Использование интерактивного пособия при автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Современные исследования педагогов и психологов (А.В Запорожца,  А.П. Усовой, Н.Н. Поддъякова,  П.Я.Гальперина),  направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста показывают, что продуктивность овладения знаниями, умениями в целом зависят не только от того, как организован процесс обучения передачи детям знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе от позиции самого ребёнка, его активности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:



Н.Л. Метлина,

учитель-логопед

первой квалификационной категории

СП детский сад «Ромашка,

МОУ «Павловская СШ»

г. Каргополь

Использование интерактивного пособия  при автоматизации звуков  у детей старшего дошкольного возраста

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Современные исследования педагогов и психологов (А.В Запорожца,  А.П. Усовой, Н.Н. Поддъякова,  П.Я.Гальперина),  направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста показывают, что продуктивность овладения знаниями, умениями в целом зависят не только от того, как организован процесс обучения передачи детям знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе от позиции самого ребёнка, его активности.

На современном этапе развития образования развивающая педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к  организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

У детей с речевыми нарушениями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Как правило, у дошкольников этой категории страдает  звуковая сторона речи, фонематические процессы, лексика, грамматический строй речи и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление. Путь исправления звукопроизношения трудный и длительный. Поэтому и в этом направлении важны поиск и введение в практику новых технологий работы с дошкольниками и их родителями. Одной из них можно считать лэпбук или иными словами тематическую или интерактивную папку. 

В дословном переводе с английского: лэпбук (lapbook) обозначает «наколенная книга» (lap –колени, book- книга).

Лэпбук – это сравнительно новое средство,  которое пришло к нам из Америки. Термин «Лэпбук» был впервые введен мамой и писателем из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Она назвала ее так, именно потому, что весь Лэпбук умещается и на коленях ребенка. В России адаптировала данную папку Татьяна Пироженко.

 Иными словами, лэпбук - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Лепбук представляет собой одну из разновидностей метода проекта так как содержит все этапы проекта (целеполагание (выбор темы), разработка лэпбука (составление плана), выполнение (практическая часть), подведение итогов). Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком.

Лепбук - это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности педагога, родителей и ребенка.

Данное пособие отвечает всем требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде:

  • информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме);
  •  полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;
  • обладает дидактическими свойствами;
  • является средством художественно-эстетического развития ребенка;
  • приобщает его к миру искусства;
  • вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части);
  • его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Работа с лэпбуком также отвечает основным направлениям деятельности взрослого с детьми, включенность педагога наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности, свободное общение и перемещение детей во время деятельности, открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования. Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. Именно поэтому тематическая папка может стать незаменимым помощником в работе всех специалистов детского сада.

Лэпбук в своей работе могут использовать не только воспитатели, но и узкие специалисты: логопеды, дефектологи, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре.

Учитывая комплексно-тематический построения  образовательного процесса учителя-логопеды могут создавать лэпбук в ходе изучения какой-либо лексической темы,  объединив туда игры и упражнения, направленные на совершенствование грамматического строя речи, расширение словаря, формирование связной речи, или на определенный звук, включив туда всевозможные задания на автоматизацию определенного звука: в словах, предложениях и текстах разной степени сложности; задания, направленные на формирование звуко-слогового анализа и синтеза, грамматические упражнения, задания, направленные на запоминание графического образа буквы, пальчиковую гимнастику.

В своей работе мы используем лэпбук на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи. А также предлагаем детям использование в свободной деятельности карточек и игр из лэпбуков для автоматизации поставленных звуков. (Показ лэпбуков)

Результатом использования данного пособия является, улучшение качества развития детей, повышение устойчивого интереса к знаниям, приобщение родителей к  образовательному процессу и совместному творчеству.

На наш взгляд, лэпбук –  это современная эффективная технология обучения, отличный помощник в работе учителя – логопеда, которая позволяет пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов; ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков; формировать грамматические категории; развивать связную речь; формировать психологическую базу речи; совершенствовать мелкую моторику рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игрового материала по обучению детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слова.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение диффере...

Интерактивное занятие с родителями детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка У каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в неб...

Методическая разработка игры «Узнай сказку» с использованием интерактивной технологии «Аквариум» для детей старшего дошкольного возраста

Игра разработана с использованием интерактивной технологии "Аквариум", с помощью которой дети активно включаются в образовательную деятельность, учатся работать командой. В ходе игры у детей...

Методическая разработка игры «Части и целое» с использованием интерактивной технологии «Карусель» для детей старшего дошкольного возраста

Игра разработана с использованием интерактивной технологии "Карусель", с помощью которой у детей развивается не только внимание, но и умение согласовывать свои действия с игровыми партнёрами...

Методическая разработка игры «Угадай спортсмена» с использованием интерактивной технологии «Интервью» для детей старшего дошкольного возраста

Игра разработана с использованием интерактивной технологии "Интервью", с помощью которой у детей формируется умение грамотно формулировать вопросы, давать развёрнутые ответы...

Статья «Мультимедиа ресурсы - одно из интерактивных средств математического развития детей старшего дошкольного возраста»

Статья  «Мультимедиа ресурсы - одно из интерактивных средств математического развития детей старшего дошкольного возраста»...

НОД с использованием интерактивной игры по ФЭМП для старшего дошкольного возраста «На помощь принцессе Трапеции»

познакомить с новыми геометрическими фигурами(пятиугольник, шестиугольник, восьмиугольник);закрепить умение различать и называть плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольни...