Формирование фонематического слуха. Из опыта работы практического логопеда
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Афонина Любовь Федоровна

Успешное обучение в школе и правильное звукопроизношение дошкольников во многом зависит от уровня сформированности фонематических процессов.

Умение слышать и различать звуки родного языка – это и есть хорошо развитый фонематический слух. В возрасте 4-5 лет родная речь ребенка вызывает интерес как предмет изучения. Дети понимают, что слова звучат по-разному: бывают длинными и короткими, их можно разделить на части, учатся выделять в словах звуки и анализировать их.

Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, я использую игры, направленные на развитие фонематического восприятия. Предлагаю вниманию подборку наиболее полюбившихся детям игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_formirovanie_fs.docx15.97 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование фонематического слуха.

Из опыта работы практического логопеда

Успешное обучение в школе и правильное звукопроизношение дошкольников во многом зависит от уровня сформированности фонематических процессов.

Умение слышать и различать звуки родного языка – это и есть хорошо развитый фонематический слух. В возрасте 4-5 лет родная речь ребенка вызывает интерес как предмет изучения. Дети понимают, что слова звучат по-разному: бывают длинными и короткими, их можно разделить на части, учатся выделять в словах звуки и анализировать их.

Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, я использую игры, направленные на развитие фонематического восприятия. Предлагаю вниманию подборку наиболее полюбившихся детям игр.

Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.

Лото «Подбери картинку»

Цель: развивать фонематическое восприятие и фонематический анализ.

Оборудование: карточки с четырьмя  картинками на разные звуки, из которых две картинки с одинаковым звуком. Два цветных квадрата.

Ход игры. Детям предлагается найти на карточке две картинки с одинаковым звуком. Две оставшиеся картинки нужно закрыть цветными квадратами.

«Светофор»

Цель: развивать фонематическое восприятие и представления.

Оборудование: сигналы трех цветов (красный, зеленый, синий)

Ход игры.  Логопед называет слова с изучаемым звуком или без него. Дети, услышав этот звук поднимают сигнал (красный – гласный звук, зеленый – мягкий согласный, синий – твердый согласный). 

«Звуковые часы»

Цель: развивать фонематическое восприятие, фонематический и слоговой анализ.

Оборудование: «звуковые часы» с различными картинками на циферблате (индивидуальные для каждого ребенка и демонстрационные).

Ход игры. Логопед дает детям различные задания:

Найти слова в которых есть заданный звук.

Найти слова в которых нет заданного звука.

Есть ли у вас слово в названии которого есть звук «и».

Найти слова в которых звук «К» в начале слова, в конце слова, в середине.

Найти самое короткое слово, самое длинное.

Найти слово из 1, 2, 3 слогов.

«Назови кто в поезде»

Цель: развивать фонематическое восприятие, представления и фонематический анализ.

Оборудование:  два паровоза и вагоны с картинками.

Отобрать вагоны, которые поедут в поезде с данным звуком (например со звуком С).

«Зайцы и морковка»

Цель: развивать фонематический анализ и синтез.

Оборудование: полоски с тремя зайцами и морковка.

Ход игры. Логопед называет слова (или раздает детям индивидуальные карточки с предметными картинками), а дети определяют положение заданного звука в слове и угощают зайцев морковкой – первого зайца, если звук находится в начале слова, второго – если звук в середине слова, третьего – если звук в конце слова.

 «Зашифруй слово»

Цель: развивать фонематический анализ и синтез, развивать фонематические представления.

Оборудование: поле для выкладывания схемы слова, предметные картинки.

Ход игры. Ребенку предлагается «записать слово с помощью цветных квадратиков»

 «Звуковая лесенка»

Цель: развивать фонематический анализ

Оборудование: «лесенка», поделенная на квадратики (от 2 до 6) и предметные картинки (на  ковролине).

Ход игры. Дети определяет количество звуков в словах и «сажают» их на соответствующие ступеньки лесенки.

 «Ромашка»

Цель: развивать фонематический анализ и фонематические представления; учить дифференцировать акустически сходные звуки.

