Логопедические материалы
консультация по логопедии на тему

Материалы в помощь учителям-логопедам ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по преодолению ФФНР у старших дошкольников с использованием игровых технологий

     В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования одним из направлений развития детей является речевое. Стандарт регламентирует целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, в которых говорится, что «ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, может выражать свои мысли и желания, используя речь, строить речевые высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».

    Сформированное фонематическое восприятие у дошкольников является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.

     Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.

        Игра – ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности.  С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.

Применение игровых технологий в работе логопеда позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями.

    Работа по развитию фонематических процессов строится поэтапно:

1 этап (подготовительный) – развитие неречевого слуха.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

Игры, используемые в коррекционной работе на 1 этапе.

-Различение неречевых звуков.

Игра «Тишина»

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

Игра «Узнай по звуку»

Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник).

Игра «Шумовые баночки».

Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.

2 этап - развитие речевого слуха.

Игры, используемые в коррекционной работе на 2 этапе.

- Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса

Игра «Громко-тихо».

Цель: развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие - тихо.

Игра «Три медведя».

Цель: развитие умения менять высоту голоса

Меняя высоту голоса, попросить ребёнка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).

Произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Игра «Близко – далеко».

Логопед издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).

- Дифференциация слов, близких по звуковому составу:

Игра «Слушай и выбирай».

Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак

сок, сук

дом, ком, лом, сом

коза, коса

лужи, лыжи

мишка, мышка, миска

Логопед называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

- Дифференциация слогов

Игра «Что лишнее? ».

Логопед произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Игра «Инопланетянин»

Цель: дифференциация слогов.

Оборудование: шапочка инопланетянина.

Ход: Ребята, к нам с другой планеты прилетел лунатик. Он не умеет говорить на русском языке, но хочет с вами подружиться и поиграть. Он говорит, а вы повторяйте за ним. ПА-ПА-ПО… МА-МО-МУ… СА-ША-СА… ЛА-ЛА-РА… Сначала роль инопланетянина исполняет взрослый, затем ребенок.

-Дифференциация фонем.

Игра «Что просит мышка»

Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез.

Оборудование: игрушка «би-ба-бо» – заяц, муляжи продуктов.

Ход: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодна, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук «А». Аналогично с другими звуками.

3 этап. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

Этот этап имеет определённую последовательность:

- Определение количества слогов в словах разной сложности

- Выделение первого и последнего звука в слове

- Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или  из

предложения.

- Различение звуков по их качественным характеристикам  (гласный-

согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий) ;

- Определение места, количества, последовательности звуков в слове

- Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)

- построение моделей

Игра «Слоговой поезд».

Цель: упражнять детей в делении на слоги.

Паровоз с тремя вагонами. На 1м схема 1 слога, на 2м - из 2х слогов, на 3м-из 3х слогов. Детям необходимо «расселить картинки в нужный вагон.

Игра «Найди к слову схему»

Цель: упражнять детей в делении на слоги.

Предметные картинки, схемы для односложного, двухсложного, трёхсложного слов.

Подобрать слову схему.

Литература:

1. Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда: [Текст] Учебно-методическое пособие. / Л. С. Вакуленко - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

2. Волина В. В. Учимся играя. [Текст] / В. В. Волина – М.: Новая школа, 1994.

3. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. [Текст] / Е. В. Колесникова - М.: Гном и Д, 2000.



Предварительный просмотр:

     

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения особенно ясно стала прослеживаться тенденция к росту детей с речевыми нарушениями. Эти дети часто отличаются низкой познавательной активностью. Причина в том, что большинство воспитанников логопункта соматически ослаблены, у них не правильная осанка, имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы, отмечается недостаточность протекания психических процессов, эмоциональная неустойчивость. Практически у всех детей с речевым недоразвитием страдает память, мышление, внимание.

Как повысить интерес детей к занятиям? Этот вопрос задает себе каждый педагог. Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.

При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет учителя-логопеда.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям были подобраны, модифицированы, игровые методы и приемы.  

Это позволило решить сразу несколько задач:

- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

- повысить познавательную активность и работоспособность детей;

- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.    

Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, они способствуют развитию выразительности речи, формируют произвольное запоминание текстов и движений.

Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з - комарик звенит, р-р-р - собака рычит), то слог для дошкольника - весьма абстрактное понятие.      

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я практикую использование:

“Волшебной палочки”, которая своим стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз. Педагог ударяет палочкой 3 раза и произносит слоги СА-СА-СА – передает палочку ребенку – он должен также ударить 3 раза по столу и повторить СА-СА-СА;           Упражнения “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок ударяет по очереди каждым пальчиком по столу и проговаривает заданный слог 5 раз:                                                                                        

   РА-РА-РА-РА-РА,                                                                                              

РО-РО-РО-РО-РО

РУ-РУ-РУ-РУ-РУ

РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ

РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ                                                                                                                

А затем все 5 “песенок”- слогов “играть” вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

Аналогично выполняется упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

Игры “Проведи слог по звуковой дорожке” одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал. Использование же игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.

 А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:

“Рыбалка”, в аквариуме находятся  рыбки на которых прикреплены буквы и с помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем рыбку и на данный звук подбираем слова. Поймав “рыбки” – слова (т.е. рыбку с картинкой), дети учатся не только правильно произносить слово с автоматизируемым  звуком, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы “Кто это? Что это?”, образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”.

Не менее интересна игра “Веселый кубик ”.

Для развития фонематического восприятия звуков полезна игра со Звукоедом - это герой, (его можно нарисовать или какую-то игрушку назвать «Звукоед») который “похищает” звук из слова, а дети должны спасти звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно: гла...а – глаЗа, к...от – кРот, Алёну...ка – АлёнуШка… Это очень трудно, но доставляет детям удовольствие побыть в роли спасателей и справиться со злодеем Звукоедом. Дети с нетерпением ждут новых встреч с ним.  

Работая над автоматизацией звука в предложениях,  мы играем в эффективную и полезную игру “Живое предложение”, когда дети сами становятся “словами” и, взявшись за руки, образуют “предложение”. Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть “дружными” (согласованными), в конце предложения нужно ставить какой-то знак: . ! ? Дети запоминают жестовый показ знаков: точка – сжатый кулачок, восклицательный знак – на кулачок ставится прямая рука, вопросительный знак – на кулачок ставится рука изогнутая в форме вопроса. Таким образом, не только закрепляется правильное произношение звука в предложениях, но и проводится работа по профилактике дисграфии.  Также можно использовать игровой коврик «Смешарики», переставляя смешариков, можно составлять различные предложения, развивать пространственную ориентацию детей.  Различные тематические шнуровки – многофункциональное пособие, которое используется для развития мелкой моторики (заплести косички, завязать бантики разных цветов, ширины, длины, застегиваем молнии, пуговки, кнопочки). Пособие «Звуковые часы»  используются на любом этапе автоматизации звуков, можно просто называть картинки, на которые показывает стрелка часов, можно придумывать словосочетания, предложения с этими словами.

И вот, наконец, дети довольно неплохо произносят звук в словах и в предложениях, и наступает последний этап автоматизации – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин. Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для того чтобы вызвать интерес я использую пересказы и рассказы с использованием фигурок на фланелеграфе  пересказы-драматизации, стихи-драматизации, очень помогаю народные сказки.

Из вышесказанного, видно, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и качество подготовки их к школе.  

«Список информационных источников»

1. Бойко С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей ( 5 – 7 лет): В помощь учителям – логопедам, воспитателям речевых групп и родителям. – СПб.: КАРО, 2007. -176 с .: ил. – (Серия «Мастер – класс логопеда»).

2. Сизова О.Б. Шесть шагов к развитию речи: Система игровых занятий по развитию речи и психических функций детей дошкольного возраста на основе русских народных сказок. – СПб.: КАРО, 2003. – 48 с., цв. Вкл. – 40 с.



Предварительный просмотр:

           Учить играючи и с любовью

                   Дорогие родители!

   Вы первые и самые важные учителя Вашего ребёнка. Первая его школа - Ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы сможете подарить своему ребёнку на всю жизнь: одна – корни, другая – крылья!

   Сколько бы мы не прожили, постоянно возвращаемся к опыту детства – к жизни в семье: даже убелённый сединами старик продолжает ссылаться на то, «чему учила меня мать», «что мне показал отец», интересно, что люди,  добившиеся успеха в жизни, отмечают значимость того, что даётся ребёнку родителями.

    «Годы чудес» - так называют исследователи дошкольное детство, Закладываемое в это время эмоциональное отношение к людям и жизни, равно как и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию, оставляют неизгладимый след на всём дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

   Радуйтесь вашим детям, даруя им  как готовность к учению через умение слушать, говорить, думать, так и опыт успеха, который они пронесут через всю жизнь,

   И первостепенное внимание следует уделять развитию устной речи как необходи-мой предпосылке умению читать, писать, да и всего остального учения.

  Читайте и перечитывайте Вашему малышу его любимые, неоднократно слышанные, стихи и сказки.  Не готовьтесь к школьной жизни, а живите настоящей жизнью сейчас.

          Речь детей четвёртого года жизни

   К трём годам произносительная сторона речи детей ещё недостаточно сформиро-вана . остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением согласных, отчего речь детей ещё недостаточно чистая и внятная.

Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопрос взрослого и говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время еды).

   Следует отметить, что к трём годам некоторые дети могут освоить и правильно говорить большинство звуков родного языка, кроме «р» и шипящих, или даже все звуки. У некоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи. Например, ребёнок заменяет шипящие и свистящие на «т» и «д» («санки»-

«танки» ). Наблюдается также неправильное формирование отдельных звуков (межзубное, боковое произношение свистящих). Речь некоторых детей крайне неразборчива, а отдельные малыши не говорят совсем.

   К трём годам происходит интенсивное увеличение словаря. В своих высказываниях ребёнок употребляет почти все части речи, овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка.

   В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи.   

       

   Развитие мелкой моторики рук

   Наблюдательный взрослый знает, как при изготовлении поделок вместе с пальчиками ходуном ходит и язык малыша. Но почему бы  ему не двигаться попусту, а произносить слова, фразы, обговаривая совершаемую деятельность? Произнесённое вслух слово быстрее запоминается. Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребёнка.

   Упражнения для пальчиковой моторики можно использовать в течение всего дня. В русском фольклоре немало частушек, потешек, прибауток, поговорок способствующих развитию движений рук и пальцев. Вспомните, мама делает «козу рогатую», «сороку-белобоку», «ладушки». А можно нарисовать целое семейство. Где? А прямо на пальчиках Вашего маленького нарисовать забавные мордашки и проговаривать потешки сопровождая их движениями пальчиков :

              Вот Семён-большак,

              Вот Васька-указка,

              Вот Гришка-серёдка,

              Вот палец безымянный,

              Вот крошка Тимошка-

              Вот моя ладошка.

             Большаку-дрова рубить,

             А тебе-воды носить,

             А тебе- печь топить,

             А малышке-песни петь,

             Песни петь и танцевать-

             Родных братьев потешать

  А можно представить, что пальчики - это семья ребёнка.

               Вот дедушка, вот бабушка,

               Вот папочка, вот мамочка,

           Вот деточка моя-вот вся моя семья.

   Сначала пальчики по очереди кланяются, представляясь. Затем укладываются спать и просыпаются:

              Этот пальчик хочет спать,

              Этот пальчик-прыг в кровать,

              Этот пальчик прикорнул,

              Этот пальчик уж заснул,

              Спит малыш наш до утра…

              Утро! Всем вставать пора!

              Вот дедушка проснулся

              И сладко потянулся,

              Вот бабушка проснулась

              И всем нам улыбнулась,

              Вот папочка проснулся…

              И мамочка проснулась…

              Все вместе улыбнулись!

Прочитав подготовленные нами статьи, Вы узнаете, каким должно быть речевое развитие Вашего ребёнка, и получите полезные практические советы. Искренне надеемся на продолжение сотрудничества и дальнейший конструктивный диалог.

Беседу вела учитель-логопед МДОУ д/с№10

             Башкирцева Елена Петровна

г.Красноуфимск

2010г.

МДОУ детский сад общеразвивающего вида №10 с приоритетным направлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

Беседы учителя-логопеда Башкирцевой Е.П.

Взрослым очень интересно то,

Что всем давно известно:

Как зовут, и кем ты будешь,

И кого ты больше любишь, Маму, папу или братца?-

Всё не могут разобраться.

А вот завтра я поеду

На беседу к логопеду!

Он попросит: порычи.

Он попросит: помычи.

Попищи и пожужжи

И язык мне покажи.

Хорошо пройдёт беседа

У меня и логопеда!

                                    Л. Фадеева   

               

   

Красноуфимск 2010 г.

Вьюга, снежная пурга,

Напряди нам пряжи, Взбей пушистые снега,

Словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи-

Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

Для косматой ели                                              

                                           С. Маршак

Кто, угадай-ка?

Седая хозяйка!

Тряхнёт перинки-

Над миром пушинки!

                                           ( Зима)

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз.

                                          ( Мороз )

Красноуфимск 2006 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 г. Красноуфимска

Как вести себя зимой

Красноуфимск 2006 г.

   

  Зима - очень травматичное время года: лёд, снежные заносы, падающие сосульки-всё это нужно предусмотреть, отпуская ребёнка на улицу. Родители, конечно, хотели бы по возможности оградить своих детей от различных неприятностей и травм. Но оградить наших малышей от всего невозможно, поэтому задача родителей - предостеречь их от опасностей.

        Когда ребёнку 2 - 3 года, от- ветственность за его безопасность на улице полностью лежит на его родителях.  4 - 5 – летний ребёнок по прежнему держится  за  руку матери,  но теперь уже вместе с ней следит за движением.  

   

Запомни, что нельзя делать зимой!

1. Нельзя кататься с горки вблизи приезжей

части.

2. Нельзя гулять в промокшей одежде или

мокрой обуви.

3. Нельзя есть на морозе много                   мороженого.

4. Нельзя заходить за ограничительные флажки при чистке крыши дома.

5. Нельзя ходить по льду водоёмов.

6. Нельзя ходить оп ледяным дорожкам.

7.Нельзя на морозе лизать металл.

8. Нельзя валяться в снегу.

9. Нельзя есть снег и сосульки.

10. Нельзя гулять без шапки.

  Зимние неприятности:

Обморожение - местная травма, полученная в результате образования кристаллов льда в клетках, при температуре ниже точки замерзания.

Первые признаки обморожения:

   Потеря чувствительности, а затем сильная боль, кожные покровы становятся бледными и восковидными или пурпурно-багровыми, на ощупь твёрдыми.

   При первых признаках обморожения пострадавшего следует ввести в ближайшее тёплое помещение, снять промёрзшую обувь, носки, перчатки. Охлаждённые участки следует согреть до покраснения тёплыми руками, лёгким массажем, растираниями шерстяной тканью, дыханием, а затем наложить ватно-марлевую повязку.

 

           Учить играючи и с любовью

                   Дорогие родители!

   Вы первые и самые важные учителя Вашего ребёнка. Первая его школа - Ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы сможете подарить своему ребёнку на всю жизнь: одна – корни, другая – крылья!

   Сколько бы мы не прожили, постоянно возвращаемся к опыту детства – к жизни в семье: даже убелённый сединами старик продолжает ссылаться на то, «чему учила меня мать», «что мне показал отец», интересно, что люди,  добившиеся успеха в жизни, отмечают значимость того, что даётся ребёнку родителями.

    «Годы чудес» - так называют исследователи дошкольное детство, Закладываемое в это время эмоциональное отношение к людям и жизни, равно как и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию, оставляют неизгладимый след на всём дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

   Радуйтесь вашим детям, даруя им  как готовность к учению через умение слушать, говорить, думать, так и опыт успеха, который они пронесут через всю жизнь,

   И первостепенное внимание следует уделять развитию устной речи как необходи-мой предпосылке умению читать, писать, да и всего остального учения.

