Методическая разработка "Логопедический массаж"
методическая разработка по логопедии

Рожкова Ольга Викторовна

 

     В последнее время в практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, логопедический массаж получил широкое применение. Логопедическое воздействие следует осуществлять комплексно. А в том случае, когда ребенку поставлен диагноз «дизартрия», он, бесспорно, просто необходим.

     Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия в тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц. Показания – нарушения тонуса мышц при дизартриях, ринолалиях, заикании.

     Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект. При коррекции речи предусматривается массаж только определенных отделов тела: шейного, верхнегрудного (воротниковой зоны), волосистой части головы, лица.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._raz-ka_-logopedicheskiy_massazh.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 2 городского округа

г. Райчихинска

Утверждаю

Заведующая МДОАУ д/с № 2

Серёжникова С.А.  ________

«_30_» __08_2016 г.

Утвержден педагогическим советом

№ 1 от 31.08 2016г.

Методическая  разработка:

«Логопедический   массаж 

в группе для детей с ФФНР на 2018-19 уч. год».

Разработала:

Учитель-логопед

Выс. кв. категории

Рожкова О.В.

г. Райчихинск, 2016г.

Пояснительная записка:

В последнее время в практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, логопедический массаж получил широкое применение. Логопедическое воздействие  следует осуществлять комплексно. А в том случае, когда ребенку поставлен диагноз «дизартрия», он, бесспорно, просто необходим.

Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия в тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц. Показания – нарушения тонуса мышц при дизартриях, ринолалиях, заикании.

Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект. При коррекции речи предусматривается массаж только определенных отделов тела: шейного, верхнегрудного (воротниковой зоны), волосистой части головы, лица.

Цели логопедического массажа:
- нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
- уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);
- стимуляция проприорецептивных ощущений;
- увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
-активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
- формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.
 

В методической разработке представлены следующие педагогические технологии:

 1.    Игровые технологии, направленные  на развитие умения общаться в коллективе, развитие быстроты реакции, смекалки и т.д. Эти технологии решают следующие задачи:

  • развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
  • воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.).

2.  Здоровьесберегающие технологии,  к которым относятся:

  • физкультурно-оздоровительные, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, массаж, дыхательной гимнастики;
  • социально-психологические, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье:

- Акименко В.М.  Новые  логопедические технологии: учебно-метод. Пособие.

-  Дедюхина Г.В., Яньшина Т.А., Могучая Л.Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом.  

-  Дьякова Е.А.Логопедический массаж.

-  Блысина И. В., Ковшиков В. А. Массаж в коррекции артикуляционных расстройств.

-  Сенрбина А. Ф., Волоскова Н. Н. Комплекс приёмов массажа речевой и мимической мускулатуры при дизартрии. Дизартрия, клинический, нейролингвистический, психолого-педагогический аспекты проблемы. Учебно-методическое пособие.

Ребенку будет достаточно 2-х процедур в неделю,  которые могут проводиться подряд или через день, после индивидуальных занятий по звукопроизношению. Массаж рекомендуется проводить по 10-20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух неделю до двух месяцев. При выраженных тонусах мышц массаж может проводиться в течение учебного года. Длительность одной процедуры  может варьироваться в зависимости от степени поражения, возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и т.д. начальная длительность процедур составляет 5-7 минут, а конечная – 20-25 минут. Во время массажа ребенок не должен испытывать боли, дискомфорта.  
Классификация массажных приемов:
Техника массажа складывается из множества отдельных приемов, которые сводятся к четырем основным: поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
Поглаживание – скольжение руками по коже массируемого, не сдвигая ее в складки, с различной степенью надавливания. Если прием проводится медленно, он снижает тонус. С поглаживания обычно начинают и им заканчивают процедуру, оно же применяется в промежутках между другими приемами.
Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях. Рука смещает кожу, не но не давит вглубь. Быстрое растирание стимулирует, а медленное (9 движений в минуту) расслабляет. У детей с парезами растирание в сочетании с поглаживанием понижает возбудимость двигательных клеток спинного мозга. Растирание усиливает сократительную функцию мышц и повышает их тонус. Под влиянием растирания быстро развивается ощущение тепла в тканях.
Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно проводится путем смещения, растяжения, захватывания, оттягивания тканей одной или двумя руками одновременно. Разминание мышц повышает общую возбудимость организма, рефлекторно влияя на повышение функционального состояния мозговых центров.
Вибрация – передача массируемой части тела колебательных движений.
Также имеются вспомогательные приемы (пиление, штрихование, рубление и т.д.), целью которых является усиление или ослабление физиологического действия основных массажных приемов. Вибрация бывает двух видов:
прерывистая – с отрывом руки от поверхности кожи (покалачивание, постукивание); непрерывистая – колебания предаются без отрыва руки.

Таким образом, к концу учебного года логопедический массаж окажет общее положительное воздействие на организм детей в целом, будет способствовать благоприятному изменению в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Логопедический массаж поспособствует нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и точности движений, развитию кинестетических ощущений.


Противопоказания к массажу :

  • Кожные заболевания (грибковые, гнойные, герпес, трещины, а также гематомы, онкологические заболевания);
  • Инфекционные – ангины, острые лихорадочные состояния, конъюнктивиты, другие  инфекционные заболевания в остром периоде;
  • Стоматологические – стоматиты, любые вмешательства, удаления или выпадения зубов.