Оборудование: поле, серединки цветов с буквами, лепестки с картинками.

Вариант 1. Ребенку предлагается подобрать  лепестки к серединке (например отобрать из картинок со звуком Ш и С лепестки со звуком С).

Вариант 2. Собрать два цветка: один со звуком С, другой со звуком Ш.

«Кубики»

Цель: развивать фонематический анализ и фонематические представления; учить дифференцировать акустически сходные звуки, узнавать графический образ буквы.

Оборудование: поле на котором нарисованы, выложенные из кубиков буквы Л и Р; предметные картинки

(с соответствующими звуками) на небольших квадратиках.

Ход игры. Логопед просит ребенка сложить буквы Л и Р из «кубиков» - букву Л из тех, на которых нарисованы картинки со звуком Л, а букву Р из тех, на которых картинки со звуком Р

 «Жуки и шары»

Цель: развивать фонематический анализ и фонематические представления; учить дифференцировать акустически сходные звуки.

Оборудование: поле с изображением жуков и воздушных шаров; предметные картинки со звуком Ш или Ж.

Ход игры. Ребенок определяет какой из звуков Ш или Ж слышен в слове кладет картинку на шарик (звук Ш) или на спинку жуку (звук Ж).

«Ладошки и шаги»

Цель: развивать слоговой анализ

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры.

Вариант 1. «Сравни» Логопед объясняет детям, что считать слоги можно разными способами и предлагает «отхлопать» слова, «прошагать» их и сравнить результат.

Вариант 2. «Чье слово длиннее?» Дети получают предметные картинки, встают на одну линию  и «прошагивают» свои слова.

 «Магазин игрушек»

Цель: развивать слоговой анализ

Оборудование: игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, петрушка, собака, щенок, лиса, Чебурашка, лягушка, танк.

Ход игры. Детям дается задание купить в магазине  игрушку, в названии которой два слога. Покупая, дети должны четко и ясно произносить ее название, определить количество частей, последовательность звучания каждой части. Затем отбирают игрушки, в названии которых 3 слога.  После этого обсуждается почему не надо брать Чебурашку и мяч.

«Слоговые вагончики»

Цель: развивать слоговой анализ

Оборудование: вагончики с одним, двумя и тремя окошками; предметные картинки с разным количеством слогов.

Ход игры. Детям предлагается «поселить» картинки в вагончики: в вагончик с одним окошком  - слова из одного слога, в вагончик с двумя окошками  - слова из двух слогов, в вагон с тремя окошками – слова из трех слогов.

                                     

«Ребусы»

Цель: учим детей разгадывать ребусы. Тренировать умение выполнять звуковой анализ и синтез.

Оборудование: карточки с картинками.

Ход игры. Ребенку предлагается назвать картинки. Выделив первые звуки, ребенок должен составить новое слово, т.е. разгадать ребус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

В материале дается описание и этапы коррекционной  работы по формированию фонематического слуха с детьми, страдающими нарушениями речи....

Поэтапное планирование подгрупповой работы по формированию фонематического слуха и восприятия, навыков звукового анализа.

Планирование подгрупповой работы по формированию фонематического слуха и             ...

Опыт работы по формированию фонематического слуха у дошкольников на методическом объединении учителей-логопедов

Работа по формированию фонетических представлений и развитию фонематического слуха у дошкольников - одно из основных направлений в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения. Без ...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: Формирование фонематического слуха детей дошкольного возраста

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ:Формирование фонематического слуха детей дошкольного возраста...

Статья. " Фонематический слух. Этапы формирования фонематического слуха"

Аннотация.      Предлагаемая логопедическая статья рассказывает о фонематическом слухе и этапах его формирования. Даёт представление о правильной организации коррекционной раб...

Формирование пространственно – временных ориентировок у детей с ОВЗ дошкольного возраста из практического опыта работы учителя логопеда, дефектолога Мартыновой Е.И.

Практические задания и упражнения для формирования навыков оренровки в пространстве и временти детей дошкольного возраста с ОВЗ...