Развитие мелкой моторики рук на логопедических занятиях у дошкольников с ОНР
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Огнева Любовь Васильевна

Развитие мелкой моторики рук на логопедических занятиях у дошкольников с ОНР.

Консультация для учителей-логопедов, воспитателей, родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук на логопедических занятиях у дошкольников с ОНР

   С целью развития мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР проводится углубленная работа, в ходе которой решаются следующие задачи:

  1. Формирование мелкой моторики пальцев, кистей рук:
  • развитие точности и координации движений руки, гибкости пальцев рук, ритмичности движений;
  • развитие графических навыков, подготовка руки к письму.
  1. Совершенствуя движения рук, развивать психические процессы:
  • память, речь детей;
  • произвольное внимание;
  • логическое мышление;
  • зрительное и слуховое восприятие;
  • умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

   Реализация поставленных задач осуществляется на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях, на которых используются традиционная и нетрадиционная формы работы.

   Традиционная:

  •  самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
  •  игры с пальчиками с речевым сопровождением;
  •  пальчиковая гимнастика;
  •  графические упражнения: обводка по контуру картинок, штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
  •  предметная деятельность: бумага, глина, пластилин;
  •  игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, пуговицы;
  •  кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней.

Нетрадиционная:

  •  самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, каштанами, воздушными шарами, логопедическими перчатками с нашитыми пуговицами;
  •  игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Игровые упражнения:

  •  «котенок кусается» (прищепки бельевые);
  •  «забавные узелки» (веревка с узелками);
  •  «в зоопарке» (решетка для раковины, подставка под горячее, лист бумаги в клетку 2 х 2);
  •  «лыжники» (пробки от пластиковых бутылок);
  •  «фокусники» (кусок полиэтилена, носовой платок);
  •  игры с мячом (мяч-прыгун);
  •  рисуем пальчиками;
  •  волшебные превращения веревочки;
  •  застегивание пуговиц, крючков, молний, кнопок, замочков;
  •  игры со спичками;
  •  «Золушка» (перебирание круп)
  •  рассказываем стихи руками.

   Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает самомассаж, когда с помощью карандаша, грецкого ореха осуществляется стимуляция активных точек пальцев и ладоней. В упражнениях используются также каштаны, массажные щетки для волос, воздушные шары (наполненные солью, мукой, мелкими камушками), перчатки с нашитыми пуговицами. Дети выполняют упражнения с использованием нетрадиционного материала с большим удовольствием, потому что занятия превращаются в занимательную игру: «пальчики-лыжники», «пальчики-фокусники», «пальчики гуляют по зоопарку».

    Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок.

   Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры – шнуровки, которые развивают не только сенсомоторную координацию и мелкую моторику рук. Они развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева", способствуют развитию речи, развивают творческие способности. В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
    Игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве.

   Можно отметить некоторые преимущества использования конструктора.

  • С поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации игры.
  • При использовании конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже испытывает чувство успеха.
  • Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
  • Конструктор безопасен. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

   Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности.

   В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.

   Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в клетку (графические упражнения) сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5 - 6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее.

   Для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил вводится штриховка. Вместе с тем она является средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения:

  • раскрашивание короткими частыми штрихами;
  • раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
  • центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);
  • штриховка длинными параллельными отрезками.

   При выполнении штриховки необходимо соблюдать правила: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0,3 - 0,5 см). Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем ввести центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками.

   При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата. Для штриховки можно использовать простой и цветной карандаши.

   Перечисленные виды деятельности не могут полностью заменить пальчиковый тренинг, потому что осуществляют их в основном первые три пальца, манипуляции не включают расслабляющих упражнений. Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.

   Необходимо помнить, что пальчиковый тренинг применяется как средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью. Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др.

   Однако, зачастую непродуманное искусственное использование этих упражнений не вызывает у детей интереса к ним и не дает достаточного корригирующего эффекта. Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом. Слушая его, дети одновременно вместе со взрослым "инсценируют" содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук.

   Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления - следуя медицинской терминологии - сочетание попеременного сокращения и расслабления флексоров - мышц-сгибателей и экстензоров - мышц-разгибателей.

   Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

   Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст (до трех-четырех лет), рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день).

Правила проведения пальчикового тренинга для дошкольников:

  • длительность физкультминутки около 2 – 3 минут;
  • количество упражнений в одном комплексе 4 – 5 или 6 – 8 (в зависимости от возраста детей);
  • одно упражнение повторять 4 – 6 раз;
  • пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно (упражнение выполняется сначала правой, потом левой рукой, а затем двумя одновременно);
  • после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы рук;
  • упражнения должны быть разнообразными: развивать подвижность пальцев, их силу и гибкость.  

   Таким образом, пальчиковые упражнения, при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей логопедической группы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития моторики, и в частности- руки, это...

Развитие мелкой моторики рук на логопедических занятиях

В презентации представленны пособия, используемые педагогом на логопедических занятиях по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....

Картотека упражнений развития мелкой моторики в старшей логопедической группе

картотека разработана в соответствии с комплексно-тематическим планированием по ФГОС в старшей логопедической группе. Предназначена для воспитателей, студентов, родителей, учителей-логопедов....

Методический проект "Использование нетрадиционных приемов для развития мелкой моторики рук на логопедических занятиях"

Данный методический проект содержит исследования о влиянии развития мелкой моторики рук на речь ребенка дошкольного возраста. В работе подобраны приемы развития мелкой моторики рук разными нетрадицион...

«Нетрадиционные приемы для развития мелкой моторики рук на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

В статье вы узнаете как с помощью нетрадиционных приемов быстро и интересно развить мелкую моторику рук у детей страршего дошкольного возраста....

Развитие мелкой моторики рук на логопедических занятиях.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук    напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтомупальчиковая гимнастика занимае...