Совместная работа учителя -логопеда и психолога с детьми ОНР в детском саду.
методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме

Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были крепкими, умными и красивыми, чтобы в будущем они сумели занять достойное место в обществе. В некоторых странах сейчас нередко даже проводятся конкурсы на самого красивого младенца .Но у некоторых детей сразу после рождения возникают болезненные изменения мышечного тонуса и ряд других симптомов, которые затем накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь ребенка, - а впоследствии и взрослого - и на жизнь его родителей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие специалистов доу в коррекционной работе с детьми имеющими разные формы дцп

Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были крепкими, умными и красивыми, чтобы в будущем они сумели занять достойное место в обществе. В некоторых странах сейчас нередко даже проводятся конкурсы на самого красивого младенца .Но у некоторых детей сразу после рождения возникают болезненные изменения мышечного тонуса и ряд других симптомов, которые затем накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь ребенка, - а впоследствии и взрослого - и на жизнь его родителей.

Эти явления известный австрийский врач и психолог Сигизмунд Фрейд в конце девяностых годов прошлого столетия объединил под названием детский церебральный паралич.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка.

 ДЦП развивается в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе.

В отечественной клинической практике выделяют пять основных форм детского церебрального паралича: двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма.

Выраженные двигательные расстройства и нарушения речи при детском церебральном параличе и нарушениях опорно-двигательного аппарата (далее в тексте  ОПД)  могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка. У этих детёй  зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности. Со стороны эмоциональной сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения. Нередко возбудимость сопровождается страхами. Страх нередко возникает даже при простых тактильных раздражениях, при изменении положения тела, окружающей обстановки. Некоторые дети боятся высоты, закрытых дверей, темноты, новых игрушек, новых людей.

Постоянный рост числа детей с разными двигательными нарушениями выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

В нашем детском саду вокруг ребёнка с нарушениями ОПД и ДЦП совместными действиями различных специалистов и воспитателей создаётся единое коррекционно-образовательное пространство. Тесная взаимосвязь учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, педагога-психолога, учителя-дефектолога, инструктора ЛФК  оказалась возможной при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, Целью такого  сотрудничества  является создание  модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими двигательную  патологию, привели нас к идее проведения совместной образовательной деятельности на основе сказок. Необычная форма такого воздействия вызывала интерес у детей, помогала обобщать и закреплять полученные знания.

 Таким образом, организация совместных занятий с детьми имеющих  разную форму ДЦП оказывало стимулирующее воздействие, способствующее социальной интеграции и активному взаимодействию с окружающим миром.

Цель:

. Активизировать познавательную   деятельность.  Расширять знания детей о посуде

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  •   Конкретизировать представления  о назначении посуды, упражнять в правильном употреблении предлогов (в, за, на, из-за),
  • стимулировать речевую активность, обогащать  словарный  запас (употребление имен прилагательных)
  • обучать различным  средствам и способам коммуникации

Коррекционно-развивающие

  • Развивать мыслительные процессы (мышление, память, внимание),
  • речевое дыхание.
  • Повышать эмоциональный тонус,
  • корригировать моторные недостатки

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать творческую активность, подражательность,
  • самостоятельность,
  • навыки сотрудничества, обеспечивающее  каждому ребёнку чувство комфортности и успешности.

 

Взаимодействие специалистов в средняя группа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата ГБДОУ № 20 г. Санкт-Петербурга  

Направленная образовательная  деятельность  

Интеграция областей:         

ТЕМА:    « Поможем Бабушке Федоре»

                ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:  « Посуда»

Цель занятия:  Уточнить знания детей о посуде – название, назначение; активизировать словарь детей по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • уточнить знания детей о посуде, ввести в словарь детей понятия (железная, стеклянная, фарфоровая)

           Вспомнить, для чего нужна посуда.

  • Дифференцировать посуду по принадлежности (кухонная, столовая, чайная)
  • Совершенствование грамматического строя речи: образование относительных прилагательных, образование множественного числа существительного в родительном падеже
  • Расширять словарный запас за счет имен существительных ( чаепитие, сахарница, кофейник, конфетница), имен прилагательных ( кухонный, столовый, чайный)
  • Закреплять в словаре предлоги «в», «на»

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать умение анализировать и обобщать.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание, память.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитание активности, инициативности, бережного отношения к предметам сделанными людьми.

Здоровьесберегающие технологии:

Упражнение и игры на развитие координации речи с движением (игровая гимнастика), развитие тактильно- кинетической чувствительности и мелкой моторики рук (элементы пескотерапии), дыхательная гимнастика (игра с водой), элементы самомассажа.

