Интерактивное занятие с родителями детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Бикмакаева Олеся Фягимовна

Пояснительная записка

 

У каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями – глубоко в землю… Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют - животворят семью. А предложенная тема помогает обогатить сокровищницу традиций каждой семьи, так как от нее зависит духовная атмосфера дома, включающая в себя распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Поэтому на сегодняшний день главная задача психолога акцентировать внимание родителей на том, что независимо от того, стараются ли они сохранить старые домашние традиции или – пытаются придумать и привить семье нечто новое, необходимо помнить, что детство формирует ребенка на всю жизнь. Поэтому надо знать меру, так как чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной. На наш взгляд достаточно продуктивными для решения поставленных задач является интерактивное занятие с элементами тренинга «Река времен», в котором мы предложили родителям поучаствовать и вспомнить о том: «Какими же могут быть семейные праздники и ритуалы?», «Как их наличие или отсутствие влияет на воспитание и развитие детей старшего дошкольного возраста?» и многие другие вопросы, возникающие у родителей по поддержанию семейных традиций.

Цель: актуализация значимости поддержания старых и создания новых семейных традиций.

 

Задачи:

1.                Актуализация детского мироощущения у родителей и процесса формирования положительного образа родного дома.

2.                Укрепление семейных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnoe_zanyatie.docx257.43 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 35

«Алёнушка-1» г. Ершова Саратовской области»

Интерактивное занятие с родителями детей старшего дошкольного возраста

 в рамках родительского собрания с элементами тренинга

"Живи, родник традиций"

 

Воспитатель логопедической группы

Бикмакаева Олеся Фягимовна

г. Ершов

2016 год

Пояснительная записка

У каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями – глубоко в землю… Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют - животворят семью. А предложенная тема помогает обогатить сокровищницу традиций каждой семьи, так как от нее зависит духовная атмосфера дома, включающая в себя распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Поэтому на сегодняшний день главная задача психолога акцентировать внимание родителей на том, что независимо от того, стараются ли они сохранить старые домашние традиции или – пытаются придумать и привить семье нечто новое, необходимо помнить, что детство формирует ребенка на всю жизнь. Поэтому надо знать меру, так как чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной. На наш взгляд достаточно продуктивными для решения поставленных задач является интерактивное занятие с элементами тренинга «Река времен», в котором мы предложили родителям поучаствовать и вспомнить о том: «Какими же могут быть семейные праздники и ритуалы?», «Как их наличие или отсутствие влияет на воспитание и развитие детей старшего дошкольного возраста?» и многие другие вопросы, возникающие у родителей по поддержанию семейных традиций.

Цель: актуализация значимости поддержания старых и создания новых семейных традиций.

Задачи:

  1. Актуализация детского мироощущения у родителей и процесса формирования положительного образа родного дома.
  2. Укрепление семейных ценностей.

Материал:

  • блок стикеров – 1 шт., английские булавки по количеству участников, магниты;
  • фломастеры, бумага А-4, кисточки, гуашь 6-цв. (10 наборов), стаканчики для воды;
  • заготовки-домики из соленого теста (35 шт.);
  • работы детей (рисунки, письма родителям, коллективная работа – коллаж и высказывания на тему «Семейные традиции»);
  • ролик «Какой чудесный день!», анкеты обратной связи по кол-ву участников.

Оборудование: ноутбук, экран и мультимедийный проектор, магнитная доска.

Время проведения: 50-60 минут.

План:

  1. Организация участников – 5 минут.
  2. Приветствие родителей и презентация видеоролика «Какой чудесный день!» – 7 минут.
  3. Упражнение «Семейные традиции» – 10 минут.
  4. Коллаж и высказывания на тему: «Семейные традиции глазами детей» – 5 минут.
  5. Упражнение «Камень благодарности» – 10 минут.
  6. Рисунки детей «Благодарю ….» и письмо родителям – 3 минуты.
  7. Практическое знакомство с семейной традицией «Совместного изготовления сувениров из соленого теста» – 10 минут.
  8. Объявление о проведении конкурса «Символ семьи» – 5 минут.
  9. Обратная связь – 3 минут.
  10. Раздача буклетов «Традиции твоего дома, или «У нас так принято!» – 2 минуты.

