"На лесной полянке"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Побылова Ирина Юрьевна

Конспект интегрированного занятия

по формированию лексико-грамматических категорий

для детей старшего дошкольного возраста

 «На лесной полянке»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Восточное окружное управление образования

                        ГБОУ СОШ №2093 им.А.Н. Савельева ДО №2

_________________________________________________________________

       

Конспект интегрированного занятия

по формированию лексико-грамматических категорий

для детей старшего дошкольного возраста

 «На лесной полянке»

Лексическая тема: «Насекомые»

Составила: 

Побылова Ирина Юрьевна, учитель-логопед, перваяя квалификационная категория;

Логопедические задачи:

  1. Закреплять глагольный словарь.
  2. Совершенствовать умение образовывать имена существительные с суффиксами, глаголы с приставками, наречия в сравнительной степени.
  3. Упражняться в согласовании имени существительного с числительным в роде, числе и падеже.
  4. Повторить употребление предлогов в речи.

Образовательные задачи: 

  1. Закреплять умение составлять предложения из набора слов, пересказывать рассказ.
  2. Продолжать знакомить с разнообразием насекомых, выделять их отличительные и общие признаки.

Развивающие задачи:

  1. Развивать быстроту  мышления детей; слуховое восприятие.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к ней.
  2. Развивать сплочённость, организованность.

Задачи двигательной активности:

  1. Закреплять умение выполнять основные виды движений (ползание на четвереньках, прыжки на двух ногах, прыжки в высоту с места).
  2. Развивать ловкость и выносливость.
  3. Упражнять в равновесии.

Материалы и оборудование: мягкие модули разной высоты,  гимнастические скамейки, канат, обручи, туннели, гимнастические палки, кегли, предметные картинки.

Место проведения:  игровая площадка  на улице.

Предварительная работа: выполнение оригами с воспитателем «Насекомые», изготовление рисунка на ватмане  - лужайку, на которой растут цветы, трава.

Содержание занятия

Вводная часть

Учитель-логопед: «Ребята, сегодня мы отправляемся в поход. Путь наш труден и далёк, лежит он на лесную полянку».

Игра «Поход»

Проводит воспитатель по физической культуре.

Дети строятся в колонну и маршируют на месте, повторяя стихотворение.

«Отправляемся в поход,         Дети идут на носочках, руки в стороны.

Много нас открытий ждёт.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

Мостик в стороны качался,

А под ним ручей смеялся.

На носочках мы пойдём,     

На тот берег попадём.

Прыгать дружно мы умеем,  Прыжки из обруча в обруч (6 шт.) с ноги на ногу

Прыгать будем мы смелее.

Раз и два, раз и два –

Позади уже вода.

Лес дремучий, ниже ветки.

Испугались наши детки.

На коленях поскорей             Дети ползут на коленях по тоннелям

Страшный путь преодолей.

Комаров всех перебьём 

И к болоту подойдём.

Перейдём преграду вмиг

И по кочкам прыг, прыг, прыг. Прыжки по мягким модулям    

Основная часть

Учитель-логопед:   «Ребята, вот вы и пришли на лесную полянку. В жаркий солнечный день здесь летают, порхают, ползают, прыгают, жужжат, гудят насекомые.  Давайте внимательно пронаблюдаем за их жизнью».

Игра «Насекомые-великаны»  

Учитель-логопед: «Дети, наша полянка волшебная, и давайте представим, что на ней живут насекомые - великаны. Я называю вам насекомое, а вы говорите, что оно просто великан. Шмель».

Дети: «Шмелище».

Педагоги объясняют детям, что они будут пролезать в обручи разного диаметра сверху вниз. Сначала как шмель в обруч меньшего диаметра (3 обруча), потом как шмелище в обруч большего диаметра (3 обруча).

Учитель-логопед: «Комар».

Дети: «Комарище»

Дети пролезают под дуги разной высоты (3 дуги меньшего диаметра, 3 дуги большего диаметра).

Учитель-логопед: «Кузнечик».

Дети: «Кузнечище».

Дети перепрыгивают через модули разной высоты (3 модуля маленьких, 3 побольше).

Учитель-логопед «Муравей».

Дети: «Муравьище».

Дети катят мячи разного диаметра. Сначала катят мячи среднего диаметра, затем встают парами и катят большие, тяжёлые мячи.

Игра «Жизнь насекомых»

Учитель-логопед предлагает вспомнить окрас насекомых, показывая предметные картинки (кузнечики-зелёные, муравьи-чёрные, стрекозы-голубые)

Учитель-логопед произносит набор слов и показывает цифру (от 2 до 5).

Дети должны составляют предложение из набора слов, учитывая цвет насекомого и изображают его. Участвует то количество детей, которое соответствует заданной цифре. Воспитатель выбирает участников для выполнения задания.

Учитель-логопед: «Цветок, стрекоза, на, сидят». Показывает цифру 4.

Дети: «На цветке сидят четыре голубых стрекозы».

Дети пробегают по кругу (бег с захлёстыванием), встают на диск здоровья и крутятся на нём, пока остальные дети выполняют другие задания.

Учитель-логопед: «Муравей, пень, переползают, через». Показывает цифру 3.

Воспитатель выбирает следующих участников для выполнения задания.

Дети: «Три чёрных муравья переползают через пень».

