Конспект логопедического занятия по теме"Образование относительных прилагательных" на материале русской народной сказки"Гуси -лебеди".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Приобщение к истокам русской народной культуры - важная задача педагога детского дошкольного учреждения. А если совместить логопедическую задачу -образование относительных прилагательных- со знакомством с русским бытом, да ещё на материале русской народной сказки, то получится очень интересное и познавательное занятие, на котором дети смогут не только по- другому взглянуть на знакомых с раннего возраста героев, закрепить грамматические категории, но и "испечь" пирожки, научиться пользоваться веретеном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gusi_-lebedi.docx | 411.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование сказок в работе учителя - логопеда по формированию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.
Конспект подгруппового логопедического занятия
по теме « Образование относительных прилагательных»
на материале русской народной сказки « Гуси- лебеди» ( одно из итоговых занятии) ( ОНР, подготовительная к школе группа)
Цели: Закреплять навык образования относительных прилагательных.
Развивать внимание, память, воображение.
Пополнить словарный запас. Объяснить значение устаревших слов
«кудель», « веретено». Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Оборудование: Картонные изображения героев сказки « Гуси-лебеди» на магнитах, иллюстрации из книги « Гуси-лебеди» с рисунками художника Т. Савченко( М.: «Малыш», 1976), куда входят картонные фигурки девочки, братца, Бабы Яги, яблони, берега реки, яблони, печки, мышки, родителей; картонная «миска» с прозрачным окошком, прозрачные пакетики с различными крупами; картинки с изображением деревьев и их листьев; старинное веретено и кусочек ваты; картонное веретено с « нитками»; картонные «пирожки» с разными «начинками» (на каждом – прозрачный кармашек, в который вставляется картинка); мелкие предметы, сделанные из различных материалов(железные, стеклянные, пластмассовые и др.); дидактическая игра « Ателье» ( картонные карточки с наклеенными кусочками тканей).
Приложение №1 (примерные картинки)
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Л.: Ребята, сегодня мы побываем в сказке. А что это за сказка, вы сейчас постараетесь догадаться.
Логопед размещает на магнитной доске картонные фигурки, с изображением героев сказки. Дети определяют, что это за сказка.
Л.: Молодцы, правильно. Отправляемся в сказку, правда, она на новый лад.
2. Основная часть.
Л.: Давайте вспомним, что случилось в начале сказки. ( Детям напоминают начало сказки).
Баба Яга дала задание девочке - прясть кудель. ( Логопед дает объяснение слову «кудель» (это шерсть или хлопок, лен, но еще не нитки, а нечто похожее на ком ваты, из которого делают определенным образом нитки (скручивая определенным образом кудель), а получившиеся нитки накручивают на веретено. Веретено – это предмет, по форме похожий на продолговатую деревянную юлу, которую ставят на острую ножку, вращают на ней и, таким образом, накручивают нитки на веретено). Логопед берет кусочек ваты и показывает детям, как из ваты можно скрутить ниточку, а затем накручивает ее на карандаш или другой продолговатый предмет.
Л.: Баба Яга попросила вспомнить, какие бывают нитки (шерстяные, хлопчатобумажные, шелковые, льняные…).
Л.: Назовите ткани, которые получатся из этих ниток.
Дети называют различные ткани. Если игра вызывает затруднение, то предлагается игра « Ателье» ( картонные карточки с различными видами тканей).
3.Л.: Девочка ответила, испугалась, стала прясть, а мышка попросила:
« Накорми меня кашкой, и я тебе помогу».
Давайте и мы поможем девочке накормить мышку.
Дети проходят к доске, на которой помещена тарелка с прозрачным кармашком, в который можно вложить мешочки с различными крупами. Дети разбирают из контейнера мешочки с крупами и «варят» кашу для мышки, комментируя свои действия.
Д.: У меня гречневая крупа. Я сварю мышке гречневую кашу.
А у меня манная крупа. Я варю манную кашу. И т.д. и т.п..
Л.: Мышка поела кашки, сказала спасибо нам и девочке, велела ей бежать с братцем, а сама стала за девочку отвечать, когда Баба Яга её что – то спрашивала, в благодарность за вкусную кашку.
4. Л.: Итак, девочка, схватив братца, убежала. Бежит она, а тут гуси – лебеди догоняют их. Что попалось на пути? Кого девочка попросила спрятать их?
Д.: Им встретилась молочная речка, кисельные берега.
Л.: Правильно. Но речка сказала, что спрячет их под бережком при условии, если ребята придумают, какая еще сказочная речка может быть. Насмешите речку!
Дети придумывают смешные материалы, из которых будет их речка и её берега.
