Проект "Биоэнергопластика"
проект по логопедии

Рожкова Ольга Викторовна
 

     Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в использовании языка. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. Год от года фиксируется количество детей увеличивается в сторону речевой патологии. Поэтому одной из преоритетных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.

     Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией мною используется метод – биоэнергопластики.

     В приложении представлены авторские стихи для упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt-bionergoplastika.doc741.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 2

 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА РАЙЧИХИНСКА

ПРОЕКТ

Биоэнергопластика как фундамент развития  артикуляционного аппарата

Образовательные области:      - Речевое;

                                                Художественно-эстетическое развитие

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта:  - долгосрочный  (октябрь – май 2022-23 г.)

                                                               

Начало проекта:   5 октября  2022 г.

Окончание проекта:  31 мая 2023 г.

Подпись руководителя учреждения:

М.П.                                      С.А. Серёжникова

Автор и руководитель проекта:

Рожкова О.В., учитель-логопед высшей  кв. категории

г. Райчихинск 2022г.

Актуальность: Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в использовании языка. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. Год от года фиксируется количество детей увеличивается в сторону речевой патологии. Поэтому одной из преоритетных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.

Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией мною используется метод – биоэнергопластики.

 «Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи  язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Сам термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергоплатсики. Таким образом, «биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Использование данного метода будет способствовать ускорению исправления дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических  движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой повышает интерес детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями.

Цель - развивать координацию артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук с применением метода биоэнергопластики.

Задачи: 

  1) Создать условия для проведения коррекционных занятий по звукопроизношению;

          2) Адаптировать упражнения биоэнергоплатсики к индивидуальным особенностям детей с речевыми нарушениями;

          3) Привлечь педагогов и родителей группы к работе по применению данного метода;

          4) Проанализировать результативность работы.

Участники:  дети группы с ФФНР, педагоги группы, родители.

Основные направления реализации проекта:

- индивидуальные занятия с детьми по звукопроизношению;

- обучить педагогов группы методу биоэнергопластики;

- вовлечь родителей группы в образовательный процесс через посещение обучающих семинаров, мастер-классов, дней «Открытых дверей» и т.д.

Риск  проекта: (частые пропуски детей без причины, болезни, карантин).

План проекта:

1 этап – Диагностический.

Провести обследование строения и подвижности органов артикуляции, диагностику звукопроизношения. Он определяет структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.

Во время диагностики дети показывают ряд неврологических особенностей. Они неуклюжи, нескоординированы, плохо ориентируются в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падает качество движений, распадаются позы. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибаются, быстро утомляются, движения становятся неточными, нарушаются ритм, темп, плавность, появляются синкенезии. Чем сложнее задание для языка и челюсти, тем активнее включаются в движения пальчики, появляются гиперкинезы (насильственные движения) кистей рук. С психологической точки зрения у детей отмечается эмоционально-волевая незрелость, нарушения памяти, внимания, познавательной активности, коммуникативные трудности.

2 этап – Подготовительный.  Главная задача - установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям. Первоначально дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по классической методике, перед зеркалом. Рука ребёнка в упражнение не  "участвует". При этом учитель-логопед, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки (ведущей руки). Затем подключается вторая рука.  

Таким образом, ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движениями обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата. 

Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

Правила биоэнергопластики

1. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один  раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой  выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9 х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

3 этап – Основной.  Индивидуальные занятия с биоэнергопластикой сначала проводятся с использованием ведущей руки ребенка, потом другой руки, и использование обеих рук ребенка.

Подача упражнений на этом этапе имеет свои особенности: доступность материала; восприятие материала ребенком; наглядность; образность; поэтапное выполнение действий и упражнений; строгая дозировка материала; качество выполнения действий, а не их количество; ритм; запоминание текстовок (согласно индивидуальным возможностям). Учитывая эти особенности, учитель-логопед подбирает материал в зависимости от цели и задач коррекционной работы.

 В зависимости от имеющихся речевых нарушений с ребенком будет проводиться определенный комплекс артикуляционных упражнений с биоэнергопластикой так как артикуляторно трудные звуки усваиваются по принципу «От простого к сложному».

Комплексы артикуляционных упражнений по этапам:

  1. Базовый комплекс (сформирует интерес к артикуляционному аппарату, научит принимать не сложные артикуляционные уклады для уточнения простых гласных и согласных звуков).
  2. Свистящий комплекс (подборка упражнений для уточнения и/или постановки свистящих звуков – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц).
  3. Шипящий комплекс (подборка упражнений для уточнения и/или постановки свистящих звуков – Ш, Ж, Ч, Щ).

Свистящий комплекс (подборка упражнений для уточнения и/или постановки свистящих звуков – Л, ЛЬ, Р, РЬ).

4 этап – Итоговый. Оформить ширму-раскладку и буклеты для родителей с практическим материалом. Создать картотеку упражнений, выполнить презентации с подбором артикуляционных упражнений для всех групп звуков. Провести итоговое исследование артикуляционной моторики и звукопроизношения детей.