Дети проползают по скамейке на четвереньках, спускаются с неё, проползают по траве, забираются на высокий модуль, спускаются с него.

Учитель-логопед: «Кузнечики, прыгают, зелёный, поляна, на». Показывает цифру 5. Воспитатель выбирает следующих участников для выполнения задания.

Дети: «Пять зелёных кузнечиков прыгают на поляне».

Дети прыгают, продвигаясь вперёд с гимнастическими палками, зажав их между ног.

Игра «Кто как передвигается?»  

1 вариант  

Учитель-логопед: «На лесной полянке летала бабочка. Она перелетала с одного цветка на другой,  выбирая самый красивый. Бабочка облетела всю полянку и присела на голубой колокольчик.
Что делала бабочка?»

Дети: «Летала, перелетала, облетела».

Дети бегут по канату руки в стороны, пробегают между кеглями, оббегают круг по игровой площадке, собираются вокруг большого мягкого круглого модуля, забираются на него и садятся.

2 вариант

Учитель-логопед называет насекомое, а дети говорят и показывают,  как это насекомое передвигается.

Учитель-логопед: «Муравей».

Дети: «Ползает».

Дети проползают по гимнастической скамейке на четвереньках.

Учитель-логопед: «Сверчок».

Дети: «Прыгает».

Дети прыгают с модуля на модуль (7 маленьких модулей).

Учитель-логопед: «Божья коровка».

Дети: «Ползает, летает».

Дети поворачиваются животиком кверху, опираются на руки и быстро передвигаются, затем встают и бегут 1 круг по площадке.

Учитель-логопед: «Гусеница».

Дети:  «Ползает».

Дети ползут по-пластунски.

3 вариант

Учитель-логопед: «Дети, а сейчас мы будем сравнивать, кто из насекомых быстрее и выше передвигается. Жук ползает быстро, а муравей?»

Дети: «Быстрее».

Сначала дети ползут по первой гимнастической скамейке на коленях и предплечьях, по второй скамейке быстро передвигаются, опираясь на неё ладонями, на вытянутых руках и полусогнутых ногах.

Учитель-логопед: «Кузнечик прыгает высоко, а саранча?»

Дети: «Выше».

Дети выполняют сначала прыжки с продвижением вперёд (6 раз) с низким приседанием, затем разбег и прыжок в высоту (30 см).

Учитель-логопед: «Стрекоза летит быстро, а пчела?»

Дети: «Быстрее».

Дети пробегают руки в стороны первый круг по площадке в умеренном темпе, а второй круг в быстром темпе.

Учитель-логопед: «Дети, а теперь назовите насекомых, которые ползают».

Дети: «Жуки, муравьи, гусеницы».

Учитель-логопед: «Назовите насекомых, которые прыгают».

Дети: «Кузнечики, саранча, сверчки».

Учитель-логопед: «Назовите насекомых, которые летают».

Дети: «Бабочки, пчёлы, стрекозы, мухи».

Игра «Как летала пчела»

По площадке расставлены модули. Воспитатель раскладывает на них предметные картинки: цветок, куст, гриб, листок. Воспитатель рассказывает рассказ о том, как летала пчела и куда она садилась. Дети бегают по площадке, находят нужную предметную картинку на модуле и приседают вокруг этого модуля, потом встают и бегут искать следующую картинку. Каждое предложение говорится отдельно, пока дети не найдут картинку. Когда дети бегают по площадке, они запрыгивают на гимнастический бум, залезают на башню, цепляются за рукоход, продвигаются по нему, висят на турниках.

Воспитатель: «Пчела летала-летала и села на цветок. Посидела и вылетела из-под цветка. Летала-летала и села под куст. Посидела и вылетела из-под куста. Летала-летала и села под гриб. Посидела и вылетела из-под гриба. Летала-летала и села под листок. Посидела и вылетела из-под листка».

Дети пересказывают рассказ, вспоминая, под что садилась пчела и из-под чего вылетала.

Итог занятия

Воспитатель: «Ребята, давайте поищем, где спрятались от нас насекомые?»

В группе с воспитателем была выполнена предварительная работа по конструированию – оригами. Дети сделали из цветной бумаги насекомых. Их разместили на игровой площадке перед занятием.

Дети вместе с учителем-логопедом и воспитателем находят насекомых и проговаривают, где их нашли.

Бабочка на цветке.

Жук под листочком.

Гусеница в песочнице.

Муравей около скамейки.

Затем дети приклеивают найденных насекомых на ватман с изображением лужайки.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия " Лесная полянка"

Учить детей любить и беречь природу...

Интегрированное занятие «Мишка на лесной полянке»

Пути развития и совершенствования. “Рука является вышедшим наружуГоловным мозгом”И. Кант Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младе...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ»

Цель: Уточнять представления детей об осени, об изменениях в природе, осезонной одежде людей.Закреплять  знания  о  диких  и  домашних  животных,  о  мест...

Развлечение на свежем воздухе «На лесной полянке»

Психолого – педагогические задачи: расширять знания об окружающей природе; формировать навыки межличностного общения и коммуникативной культуры; развивать импровизационные способности детей в ...

Путешествие на лесную полянку

Цели занятия: ·        Эмоциональное раскрепощение, сближение участников тренинга;·        Развитие чувства эмпатии;·...