Некоторые методические рекомендации к проведению логопедического массажа при стёртой дизартрии.
консультация по логопедии

Тягилева Елена Николаевна

     Целью дифференцированного логопедического массажа при устранении стертой дизартрии является нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры, создание положительных кинестезий в мышцах, которые до этого недостаточно активно участвовали в акте артикуляции звуков.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРОВЕДЕНИЮ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА ПРИ СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИИ

                                                                Подготовила

                 учитель-логопед

                                                                Тягилева Е. Н.

2014г.

Целью дифференцированного логопедического массажа при устранении стертой дизартрии является нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры, создание положительных кинестезий в мышцах, которые до этого недостаточно активно участвовали в акте артикуляции звуков.

РАССЛАБЛЯЮЩИЙ МАССАЖ

Расслабляющий массаж проводится во всех случаях, когда мышечный тонус повышен. Основной целью расслабляющего массажа является общая релаксация, снижение тонуса мышц периферического речевого аппарата, нормализация эмоционального состояния.

Методические указания к проведению расслабляющего массажа

1. Массаж проводится в медленном темпе. Движения рук должны быть ритмичными.

2.  Основными приемами являются поглаживание и легкая вибрация.

3. Массаж начинается с легкого поглаживания, что дает быстрый расслабляющий эффект, которое можно чередовать с обхватывающим поглаживанием, легкая вибрация завершает массажную программу.

4. Расслабляющий массаж должен вызывать у ребенка только приятные ощущения тепла и покоя. При правильном выполнении расслабляющего массажа у ребенка очень быстро устанавливается диафраг- мальный тип дыхания. Ребенок начинает дышать глубоко и ритмично. Это может служить для логопеда объективным показателем правильно проводимой техники логопедического массажа.

5. Руки логопеда должны быть обязательно теплыми.

6. Расслабляющий массаж можно выполнять на присыпке, что способствует быстрому достижению общего релаксационного эффекта. Важно, чтобы присыпка (тальк) была пудрообразной консистенции. Во время массажа на присыпке должно полностью отсутствовать трение между руками логопеда и кожными покровами массируемого и достигаться эффект легкого скольжения.

7.  В том случае, если у ребенка имеется аллергическая реакция на присыпку, расслабляющий массаж можно также выполнять на масле.

8. Расслаблению мышц способствует звучание тихой музыки с медленным, плавным ритмом или проговаривание логопедом, проводящим массаж, формул спокойствия аутогенной тренировки.

9. Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса расслабляющего массажа может быть следующая:

      1) мышцы шеи и плечевого пояса;

      2) мышцы надподъязычные (дна полости рта);

      3) мимическая мускулатура;

      4) мышцы окружности рта;

      5) скелетные мышцы языка;

      6) собственно мышцы языка.

Массаж мышц языка

Нарушение мышечного тонуса всегда в большей степени выражено в мышцах языка. Повышенный тонус мышц языка отмечается значительно чаще, чем пониженный.

Массаж язычных мышц, имеющих сложное строение, производящих тонкие, точные движения в процессе артикуляции, является наиболее сложной процедурой. Кроме того, выполнение массажных движений на языке, как правило, вызывает неприятные ощущения у массируемого.

Следует учитывать и тот факт, что язык достаточно интимная часть тела человека. Массаж мышц языка требует от логопеда предельной точности движений, аккуратности и определенной корректности.

При выполнении массажа должны быть учтены следующие методические указания:

1)  массаж языка проводится только в положении ребенка лежа;

2) дифференцированный массаж мышц языка проводится в медицинских перчатках (латексные либо виниловые), с использованием салфетки (марлевая, нетканое полотно либо любая тонкая ткань).

3) при массаже языка могут использоваться также различные приспособления: зонды, шпатели, зубные щетки, массажеры и массажезаменители;

4) массаж, как правило (но необязательно), проводится при положении языка вне полости рта. Для этого логопед подтягивает язык вперед следующим образом: захватывает кончик языка (через салфетку) так, чтобы большой палец находился сверху, указательный и средний — снизу, и слегка подтягивает его вперед. Захват языка осуществляется левой рукой, а массажные движения — правой;

5) при повышенном тонусе не рекомендуется подтягивать язык вперед больше, чем на одну треть;

6) массажные движения должны проводиться в трех направлениях, соответственно расположению мышц языка: горизонтальном, поперечном и вертикальном;

7) если имеется отклонение языка в сторону при высовывании его вперед, то массажные движения следует выполнять в большей степени на той стороне, в которую язык отклоняется.

После каждого выполненного массажного приема, необходимо сделать небольшую паузу, чтобы ребенок имел возможность закрыть рот, отдохнуть в течение 20-30 секунд, проглотить слюну, если это необходимо.

Расслабляющий массаж языка является наиболее сложной техникой. Это обусловлено тем, что при повышенном тонусе язык трудно удержать вне полости рта, повышенный нёбно-глоточный (рвотный) рефлекс также может значительно затруднять проведение массажа.  В связи с этим при проведении расслабляющего массажа языка необходимо строго выполнять ряд правил:

1) расслабление мышц языка проводить только после расслабления других мышц, особенно мышц плечевого пояса, шеи, дна полости рта, поскольку все эти мышцы тесно связаны со скелетными мышцами языка;

2) движения в расслабляющем массаже в основном направлены от кончика к корню языка;

3) перед началом массажа устанавливается «граница» нёбно-глоточного рефлекса.  Для этого надо постепенно прикасаться к поверхности языка шпателем, двигаясь по средней линии от самого кончика по направлению к корневой части языка. Место, которое связано с появлением рвотного рефлекса, считается «границей» рвотного рефлекса. При повышенном тонусе «граница» рвотного рефлекса может приближаться к средней части языка, а в тяжелых случаях даже к его кончику. В этих случаях массаж следует выполнять крайне осторожно, постепенно заходя за «границу» рвотного рефлекса;

4) если ввиду выраженной спастичности мышц, особенно корня языка, не удается удержать язык вне полости рта, массаж языка начинают внутри полости рта. Постепенно, по мере нормализации тонуса мышц, язык выводится в положение вне полости рта.

Расслабляющая программа мышц языка состоит из 3 частей.

1 часть массажной программы направлена на расслабление скелетных мышц языка.

При расслаблении скелетных мышц языка, все массажные движения проводятся в области дна полости рта, подъязычной кости и области шиловидного отростка. Воздействие на скелетные мышцы языка осуществляется через точки прикрепления скелетных мышц языка к костям черепа или шеи (шиловидный отросток, подъязычная кость), а также в области подборочно-язычной мышцы.

Движения состоят из легких и длительных вибраций в местах точечного воздействия или глубоких медленных поглаживаний по подбородочно-подъязычной мышце и двубрюшной мышце. Надо иметь в виду, что все точечные воздействия совпадают с местом биологически активных точек (БАТ) и оказывают также рефлекторное действие, характерное для данных точек. Кроме этого используются легкие вибрационные движения на самом теле языка, основная задача которых передать вибрацию на скелетные мышцы языка, что способствует их расслаблению.

Движения первой части массажной программы выполняются в следующем порядке:

1. Подушечками указательных или средних пальцев произвести легкую вибрацию точек, находящихся под углами нижней челюсти.

Вместо вибрационных движений можно также проводить легкие вращательные движения в этой же области. Вначале вращательные движения поверхностны, затем постепенно выполняются все с большим надавливанием (вкручивание) а затем снова поверхностны (выкручивание). Данный прием способствует расслаблению подбородочно-язычной и шило-язычной мышц .

2. Указательным пальцем произвести легкие вибрирующие или вращательные движения в области подчелюстной ямки, что способствует расслаблению подбородочно- язычной мышцы.

3. Глубокое медленное проглаживание от подъязычной кости к подбородку.  Оказывает воздействие на подбородочно-язычную мышцу.  

4. Захватить кончик языка правой рукой. Совершать легкие покачивающие движения из стороны в сторону до ощущения мышечного «сопротивления». При выполнении покачивания, важно не переходить за границу мышечного «сопротивления». В процессе покачивания амплитуда движения языка из стороны в сторону должна увеличиваться, что будет свидетельствовать о снижении тонуса шилоязычной мышцы.

5. Захватить кончик языка правой рукой. Совершать легкие покачивающие движения вперед, из ротовой полости, а затем назад, в глубь ротовой полости. Движения плавные, легкие, до границы мышечного «сопротивления». По мере расслабления скелетных мышц языка, амплитуда движений языка вперед-назад должна увеличиваться.

2-я часть программы направлена на расслабление собственно мышц языка.

Данную программу рекомендуется использовать только в том случае, если мышечный тонус языка резко повышен и удержание языка вне полости рта представляется практически невозможным. Эта программа также рекомендуется для детей раннего возраста.

В данной программе проводится инструментальный массаж собственно мышц языка в полости рта. С этой целью используются массажные щеточки для детей 1-го года жизни с разными по конфигурации поверхностями, напальчник с пупырчатой или щетинистой поверхностью, зонды, или указательный палец логопеда (в медицинской перчатке). Проводится инструментальный массаж по поверхности тела языка сверху, по боковым поверхностям и по нижней части тела языка.

К 3-й части программы, целью которой также является в основном расслабление собственно мышц языка, переходят в том случае, если имеется возможность выведения и удержания языка ребенка вне полости рта. В данной программе массаж языка выполняется руками, а точнее подушечками пальцев. Перед проведением данной процедуры, логопед выводит язык вперед из полости рта, удерживая его через салфетку в области передней трети. Надо иметь в виду, что спастичный язык не следует выводить вперед из полости рта больше, чем на 1/2 или 1/4 видимой части языка. Если стараться «вытянуть» язык в большем объеме или прилагать усилия к вытягиванию языка из полости рта, то это может привести к нарастанию тонуса в скелетных мышцах языка. Удержание языка вне полости рта должно быть легким, при возникновении ощущения нарастания мышечного тонуса, необходимо дать отдых ребенку, т. е. дать возможность втянуть язык и закрыть рот. В это время логопед может проводить вибрацию на точках, способствующих расслаблению скелетных мышц языка.

Все массажные движения идут от кончика языка по направлению к корневой части языка до линии небно-глоточного (рвотного) рефлекса, при возможности легко и быстро «переступая» ее и обратным движением возвращаясь к кончику языка. При продвижении к корневой части языка все массажные движения должны быть достаточно легкими, поглаживающими, а при обратном движении (к кончику) допускается легкое нажатие, т. е. растирающее движение, что способствует большему выведению языка кпереди.

Движения третьей части массажной программы выполняются в следующем порядке:

1. Большим и указательным пальцами правой руки производят поглаживающие движения с одной стороны, затем с другой стороны языка, от кончика к корню языка и обратно. При этом указательный палец находится под языком и служит в качестве опоры.

2. Производят поглаживающие движения большим и указательным пальцами из стороны в сторону (от средней линии к боковой части языка и обратно), постепенно продвигаясь от кончика к корню. Движения выполняются сначала на одной половине языка, а затем на другой.

3. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях языка — справа и слева. Поглаживают боковые поверхности языка от кончика к корню.

4. Производят легкое разминание мышц в горизонтальном направлении. Большой палец правой руки находится сверху, средний и указательный — снизу языка. Осуществляются перетирающие движения с постепенным продвижением от кончика языка к корню и обратно, сначала с одной стороны языка, а затем с другой. Движения очень легкие без нажима .

5. При том же положении пальцев легко, без надавливания производят круговые растирающие движения.

6. Захватив кончик языка правой рукой, производят легкое потряхивание.

7. Легкая вибрация языка с использованием плоского шпателя. В процессе вибрации осуществляется легкое надавливание на тело языка с продвижением его вперед. Те же движения можно осуществить указательным пальцем.

После расслабляющего массажа можно сделать упражнения пассивной гимнастики, направленные на растяжение и расслабление скелетных мышц языка.

8. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях языка — справа и слева. Повернуть язык вправо и слегка потянуть его, как бы слегка подтягивая кнаружи корневую часть языка. Затем аналогичное движение в левую сторону.

9. Подтянуть язык вперед, как бы слегка «накручивая» его на указательный палец, а затем осторожно совершить обратное движение. Выполняется медленно, с небольшой амплитудой.

АКТИВИЗИРУЮЩИЙ МАССАЖ

Активизирующий массаж проводится во всех случаях, когда мышечный тонус понижен. Основной целью активизирующего массажа является повышение мышечного тонуса, восстановление двигательной активности мышц, общая активизация и регуляция эмоционального состояния.

Методические указания к проведению активизирующего массажа

1. Движения рук логопеда должны быть достаточно быстрыми, ритмичными и активными.

2. Основными приемами являются растирание, разминание, сильная вибрация,  которые чередуются с поглаживанием.

3. Сила воздействия на массируемые ткани должна увеличиваться постепенно от поглаживания к более активным приемам воздействия.

4. На передней поверхности шеи энергичные воздействия противопоказаны.

5. При правильном выполнении массажа дыхание ребенка равномерно.

6. Массаж не должен вызывать болезненных ощущений у массируемого.

7. Активизирующий массаж проводится с использованием детского масла, как основного любриканта. Это способствует более глубокому воздействию на мышцы и предохраняет кожные покровы от возможной травматизации.

8. Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса укрепляющего массажа может быть такая же, что и в расслабляющем массаже, либо возможен следующий вариант:

1) мимическая мускулатура,

2) мышцы окружности рта,

3) скелетные мышцы языка,

4) собственно мышцы языка

5) мышцы шеи и плечевого пояса.

Массаж языка

При выполнении активизирующего массажа языка следует обратить внимание на следующие моменты:

1)  движения при укрепляющем массаже активные, интенсивные и направлены в основном от корня языка к кончику;

2)  в основном используются приемы разминания, перетирания, надавливания и сильной вибрации;

3)  как правило, при сниженном тонусе мышц языка также снижен и небно-глоточный рефлекс, поэтому массажные движения в этом случае могут быть достаточно активными даже в области корня языка;

4)  если снижение мышечного тонуса наблюдается только в какой- либо части языка (например, только на одной половине языка), массажные движения на пораженной стороне выполняются более активно;

5)  при сниженном тонусе мышц, как правило, наблюдается гиперсаливация (повышенное слюноотделение), поэтому перед выполнением массажа и после каждой серии массажных движений, логопед предлагает ребенку проглотить слюну. Постепенно, по мере нормализации мышечного тонуса, саливация будет снижаться. Снижение гиперсаливации будет является одним из показателей нормализации мышечного тонуса.

 Программа активизирующего массажа для мышц языка состоит из двух частей.

1 часть массажной программы направлена на активизацию скелетных мышц языка.

Для активизации скелетных мышц языка, все массажные движения проводятся в области дна полости рта, подъязычной кости и области шиловидного отростка.

Движения состоят из активных коротких вибраций в местах точечного воздействия или глубоких быстрых проглаживаний в подбородочной области.

Движения первой части массажной программы выполняются в следующем порядке:

1. Подушечками указательного или среднего пальцев произвести несколько быстрых коротких вибрационных движений, в центральной части подъязычной кости.

2. Подушечкой указательного пальца произвести произвести несколько быстрых коротких вибрационных движений в области подчелюстной ямки.

3. Подушечками указательных пальцев произвести произвести несколько быстрых коротких вибрационных движений в углублениях, находящихся под углами нижней челюсти.

4. Глубокое сильное проглаживание от подбородка к подъязычной кости.

5. Глубокое сильное проглаживание от подчелюстной ямки к углам нижней челюсти.

После активизирующего воздействия, направленного на скелетные мышцы языка, переходят ко второй части программы: активизация собственно мышц языка.

1. Перетирание в продольном направлении.  Большой палец находится сверху, средний и указательный снизу языка. Перетирание мышц языка от корня к кончику проводится сначала с одной стороны языка (менее пораженной), а затем с другой (более пораженной).

2. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка в поперечном направлении с одной стороны языка, затем с другой. Сила воздействия постепенно увеличивается. Движение направлено от корня к кончику языка и обратно, сначала с одной его стороны, а затем с другой.

3. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка спиралевидными движениями, сила давления постепенно увеличивается. Движение направлено от корня к кончику языка с одной его стороны, затем с другой.

4. Большой и указательный пальцы находятся па боковых поверхностях языка. Сжать язык с боковых поверхностей.  Удерживать язык в сжатом положении 1-2 с, несколько переместить пальцы и повторить движение.

5.  Положение пальцев то же. Правой рукой сжать язык с боковых поверхностей, и большим и указательным пальцами осуществлять перетирающие движения, постепенно передвигаясь  от корня к кончику языка.

6. Большим и указательным пальцами осуществлять пощипывающие движения по краю языка.

7. Похлопывание мышц языка шпателем (или рифленой поверхностью ручки зубной щетки).

8.  Производить сильную короткую вибрацию языка с помощью шпателя, который накладывается на среднюю часть языка.

После активизирующего массажа полезно использовать упражнения пассивно-активной гимнастики, построенные        на эффекте сопротивления.

Данные упражнения активизируют не только скелетные мышцы языка, но также мышцы гортанно-глоточного кольца и мягкого неба.

        1. Логопед        подносит пластмассовую ложку вогнутой поверхностью к

губам ребенка и просит языком «оттолкнуть» ложку. Ребенок, высовывая язык из полости рта, с усилием надавливает языком на ложку, логопед  осуществляет сопротивление движению. В данном упражнении основная  нагрузка ложится на подбородочно-язычную мышцу.

2. Логопед подносит пластмассовую ложку вогнутой поверхностью к губам ребенка слева и просит ребенка «толкнуть» ложку языком. Логопед осуществляет незначительное  сопротивление  движению  языка. Ребенок пытается,  преодолевая         легкое сопротивление,  совершить боковое движение языком. При этом наиболее активна шило-язычная мышца справа. Аналогичное упражнение выполняется в правую сторону. В этом случае наиболее активна шило-язычная мышца слева.