Этапы работы:

1. Подготовительный этап:    (с 05.10.022 - 30.10.22г.)

2. Практический этап:             (с 01.11.22 – 31.05.223.)

3. Подведение результатов:    (с 01.05.23 – 17.05.23г.)

Ожидаемый результат:

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления.

В результате проделанной работы педагоги и родители группы активно включатся в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях; будут самостоятельно использовать полученные знания и материалы. Все выше сказанное приведет к повышению педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Работа с родителями

Месяц

Запланированные мероприятия

Сентябрь - октябрь

Анкетирование родителей на тему: «Что мы знаем о речевом становлении своих детей».

Оформить информационную ширму-раскладку на тему: «Что такое – Биоэнергопластика. Особенности ее выполнения».

Ноябрь

Буклет с практическим материалом буклет с практическим материалом на тему: «Биоэнергопластика как фундамент развития  артикуляционного аппарата».

Декабрь - февраль

Дни открытых дверей – проведение мастер-классов, обучающих семинаров по проведению биоэнергопластики в домашних условиях.

Март - май

Показ видео-роликов  выполнения комплексов детьми на итоговом родительском собрании. Подведение результатов, перспективы на будущее.

Таблица № 1

Упражнения для развития подвижности артикуляционного аппарата:

  1. Упражнения для нижней челюсти.  Все упражнения повторяются 4- 6 раз.

1. «Окошко» - широко раскрыть рот и подержать  его открытым несколько секунд. Затем закрыть.

Ладонь находится на весу, смотрит на стол. Пальцы прижаты друг другу. В момент открытия рта, большой палец двигается вниз. В момент закрытия рта – исходное положение руки.

2. Жевательные движения с сомкнутыми губами.

Переборы пальцев рук («Волна» из пальцев рук).

3. Легкое постукивание зубами, зубы разомкнуты.

Пальцы правой ладони сомкнуты. Пальцы левой ладони полусогнуты и постукивают по правой ладони (и наоборот).

4. "Заборчик" - верхняя челюсть "стоит" на нижней;  губы в улыбке.

Ладонь правой руки лежит ребром на столе, ладонью на себя.  Пальцы сомкнуты. Ладонь выдвигается вперёд в момент выдвижения челюсти (и наоборот).

  1. Упражнения для губ.

1."Улыбка" - "Трубочка". 
Растягивание разомкнуты губ (зубы сжаты) – вытягивание губ вперёд.

Разведение пальцев в стороны (открытая ладонь с растопыренными пальцами)– "улыбка". Сведение пальцев – "трубочка". 

2. Втягивание губ внутрь рта с плотны прижиманием  их зубами.

Прогибать ладонь одной руки кулаком другой с преодолением сопротивления. Затем положение рук меняется.

3. Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем тоже движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.

Кисть руки неподвижна.

Ладонь вверх – двигаются только    пальцы.

Ладонь вниз – двигаются только пальцы.

  1. Упражнения для языка (рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна).

1. "Болтушка" - движения языка взад-вперед.

Ладонь с разомкнутыми пальцами. Пальцы колеблются взад – вперед.

2. "Часики"- движения языком вправо-влево.

Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставлен вверх. Имитируется движения маятника часов – кисть руки с выставленным пальцем качается вправо – влево.

3. "Качели" - движения языком вверх-вниз.

Ладонь с сомкнутыми пальцами, тыльной стороной смотрят вниз – "качели" вниз; ладонь поднимается – 'качели" вверх.

4. «Чистим зубки» -круговые движения языком под губой в одну и другую стороны.

Круговые движения указательным пальцем руки, остальные пальцы в кулаке. 

5. "Лошадки" - щелканье языком.

Кисть руки на столе. Приподнимание и опускание пальцев.

6. "Лопатка" - широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 

Все пальцы собраны в кулак. В момент показывания «Лопатки» похлопывать кистью руки по столу.

7. "Иголочка"- узкий напряженный язык высунут вперед.

Все пальцы, кроме указательного пальца,  собраны в кулак. Указательный палец выставляется вперед в момент высовывания "иголочки". "Иголочка" убирается - указательный палец убирается в кулак.

8. "Желобок" - высунуть широкий язык боковые края загнуты вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

Скрестить указательный и средний палец руки. 

9. "Грибок" - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к коренным зубам, уздечка натянута.

Надавливания подушечками пальцев на поверхность стола в момент натягивания уздечки.

10. "Чашечка" - широкий язык в форме "чашечки" поднят кверху, края языка прижаты к верхней губе.

Ладонь руки в форме "чашечки". "Чашечка" смотрит вверх (рот открыт), язык высунуть изо рта в форме "чашечки". "Чашечки" из рук смотрят вниз – рот закрыть.

11. "Киска сердится" - выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

Поглаживание с надавливанием четырьмя пальцами одной руки по столу. 

