«Нетрадиционные приемы для развития мелкой моторики рук на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»
статья по логопедии (старшая группа)

Пьянзина Елена Владимировна

В статье вы узнаете как с помощью нетрадиционных приемов быстро и интересно развить мелкую моторику рук у детей страршего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Пьянзина Елена Владимировна

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

 СП «Детский сад №17 комбинированного вида», г. Рузаевка

«Нетрадиционные приемы для развития мелкой моторики рук на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучение в школе. Чем богаче и правильнее его речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения речевого развития, общей и мелкой моторики.  Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

 Ученые-нейробиологи, занимающиеся исследованиями функций головного мозга и психического развития детей, неоднократно доказали и подтвердили существование связи между моторикой рук и развитием речи. Учеными  так же доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Кроме того, и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. О пользе развития мелкой моторики написано большое количество книг и статей, и для многих родителей уже давно не секрет, что уровень ее развития оказывает решающее влияние на интеллектуальное формирование ребенка. Как говорил великий педагог Василий Александрович Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. Учитывая интерес детей к современным игрушкам, на занятиях используются такие нетрадиционные средства как детский синтезатор и кукла Барби-гимнастка. Изготовлена кукла с подвижными суставами, что позволяет детям, манипулируя ею, развивать мелкую моторику. В помощь детям разработана таблица с перечнем упражнений для гимнастики Барби.

Возможность использования нетрадиционных средств для развития речи детей была выявлена в результате наблюдения за их общением. Так было отмечено, что у многих детей в разные возрастные периоды появляется желание создать свою языковую систему, которая понятна им одним. Дети придумывают жесты, знаки, обозначающие те или иные буквы, при помощи которых они общаются. Этот факт натолкнул на мысль об использовании в работе с детьми нестандартного метода выполнения артикуляционной гимнастики биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает длительно удержать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога. Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

Для коррекционной работы учителей-логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики с движением органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.  Целью использования данной методики является развитие и совершенствование пальчиковой и артикуляционной моторики.

Особенный интерес у малышей вызывают прищепки. Детям нравится выполнять с ними задания. Их привлекает необычность и новизна каждого упражнения.

Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры-шнуровки по Марии Монтессори.  Почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки: «И руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится», – говорила она.

Для развития мелкой моторики рук нужно только желание и минимальный набор круп под рукой! Игр с крупами великое множество и все они очень положительно влияют на развитие мелкой моторики. Ведь крупы, макароны достаточно мелкие и что бы удержать их в пальчиках, нужен определенный навык. Для начала просто дайте познакомится ребенку с крупой (макаронами, бусинами). Пусть малыш опустит руки в крупу, почувствует ее консистенцию, зажмет в кулачках, после попытается отряхнуть ручки. Следующим этап – полное раздолье для вашей фантазии.

Очень интересны детям игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Упражнения можно выполнять с грецкими орехами, сосновыми шишками, каштанами, косточками абрикоса или персика.

Также для самомассажа подушечек пальцев и ладоней рук можно использовать игольчатые коврики Ляпко и иппликатор Кузнецова.

К нетрадиционным средствам развития мелкой моторики можно отнести использование Су-Джок шариков и колец. Очень полезным считается массаж ими кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей и стоп. Эти участки соответствуют головному мозгу. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места. Применение Су-Джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Также широкой популярностью в работе логопеда начинает пользоваться пескотерапия. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас – речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Опираясь на приёмы работы в песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

Список используемых источников:

  1. Акименко, В. М. Новые логопедические технологии : учебно-метод. пособие / В. М. Акименко. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 105 с.: ил. – (Сердце отдаю детям).
  2. Бушлякова, Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. / Р. Г. Бушлякова. — Детство-Пресс, 2011. — 30 с.
  3. Ивчатова, Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед – 2010. №1. – С. 36-38
  4. Козлова, Н. В. Взаимодействие с семьей в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста (из опыта работы). [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт].  М., 2005-2006.  URL: <#"justify">
  5. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л. В. Лопатина, Серебрякова Н. В.  Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000.  192 с.
  6. Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику / Т. А. Ткаченко. – М. : ЭКСМО, 2014. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по развитию лексико-грамматической стороны речи

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по развитию лексико-грамматической стороны речи, с использованием игровых, личностно-ориентированных и здоровьесберегающих...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)

Конспект  подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)

Конспект  подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи...

Методический проект "Использование нетрадиционных приемов для развития мелкой моторики рук на логопедических занятиях"

Данный методический проект содержит исследования о влиянии развития мелкой моторики рук на речь ребенка дошкольного возраста. В работе подобраны приемы развития мелкой моторики рук разными нетрадицион...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие мелкой моторики и графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи и подготовки руки к письму»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...

Использование приемов нейропсихологии на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Польза  нейропсихологических упражнения  в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями....