Логопедический массаж, как способ преодоления стёртой дизартрии у дошкольников.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Горохова Илюса Закирьяновна

В последние годы резко возрос процент детей с дизартрическими расстройствами речи. По результатам обследования возросло количества  дошкольников в возрасте от четырех и до семи лет со стёртой формой  дизартрии. Ведущим дефектом при дизартрии являются нарушения звукопроизношения и просодики речи, обусловленные недостаточной иннервацией речевого аппарата. В результате, после проведения массажа у детей наблюдается улучшение кинестетической и кинетической основы движений органов артикуляции, возрастание точности движений (особенно сложных, требующих правильной мышечно-пространственной организации), длительности удержания позы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_massazh.docx14.68 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический массаж, как способ преодоления стёртой дизартрии у дошкольников.

Учитель – логопед Горохова Илюса Закирьяновна,

В последние годы резко возрос процент детей с дизартрическими расстройствами речи. По результатам обследования возросло количества  дошкольников в возрасте от четырех и до семи лет со стёртой формой  дизартрии. Ведущим дефектом при дизартрии являются нарушения звукопроизношения и просодики речи, обусловленные недостаточной иннервацией речевого аппарата. Это проявляется в нарушении мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры, парезах или параличах мышц артикуляционного аппарата, патологических двигательных проявлениях мышц речевого аппарата (синкинезиях, гиперкинезах, судорогах и т. п.), а также в недостаточной сформированности произвольных, координированных движений органов артикуляции. Количество нарушенных звуков у данной категории детей колеблется от 5 до 9. Дефекты произношения чаще всего  выражаются в искажённом произнесении звуков, прежде всего сложных по артикуляции переднеязычных.

Работая учителем – логопедом в детском саду  на логопедическом пункте, могу отметить, что речевые нарушения у детей становятся всё сложнее и вариативнее.

Постановка звука, автоматизация и дифференциация у детей со стёртой дизартрией растягиваются на длительные сроки.  Все родители без исключения с нетерпением ждут, когда же их любимое чадо красиво и чётко заговорит. Однако быстро скорректировать звукопроизношение у данной категории детей с применением традиционных приёмов не удаётся: артикуляционные уклады долго не формируются, без осуществления контроля быстро распадаются, поставленные звуки долго не автоматизируются в самостоятельной речи ребенка. Специфика такого речевого нарушения обуславливает необходимость поиска более эффективных средств коррекции. К числу таких эффективных средств  относится логопедический массаж.

Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, обеспечивающих, формирование сенсомоторного механизма речи ребенка. Логопедический массаж могут осуществлять логопед, дефектолог, инструктор ЛФК, который прошел специальную подготовку.

Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний, а также форму и степень проявления неврологического синдрома (спастический парез, гиперкинетический, атактический, спастико-ригидный). Известно, что часто у детей с неврологической патологией отмечается смешанный вариативный характер нарушений мышечного тонуса, т.е. в одних группах мышц может отмечаться спастичность, а в других — гипотония. В связи с этим в одних случаях будет необходим расслабляющий массаж, а в других — стимулирующий.

Логопедический  массаж я  провожу в начале индивидуального занятия перед артикуляционной гимнастикой.  Он позволяет сформировать и закрепить прочные, положительные кинестезии, которые создают предпосылки  для совершенствования артикуляционной моторики у детей с дизартрией. Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия, но особенно важно его использование на начальных этапах работы, когда у ребенка еще нет  возможности выполнить определенные артикуляционные движения.

Логопедический массаж начинаю с общего массажа лица, далее перехожу к массажу губ и затем уже непосредственно в полости рта ребенка. При этом надо иметь в виду, что далеко не все дети положительно реагируют на манипуляции во рту, так как зона рта очень чувствительна. Ребенок должен получать в процессе логопедического массажа только приятные ощущения. В противном случае нарастает тонус и гиперсензитивность оральной области. Неумелые активные действия могут привести к оживлению рефлекторной сферы, в частности, кусательного или рвотного рефлексов.

Массаж лица и языка сопровождаю прочтением потешек, скороговорок, стихотворений. Движения пальцев имитируют происходящие в стихотворении события, действия. Это отвлекает ребенка от возможных неприятных ощущений например, такие:

 "Мама лобик деткам мыла,

 Мама мыла лобик мылом.

 Мама щечки деткам мыла,

 Мама мыла щечки мылом.

 Мама носик деткам мыла,

 Мама мыла носик мылом.

 Мама глазки деткам мыла,

 Мама мыла глазки мылом.

 Мама ротик деткам мыла,

 Мама мыла ротик мылом.

 Подбородок деткам мыла,

 И его не позабыла".

В результате, после проведения массажа у детей наблюдается улучшение кинестетической и кинетической основы движений органов артикуляции, возрастание точности движений (особенно сложных, требующих правильной мышечно-пространственной организации), длительности удержания позы. Упражнения выполняются с хорошей амплитудой, переключаемость осуществляется более плавно, снижается количество добавочных движений. Мимика становится выразительнее.

В целом речь дошкольников становится  более четкой, внятной, эмоционально окрашенной, интонированной.

Как показывает практика, применение массажа сокращает сроки преодоления этих расстройств, что является существенным для дошкольного логопункта. Анализ результатов по использованию логопедического массажа свидетельствуют об эффективности и целесообразности его применения как дополнительного средства коррекции в системе логопедической помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Театрализация - как один из способов преодоления речевых нарушений у дошкольников"

Описание деятельности воспитателя при  преодолении речевых растройств у дошкольников, через театрлизованную детяьеность....

Логопедический массаж при стёртой форме дизартрии.

В настоящее время у детей с нарушениями речи часто встречается стёртая форма дизартрии. Что же делать? Ответ вы найдёте , прочитав  и изучив данную статью. Надеюсь она поможет логопедам, в особен...

Некоторые методические рекомендации к проведению логопедического массажа при стёртой дизартрии.

   Целью дифференцированного логопедического массажа при устранении стертой дизартрии является нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры, создание положит...

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических функций у дошкольников со стёртой дизартрией

Метадические рекомендации, необходимые в процессе коррекционно-логопедической работы для формирования фонематических функций....

Логопедический массаж, как способ преодоления дизартрии.

Логопедический массаж является одним из эффективных методов в комплексной работе при дизартрии, так как представляет собой активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, не...

Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стёртой формой дизартрии

Задачи методики:´воздействие  на кинетическую и кинестетическую основу движения;´воздействие на статическую и динамическую координацию движений;´формирование  различных уро...

«Использование логопедического массажа при коррекции стёртой дизартрии».

В последнее десятилетие значительно выросло количество детей с тяжелыми моторными и речевыми нарушениями. Неврологи все чаще диагностируют дизартрию, у детей с тяжелыми нарушениями речи. В логопедичес...