Ход работы

1. Организация участников.

Цель: создание условий для эффективного взаимодействия на занятии.

Содержание. Прикрепление бейджиков (четырех цветов с целью деления на группы) из заранее заготовленных стикеров и английских булавок с именами удобными для общения.

2. Презентация ролика «Какой чудесный день!».

Цель: познакомить родителей с жизнью детей в детском саду.

Послесловие. «Когда вы верите, в своих детей то они стараются соответствовать вашим ожиданиям. Мы развиваем таких детей, какими они приходят в детский сад, с тем багажом, который получили в семье. Потому что знания умения и навыки, полученные ребенком до трех лет, используются и совершенствуются человеком на протяжении всей жизни. Народная мудрость гласит «Что посеешь, то и пожнешь». Семейные традиции и есть то, что могут «посеять» родители в душах своих детей. Это сплочение семьи, почтение и уважение старших поколений, развитие детей в том направлении в каком вы видите будущего своего ребенка. Вот я сегодня хочу спросить есть ли в ваших семьях такие традиции. Например: В моей семье существует многолетняя традиция изготовление сувениров из соленого теста на разные праздники. Это не только учит детей делать подарки своими руками, но и развивает моторику и речь у ребенка, снимает напряжение».

3. Упражнение «Семейные традиции».

Цель: изучить разновидности семейных традиций.

Содержание:

  • Индивидуальная работа. «У каждой семьи есть своя сокровищница традиций. Сейчас предлагаю каждому участнику записать не менее трех семейных традиции, каждую на отдельном листе».
  • Работа в группах. Каждая группа записанные традиции объединяет по общим сферам. Один из участников группы представляет их другим командам.

4. Коллаж и высказывания на тему: «Семейные традиции глазами детей».

Цель: ознакомить родителей с уровнем понимания семейных традиций их детьми.

Содержание. Родители знакомятся с коллажем, заранее подготовленным детьми под руководством психолога и их высказываниями на тему «семейных традиций». Высказывания детей о том, какие семейные традиции знают: собирать и записывать рецепты, делать и читать книги, садить и выращивать цветы, овощи, фрукты, ремонтировать вместе с папой что-то или собирать шкаф, готовить разные блюда, делать, чтобы дома было красиво, праздновать праздники, шить вместе с мамой, ездить на пикник и т.д.

5. Упражнение «Камень благодарности».

Цель: подчеркнуть значимость озвучивания чувств «благодарности» родителям за семейные традиции.

Содержание. Сейчас прошу всей встать в круг. Каждый участник, держа в руках камень, высказываясь, начинает со слов: «Я благодарна своим родителям за семейную традицию …».

6. Рисунки детей «Благодарю ...» и письмо родителям.

Цель: актуализировать значимость воспитывать у детей уважение к родителям и прародителям.

Содержание. Родители знакомятся с заранее подготовленные письма и рисунки детей для родителей, записанные психологом.

7. Практическое знакомство с семейной традицией «Совместного изготовления сувениров из соленого теста».

Цель: сформировать потребность в создании семейной традиции «Совместного изготовления сувениров из соленого теста».

Содержание. «Издавна существовала семейная традиция выпекать из теста не только хлеб, но и декоративные изделия. Приготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем. Из соленого теста изготавливали поделки, сувениры, кукол, фигурки, которые дарились на праздники в знак благополучия, плодородия и сытости. Считается, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, является символом богатства и благополучия в семье. Постепенно традиция изготовления фигурок из теста была утеряна, но в последнее время стала возрождаться. Предлагаем Вам на практике опробовать эту традицию и раскрасить сувенир-магнит «Домик»» (рисунок 1).

http://festival.1september.ru/articles/561659/img1.gif

Рисунок

8. Рекламное объявление о проведении конкурса «Символ семьи».

Цель: сформировать потребность в создании семейной традиции «восстановления родословной».