Оборудование:

 магнитная доска,

Светодиодный мяч,

разноцветная коробка,

магнитофон и  CD- с записями различных звуков,

кукла БИ-БА-БО Федора, ширма,

предметы посуды; кухонной - кастрюля, сковорода; столовая – тарелка,  ложка, вилка. Чайная – чашка, блюдце, чайник, сахарница, ложечка.  Настоящая и игрушечная.

Посуда из бумаги – чашка, кастрюля, ложка.  

Демонстрационный материал  для игры  «Накрой на стол»,

 – картинки с изображением посуды. Песочница с песком для игры с песком. Угощение для детей – печенье.

Для дыхательной гимнастики – 6 стаканов с водой, трубочки.

 

Предварительная работа:

Разучивание логоритмического упражнения «посуда»,  Экскурсия по детскому саду « Кухня»

Ход занятия:

Часть занятия

время(ми)

                    Логопед

                 Дети

организац.

момент

               

           

2. основная часть

Итог занятия

                   

5

15

5

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Раз, два, три, четыре, пять - приглашаю всех играть!

Ребята возьмитесь за руки посмотрите соседу в глаза, улыбнитесь. И пожелаем друг другу доброго утра. А поможет вам в этом волшебный шар, который излучает добро.

Психолог передает шар со словами: Доброе утро Аня…

Развитие фонематического слуха.

Логопед обращает внимание на то, что в групповой комнате, появилась какая – то коробка. Какие вы молодцы ребята, посмотрите вокруг что- у нас нового в группе

-Интересно, что в ней лежит?

Коробка зашевелилась

Да это волшебная коробка, кто, кто в коробке сидит?

- Звук шелеста бумаги

Наверное, там листопад

Не открывается!

- звук, переливающийся воды

Наверное, там дождик

Коробка не открывается!

- звук звенящей посуды

Коробка не открывается.

Так и не отгадали, что в коробке. Давайте откроем и посмотрим, что в коробочке

Коробочка, коробочка откройся, пожалуйста

Открывается

Что же здесь такое?

Ребята как все эти предметы назвать, одним словом.

Чья же она, кто ее здесь забыл.

Появляется Федора

Ох! Ой-ой-ой! Это моя коробочка  и моя посуда.

Логопед: Здравствуй Федора!

Ребята вы помните Федору. А из какой сказки она пришла к нам?

Кажется мне что, и сейчас у Федоры -  горе.

Федора. Охает и качает головой.

Федора от тебя опять посуда убежала!

Федора: ох, опять.

Кушать – то мне надо из чего-то, да и обет варить, котят кормить, вот я и сделала посуду из бумаги.

А вам нравиться: хорошая, красивая!

Логопед: Посуда конечно у тебя красивая, но не прочная и непригодная для того, чтобы в ней готовили обед, и пили чай.

У нас Федора тоже есть посуда. Только она прочная и сделана из разного материала.

Образование прилагательных от  существительного

Игра: Какой, какая, какое?

Ребята, каждый предмет посуды сделан из разного материала. Давайте рассмотрим, из чего сделана посуда и расскажем об этом бабушке Федоре.

Логопед демонстрирует предметы посуды.

-Чашка сделана из Фарфора - она

- Блюдце сделано из фарфора – оно

- чайник сделан из железа – он

- конфетница сделана из стекла – она

- сахарница сделана из дерева  - она

- мы сейчас назвали слова «Фарфоровая, железная, деревянная»

О чем нам рассказали эти слова.

Что это за слова!

Правильно посуда у нас сделана из крепких материалов.

А посуда  Федоры из чего сделана

Федора: Да-Да-да, красивая, хороша!

Как ты думаешь Федора она у тебя прочная!

Федора: Конечно!

Ребята, это так!

Конечно, Федора твоя посуда хороша.

Но мы сейчас проверим, чья прочнее и надежней - твоя из бумаги или наша из фарфора, железа, и стекла.

Выясняем, что произошло с бумагой, что с железом, фарфором и стеклом.

Федора: да вы правы.

Что же мне делать (качает головой, плачет) Как мне быть, как найти мою любимую посуду.

ПЕСКОТЕРАПИЯ

 Федорина посуда ребята спряталась

Логопед подводит детей к песочнице.

Подойдите тихонечко сюда,  давайте ее найдем!

Называйте, начиная со слов « У меня »

Федора:

Вот молодцы, помогли  бабушке!

Федора, а почему от тебя убежала вся посуда

Федора: Пожимает плечами. Да я то - Я ее помыть забыла.

Давайте ребята поможем, научим Федору ухаживать за своей посудой.

Игровая гимнастика (речь + движение)

Кран с водою мы открыли

И посуду перемыли

Терли, терли, мыли, мыли.

Терли, терли, мыли, мыли

Все кругом в воде и мыле!

Федора: вот молодцы деточки помогли, научили

Надо теперь посуду по  местам расставить!

 Ой, вот незадача  забыла я, какая посуда, где стоит. Помогите, уважьте старушку.

