"Развитие речи"
методическая разработка по логопедии на тему

Литвинюк Людмила Васильевна

Речь,дошкольники, подготовка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.odt25.13 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Месяц

Тема,

литература

Программное содержание

Материалы и оборудование

Методы и приемы

Совместная деятельность

 с детьми

Совместная деятельность с родителями

Сентябрь

Сентябрь

1 неделя

Диагностика

Сентябрь

2 неделя

Диагностика

Сентябрь

3 неделя

Части тела

«Части тела».

В.И.Волчкова, Н.В.Степанова С.63-64.

Т.Р.Кислова

С.18-20.

Учить связному, последовательному пересказу, правильно передавать идею и содержание, выразительно воспроизводить диалоги персонажей.

Книги. Предметные и сюжетные картинки. Схемы.

Словесные: беседа.

Наглядные: рассматривание картинок.

Практические: задания.

Игровые: игра.

Беседа по теме. Загадки. Дид.игры. Пересказ расказа Е.Пермяк «Для чего руки нужны».

  Сентябрь

4 неделя

Игрушки

«Игрушки».

В.И.Волчкова, Н.В.Степанова С.98-101.

Т.Р.Кислова

С.14-18.

Творческое рассказывание. «Кто такой Чебурашка?» Развивать творческое воображение, на основе начала показать, как можно придумывать конец сказки, учить развивать ход событий, развязку, соблюдать логику развития сюжета.

Книги. Предметные и сюжетные картинки.

Словесные: беседа.

Наглядные: рассматривание картинок.

Практические: задания.

Игровые: игра.

Беседа по теме. Дидактические игры.

Октябрь

Октябрь

1 неделя

Осень

«Осень».

В.И.Волчкова, Н.В.Степанова С.25-27.

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Левитана «Золотая осень». Закрепить представления детей об осеннем времени года, обогащать словарный запас определениями, развивать диалогическую речь, воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к природе.

Репродукция картины И.Левитана «Золотая осень». Предметные и сюжетные картинки.

Словесные: беседа.

Наглядные: рассматривание картинок.

Практические: задания.

Игровые: игра.

Беседа по теме. Загадки. Дидактические игры.

Беседа:«Речевое воспитание дошкольников»

Месяц

Тема,

литература

Программное содержание

Материалы и оборудование

Методы и приемы

Совместная деятельность

 с детьми

Совместная деятельность с родителями

Октябрь

2 неделя

Овощи

«Овощи».

Т.Р.Кислова.

«По дороге к азбуке».

№8. С.26. Л.Е.Кыласова. «Развитие речи».

7,8. С.24-27.

Учить различать и называть овощи. Составлять предложения со словами, обозначающими признаки предмета, согласовывать форму родительного падежа существительных. Согласовывать числительные с существительными от 5-10.

Муляжи овощей. Предметные и сюжетные картинки. Схемы.

Словесные: беседа.

Наглядные: рассматривание картинок.

Практические: задания.

Игровые: игра.

Беседа по теме. Загадки. Дидактические игры: «Чего много?» «Закончи предложение». «Чего не стало?» «Веселый счет». «Из чего что сделано?» Составление предложений по картинкам.

Октябрь

3неделя

Фрукты

«Фрукты».

Т.Р.Кислова.

№9. С.28. Л.Е.Кыласова.

№ 10,11.

С. 28-30.

Учить различать и называть фрукты. Упражнять в употреблении формы винительного падежа

Согласовывать числительные с существительными. Учить подбирать родственные слова. Составлять сложносочиненные предложения с союзом а по образцу.

Предметные картинки. Муляжи. Схемы.

Словесные: беседа.

Наглядные: рассматривание картинок.

Практические: задания.

Игровые: игра.

Беседа по теме. Загадки. Дидактические игры: «Посадим фруктовый сад». «Собираем урожай». «Какой фрукт я не назвала?» «Назови сок». «Четвертый лишний». «Чего не стало?» «Один - много». Подбор родственных слов.

Октябрь

4 неделя

Одежда

«Одежда».

Л.Е.Кыласова.

«Развитие речи».

№19-21.

С.42-44.

Учить детей различать и называть одежду. Активизировать пассивный и активный словарь. Учить образовывать относительные прилагательные. Согласовывать существительные с числительными.

Предметные картинки.

Словесные: беседа.

Наглядные: рассматривание картинок.

Практические: задания.

Игровые: игра.

Беседа по теме. Дид.игры: «Назови какие?» «Веселый счет». «Закончи предложение». «Чего не стало». Загадки.

