Конспект занятия "Наши гости - зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Данюкова Любовь Алексеевна

Конспект предназначен для проведения фронтального занятия в старшей возрастной группе для детей с ТНР. Занятие носит закрепляющий, обобщающий характер. В игровой форме (беседа со сказочным  героем - Воробьем) детям предлагается вспомнить названия зимующих птиц, рассказать об их особенностях. Помимо активизации словаря по теме, предусмотрен богатый материал по развитию лексико-грамматических категорий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-nashi_gosti_-_zimuyushchie_ptitsy.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

в старшей группе для детей с ТНР

Тема: «Наши гости - зимующие птицы»

Целеполагание:

  • Закрепить и уточнить название зимующих птиц.
  • Закреплять навык словообразования на примере образования прилагательных из существительных и прилагательных из прилагательных с помощью суффиксов.
  • Сравнение прилагательных и существительных.
  • Образование словосочетаний по типу согласования существительного и прилагательного в роде, числе и падеже.
  • Образование существительных с суффиксами эмоционально – экспрессивной оценки.
  • Подбор слов – антонимов, приставочных глаголов.
  • Активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».
  • Упражнять в составлении предложений по картинке.
  • Создавать обстановку для развития познавательной и речевой деятельности каждого ребенка.

Учитель – логопед

МБДОУ «Детский сад № 77»

Данюкова Л.А.

Ход занятия

Дети входят в зал, зимний лес.

Логопед:

Ребята, посмотрите, куда мы с вами попали. Сколько много здесь птиц. Давайте, назовем наших друзей – птиц.

Дети:

Синица, снегири, вороны, голубь, дятел, сорока, кукушка, клест.

Логопед:

Это какие птицы?

Дети:

Зимующие.

Логопед:

А кого здесь нет. Отгадайте.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет

Крошки собирает.

    (воробей)

Входит

воробей:

Как же вы ребята забыли про меня. Я ведь ваш друг и друг всех птиц. Я не просто к вам пришел. Я хочу, чтобы вы рассказали о моих друзьях, и я с вами хочу поиграть.

Логопед:

Хорошо, воробушек, наши ребята очень любят птиц и все тебе расскажут о них.

Воробей:

Я картиночки принес. Ты на них посмотри. Кто на ней изображен назови и какая и какой расскажи.

Раздает карточки – картинки с изображением птиц.

Дети отвечают:

Это синица – умная, веселая, юркая, тонкая, красивая.

Снегирь – ленивый, грустный, малоподвижный, красивый.

Воробей – веселый, удалый, боевой, драчливый, шустрый.

Сорока – говорливая, длиннохвостая, хвастливая.

Ворона – строгая, хитрая, умная, проворливая.

Воробей:

Молодцы ребята. Вы очень хорошо рассказали о моих друзьях. Ребята, а вы знаете о какой птице можно сказать – мой, моя?

Логопед:

Конечно, наши ребята знают о какой птице можно сказать мой?

Дети:

Воробей, снегирь, голубь, дятел.

Логопед:

Моя?

Дети:

Сорока, ворона, синица, кукушка.

Воробей:

Правильно, молодцы. Ребята а вы знаете как эти птицы подают голоса?

Дети

Да.

Воробей – чирикает

Ворона – каркает

Голубь – воркует

Сорока – трещит

Синицы  и снегирь свистят, когда сыты, а если холодно и голодна, то шипят.

Логопед:

Воробушек, вам зимой голодно и холодно. Мы с ребятами сделали для вас кормушки. И ребята сейчас назовут то, чем вы питаетесь.

Это семена от дыни.

Какие семена?

Дети:

Дынные. Их любит есть синицы.

Логопед:

Это семена арбуза.

Какие семена?

Дети:

Арбузные. Их ест снегирь.

Логопед:

Это семена ясеня.

Какие семена?

Дети:

Ясеневые. Их любит тоже снегирь.

Логопед:

Это крошки хлеба.

Какие крошки?

Дети:

Хлебные. Их любят все птицы.

Логопед:

А вот кусочек сало.

Какая птица любит сало?

Воробей:

Молодцы ребята.

Ребята, что делают птицы?

Дети:

Летают, прыгают, поют, собирают, клюют, чистят, пьют, улетают, прилетают, подлетают, слетают, влетают.

Воробей:

Ребята, давайте вместе с вами полетаем, попрыгаем.