Содержание. «В нашем муниципальном дошкольном учреждении  объявляется конкурс в поддержку одной из древних, но очень важных семейных традиции «Мое генеалогическое древо или символ семьи». Уважаемые родители приглашаем Вас принять участие в этом конкурсе, ведь без вашего участия Ваши дети не получат знания о своих предках, о семейных легендах и традициях передаваемых из поколения в поколения, а старший дошкольный возраст считается достаточно благоприятным, для того чтобы начинать закладывать у детей эти знания. Участников и победителей конкурса ждут эксклюзивные дипломы и призы» (см. Приложение 2 Приложение 3Приложение 4).

9. Обратная связь.

Цель: получение информации о ходе процесса занятия и его результатах.

Содержание. Участники заполняют заранее подготовленные анкеты, либо возможно в свободной форме написать отзывы о своих впечатлениях от занятия (см. Приложение 1).

10. Раздача буклетов «Традиции твоего дома, или «У нас так принято!»

(С информацией о том, какие бывают семейные традиции.)

Цель: информировать родителей о существующем разнообразии семейных традиций в мире.

Содержание (см. Буклет «Традиции твоего дома, или «У нас так принято!»).

Подготовка:

  • Письма благодарности родителям.
  • Рисунки «Благодарность».
  • Положение о конкурсе.
  • Схема составления генеалогического древа.

Анкета 1. Семейные традиции

В семье матери

В семье отца

В вашей семье

Сколько всего традиций в вашей семье

Какие поддерживаются сейчас?

Какие новые появились?

Приложение 1. Анкета-отзыв

АНКЕТА-ОТЗЫВ

Интерактивное занятие с элементами тренинга «Живи, родник традиций»

для родителей воспитанников старшей группы

  1. Ваши впечатления от встречи ________________________________________________
  2. Что Вам больше всего понравилось? ___________________________________________
  3. Желаете ли чтобы родительские собрания проходили в такой форме? Почему? ___________________________________________________________________________

Приложение 2. Положение о семейном конкурсе

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующей МДОУ д/с «Аленушка-1»

Н.Н. Верескун

ПОЛОЖЕНИЕ О СЕМЕЙНОМ КОНКУРСЕ

«Мое генеалогическое древо или символ семьи»

Организатором семейного конкурса является администрация МДОУ д/с «Аленушка-1». Конкурс организован  для создания условий взаимодействия между субъектами образовательного процесса: воспитателями -  родителями, воспитанниками – родителями, воспитанниками -  воспитателями, специалистами детского сада «Аленушка-1».

Для организации и проведения семейного конкурса администрация МДОУ формирует жюри, состав которого утверждается приказом по МДОУ.

Цель конкурса:

1. Формирование семейной традиции «восстановления родословной».

Задачи конкурса:

  1. Формировать интерес к истории семьи и дома.
  2. Углублять представления у детей о семье и ее составе, о близких родственниках, а также о способах поддержания родственных связей.
  3. Закреплять знание у детей о своей фамилии, имени, отчества родителей.
  4. Формировать умение передавать услышанное в рисунке, цвете и слове.
  5. Активизировать познавательную деятельность и речевое развитие воспитанников.

Участники конкурса: Участие принимают родители и дети старшего дошкольного возраста  МДОУ д/с «Аленушка-1».

 Сроки проведение конкурса:

Конкурс проводится в четыре этапа.

1 этап  (28 августа – 22 сентября) – составленные родословных, оформленных в виде творческой работы, семейных историй.

2 этап  (23 сентября) – публичная презентация символов семьи ребенком.

3 этап  (24 – 30 сентября) – организация выставки представленных работ.

4 этап (1 октября) – экспертиза работ, представленных участниками на конкурс членами жюри. Подведение итогов конкурса и награждение участников на семейном празднике.

Требования к содержанию работ:

  1. Совместное участие родителей и детей в создании «символа семьи».
  2. В создании родословной охватывать не менее четырех поколений, то есть наличие максимально полной информации о корнях и истории рода участников.
  3. Составленная родословная оформляется в виде творческой работы с использованием фотографий и любых экологически чистых материалов и различных художественных техник.
  4. Объяснение происхождения фамилии участника.
  5. Составление семейной истории на основе родословной в виде литературного произведения любого жанра.  Приветствуются знание семейных легенд и традиций
  6. Публичная презентация своих работ, семейных историй и семейных традиций.