  Читайте и перечитывайте Вашему малышу его любимые, неоднократно слышанные, стихи и сказки.  Не готовьтесь к школьной жизни, а живите настоящей жизнью сейчас.

Речь детей пятого года жизни

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов. Речь его становиться точнее и богаче по содержанию. Увеличение активного словаря ( от 2500 до 3000 слов к концу года) дает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений. В этом возрасте дети начинают овладевать многочисленной речью. Однако многие все еще не могут без помощи взрослого связно, последовательно и точно пересказать сказку, рассказ. У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Некоторые дети, фиксируя неправильности произношения у своих сверстников, могут, однако не замечать нарушений звучания в собственной речи. Это говорит о недостаточном самоконтроле. На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата даёт возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для артикуляции сложных звуков. Боль- шинство детей к шести годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, саноры, многосложные слова, правильно ставят ударение.

Работа по развитию речевого дыхания

   Источником образования звуков речи является воздушная струя, выдыхаемая из лёгких через гортань , глотку, полость рта или носа наружу.

  • Речевое дыхание является произвольным.
  • Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен.
  • При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.

    Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкой речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

      Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей слабости, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.

Основными задачами при работе над развитием речевого дыхания являются следующие:

  • Вырабатывать свободный плавный удлинённый выдох, используя специальные игровые упражнения.
  • Путём подражания речи взрослого воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.

Рекомендуем начинать работу непроизвольных и таких забавных для ребёнка игровых упражнений:

  • Дутьё через соломинку в стакан с водой.
  • Надувание воздушных шаров.
  • Дутьё на разноцветные вертушки.
  • Игра на духовых музыкальных инструментах.
  • Пускание мыльных пузырей.

При этих упражнениях ребёнок непроизвольно вырабатывает правильное речевое дыхание.

Предложите ребёнку выполнить следующее упражнение:

  • Вдох и выдох через нос;
  • Вдох и выдох через рот;
  • Вдох через нос, выдох через рот;
  • Вдох через рот, выдох через нос.

А ещё можно «тянуть» гласные звуки на выдохе, петь сочетания из гласных: АО, УЫ, ИЗ, ЭАУ, УОА и др.

 

Красноуфимск 2010 г.

МДОУ детский сад общеразвивающего вида №10 с приоритетным направлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

Беседы учителя-логопеда Башкирцевой Е.П.

Взрослым очень интересно то,

Что всем давно известно:

Как зовут, и кем ты будешь,

И кого ты больше любишь, Маму, папу или братца?-

Всё не могут разобраться.

А вот завтра я поеду

На беседу к логопеду!

Он попросит: порычи.

Он попросит: помычи.

Попищи и пожужжи

И язык мне покажи.

Хорошо пройдёт беседа

У меня и логопеда!

                                    Л. Фадеева 

                 

Красноуфимск 2010 г.

                 

           Учить играючи и с любовью

                   Дорогие родители!

   Вы первые и самые важные учителя Вашего ребёнка. Первая его школа - Ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы сможете подарить своему ребёнку на всю жизнь: одна – корни, другая – крылья!

   Сколько бы мы не прожили, постоянно возвращаемся к опыту детства – к жизни в семье: даже убелённый сединами старик продолжает ссылаться на то, «чему учила меня мать», «что мне показал отец», интересно, что люди,  добившиеся успеха в жизни, отмечают значимость того, что даётся ребёнку родителями.

    «Годы чудес» - так называют исследователи дошкольное детство, Закладываемое в это время эмоциональное отношение к людям и жизни, равно как и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию, оставляют неизгладимый след на всём дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

   Радуйтесь вашим детям, даруя им  как готовность к учению через умение слушать, говорить, думать, так и опыт успеха, который они пронесут через всю жизнь,

   И первостепенное внимание следует уделять развитию устной речи как необходимой предпосылке умению читать, писать, да и всего остального учения.

  Читайте и перечитывайте Вашему малышу его любимые, неоднократно слышанные, стихи и сказки.  Не готовьтесь к школьной жизни, а живите настоящей жизнью сейчас.

Речь детей шестого года жизни

     В этом возрасте продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка. Всё чище становится произношение, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания.

     Имея достаточно развитую речь,  ребёнок пытается рассказать, ответить на вопрос так, чтобы окружающим было понятно, что он хочет сказать. Обогащение и расширение словаря осуществляется за счёт названия частей, деталей предметов, а также за счёт овладения навыками словообразования. Хорошей проверкой и показателем полноценного овладения словарём является умение подбирать антонимы (длинный-короткий, высокий-низкий), синонимы (ходить,идти,топать, вышагивать), определения( дождь холодный, сильный, грибной, мелкий).

     Практически установить точный прирост словаря за год от5 до 6 лет очень трудно. За год словарь увеличивается примерно на 1000-1200 слов.

     К данному возрасту мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка.  

Работа по развитию речевого дыхания

   Источником образования звуков речи является воздушная струя, выдыхаемая из лёгких через гортань , глотку, полость рта или носа наружу.

  • Речевое дыхание является произвольным.
  • Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен.
  • При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.

    Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкой речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

      Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей слабости, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.

Основными задачами при работе над развитием речевого дыхания являются следующие:

  • Вырабатывать свободный плавный удлинённый выдох, используя специальные игровые упражнения.
  • Путём подражания речи взрослого воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.

           Учить играючи и с любовью

                   Дорогие родители!

   Вы первые и самые важные учителя Вашего ребёнка. Первая его школа - Ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы сможете подарить своему ребёнку на всю жизнь: одна – корни, другая – крылья!