Ну, что поможем, ребята.

 Дифференциация по принадлежности. Игра

Ребята,  посуда бывает разная:

 – кухонная -  в которой мама варит обед и ужин.

Столовая - этой посудой мы пользуемся во время обеда, когда кушаем,

Чайная, – из которой мы пьем чай.

 Логопед демонстрирует изображения.

Давайте расставим правильно бабушке Федоре посуду, на кухне.  Каждый предмет на свое место.

Употребление существительных в родительном падеже в единственном  и множественном числе.

Игра: «Скажи со словом много»

Федора: Теперь  у меня много посуды Ребята, сколько чего много у Федоры

Федора показывает картинки

У Федоры много….

Спасибо, спасибо детки. Мне было. Очень интересно. Помогли, пойду теперь в доме приберусь, и гостей буду ждать. В магазин схожу куплю еще посуды: чайной, столовой, кухонной. А это вам угощение от меня к чаю.

Прощается.

Пора нам отдохнуть и попить чаю.

Давайте накроем на стол. Какая посуда нужна для чаепития.

Дыхательная гимнастика

А вот и чайник скоро закипит.

Давайте, изобразим, как бурлит кипящая вода.

Предлагаю детям взять трубочки и стаканчики с водой.

Сделайте глубокий вдох и подуйте в соломинку, не раздувая щек.

Дети, кто к нам сегодня приходил?

что принесла с собой Федора?

из чего была сделана посуда?

А наша посуда, из какого материала сделана?

В какой посуде варят суп?

 Какая посуда нужна, чтобы  обедать, ужинать?

А для чаепития?

Что вам больше всего запомнилось и понравилось?

Молодцы, вы сегодня все очень хорошо занимались!  А теперь подойдите к Валентине Васильевне она даст вам угощение от  бабушке Федоры.

Дети передают светящийся шар по кругу со словами

« Доброе утро Женя,

Доброе утро Саша,

Доброе утро Даша…и т.д.»

Дети высказывают свои предложения

прислушиваются

Перечисляют:

Чашка, тарелка,

Ложка, кастрюля

посуда

Да.

Из сказки «Федорено Горе»

Да

Она Фарфоровая

Оно фарфоровое

Он  Железный

Она стеклянная

Она деревянная

Эти слова нам рассказали о том, какая посуда.

Слова признаки

Из бумаги

Нет

Дети подходят к столу логопеда, на котором стоят тазы с водой, разложена посуда из бумаги и из различных материалов.

Дети, подходят к песочнице и каждый, ищет посуду.

Называю, что нашли:

У меня кастрюля

У меня тарелка

У меня чашка

У меня ложка

У меня сковорода

У меня вилка

У меня блюдце

Делают вращательные движения кистью правой и левой руки,

Правая ладонь на левую, и совершают круговые движения

Как будто моют тарелку.

Кулачком об ладошку трут левой по правой,

правой по левой.

Разводят руками в стороны.

да

Каждый  ребенок подходит и ставит на полотно к соответствующей картинке.

Называют:

У меня  кухонная посуда - Сковорода

…Кастрюля

У меня –столовая посуда тарелка

...ложка

…Вилка

У меня чайная посуда- чашка

…блюдце

…сахарница

Много тарелок

Много чашек

Много ложек

Много кастрюль

Много поварежек

Прощаются

Совместно с логопедом накрывают.

Дуют

Федора

посуду

Из бумаги

Из железа

Стекла

Фарфора

В кухонной

столовая

Чайная

Дети подходят к помощнику воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ.

Планирование работы взаимосвязи учителя-логопеда и педагога-психолога....

Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении

Цель совместной работы: тесное взаимодействие учителя-логопеда и  психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное ра...

Организация совместной работы учителя - логопеда и педагога - психолога в дошкольном учреждении

Представленный опыт работы поможет создать модель коррекционно - развивающей деятельности логопеда и психолога, обозначить основные направления взаимодействия специалистов, разработать систему работы ...

«Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога на логопунте»

Сотрудничество учителя-логопеда и педагога-психолога  предусматривает взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личн...

Справка совместной работы учителя-логопеда со специалистами МБДОУ детского сада № 50, способствующая успешному освоению воспитанниками коррекционной программы.

Справкасовместной работы учителя-логопеда    со специалистами  МБДОУ детского сада № 50, способствующая успешному освоению воспитанниками коррекционной  программы....

Особенности коррекционно-педагогического сопровождения образовательного процесса детей с ОВЗ в рамках совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога

Психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ выявляет те недостатки в развитии речевой и познавательной сферы, которые невозможно определить по-отдельности во время только психологического или то...

совместная работа учителя-логопеда и педагога-психолога

Материал совместной деятельности специалистов учителя-логопеда и педагога-психолога...