Д.: Моя речка будет из кефира, значит она кефирная. Моя речка из сметаны, значит, она сметанная, а берега из сыра - сырные. И т.д… (Логопед может предложить слова: творог, масло, мука, мясо, сливки, и др.)
Дети придумывают смешные слова.
Л.: Молодцы, помогли ребятам, насмешили речку, она спрятала наших героев, и гуси пролетели мимо. ( На доске располагается картинка, где дети прячутся под брегом).
5.Л.: Что было дальше? Где пришлось прятаться?
Д.: Они попросили яблоньку спрятать их.
Л.: А яблонька сказала: « Я вас спрячу, если вы скажете, как называются мои веточки, листики, какие они». Назовите, какие листья, ветки, и т.д. у яблоньки.
Дети называют ветки, листья яблони ( яблоневые, НЕ яблочные).
Л.: У яблони под ветками оказались картинки других деревьев и их листьев. ( Логопед достает карточки с изображением деревьев и их листьев, раздает детям). Назовите их, и тогда яблоня спрячет наших беглецов.
Дети выполняют задание.
6. Физминутка.
Л.: Устали наши беглецы, устали и мы. Давайте отдохнем.
Дети слушают стихотворение и выполняют движения, упоминаемые в нем.
Гуси-лебеди летят, унести меня хотят
За леса и за долины в домик на ногах куриных,
Где живет Баба Яга- злая старая карга.
От нее я убегу по крутому берегу.
Бережок из киселя спрячет от гусей меня.
А молочная река даст стаканчик молока.
Гуси – лебеди опять станут в поле догонять.
Я под яблоней спасусь. Что мне лебедь! Что мне гусь!
Парой яблок подкреплюсь, снова в дальний путь пущусь.
Вот и близок дом родной, снова гуси надо мной.
И гогочут, и шумят, за штаны схватить хотят.
Ну, я думаю, пропал! Чуть в канаву не упал.
Но увидел в поле печку, в ней нашел себе местечко.
7.Л.: Бегут наши герои дальше, что же им встретилось?
Д.: Печка с пирожками.
Л.: Правильно! ( На доску помещается картонный рисунок печки). Но печка тоже оказалась непростая. Она спрячет детей, если они отгадают её загадки. Поможем им?
Логопед раздает картонные «пирожки» с разной « начинкой». Дети должны сказать, с какой начинкой пирожок ему достался.
Д.: У меня начинка малиновая. А у меня начинка яблочная. Моя начинка творожная. У меня пирожок с мясной начинкой и т.д. и т.п……
После выполнения задания логопед размещает « пирожки» на доске.
8.Л.: Печка спрятала детей, потому что вы правильно назвали начинку. Молодцы! Гуси не нашли беглецов, они благополучно вернулись домой к родителям. ( На доску выставляются картонные изображения родителей.)
Дети и родители очень благодарны вам за помощь и хотят сделать подарки.
Логопед раздает детям мелкие предметы из « узелка» (пакетика) и просит сказать, из чего предмет, какой он.
Д.: У меня предмет из железа. Он железный. А у меня из стекла –стеклянный. А у меня предмет из дерева – он деревянный. У меня из пластмассы – пластмассовая. И т.д.
Фигурки остаются детям в подарок за помощь.
9. Итог занятия.
-О чем мы говорили?
-Сейчас сядет на ковер тот, у кого была железная фигурка, у кого в пирожке была яблочная начинка. и т.д..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с применением элементов логоритмики по мотивам русской народной сказки "Гуси-лебеди" в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие направлено на развитие слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, у детей с речевыми нарушениями. В ходе занятия ведёт...
Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР на материале русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Проект:краткосрочный, групповой, творческий.Цель:Внедрение в логопедическую работу театрализованных игр, как средство всестороннего развития речи детей....
Логопедическое занятие в старшей группе с ИКТ Тема: «Звук «Л» по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Занятие в игровой форме помогает автоматизировать звук "Л" в словах....
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи на материале русской народной сказки "Три медведя" в подготовительной группе
Обучающие:активизировать словарь по лексическим темам: «Посуда», «Мебель», «Дикие животные»;отрабатывать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы ...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи на материале русской народной сказки "Три медведя" в подготовительной группе
Обучающие:активизировать словарь по лексическим темам: «Посуда», «Мебель», «Дикие животные»;отрабатывать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы ...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи на материале русской народной сказки "Три медведя" в подготовительной группе
развивать зрительное и слуховое внимание;совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;развивать общую и мелкую моторику;развивать мыслительные процессы....
Конспект открытого занятия дл детей старшей группы "Путешествие в русскую народную сказку "Гуси - лебеди"
Конспект открытого занятия дл детей старшей группы "Путешествие в русскую народную сказку "Гуси - лебеди"...