Месяц

Тема,

литература

Программное содержание

Материалы и оборудование

Методы и приемы

Совместная деятельность

 с детьми

Совместная деятельность с родителями

Ноябрь

Ноябрь

1 неделя

Детский сад

«Детский сад».

«Читаем детям»

З.Г.Сахинова, А.Ш.Асадуллина, С.Г.Сулейманова

С.36.

Т.Р.Кислова

С.121-123.

Обогащать словарный запас определениями, развивать диалогическую речь.

Книги. Предметные и сюжетные картинки.

Словесные: беседа.

Наглядные: рассматривание картинок.

Практические: задания.

Игровые: игра.

Беседа по теме. Дид.игра. Загадки. Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом».

Экскурсия в музей ДОУ.

Ноябрь

2 неделя

Головные уборы, обувь

«Головные уборы. Обувь».

Л.Е.Кыласова.

«Развитие речи».

19-21.

С.40-44.

Учить детей различать и называть  и обувь по сезонам. Активизировать пассивный и активный словарь. Учить образовывать относительные прилагательные. Согласовывать существительные с числительными.

Предметные картинки.

Словесные: беседа.

Наглядные: рассматривание картинок.

Практические: задания.

Игровые: игра.

Беседа по теме. Дид.игры: «Назови какие?» «Веселый счет». «Закончи предложение». «Чего не стало». Загадки.

Ноябрь

3 неделя

Дом и его части

«Дом.».

Т.Р.Кислова.

С.37-40.

Углубить знания детей и расширить словарь по теме дом и его части. Учить составлять предложения со словами, обозначающими направление движения в сочетании с предлогом через и между.

Предметные и сюжетные картинки.

Словесные: беседа.

Наглядные: рассматривание картинок.

Практические: упражнения.

Игровые: игра.

Беседа по теме. Дид.игры: «Какой дом?» «Скажи ласково» «Доскажи слово»

«Какая квартира?»

Папка-передвижка: «Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей».

Ноябрь

4 неделя

Мебель

«Мебель».

Т.Р.Кислова.

С.40-43.

Углубить знания детей и расширить словарь по теме мебель. Учить составлять предложения со словами, обозначающими направление движения в сочетании с предлогом через и между.

Предметные и сюжетные картинки.

Словесные: беседа.

Наглядные: рассматривание картинок.

Практические: упражнения.

Игровые: игра.

Беседа по теме. Дид.игры: ««Скажи ласково» «Доскажи слово»

«Какая мебель?»

Месяц

Тема,

литература

Программное содержание

 Материалы и оборудование

Методы и приемы

Совместная деятельность

 с детьми

Совместная деятельность с родителями

Декабрь

Декабрь

1 неделя

Зима

«Зима».

Т.Р.Кислова.

«По дороге к азбуке».

С.69-71.

Л.Е.Кыласова. «Развитие речи».

С.71-72.

Обобщить представления детей о зиме, явлениях в природе. Учить подбирать родственные (однокоренные) слова. Учить пересказывать текст.

Сюжетная картина «Зима»

Словесные: беседа. Чтение. Пересказ.

Наглядные: рассматривание картины.

Практические: работа по рисованию.

Игровые: игра.

Беседа по теме. Загадки. Дид.игры: «Какая погода?». «Доскажи слово». Подбор родственных слов. Чтение рассказа. Пересказ.

Консультация:

«О преодолении трудностей в общении»

Декабрь

2 неделя

Домашние животные

«Домашние животные и их детеныши».

Т.Р.Кислова.

С.77-80.

Л.Е.Кыласова.

С.80-82.

Уточнить и обобщить знания детей о домашних животных. Закрепить название профессий людей, ухаживающих за домашними животными. Учить образовывать притяжательные прилагательные. Подбирать к словам синонимы.

Предметные и сюжетные картинки.

Словесные: беседа.

Наглядные: рассматривание картинок.

Практические: задания на подбор слов-синонимов.

Игровые: игра.

Беседа по теме. Загадки. Дидактические игры: «Кто на кого похож?»,. «Назови детенышей». «Кто как голос подает?». «Назови ласково». «Один-много». «Придумай кличку». «Доскажи слово».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Декабрь

3 неделя

Домашние птицы

«Домашние птицы».

Т.Р.Кислова.

«По дороге к азбуке».

С.80-85.

Л.Е.Кыласова.

С.80-83.