   Сколько бы мы не прожили, постоянно возвращаемся к опыту детства – к жизни в семье: даже убелённый сединами старик продолжает ссылаться на то, «чему учила меня мать», «что мне показал отец», интересно, что люди,  добившиеся успеха в жизни, отмечают значимость того, что даётся ребёнку родителями.

    «Годы чудес» - так называют исследователи дошкольное детство, Закладываемое в это время эмоциональное отношение к людям и жизни, равно как и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию, оставляют неизгладимый след на всём дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

   Радуйтесь вашим детям, даруя им  как готовность к учению через умение слушать, говорить, думать, так и опыт успеха, который они пронесут через всю жизнь,

   И первостепенное внимание следует уделять развитию устной речи как необходимой предпосылке умению читать, писать, да и всего остального учения.

  Читайте и перечитывайте Вашему малышу его любимые, неоднократно слышанные, стихи и сказки.  Не готовьтесь к школьной жизни, а живите настоящей жизнью сейчас.

Речь детей седьмого года жизни

   Ребёнок шести лет свободно общается со взрослыми и сверстниками, может поддерживать разговор на любую тему, доступную его возрасту.

  Характерным для него становится дифференцированный подход к обозначению предметов ( не просто машина, а легковая, грузовая; не просто обувь, а зимняя и летняя). Ребёнок чаще начинает употреблять в своей речи отвлечённые понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами (золотая осень), понимать метафоры (море смеялось), У ребёнка складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Плавность и точность речи при свободном высказывании является одним из показателей достаточности словарного запаса ребёнка и умения правильно пользоваться им.

  Ребенок способен самостоятельно дать описание картинки, предмета, пересказать содержание небольшого рассказа, придумать сказку, передать свои чувства и впечатления.

   Произносительная сторона речи достигает очень высокого уровня. Дети правильно произносят все звуки родного языка.

   Многие дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие (умеют различать звуки сходные по артикуляционным и акустическим признакам); владеют началами звукового анализа .

Работа по развитию речевого дыхания

   Источником образования звуков речи является воздушная струя, выдыхаемая из лёгких через гортань , глотку, полость рта или носа наружу.

  • Речевое дыхание является произвольным.
  • Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен.
  • При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.

    Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкой речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

      Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей слабости, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.

Основными задачами при работе над развитием речевого дыхания являются следующие:

  • Вырабатывать свободный плавный удлинённый выдох, используя специальные игровые упражнения.
  • Путём подражания речи взрослого воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.



Предварительный просмотр:

           Учить играючи и с любовью

                   Дорогие родители!

   Вы первые и самые важные учителя Вашего ребёнка. Первая его школа - Ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы сможете подарить своему ребёнку на всю жизнь: одна – корни, другая – крылья!

   Сколько бы мы не прожили, постоянно возвращаемся к опыту детства – к жизни в семье: даже убелённый сединами старик продолжает ссылаться на то, «чему учила меня мать», «что мне показал отец», интересно, что люди,  добившиеся успеха в жизни, отмечают значимость того, что даётся ребёнку родителями.

    «Годы чудес» - так называют исследователи дошкольное детство, Закладываемое в это время эмоциональное отношение к людям и жизни, равно как и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию, оставляют неизгладимый след на всём дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

   Радуйтесь вашим детям, даруя им  как готовность к учению через умение слушать, говорить, думать, так и опыт успеха, который они пронесут через всю жизнь,

   И первостепенное внимание следует уделять развитию устной речи как необходи-мой предпосылке умению читать, писать, да и всего остального учения.

  Читайте и перечитывайте Вашему малышу его любимые, неоднократно слышанные, стихи и сказки.  Не готовьтесь к школьной жизни, а живите настоящей жизнью сейчас.

          Речь детей четвёртого года жизни

   К трём годам произносительная сторона речи детей ещё недостаточно сформиро-вана . остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением согласных, отчего речь детей ещё недостаточно чистая и внятная.

Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопрос взрослого и говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время еды).

   Следует отметить, что к трём годам некоторые дети могут освоить и правильно говорить большинство звуков родного языка, кроме «р» и шипящих, или даже все звуки. У некоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи. Например, ребёнок заменяет шипящие и свистящие на «т» и «д» («санки»-

«танки» ). Наблюдается также неправильное формирование отдельных звуков (межзубное, боковое произношение свистящих). Речь некоторых детей крайне неразборчива, а отдельные малыши не говорят совсем.

   К трём годам происходит интенсивное увеличение словаря. В своих высказываниях ребёнок употребляет почти все части речи, овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка.

   В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи.   

           Развитие мелкой моторики рук

   Наблюдательный взрослый знает, как при изготовлении поделок вместе с пальчиками ходуном ходит и язык малыша. Но почему бы  ему не двигаться попусту, а произносить слова, фразы, обговаривая совершаемую деятельность? Произнесённое вслух слово быстрее запоминается. Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребёнка.

   Упражнения для пальчиковой моторики можно использовать в течение всего дня. В русском фольклоре немало частушек, потешек, прибауток, поговорок способствующих развитию движений рук и пальцев. Вспомните, мама делает «козу рогатую», «сороку-белобоку», «ладушки». А можно нарисовать целое семейство. Где? А прямо на пальчиках Вашего маленького нарисовать забавные мордашки и проговаривать потешки сопровождая их движениями пальчиков :

              Вот Семён-большак,

              Вот Васька-указка,

              Вот Гришка-серёдка,

              Вот палец безымянный,

              Вот крошка Тимошка-

              Вот моя ладошка.