Дизартрия, выраженная в легкой степени, или так называемая «стёртая» дизартрия, может характеризоваться мозаичностью комбинаций нарушения мышечного тонуса в разных отделах периферического речевого аппарата, и в частности в разных отделах артикуляционного аппарата.

Проведение массажа при неоднородном распределении мышечного тонуса может включать как расслабляющие, так и активизирующие приемы воздействия. В качестве базового приема рекомендуется использовать обхватывающее поглаживание. При явлениях спастики, используются методы поглаживания, растирания и легкой вибрации. На отдельных участках, там, где находятся мышцы в пониженном тонусе, программа усиливается приемами разминания и перетирания.

Таким образом, при неоднородном распределении мышечного тонуса активизирующие и расслабляющие приемы логопедического массажа можно сочетать в одном сеансе, с учетом состояния мышечного тонуса в отдельных группах мышц, а также учитывая взаимозависимость основных и косвенных мышц, участвующих в речевом процессе. Составление программы и выбор приемов массажа должны быть строго индивидуальны для каждого ребенка, и строится на основании результатов логопедической диагностики.

Одной из основных задач логопедического массажа является формирование звукопроизносительной стороны речи. В процессе массажа, логопед осуществляет массажные движения, которые вначале стимулируют кинестетические ощущения и непроизвольное формирование артикуляторной позы, а затем способствуют формированию произвольного движения необходимого для произнесения определенного звука. По мере восстановления тонуса мышц языка в процессе массажа, логопед проводит стимуляцию кончика и боковых краев языка при помощи растирающих движений в этих областях. Растирающие движения на кончике языка способствуют выделению его из общей массы языка, а стимуляция боковых краев (шило-язычная мышца) способствует поднятию их вверх и формированию круглой щели вдоль средней линии языка. Напротив, если артикуляторная поза требует узкий, с загнутым кверху кончиком язык, логопед проводит плотные сжатия тела языка с его с боковых краев, что стимулирует поперечные мышцы и язык принимает форму необходимую для произнесения звука л. Таким образом, в результате манипулятивных стимуляций боковые части языка и кончик языка принимает нужную позицию для определенного звука. Логопед также стимулирует появление кинестетических ощущений в тех местах полости рта, к которым должен прикоснуться кончик языка при удержании артикуляторной позы. Логопед кончиком указательного пальца, на который наложена салфетка стимулирует то место в полости рта, с которым связана артикуляторная позиция. Поскольку после таких стимуляций у ребенка долго сохраняются «остаточные» ощущения, он легко воспроизводит нужную артикуляторную позу, после чего логопед дает дополнительные задания, типа: «подуй» или «позвени, погуди голосом», либо «заводит моторчик», в зависимости от фонетических характеристик вызываемого звука. Позиция головы ребенка (ребенок находится в горизонтальной позиции) способствует более легкому удержанию языка в верхней альвеолярной позиции, особенно для звуков ш, ж, р, л,  в результате чего ребенок дольше может сохранять данную позу языка, поскольку она не требует дополнительных усилий.

В результате сочетания массажа с манипулятивной стимуляцией по формированию артикуляторных позиций, звуки вызываются и автоматизируются быстрее, поскольку ребенок может длительнее удерживать артикуляторную позу и не устает во время занятия, что значительно повышает эффективность коррекционной работы и сокращает сроки формирования правильной артикуляции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушения звукопроизношения у дошкольников со стёртой дизартрией

Стёртая дизартрия — представляет собой сложное речевое нарушение центрального генеза, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (арти...

Статья "Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией"

В статье "Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией" рассказывается об онтогенезе или развитии, становлении просодических характеристик речи, о важности  просодических ...

Методическая разработка: «Использование су джок терапии в работе учителей-логопедов с детьми со стёртой дизартрией».

Известно, что основными целями  применения Су Джок терапии в логопедической практике является нормализация мышечного тонуса, а также опосредованное стимулирование речевых областей в ...

Логопедический массаж при стёртой форме дизартрии.

В настоящее время у детей с нарушениями речи часто встречается стёртая форма дизартрии. Что же делать? Ответ вы найдёте , прочитав  и изучив данную статью. Надеюсь она поможет логопедам, в особен...

Логопедический массаж, как способ преодоления стёртой дизартрии у дошкольников.

В последние годы резко возрос процент детей с дизартрическими расстройствами речи. По результатам обследования возросло количества  дошкольников в возрасте от четырех и до семи лет со стёртой фор...

«Использование логопедического массажа при коррекции стёртой дизартрии».

В последнее десятилетие значительно выросло количество детей с тяжелыми моторными и речевыми нарушениями. Неврологи все чаще диагностируют дизартрию, у детей с тяжелыми нарушениями речи. В логопедичес...