Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков [с] – [ш] в словах и предложениях».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Олейникова Татьяна Викторовна

Конспект  занятия  на тему: «Дифференциация  звуков

[с] – [ш]  в  словах  и предложениях».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx265.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия  на тему: «Дифференциация  звуков

[с] – [ш]  в  словах  и предложениях».

Составила: учитель-логопед Олейникова Т.В.

Цели: 

- коррекционные:  различать звуки [с] – [ш]  на слух и в произношении в словах, фразах; вырабатывать подвижность органов артикуляции, переключаемость кончика языка с нижнего положения к верхнему;

- развивающие: развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, фонематический слух;

- обучающие: закрепление навыков звукового анализа дву- и трёхсложных слов;

- воспитательные:  закреплять  навык отвечать на вопрос полным предложением.

Оборудование: картинки-символы артикуляционных упражнений, картинки-символы звуков [с], [ш], предметные картинки со звуками[с], [ш] в названии, дидактическая игра «Волшебные цветы», слоговые схемы слов.

Ход занятия:

  1. Орг. момент

- Вы сегодня делали утреннюю зарядку?

-Все ребята по порядку

Утром делают зарядку.

Язычок наш тоже хочет

На детишек быть похожим.

  1. Артикуляционная гимнастика

Сказка «Наш весёлый язычок».

- Проснулся Язычок утром, открыл окошко (рот широко открыть), посмотрел на солнышко (высунуть язык, загнуть кончик вверх), посмотрел на травку под окошком (опустить кончик языка вниз).

- Пошёл Язычок «чистить зубки» (верхние, нижние). А потом отправился завтракать: «блинчик», «вкусное варенье», «чашечка». Чай был горячий, Язычок подул, чтобы остудить его (сделать «блинчик», подуть на игрушечную чашечку).

- Позавтракав, Язычок вышел во двор и решил покататься на «качелях».

  1. Основная часть

а) – Решил Язычок отправиться в путешествие  на велосипеде. Но колесо у велосипеда прокололось. Воздух выходит из колеса и шипит:  ш….. ш…. ш… (Картинка-символ «шина»)

Артикуляционный уклад звука [ш].

- Взял Язычок насос и стал накачивать колесо: с… с… с…

(Выставляется картинка-символ «насосик»).

Артикуляционный уклад звука [с].

- Сегодня на занятии мы будем различать звуки [с] и [ш].

 б)- Накачал Язычок колесо и поехал по дорожке, а дорожка не простая, а слоговая:

СА- ША-СА-ША………..

АШ-АС-АШ-АС…………

АСА-АША-АСА-АША……..

в)- Едет Язычок, а навстречу ему…. . А кто повстречался ему вы узнаете, отгадав загадки:

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается  (собака).

- Назовите первый звук в слове «собака».

Мягкие лапки,

А в лапках – царапки  (кошка).

- Какой звук я выделила голосом в середине слова «кошка»?

На доску выставляется две  звуко-слоговые схемы слов ( --  -- ,        --  --  -- ) и картинки: собака, кошка. Детям предлагается подобрать соответствующие схемы к словам «кошка» и «собака».

- Кошка и собака решили путешествовать вместе с Язычком.

г) –  На лугу вдоль дороги, по которой путешествуют наши друзья, растут «волшебные цветы».

Дидактическая игра «Волшебные цветы».

Детям предлагается сорвать лепесток и назвать картинку. Ребёнок должен дать полный ответ ( «Я сорвал «шарик», «санки»…….. ).

Физминутка:

- На лугу пасутся гуси.

Самомассаж рук:

Гуси травушку щипали,

Громко, весело кричали:

«Га-га-га, га-га-га,

Очень вкусная трава!».

д) – Продолжают путешествие Язычок, собака и кошка. Из-за тучек выглянуло ласковое солнце.

Детям предлагается назвать солнце ласково (-«солнышко») и повторить слова: Саша, Сашенька, суша, сушка, старушка, веснушка, смешить, спешить, страшный, шалость, бесшумный, шелест, шесть, душистый, пушистый.

Повторяя слово дети выкладывают картинки-символы в том порядке, в каком в слове расположены звуки [с] и [ш].

Например: Саша -

Шелест –

е) – Наши друзья встретили на своём пути мальчика Сашу.

Игра-потешка «Саша шёл, шёл, шёл и нашёл….».

Например: Саша шёл, шёл,шёл и нашёл самокат (шишку, самолёт, шахматы……). Ребёнок называет картинку.

ё) Чистоговорки:

Cу-шу,су-шу – мишку встретил я в лесу.

Шу-су,шу-су – я письмо домой пишу.

4.Итог:

- Наступил вечер и наши друзья решили вернуться домой.

Какие звуки мы различали на занятии, путешествуя вместе с Язычком и его друзьями?