             Большаку-дрова рубить,

             А тебе-воды носить,

             А тебе- печь топить,

             А малышке-песни петь,

             Песни петь и танцевать-

             Родных братьев потешать

  А можно представить, что пальчики - это семья ребёнка.

               Вот дедушка, вот бабушка,

               Вот папочка, вот мамочка,

           Вот деточка моя-вот вся моя семья.

   Сначала пальчики по очереди кланяются, представляясь. Затем укладываются спать и просыпаются:

              Этот пальчик хочет спать,

              Этот пальчик-прыг в кровать,

              Этот пальчик прикорнул,

              Этот пальчик уж заснул,

              Спит малыш наш до утра…

              Утро! Всем вставать пора!

              Вот дедушка проснулся

              И сладко потянулся,

              Вот бабушка проснулась

              И всем нам улыбнулась,

              Вот папочка проснулся…

              И мамочка проснулась…

              Все вместе улыбнулись!

Прочитав подготовленные нами статьи, Вы узнаете, каким должно быть речевое развитие Вашего ребёнка, и получите полезные практические советы. Искренне надеемся на продолжение сотрудничества и дальнейший конструктивный диалог.

г. Красноуфимск

МБДОУ детский сад 10

Беседы логопеда

Взрослым очень интересно то,

Что всем давно известно:

Как зовут, и кем ты будешь,

И кого ты больше любишь, Маму, папу или братца?-

Всё не могут разобраться.

А вот завтра я поеду

На беседу к логопеду!

Он попросит: порычи.

Он попросит: помычи.

Попищи и пожужжи

И язык мне покажи.

Хорошо пройдёт беседа

У меня и логопеда!

                                    Л. Фадеева   

                 

г. Красноуфимск

Вьюга, снежная пурга,

Напряди нам пряжи, Взбей пушистые снега,

Словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи-

Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

Для косматой ели                                              

                                           С. Маршак

Кто, угадай-ка?

Седая хозяйка!

Тряхнёт перинки-

Над миром пушинки!

                                           ( Зима)

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз.

                                          ( Мороз )

Красноуфимск 2006 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 г. Красноуфимска

Как вести себя зимой

Красноуфимск 2006 г.

   

  Зима - очень травматичное время года: лёд, снежные заносы, падающие сосульки-всё это нужно предусмотреть, отпуская ребёнка на улицу. Родители, конечно, хотели бы по возможности оградить своих детей от различных неприятностей и травм. Но оградить наших малышей от всего невозможно, поэтому задача родителей - предостеречь их от опасностей.

        Когда ребёнку 2 - 3 года, от- ветственность за его безопасность на улице полностью лежит на его родителях.  4 - 5 – летний ребёнок по прежнему держится  за  руку матери,  но теперь уже вместе с ней следит за движением.  

   

Запомни, что нельзя делать зимой!

1. Нельзя кататься с горки вблизи приезжей

части.

2. Нельзя гулять в промокшей одежде или

мокрой обуви.

3. Нельзя есть на морозе много                   мороженого.

4. Нельзя заходить за ограничительные флажки при чистке крыши дома.

5. Нельзя ходить по льду водоёмов.

6. Нельзя ходить оп ледяным дорожкам.

7.Нельзя на морозе лизать металл.

8. Нельзя валяться в снегу.

9. Нельзя есть снег и сосульки.

10. Нельзя гулять без шапки.

  Зимние неприятности:

Обморожение - местная травма, полученная в результате образования кристаллов льда в клетках, при температуре ниже точки замерзания.

Первые признаки обморожения:

   Потеря чувствительности, а затем сильная боль, кожные покровы становятся бледными и восковидными или пурпурно-багровыми, на ощупь твёрдыми.

   При первых признаках обморожения пострадавшего следует ввести в ближайшее тёплое помещение, снять промёрзшую обувь, носки, перчатки. Охлаждённые участки следует согреть до покраснения тёплыми руками, лёгким массажем, растираниями шерстяной тканью, дыханием, а затем наложить ватно-марлевую повязку.

 

           Учить играючи и с любовью

                   Дорогие родители!

   Вы первые и самые важные учителя Вашего ребёнка. Первая его школа - Ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы сможете подарить своему ребёнку на всю жизнь: одна – корни, другая – крылья!

   Сколько бы мы не прожили, постоянно возвращаемся к опыту детства – к жизни в семье: даже убелённый сединами старик продолжает ссылаться на то, «чему учила меня мать», «что мне показал отец», интересно, что люди,  добившиеся успеха в жизни, отмечают значимость того, что даётся ребёнку родителями.

    «Годы чудес» - так называют исследователи дошкольное детство, Закладываемое в это время эмоциональное отношение к людям и жизни, равно как и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию, оставляют неизгладимый след на всём дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

   Радуйтесь вашим детям, даруя им  как готовность к учению через умение слушать, говорить, думать, так и опыт успеха, который они пронесут через всю жизнь,

   И первостепенное внимание следует уделять развитию устной речи как необходи-мой предпосылке умению читать, писать, да и всего остального учения.

  Читайте и перечитывайте Вашему малышу его любимые, неоднократно слышанные, стихи и сказки.  Не готовьтесь к школьной жизни, а живите настоящей жизнью сейчас.