Уточнить и обобщить знания о домашних птицах. Закрепить названия частей тела птиц, название профессий людей, ухаживающих за домашними птицами. Учить образовывать притяжательные прилагательные.

Предметные и сюжетные картинки.

Словесные: беседа. Чтение. Пересказ.

Наглядные: рассматривание картинок.

Практические: упражнения.

Игровые: игра.

Беседа по теме. Дидактические игры: «»Кто как голос подает?». «Назови птенцов».

Загадки. Чтение рассказа. Пересказ.

Декабрь

4 неделя

Новогодние праздники

«Зимние забавы. Праздник Новый год».

Л.Е.Кыласова.

«Развитие речи».

С.77-79.

Закрепить названия зимних игр, зимний спортивный инвентарь. Учить детей словообразованию, употреблять имена существительные в дательном падеже. Составлять рассказ по сюжетной картине.

Картина «Снеговик». Иллюстрации.

Словесные: беседа. Чтение. Пересказ. Наглядные: рассматривание картины, иллюстраций.

Практические: упражнение «Кто больше назовет зимних слов?». Игровые: игра.

Беседа по картине. Рассказы детей. Работа со звуком, словом. Дидактические игры: «Почему так назван?». «Кому что нужно?». «Подбери признак».

Месяц

Тема,

литература

Программное содержание

Материалы и оборудование

Методы и приемы

Совместная деятельность

 с детьми

Совместная деятельность с родителями

Январь

Январь

1 неделя

Каникулы

Январь

2 неделя

Здоровье дошкольника

«Здоровье дошкольника». «Читаем детям» З.Г.Сахинова, А.Ш.Асадуллина, С.Г.Сулейманова

С.171-172.

Т.Р.Кислова

С.121-123.

Закрепить представления детей об зимнем времени года, обогащать словарный запас определениями, развивать диалогическую речь, воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к природе.

Книги. Предметные и сюжетные картинки. Иллюстрации.

Словесные: беседа. Чтение.

Наглядные: рассматривание картинок.

Практические: задания на подбор слов-синонимов.

Игровые: игра.

Беседа по картине. Рассказы детей.  Дидактические игры.  Загадки. Пересказ рассказа И.Калинина «Про снежный колобок».

Родительское собрание:

«Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи дошкольников»

Январь

3неделя

Дикие животные

«Дикие животные и их детеныши».

Т.Р.Кислова.

С.72-76.

Л.Е.Кыласова.

С.88-91.

Закрепить знания о том, как звери зимуют в лесу, об их внешних признаках, повадках. Упражнять в употреблении творит.падежа колич.числит-х в сочетании с существ-ми. Учить образовывать притяжательные и сложные прилагательные.

Предметные картинки.

Словесные: беседа. Чтение.

Наглядные: рассматривание картинок.

Практические: задания на подбор слов-синонимов.

Игровые: игра.

Беседа по теме. Загадки. Дид.игры: «Назови части тела у зверей». «Назови детенышей». «Кто как передвигается?». «Доскажи слово». «Сравни зверей». «Отгадай загадку-описание». Чтение рассказа.

Январь

4 неделя

Зимующие птицы

«Зимующие птицы»..

Л.Е.Кыласова.

«Развитие речи».

С.75-76.

Уточнить и обобщить знания о зимующих птицах. Учить детей пересказу. Закрепить категорию предложного падежа с предлогом на. Развивать внимание, память.

Серия картин «Синичка».

Словесные: беседа. Чтение.

Наглядные: рассматривание картин.

Практические: упражнения.

Игровые: игра.

Беседа по теме. Дидактические игры: «Назови лишнее слово».

Загадка. Чтение рассказа. Объяснение непонятных слов и выражений. Составление рассказов детьми.

Месяц

Тема, литература

Программное содержание

 Материалы и оборудование

Методы и приемы

Совместная деятельность

 с детьми

Совместная деятельность с родителями

Февраль

Февраль

1 неделя

Продукты питания

Продукты питания.

Т.Р.Кислова.

«По дороге к азбуке».

С.89-95.

Уточнить и обобщить знания о продуктах питания. Активизировать в речи употребление прилагательных.

Иллюстрации.

Словесные: беседа.

Наглядные: рассматривание иллюстраций.

Практические: упражнения.

Игровые: игра.

Беседа по теме. Загадки. Дид. игры: «Назови со словом много». «Что из чего делают?». «»Назови ласково».

Консультация:

«О преодолении трудностей в общении»

Февраль

2 неделя

Посуда

«Посуда».

Т.Р.Кислова.

«По дороге к азбуке».