12. "Накажем непослушный язык" - покусывать широкий кончик языка. Произносим ПЯ-ПЯ-ПЯ.

Постукивание подушечками пальцев по столу.

Методические источники:

  1. Беляковская Н. Н., Засорина Л. Н., Макарова Н. Ш., Учим ребенка говорить: здоровьесберегающие технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2009
  2. Бушлякова  Р.Г.  Артикуляционная  гимнастика  с  биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
  3. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С.  Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей  и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
  4. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.
  5. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.
  6. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: КОРОНА принт, 2005.  
  7. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
  8. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.
  9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  10. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг.  // Логопед.- 2007. N 4.
  11. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем.- М.: ЗАО Центрполиграф,2005.
  12. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.

Использованные сайты:

1.  http://logoped18.ru/logopedist/bioenergoplastika-na-logopedicheskikh-zanyatiyakh.php Биоэнергопластика на логопедических занятиях с дошкольниками.

2.http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/06/13/netradicionnye_metody_v_logopedii_-_bioenergoplastika.pptx Нетрадиционные методы в логопедии – биоэнергопластика.

3.  http://www.logolife.ru/logopedy/konspekty-logopedicheskix-zanyatij/logopedicheskoe-zanyatie-s-ispolzovaniem-bioenergoplastiki.html Логопедическое занятие с использованием биоэнергопластики.

4.  http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac779.html  Использование нетрадиционных  методов активизации органов артикуляции  в логопедической практике.

5.  http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-metoda-bioyenergoplastiki-v-rabote-logopeda-iz-opyta-raboty.html Использование метода биоэнергопластики в работе логопеда.

Авторские стихи для биоэнергопластики:

Ротик шире раскрываем

И окошко получаем.

Язычок лежит послушно,

Открываем ротик дружно.   (упражнение «Окошко»)       

На губу положим мы,
Блинчики румяные!
Испекли их нам в печи
Ручки золоченые.                  
(упражнение «Блины-Лопатка»)

Мы лопатку положили

На губу, ребятки.

Язычок широкий, гладкий,

Удержать нам надо.              (упражнение «Лопатка»)

К ушкам мы потянем губки
Будто квакает лягушка!
По сильнее растяни,
Зубки крепче ты сожми.      
(упражнение «Улыбка»)

Губки шире растяни

И заборчик покажи.              (упражнение «Заборчик»)

Язычок потянем тонкий,

Получается иголка.

Ты сильнее потяни,

Да смотри, не уколи.             (упражнение «Иголочка»)

На трубе сейчас играем

И детишек забавляем.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду.

Ребятишек посмешу.             (упражнение «Труба»)

Дремлет у окошка кошка

Улеглась и спит немножко.

Кошка спинку выгибает,

Видит мышку, догоняет.      (упражнения «Киска сердится»)

Спинка язычка сейчас

Будет горочкой у нас.

Выше горку поднимаем,

Мчимся вниз и улетаем.       (упражнение «Горка»)

Рассердился наш индюк,          

Разогнал он всех вокруг.

- Бл-бл-бл, сказал индюк,

Не найти теперь подруг.       (упражнение «Индюк»)

Наш веселый язычок

Будто маленький сверчок.

Вправо-влево, вправо-влево,

Словно маятник часов.         (упражнение «Часики»)

Хомячок пришел к нам в гости

И орехов принес нам с горстью.

Вправо-влево посмотри,

Да смотри не урони.              (упражнение «Орешки»)                             

Мы почистим наши зубки
И снаружи, и внутри,
Будем чистить их упорно,

Не болели чтоб они.              (упражнение «Почистить зубы»)

Мы качели увидали,

Дружно мы на них взлетали.

Делай взмах – летим всё выше,

 А потом всё ниже, ниже.     (упражнение «Качели»)

Скачем дружно на лошадке,
Поскакать нам так приятно.

Язычок нам ритм даем,
громко цокает дружок.
         (упражнение «Лошадка»)

За грибами в лес пойдем

Там грибов себе найдем.

Белый гриб, лисичка, рыжик,

Соберем себе в лукошко.     (упражнение «Грибок»)

Язычок ровней держи,

Как подпорочка внутри.       (упражнение «Грибок»)

Язычок широкий положи

И края его приподними.
Чашку удержать нам нужно,

Чтобы чай попить всем дружно.  (упражнение «Чашечка») 

Я сегодня ел
Вкусное варенье.
А теперь оближем
Губу одним движеньем.    
  (упражнение «Вкусное варенье»)

Маляры пришли к нам в гости
И покрасили немножко.

Потолок еще пройдите,

Ничего не упустите.          (упражнение «Маляр»)

На березке я сижу,

Червячка достать хочу.

Клювом бью: -Д-д, д-д.

Все равно его найду!            (упражнение «Дятел»)                         

В барабан мы громко бьём.

Ритмом скорость задаём.      (упражнение «Барабан»)