Речь детей пятого года жизни

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов. Речь его становиться точнее и богаче по содержанию. Увеличение активного словаря ( от 2500 до 3000 слов к концу года) дает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений. В этом возрасте дети начинают овладевать многочисленной речью. Однако многие все еще не могут без помощи взрослого связно, последовательно и точно пересказать сказку, рассказ. У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Некоторые дети, фиксируя неправильности произношения у своих сверстников, могут, однако не замечать нарушений звучания в собственной речи. Это говорит о недостаточном самоконтроле. На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата даёт возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для артикуляции сложных звуков. Боль- шинство детей к шести годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, саноры, многосложные слова, правильно ставят ударение.

Работа по развитию речевого дыхания

   Источником образования звуков речи является воздушная струя, выдыхаемая из лёгких через гортань , глотку, полость рта или носа наружу.

  • Речевое дыхание является произвольным.
  • Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен.
  • При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.

    Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкой речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

      Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей слабости, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.

Основными задачами при работе над развитием речевого дыхания являются следующие:

  • Вырабатывать свободный плавный удлинённый выдох, используя специальные игровые упражнения.
  • Путём подражания речи взрослого воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.

Рекомендуем начинать работу непроизвольных и таких забавных для ребёнка игровых упражнений:

  • Дутьё через соломинку в стакан с водой.
  • Надувание воздушных шаров.
  • Дутьё на разноцветные вертушки.
  • Игра на духовых музыкальных инструментах.
  • Пускание мыльных пузырей.

При этих упражнениях ребёнок непроизвольно вырабатывает правильное речевое дыхание.

Предложите ребёнку выполнить следующее упражнение:

  • Вдох и выдох через нос;
  • Вдох и выдох через рот;
  • Вдох через нос, выдох через рот;
  • Вдох через рот, выдох через нос.

А ещё можно «тянуть» гласные звуки на выдохе, петь сочетания из гласных: АО, УЫ, ИЗ, ЭАУ, УОА и др.

 

г. Красноуфимск

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №10

Беседы логопеда

Взрослым очень интересно то,

Что всем давно известно:

Как зовут, и кем ты будешь,

И кого ты больше любишь, Маму, папу или братца?-

Всё не могут разобраться.

А вот завтра я поеду

На беседу к логопеду!

Он попросит: порычи.

Он попросит: помычи.

Попищи и пожужжи

И язык мне покажи.

Хорошо пройдёт беседа

У меня и логопеда!

                                    Л. Фадеева   

                 

г.Красноуфимск

                 

           Учить играючи и с любовью

                   Дорогие родители!

   Вы первые и самые важные учителя Вашего ребёнка. Первая его школа - Ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы сможете подарить своему ребёнку на всю жизнь: одна – корни, другая – крылья!

   Сколько бы мы не прожили, постоянно возвращаемся к опыту детства – к жизни в семье: даже убелённый сединами старик продолжает ссылаться на то, «чему учила меня мать», «что мне показал отец», интересно, что люди,  добившиеся успеха в жизни, отмечают значимость того, что даётся ребёнку родителями.

    «Годы чудес» - так называют исследователи дошкольное детство, Закладываемое в это время эмоциональное отношение к людям и жизни, равно как и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию, оставляют неизгладимый след на всём дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

   Радуйтесь вашим детям, даруя им  как готовность к учению через умение слушать, говорить, думать, так и опыт успеха, который они пронесут через всю жизнь,

   И первостепенное внимание следует уделять развитию устной речи как необходимой предпосылке умению читать, писать, да и всего остального учения.

  Читайте и перечитывайте Вашему малышу его любимые, неоднократно слышанные, стихи и сказки.  Не готовьтесь к школьной жизни, а живите настоящей жизнью сейчас.

Речь детей шестого года жизни

     В этом возрасте продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка. Всё чище становится произношение, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания.

     Имея достаточно развитую речь,  ребёнок пытается рассказать, ответить на вопрос так, чтобы окружающим было понятно, что он хочет сказать. Обогащение и расширение словаря осуществляется за счёт названия частей, деталей предметов, а также за счёт овладения навыками словообразования. Хорошей проверкой и показателем полноценного овладения словарём является умение подбирать антонимы (длинный-короткий, высокий-низкий), синонимы (ходить,идти,топать, вышагивать), определения( дождь холодный, сильный, грибной, мелкий).

     Практически установить точный прирост словаря за год от5 до 6 лет очень трудно. За год словарь увеличивается примерно на 1000-1200 слов.

     К данному возрасту мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка.  

Работа по развитию речевого дыхания

   Источником образования звуков речи является воздушная струя, выдыхаемая из лёгких через гортань , глотку, полость рта или носа наружу.

  • Речевое дыхание является произвольным.
  • Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен.
  • При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.

    Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкой речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

      Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей слабости, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.

Основными задачами при работе над развитием речевого дыхания являются следующие:

  • Вырабатывать свободный плавный удлинённый выдох, используя специальные игровые упражнения.
  • Путём подражания речи взрослого воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.

           Учить играючи и с любовью

                   Дорогие родители!

   Вы первые и самые важные учителя Вашего ребёнка. Первая его школа - Ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы сможете подарить своему ребёнку на всю жизнь: одна – корни, другая – крылья!

   Сколько бы мы не прожили, постоянно возвращаемся к опыту детства – к жизни в семье: даже убелённый сединами старик продолжает ссылаться на то, «чему учила меня мать», «что мне показал отец», интересно, что люди,  добившиеся успеха в жизни, отмечают значимость того, что даётся ребёнку родителями.