Физкультминутка.

Птички прыгают, летают,

Птички прыгают, поют,

Птички крошки собирают,

Зернышки клюют.

Перышки почистили,

Дальше полетели,

И на место сели.

Логопед:

Садитесь ребята и Воробушек отдохни. И послушай как наши дети ласково называют твоих друзей.

Д/игра «Скажи ласково»

воробей – воробушек

снегирь – снегирек

синица – синичка

кукушка – кукушечка

Воробей:

Ребята, а вы умеете считать?

Дети:

Да.

Воробей:

Тогда, давайте поиграем в игру «Сосчитайка». Я буду показывать вам птиц, а вы их сосчитайте и поднимите карточку с цифрой. Сколько на ней птиц изображено.

Дети выполняют игру.

Логопед:

Ну, что воробушек, правильно наши дети считали?

Воробей:

Да.

Логопед:

А наши дети знают игру «Скажи наоборот». Послушай, воробушек, эта игра про твоих друзей и про тебя.

Д/игра «Скажи наоборот».

У воробья  туловище мелкое, а у вороны крупное.

У вороны клюв большой, а у воробья маленький.

У воробья хвост короткий, а у сороки длинный.

У воробья лапки тонкие, а у вороны толстые.

Логопед:

Воробушек, понравилась тебе игра.

Воробей:

Да. Но у меня есть еще игра с моей подружкой синичкой. Поиграем ребята – «Доскажите мне словечко».

Внести картинку.

Синица с елки …(улетела)

Синица в кормушку прилетела,

Вокруг кормушки полетала,

С ветки на ветку перелетала,

Синица в дупло влетела.

Воробей:

Молодцы ребята. А вот еще игра есть у меня какая, «Дайте быстро мне ответ, так бывает или нет».

У вороны впереди хвост.

У воробья сзади клюв.

У сороки вверху лапы.

У дятла глаза на спине.

У синицы сбоку хвост.

Логопед:

Ну, воробушек, ты нас повеселил. А сейчас мы отдохнем, логоритмику начнем.

Речевая подвижная игра «Мы с картинками играем».

Дети:

Мы с картинками играем,

По слогам их называем.

Мы руками хлопаем,

А ногами топаем.

Дети одновременно хлопают и топают на каждый слог называемого слова: сорока, воробей, ворона, снегирь, дятел.

Логопед:

Отдохнули. Молодцы. А сейчас послушай, воробушка, как наши ребята правильно умеют составлять предложения по картине из двух и трех слов.

Дети по картине составляют предложения из двух, трех слов. Сколько слов в твоем предложении. Назови первое, второе.

Воробей:

Да, вы ребята молодцы. Предложения вы хорошо составляли. А вот сложные слова образовать умеете?

Образование сложных прилагательных.

Логопед:

Конечно. Давай свои слова.

Воробей:

У сороки белые бока       -  белобокая сорока.

У вороны длинный клюв – длинноклювая сорока.

У дятла красная голова – красноголовый дятел.

У синицы желтая грудь – желтогрудая синица.

У сороки длинный хвост – длиннохвостая сорока.

Молодцы ребята. Очень вы понравились мне. Все знаете о моих друзьях, но мне пора возвращаться к ним.

Логопед:

Спасибо тебе Воробушек. Вот тебе т твоим друзьям угощения от ребят – семечки, пшено, хлебные крошки.

Ты почаще к нам прилетай. А на прощанье мы тебе песенку споем о твоих друзьях.

Песня: «Птицы наши друзья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия "Зимующие птицы"

Материал занятия "Зимующие птицы" предназначен для детей старшей и подготовительной групп детского сада.Речь пойдёт о птицах,зимующих в лесах иптицах,зимующими рядом с жильём человека.Ребята познакомя...

Конспект логопедического занятия "Зимующие птицы"

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей подготовительной группы с диагнозом ОНР III уровня«Зимующие птицы»....

Конспект на тему: Зимующие птицы

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми в группе...

Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы»

Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы»...

Конспект интегрированного занятия "Зимующие птицы", в средней группе ДОО.

Интегрированне  занятие -  "Зимующие птицы", в средней группе ДОО....

Конспект открытого занятия «Зимующие птицы Алтайского края» (Старшая группа)

Уточнить представления детей о птицах Алтайского края, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц....

Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы нашего города»

Интегрированное занятие (развитие речи + изобразительная деятельность)...