Перед проведением курса массажа желательно получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.

Комплекс логопедического массажа - массаж лица и органов артикуляции.


  1. Массаж мышц лица. 

                               
               Для массажа мышц лица используются «рубящие» и скользящие (имитация бритья) движения ребром указательного пальца, поглаживание, похлопывание ладонями и кончиками пальцев. Необходимо делать одинаковое количество движений, как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки.


     Упражнение № 1. Активизация мышц лица. Протрите каждую щеку по кругу по кругу варежкой из махровой ткани. Движения должны быть равномерными и энергичными, начинайте от крыльев носа, двигаясь кверху по направлению к вискам, а от висков - вниз.


     Упражнение № 2. Похлопывание пальцами по лицу ребенка «Побежали пальчики» Пройдитесь быстрыми энергичными движениями по щекам и губам ребенка.


     Упражнение № 3. Похлопывание ладонями по щекам ребенка. Основания кистей взрослого соединены под подбородком малыша, а его щеки охвачены ладонями. Хлопайте энергично, но не очень сильно.


     Упражнение №4. Похлопывание указательным и средним пальцами по губам ребенка. При этом нужно произносить: «М-м-м-м…».


     Упражнение №5. Игра «Звонок». Произносится нараспев:
    - «Стенка, стенка» (при этом надо похлопывать по щекам, как в упражнении№3),
    - «Потолок» (прикоснуться ко лбу),
    - «Две ступеньки» (указательным и средним пальцами похлопать по подбородку и верхней губе),
    - «И - звонок: «Дзыынь!» (нажать указательным пальцем на кончик носа малыша).


     Упражнение № 6. Скользящие (бреющие) движения боковой стороной указательного пальца от висков ко рту малыша.


     Упражнение № 7. Рубящие движения ребром указательного пальца в направлении от висков ко рту.


     

Упражнение № 8. Закрыть рот малыша и придержать нижнюю челюсть. Второй рукой провести от подбородка вниз по шее. Это учит сглатывать слюну.


                    2. Массаж ротовых мышц и языка ребенка


                 Используется массажная зубная щетка или палец взрослого, обернутый бинтом.


     1. Прохлопать кончиками пальцев вокруг рта по часовой стрелке и против часовой стрелки.


     2. То же самое проделать медленнее, останавливаясь и как бы «ввинчиваясь вглубь» при каждом прикосновении.


     3. Помассировать верхнегубные мышцы малыша: похлопать кончиком или подушечкой указательного пальца от носа к верхней губе.


     4. Погладить мышцы ребенка в направлении от носа к верхней губе. Движения выполняется ребром указательного пальца.


     5. Несколько раз нажать пружинящими движениями указательного и большого пальцев на точки в уголках рта. Затем свести уголки губ, имитируя их положение при произнесении звука «У». Обязательно произносить при этом «У-у-у».


     6. Поместить указательный палец под нижнюю губу и подбивать ее вверх до смыкания с верхней губой. Произносить при этом «Ба-ба-ба».


     7. «Пельменьчики»: смыкать губы малыша движениями большого и указательного пальцев. Эти движения должны напоминать те, что совершаются при лепке пирожков или пельменей. Произносите при этом «М-м-м».


     8. Специальную массажную щетку или палец, обернутый бинтом, поместить ребенку в рот, расположив с внутренней стороны щеки. Совершать вращательные движения, поднимая мышцы вверх. Обязательно выполнять движения и справа и слева.


     9. «Перетирать» изнутри мышцы обеих щек. Указательный палец со щеткой или бинтом во рту малыша, большой палец снаружи.


     10. Пальцем поднять кончик языка ребенка к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), произнося при этом «Да-да-да», «Та-та-та».
Массаж языка можно делать специальной массажной или зубной щеткой, хлопая и поглаживая по центру языка от кончика к корню и обратно.


               Окончание массажа. Закрыть малышу рот и указательным пальцем помочь удержать рот закрытым, помочь сглотнуть. Упражнения наращивайте постепенно.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Логопедический массаж".

Методические рекомендации к проведению логопедического массажа...

Учебно-методический материал - «Оздоровительный массаж ног, для детей дошкольного возраста»

Массаж и гимнастические упражнения являются важнейшими средствами для физического развития ребенка/...

Методические рекомендации по профилактике простудных заболеваний с помощью точечного массажа.

Приемы точечного масажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей....

Методические указания к проведению массажа

Цель: изучить методические указания к проведению зондового массажа, познакомится с массажными зондами, предназначением и приемами их использования.План:*принципы проведения массажа;*дозировка и длител...

Некоторые методические рекомендации к проведению логопедического массажа при стёртой дизартрии.

   Целью дифференцированного логопедического массажа при устранении стертой дизартрии является нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры, создание положит...

Методическая разработка "Логопедический массаж с речевым сопровождением"

   Это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приёмов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие измен...

Методическая разработка "Массаж и упражнения для профилактики плоскостопия дошкольников"

Плоскостопие – это заболевание опорно-двигательного аппарата, которое характеризуется уплощением сводов стопы и понижением её амортизирующих свойств. Данная болезнь является наиболее распростран...