    «Годы чудес» - так называют исследователи дошкольное детство, Закладываемое в это время эмоциональное отношение к людям и жизни, равно как и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию, оставляют неизгладимый след на всём дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

   Радуйтесь вашим детям, даруя им  как готовность к учению через умение слушать, говорить, думать, так и опыт успеха, который они пронесут через всю жизнь,

   И первостепенное внимание следует уделять развитию устной речи как необходимой предпосылке умению читать, писать, да и всего остального учения.

  Читайте и перечитывайте Вашему малышу его любимые, неоднократно слышанные, стихи и сказки.  Не готовьтесь к школьной жизни, а живите настоящей жизнью сейчас.

Речь детей седьмого года жизни

   Ребёнок шести лет свободно общается со взрослыми и сверстниками, может поддерживать разговор на любую тему, доступную его возрасту.

  Характерным для него становится дифференцированный подход к обозначению предметов ( не просто машина, а легковая, грузовая; не просто обувь, а зимняя и летняя). Ребёнок чаще начинает употреблять в своей речи отвлечённые понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами (золотая осень), понимать метафоры (море смеялось), У ребёнка складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Плавность и точность речи при свободном высказывании является одним из показателей достаточности словарного запаса ребёнка и умения правильно пользоваться им.

  Ребенок способен самостоятельно дать описание картинки, предмета, пересказать содержание небольшого рассказа, придумать сказку, передать свои чувства и впечатления.

   Произносительная сторона речи достигает очень высокого уровня. Дети правильно произносят все звуки родного языка.

   Многие дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие (умеют различать звуки сходные по артикуляционным и акустическим признакам); владеют началами звукового анализа .

Работа по развитию речевого дыхания

   Источником образования звуков речи является воздушная струя, выдыхаемая из лёгких через гортань , глотку, полость рта или носа наружу.

  • Речевое дыхание является произвольным.
  • Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен.
  • При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.

    Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкой речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

      Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей слабости, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.

Основными задачами при работе над развитием речевого дыхания являются следующие:

  • Вырабатывать свободный плавный удлинённый выдох, используя специальные игровые упражнения.
  • Путём подражания речи взрослого воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.



Предварительный просмотр:

Речь детей третьего года жизни

В этом возрасте у малышей

произносительная сторона речи сформирована недостаточно. Отсутствие большинства звуков сказывается на произнесении слов, отчего речь детей недостаточно чистая и внятная. Но некоторые дети к трем года могут усвоить и правильно произносить большинство звуков (кроме р, л, шипящих) или даже все звуки.

На третьем году жизни происходит интенсивное накопление словарного запаса, увеличивается число существительных. Ребенок овладевает элементарными грамматическими навыками. Начинает согласовывать прилагательные с существительными.

В речи преобладают простые распространенные предложения. Малыш все реже употребляет звукоподражательные комплексы.

В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активного словаря. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш укрепляет артикуляционный аппарат.

Развитие движений кисти и пальцев рук

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформиронанности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев рук развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Не случайно, движения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.

Тренировку пальцев начинают в самом раннем возрасте: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, палочки.

С 1года детям дают более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узелков, шнуровка.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки..

В более старшем возрасте для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку выполняют выполнение того или другого задания. Родители на себе все демонстрируют.

Примерный комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики

«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного , среднего, безымянного и мизинца.

«Человек»-указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

«Слоненок»-средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный-ноги. Слоненок «идет» по столу.

«Корни деревьев»-кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

«Ножницы»-разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих рук вместе.

«Ноготки»-сильное полусгибание и разгибание пальцев.

«Кулак-кольцо»-пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положение рук меняется.

 

МБДОУ детский сад 10

 г. Красноуфимск

Беседы учителя-логопеда

2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как правильно заполнить аттестационные материалы воспитателю логопедической группы для успешной аттестации.

Уважаемые гости, читая записи, мы всегда размышляем! Прошу оставлять свои мысли в комментариях!Полностью и подробно заполненные аттестационные материалы.Новые критерии для воспитателя логогруппы. 2010...

Конспект логопедического занятия по теме"Образование относительных прилагательных" на материале русской народной сказки"Гуси -лебеди".

Приобщение к истокам русской народной культуры - важная задача педагога детского дошкольного учреждения. А если совместить логопедическую  задачу -образование относительных прилагательных- со зна...

Методичесие материалы взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логопедической группе

Листы взаимосвязи помогут организовать совместную работу учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логопедической группе. Данный материал подобран и систематизирован по лексическим тем...

Логопедическая мнемотехника. Материалы были подготовлены к конкурсу "Копилка инновационных идей"

Напечатанные мною материалы были  приготовлены к конкурсу  «Копилка инновационных идей» на лучшую разработку дидактических материалов по автоматизации звуков в связной речи с исп...

Конспект подгруппового (фронтального) логопедического занятия с применением средств ИКТ у детей старшего возраста с ОНР 3 уровня. (На лексическом материале "Зима. Зимующие птицы.")

Коррекционно-образовательные цели: Закрепление представлений о зиме и ее приметах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме " Зима. Зимующие птицы."Совершенствование грамматическ...

Конспект подгруппового логопедического занятия на материале лексической темы "Хлеб"

Цель занятия. Обобщение знаний детей по теме. Коррекционно-образовательные задачи. Учить детей составлять предложения с однородными определениями.  Коррекционно-развивающие задачи. Уточ...