С.51-56.

Учить детей различать, называть посуду, знать ее назначение. Образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных.

Картинки. Предметы посуды.

Словесные: беседа.

Наглядные: рассматривание предметов посуды.

Практические: упражнения.

Игровые: игра.

Беседа по теме. Сравнение предметов посуды. Дидактическая игра «Скажи наоборот». Игра «Какая посуда». Задания на словообразование.

Февраль

3 неделя

Профессии

«Профессии».

Т.Р.Кислова.

С.117-123.

Л.Е.Кыласова.

С.60-63

Познакомить детей с некоторыми профессиями. Учить составлять рассказ на тему «Кем ты хочешь быть?». Согласовывать существительные с глаголами в роде и числе. Развивать наблюдательность.

Предметные и сюжетные картинки.

Словесные: беседа.

Наглядные: рассматривание картинок.

Практические: упражнения.

Игровые: игра.

Беседа по теме.

Дидактические игры: «Кем я хочу быть». «Кому что нужно для работы?» «Назови действия» «Кто что делает?» «Не ошибись» Составление рассказов по плану.

Экскурсия в Музей ГИБДД

Февраль

4 неделя

Наша Армия

«День защитников Отечества».

Л.Е.Кыласова.

С.93-94

Уточнить знания детей об армии, о родах войск, военной технике и о военных профессиях. Учить составлять рассказ по серии картинок. Образовывать существительные множественного числа в родительном падеже.

Предметные картинки.

Словесные: беседа. Чтение. Пересказ.

Наглядные: рассматривание иллюстраций.

Практические: работа по рисованию.

Игровые: игра.

Беседа по теме. Чтение стихотворения. Составление рассказа.

Экскурсия в Музей Боевой славы.

Месяц

Тема, литература

Программное содержание

Материалы и оборудование

Методы и приемы

Совместная деятельность

 с детьми

Совместная деятельность с родителями

Март

Март

1 неделя

Весна

«Весна».

Т.Р.Кислова. «По дороге к азбуке».

С.114-117.

Л.Е.Кыласова. «Развитие речи».

С.108-111.

Уточнить время года, названия весенних месяцев, характерные признаки ранней весны. Учить составлять сложные предложения со словами, обозначающими действие в настоящем, прошедшем, будущем времени.

Сюжетные картинки. Мяч.

Словесные: беседа. Чтение. Пересказ.

Наглядные: рассматривание картинок.

Практические: упражнения.

Игровые: игра.

Беседа по теме. Загадки. Дид.игры: «Назови признак». «доскажи словечко». «Скажи со словом весенний». «Назови одним словом». Чтение рассказа. Пересказ.

Март

2 неделя

Перелётные

 птицы

«Перелетные птицы».

Л.Е.Кыласова.

С.44-48,

С.129-130.

Закрепить названия перелетных птиц и обобщающее слово. Учить подбирать предмет по признаку. Употреблять род.падеж имен существительн. в ед. и мн. числе. Согласовывать существ. с числит. в форме дат. Падежа.

Предметные картинки.

Словесные: беседа. Чтение. Пересказ.

Наглядные: рассматривание иллюстраций.

Практические: упражнения.

Игровые: игра.

Беседа по теме. Дидактические игры: « Кто больше назовет перелетных птиц». «Один-много». «Подбери предмет по признаку». Чтение рассказа. Пересказ.

Март

3 неделя

Семья

«Семья».

«Лекарство» К.Ушинский С.74-76.

Т.Р.Кислова  С.47-51.

Учить детей пересказу  художественного произведения  близко к тексту.

Книги. Иллюстрации.

Словесные: беседа. Чтение. Пересказ.

Наглядные: рассматривание иллюстраций.

Практические: работа по рисованию.

Игровые:  игра

Беседа по теме. Дидактические игры.

Март

4 неделя

Каникулы

Месяц

Тема, литература

Программное содержание

Материалы и оборудование

Методы и приемы

Совместная деятельность

 с детьми

Совместная деятельность с родителями

Апрель

Апрель

1 неделя

Транспорт

«Транспорт».

Т.Р.Кислова.

«По дороге к азбуке».С.97-104.

Л.Е.Кыласова.

С.96-99.

Уточнить и обобщить знания о транспорте, правилах дорожного движения. Учить детей пересказу сказки.

Предметные картинки.

Словесные: беседа. Чтение. Пересказ.

Наглядные: рассматривание иллюстраций.

Практические: работа по рисованию.

