Использование приемов нейропсихологии на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Поваляева Галина Александровна

Польза  нейропсихологических упражнения  в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приемов нейропсихологии на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

В своей работе я использую нейропсихологические упражнения хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми дошкольного возраста.

Преимущества использования:

- игровая форма обучения;

-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем – логопедом;

Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы на логопедических занятиях.

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.

  • Двуручное рисование . 

Инструкция: двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук [Ш] или любой другой звук который находиться в работе. Или проговаривая словосочетания с автоматизируемым звуком.

Выкладывание цветными магнитами или шариками «Марблс».

Одновременно двумя руками просим ребенка выложить буквы или картинки разными цветами. Написать одновременно двумя руками буквы, цифры, простые слова.

Двуручные упражнения для развития межполушарных связей

Одновременно вести машинку по круговой дороге

Одновременно рисовать, обводить пальчиками узор

Одновременно показать и назвать букву

Показать букву и картинку, которая начинается на этот звук

Игры на выкладывание одновременно двумя руками

Выкладывание узоров из камней, пуговиц и т.п.

Выкладывание букв при дифференциации звуков. Одновременно выкладываем правой рукой – [З], а левой [Ж]

Выкладываем картинки цветными крышками. Можно брать крышки одного цвета, а можно задание усложнить и попросить ребенка брать крышки разных цветов.

Выкладывание букв или цифр из палочек одновременно двумя руками.

С помощью таких нейроупражнений игр и упражнений ребенок не только запоминает буквы или цифры, но и учится чувствовать своё тело и пространство вокруг. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение). Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь.

Игра: «Собери дорожку к мышкам»

При дифференциации звуков, например [С] и [Ш] логопед ставит перед ребенком задачу, если он услышит звук [С], то берет камушек зеленого цвета левой рукой, если услышит звук [Ш ]– то красный камень - правой рукой. А если в слове встретятся два этих звука, то кладет камни двумя руками одновременно.

Ребенку предлагается построить дорожки из крышек. Задача такая: Правой рукой делает дорожку из красных крышек, а левой рукой из синих.

Руки можно чередовать, а можно усложнить задачу и делать одновременно.

Игра «Цветные мышки»

Детям предлагается нанизывать на хвостик мышкам бусинки, чередуя правую и левую руки.

Нейроигры с пинцетом

На дифференциацию звуков в словах. Если услышишь [Ж] берешь правой рукой желтый помпон, если [З] левой рукой – зеленый.

Ребенку предлагается одновременно двумя руками взять разные цвета и положить в нужную тарелочку. Например, левой рукой, зеленый, правой желтый камушек или помпон.

Игры с мячами (обычными, прыгунами, су-джоку)

1 вариант: на звук [Ш] отбивай мяч правой рукой, на звук [Ж] левой. Или катаем мячик между ладоней, если звук [Ш] то сверху правая рука, если [Ж] – то левая. 2 вариант: при автоматизации звуков ребенок перебрасывает мяч из рук в руки, проговаривая скороговорки.

Таким образом, систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников c нарушением речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых форм фольклора на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Фольклор влияет на все стороны речи: лексическую, грамматическую, звуковую, связную. В работе представлено, как с помощью фольклора развивать речь детей, модель использования малых фольклорных форм (М...

Использование скороговорок на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

рРассказать  о значении скороговорок в развитии речи детей с речевыми нарушениями и пополнить логопедическую копилку текстовым материалом скороговорок....

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Описание используемых здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе со старшими дошкольниками в логопедических группах детского сада...

Использование ИКТ на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Применение компьютерных игр, программ, презентаций на занятиях логопеда и их влияние на коррекцию нарушений речи....

«Нетрадиционные приемы для развития мелкой моторики рук на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

В статье вы узнаете как с помощью нетрадиционных приемов быстро и интересно развить мелкую моторику рук у детей страршего дошкольного возраста....