Результаты конкурса: родословная, выполненная в виде творческих работ и историй.

Критерии оценки работ участников:

Итоги конкурса подводят члены жюри после проверки представленных работ, оценивая представая их по 5-ти балльной шкале. Баллы и особое мнение заносятся в протоколы.

Работы участников оцениваются по следующим критериям:

  • Количество поколений представленных в родословной;
  • художественные достоинства работы;
  • оригинальность и творческий подход к оформлению работы;
  • культура декламации своей семейной работы  ребенком.
  • глубина знаний о происхождении и национальных традициях своей семьи;
  • активность участия всех членов семьи в подготовке проекта.

Требования к оформлению творческих работ:

1. Письменные работы (сказки, рассказы и т.д.) – письменный текст на листах формата А4 с возможными изобразительными дополнениями: фотографии, таблицы, схемы и т.д.)

2. Фотоальбом, плакат, коллаж (формат работы участники выбирают сами, при условии обязательности пояснительных записок, исторических справок к представленным материалам).

3. Презентация семейных традиций – «коронное блюдо», «семейная коллекция», «семейное рукоделие» (поделки из соленого теста, шитье и т.д.).

4. Все работы, предоставленные на конкурс, будут возвращены.

    

 Номинации семейного конкурса:

  • «За оригинальность и творческий подход в оформлении работы» - творчески выполненная работа, то есть наглядность и доступность информации, способ оформления работы.
  • «Богатая родословная» – при составлении родословной перечислено наибольшее количество поколений.
  • «Лучшая семейная летопись» - история о своей семье в виде литературного произведения любого жанра.
  • «Лучшая презентация родословной» - высокий уровень культуры декламации своей семейной работы ребенком.
  •  «Самая дружная семья» – за совместные усилия всех членов семьи по созданию родословной.  
  •  «Лучшая семейная находка» – за приведённые уникальные факты, легенды, приведённые в работе.  
  • «За укрепление семейных традиций» – за поддержку традиций своего дома уже на протяжении нескольких поколений и пропаганду семейных ценностей за пределами своей семьи.

Подведение итогов конкурса.

1. Все работы, рекомендованные члена жюри, выставляются для общественного просмотра на выставочной площадке МДОУ «Аленушка-1».

2. Члены жюри определяет победителей в каждой номинации.

3. Награждение участников и лауреатов конкурса подарками и дипломами проводится на администрацией МДОУ д\с «Аленушка-1» на организованном празднике.

Приложение 3. Макет эксклюзивного диплома

Приложение 4. Приз «Дерево счастья или семейное дерево»

PIC_0017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игры «Узнай сказку» с использованием интерактивной технологии «Аквариум» для детей старшего дошкольного возраста

Игра разработана с использованием интерактивной технологии "Аквариум", с помощью которой дети активно включаются в образовательную деятельность, учатся работать командой. В ходе игры у детей...

Методическая разработка игры «Части и целое» с использованием интерактивной технологии «Карусель» для детей старшего дошкольного возраста

Игра разработана с использованием интерактивной технологии "Карусель", с помощью которой у детей развивается не только внимание, но и умение согласовывать свои действия с игровыми партнёрами...

Методическая разработка игры «Угадай спортсмена» с использованием интерактивной технологии «Интервью» для детей старшего дошкольного возраста

Игра разработана с использованием интерактивной технологии "Интервью", с помощью которой у детей формируется умение грамотно формулировать вопросы, давать развёрнутые ответы...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Статья «Мультимедиа ресурсы - одно из интерактивных средств математического развития детей старшего дошкольного возраста»

Статья  «Мультимедиа ресурсы - одно из интерактивных средств математического развития детей старшего дошкольного возраста»...

Выступление на педсовете: «Кейс технология в работе с родителями детей старшего дошкольного возраста как форма интерактивного общения»

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти свободного времени для своих детей и погрузиться те или иные ситуации и проблемы....