дана возможность вместе с детьми поиграть пальчиками, выполнить совместные работы.

Систематическая работа в данном направлении позволила достичь положительных результатов, что подтверждается проведением повторной диагностики в конце учебного года. Было отмечено что кисти рук, у детей, приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, движения стали координированными, изменился нажим, дети стали правильно держат карандаш, кисточку, перестали испытывать затруднения при использовании ножниц. Дети, с развитой мелкой моторикой, при поступлении в первый класс, не испытывали серьезных трудностей с овладением навыками письма.

Проведенная работа способствовала развитию памяти, внимания, связной речи, дети научились логически мыслить, рассуждать, так же отмечена положительная динамика в коррекции звукопроизношения. Это подтверждает тот факт, что развитие мелкой моторики положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, развивая, тем самым, речь детей.

Таким образом, в результате проделанной работы можно прийти к выводу о том, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Библиографический список:

  1. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития/ Л. Н. Блинова. – М.: НЦ ЭНАС, 2004.
  2. Выгодский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выгодский. – М.: Лабиринт, 1999.
  3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М.: АПН РСФСР, 1961.
  4. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2006.
  5. Жукова, О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно /О. Жукова // Дошкольное воспитание. – 2006. – №11.
  6. Киселева, В. Развитие тонкой моторики /В. Киселева // Дошкольное воспитание. –  2006. – №1.
  7. Эльконин, Д. Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до семи лет / Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1960.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством игр с водой и песком

Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро.  Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня –...

развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «...

Учебно методическое пособие Тема: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста (опыт работы)".

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики провести с детьми углубленную работу в этом направлении....

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей о развитии мелкой моторики рук....

Практические игры и упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Рекомендации для родителей по проведению пальчиковых игр с игрушками, с рамками и вкладышами, с крупой и орехами, с пластилином, тестом и глиной....

Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи"

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи....

"Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития "

quot;Особенности развития мелкой моторики  детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"Специалисты коррекционного профиля отмечают огромное значение мелкой моторики в психи...