Использование подвижных игр для автоматизации звука [ш].
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа) на тему

Олейникова Татьяна Викторовна

Использование подвижных игр для автоматизации звука [ш].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolz.podvizhn.igr_dlya_avt_sh.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

Использование подвижных игр для автоматизации звука [ш].

 

Игра «Тишина».

Цель: автоматизация изолированного звука [ш].

Описание игры: водящий стоит у одной  стены, а все остальные дети – у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом неосторожном движении водящий издаёт предостерегающий звук ш.ш.ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдёт до водящего, сам становится водящим.

Игра «Лес шумит».

Цель: автоматизация изолированного звука[ш].

Описание игры: педагог с детьми вспоминает летний лес, высокие деревья с зелёными верхушками, веточками и множеством листочков. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш.ш.ш.

Педагог предлагает детям поднять руки вверх, как веточки деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветер: ш.ш.ш…

  Педагог расставляет детей-«деревья» так, чтобы они могли свободно двигать руками. По команде «шуми ветерок» дети разводят руки в стороны и равномерно машут ими, одновременно произнося ш.ш.ш. . Если звучит команда: «ветер веет», дети подражают шелесту ветра звуками ф.ф.ф и ещё быстрее машут руками.

Игра «Поезд».

Цель:  автоматизация звука [ш] в слогах и словах.

Описание игры: дети становятся друг за другом, изображая поезд.

Впереди поезда паровоз (кто-то из детей). Поезд отправляется по команде: «ПО-шёл, по-шёл, по-шёл». Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (условное место или постройка из кубиков) и говорят: «При-шёл, при-шёл, при-шёл» ( замедленно: ш.ш.ш. – выпустил пар). Затем даётся звонок, свисток – и  движение возобновляется.

 Можно ввести в игру семафор, продажу билетов. Можно усложнить игру – дети будут изображать разные поезда, например скорый и товарный. Скорый движется под звуки шу-шу-шу – (быстро), товарный шшшу-шшшу (медленно).

Игра «Тише-тише, Маша пишет!»

Цель: автоматизация звука [ш] в предложениях.

Описание игры: дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши или Миши ( такое имя даётся выбранному ребёнку) и тихо говорят: «Тише-тише: Маша пишет, наша Маша долго пишет, а кто Маше помешает, того Маша догоняет». После этих слов дети бегут в домик (отведённое место), а тот, кого Маша осалит, должен придумать и сказать слово со звуком [ш]. Потом выбирают новую Машу (или Мишу).

 Педагогу нужно следить за тем, чтобы дети говорили неторопливо, вполголоса. Если ребёнок затрудняется придумать слово со звуком[ш], ему помогают дети и педагог, задав наводящий вопрос ( «Что ты надеваешь на голову, когда идёшь гулять?»).

Игра «Маленькие ножки бежали по дрожке».

Цель: автоматизация звука [ш] в связном тексте.

Описание игры: дети строятся в колонну. Педагог предлагает всем показать свои ноги. Дети поднимают их. Педагог говорит, что ножки у них маленькие, но бегают быстро. Дети бегут и приговаривают:

Маленькие ножки бежали по дорожке,

Маленькие ножки бежали по дорожке.

Затем воспитатель говорит, что у медведя ноги большие и идёт он медленно:

Большие ноги шли по дороге,

Большие ноги шли по дороге.

Дети несколько раз выполняют со словами ритмичные подражательные движения, то быстрые и лёгкие, то медленные и тяжёлые.

Игра «По ровненькой дорожке».

Цель: автоматизация звука [ш] в связном тексте.

Описание игры: Дети сидят на скамейках. Педагог зовёт их погулять. Дети идут шеренгой или свободно группируются около педагога. Ритмично шагают под слова:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Раз,два, раз, два…

Затем прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперёд и приговаривая при этом:

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам.

Затем педагог произносит: «В ямку бух!». Дети присаживаются на корточки. «Вышли из ямы», - говорит педагог. Дети поднимаются и идут, весело приговаривая вместе с педагогом: «По ровненькой дорожке…». Движения повторяются.

Затем текс изменяется:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом,

Там мы живём.

На слова «устали наши ножки» педагог, а за ним и дети слегка замедляют движения и с окончанием текста останавливаются. Затем бегут к скамейкам домой и садятся на них.

Игра «Кот на крыше».

Цель: автоматизация звука [ш] в связном тексте.

Описание игры: на стуле или на скамейке сидит с закрытыми глазами один из играющих. Он кот. Остальные дети - это мышки. Они тихо подходят к коту и , грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса:

Тише, мыши… Тише, мыши…

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись

И коту не попадись…

После этих слов кот просыпается, говорит «мяу», вскакивает и гонится за мышками. Мышки убегают. Нужно отметить чертой мышкин дом – норку, куда кот не имеет права забегать. Игру можно проводить, пока все мышки, кроме одной, не будут пойманы. Мышка, которую кот не поймал, будет водить, т.е. она будет котом, и игра начинается сначала. Все мышки, которых поймали, должны произнести два-три слова со звуком[ш].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мяча на этапе автоматизации звуков.

В презентации представлены игры и игровые упражнения с мячом, которые сочетаются с текущей логопедической работой и являются дополнительным коррекционным средством, способствующим речевому и психомото...

Использование игровых приёмов при автоматизации звуков у детей с ОВЗ

Представлен конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОВЗ по автоматизации звука [с] в предложениях с использованием игровых приёмов....

Использование игровых приёмов при автоматизации звуков у детей с нарушениями речи

Предлагаемая методическая разработка поможет практикующим логопедам в повседневной работе - как в игровой форме проводить автоматизацию поставленных звуков у ребёнка дошкольного возраста....

Использование интерактивного пособия при автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Современные исследования педагогов и психологов (А.В Запорожца,  А.П. Усовой, Н....

Подвижная игра на автоматизацию звука[л] в словах и словосочетаниях для детей 5 – 6 лет

Предлагаемая подвижная игра эффективна в работе с детьми 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи (ОНР) и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), поскольку позволяет не только автомати...