Игровые:  игра

Беседа по теме. Загадки. Дид.игры: « «Назови ласково». «Один-много». Чтение сказки. Пересказ.

Родительское собрание:

«Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи дошкольников»

Апрель

2 неделя

Наш город

«Архитектура городов» (памятники, музеи и др.). (Саранск). Н.Жуковская. «От Карелии до Урала».

Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми архитектурными памятниками Саранска, музеями.

Иллюстрации. Книги.

 Словесные: беседа.

Наглядные: рассматривание иллюстраций.

Практические: упражнения.

Игровые: игра.

Беседа по теме.

Дидактические игры: «Назови, что это». «Угадай, где?».

Обзорная экскурсия по городу

Апрель

3 неделя

Лес

«Лес. Ягоды.

Грибы»

Л.Е.Кыласова.

№ 16-18, С.36-38.

Т.Р.Кислова.

«По дороге к азбуке». С.123,С.127.

Упражнять детей в дифференциации деревьев и лесов. Учить составлять предложения с именами существительными в ед и мн. числе винительного падежа с предлогами в, на.

Предметные и сюжетные картинки.

Словесные: беседа.

Наглядные: рассматривание картинок.

Практические: задания.

Игровые: игра.

Беседа по теме. Дидактические игры: «Как назвать лес?» «Чей лист?»

«Веселый счет» «Подбери слова-действия».

Подбор родственных слов.

Апрель

4 неделя

Ягоды

«Лес. Ягоды.

Грибы»

Л.Е.Кыласова.

№ 16-18, С.38-40.

Т.Р.Кислова.

«По дороге к азбуке». С.123.,С.127.

Упражнять детей в дифференциации ягод. Учить составлять предложения с именами существительными в ед и мн. числе винительного падежа с предлогами в, на.

Предметные и сюжетные картинки.

Словесные: беседа.

Наглядные: рассматривание картинок.

Практические: задания.

Игровые: игра.

Беседа по теме. Дидактические игры: «Как называются ягоды?»

«Веселый счет» «Подбери слова-действия».

Подбор родственных слов.

Месяц

Тема, литература

Программное содержание

Материалы и оборудование

Методы и приемы

Совместная деятельность

 с детьми

Совместная деятельность с родителями

Май

Май

1 неделя

Праздник мира, весны и труда

«Праздник мира, весны и труда».

«Хрестоматия»

«Слава» С.Баруздин

С.226.

Пересказ рассказа. Рассказать детям о том, какой праздник отмечают в нашей стране 1 Мая. Учить детей пересказу.

Предметные и сюжетные картинки. Иллюстрации. Книги.

Словесные: беседа.

Наглядные: рассматривание картинок.

Практические: задания.

Игровые: игра.

Беседа по теме. Дидактические игры. Чтение рассказа «Слава».

Консультация:

«Роль развивающих игр в речевом и познавательном развитии ребенка»

Май

2 неделя

День Победы

«День Победы».

Л.Е.Кыласова. «Развитие речи».

С.123-125.

Рассказать детям о том, какой праздник отмечают в нашей стране 9 Мая. Рассказать о героях Великой Отечественной войны. Учить детей пересказу.

Сюжетные картинки.

Словесные: беседа. Чтение.

Наглядные: рассматривание иллюстраций.

Практические: упражнения.

Игровые: игра.

Беседа по теме. Чтение рассказа Л.Кассиля «Сестра». Пересказ.

Экскурсия в  музей Боевого и трудового Подвига.

Май

3 неделя

Насекомые

«Насекомые».

Т.Р.Кислова.

«По дороге к азбуке».

С.133-135.

Уточнить знания детей о насекомых. Употреблять родительный падеж имен существительных в единственном и множественном числе.

Предметные картинки.

Словесные: беседа.

Наглядные: рассматривание ккартинок.

Практические: работа по рисованию.

Игровые: игра.

Беседа по теме. Загадки. Дидактические игры: «Назови ласково». «Один-много». «Звуки насекомых». Творческая работа по рисованию.

Май

4 неделя

Цветы

«Цветы».

Т.Р.Кислова.

С.129-132.

Уточнить знания детей о садовых и полевых цветах. Учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах. Развивать память, внимание, мышление.

Предметные картинки.

Мяч.

Словесные: беседа.

Наглядные: рассматривание картинок.

Практические: упражнения.

Игровые: игра.

Беседа по теме. Загадки. Дидактические игры: «Назови ласково». «Один-много». «Назови улицу». «Назови садовые цветы». «Назови полевые цветы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...