"Коррекционные упражнения по устранению нарушений слоговой структуры слова".
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Олейникова Татьяна Викторовна

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова предполагает воздействие на все компоненты речевой системы. Для реализации этой задачи требуется многоплановый по своей тематике и рассчитанный  на учебно-игровую форму работы материал.

Предлагаемые коррекционные упражнения рассчитаны на формирование слоговой структуры 1–го типа (двухсложные слова из открытых слогов) и рекомендуется использовать в работе с детьми старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционные упражнения по устранению нарушений слоговой структуры слова.

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова предполагает воздействие на все компоненты речевой системы. Для реализации этой задачи требуется многоплановый по своей тематике и рассчитанный  на учебно-игровую форму работы материал.

Предлагаемые коррекционные упражнения рассчитаны на формирование слоговой структуры 1–го типа (двухсложные слова из открытых слогов) и рекомендуется использовать в работе с детьми старшей группы.

Упражнение «Узнай, кто это?»

Цель:

1.Учить чётко произносить двухсложные слова с повторяющимися слогами.

2.Учить однословно отвечать на поставленные вопросы с опорой на сюжетные картинки.

3.Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: сюжетные картинки .

                                Ход упражнения

Логопед раскладывает перед ребёнком 5 сюжетных картинок, одновременно проговаривая предложения:

Мама купает Вову.

Папа рубит дрова.

Дядя идёт домой.

Баба ведёт  внучку.

Няня гуляет с детьми.

А затем предлагает ребёнку ответить на вопросы.

     Логопед                                                                         Ребёнок

Кто купает Вову?                                                                Мама.

Кто рубит дрова?                                                                 Папа.

Кто идёт домой?                                                                  Дядя.

Кто ведёт внучку?                                                               Баба.

Кто гуляет с детьми?                                                          Няня.

Упражнение «Конец слова за тобой»

Цель:

1.Учить  чётко произносить слова слоговой структуры 1-го типа.

2.Упражнять в простейшем слоговом  синтезе.

3.расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

          Ход упражнения

Логопед, бросая мяч ребёнку, произносит первый слог. Ребёнок, возвращая мяч, говорит второй слог, затем называет слово полностью.

   Логопед:                                                            Ребёнок:

Но                                                                            нота

Ва                                                                             вата

Да                                                                             дата

Мя                                     ТА                                  мята

Би                                                                             бита

КА                                                                            Катя

Пе                                      ТЯ                                  Петя

Ви                                                                             Витя

Ми                                                                            Митя

Ба                                                                               баня

Ня                                                                               няня

Ды                                                                              дыня

То                                                                               Тоня

Ду                                        НЯ                                 Дуня

А                                                                                Аня

МА                                                                             Маня

Ва                                                                               Ваня

Та                                                                               Таня

И                                                                                  иди

Бу                                                                                буди

Ве                                          ДИ                                 веди

Гу                                                                                 гуди

Ве                                                                                 веди

Хо                                                                                 ходи

Упражнение «Один – много»

Цель:

1.Учить чётко произносить слова слоговой структуры 1-го типа при образовании имён существительных множественного числа именительного падежа.

2.Расширять и активизировать словарный запас.

3.Развивать слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: картинки с изображением предметов во множественном числе.

                               Ход упражнения

Логопед раскладывает перед ребёнком картинки и предлагает ему поиграть: «Я назову предмет, а ты найдёшь картинку, где таких предметов несколько, и назовёшь их».

а) с окончанием –И                                                 б) с окончанием –Ы

Логопед:                   Ребёнок:                 Логопед:                        Ребёнок:

Муха                          мухи                        дуб                                   дубы

Дыня                          дыни                        кот                                   коты

Конь                           кони                         нота                                 ноты

Мак                            маки                         кит                                   киты

Тень                           тени                          ива                                   ивы

Ель                             ели                            липа                                липы

Ребёнок                     дети

Человек                     люди

Бык                            быки

                         Упражнение «Чего не стало»

Цель:

1.Учить чётко произносить слова слоговой структуры 1-го типа при образовании имён существительных единственного числа родительного падежа.

2.Развивать внимание и зрительную память.

Оборудование: предметные картинки: мак, дом, кот, кит, бык.

                               Ход упражнения

Логопед раскладывает перед ребёнком 5 картинок, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображённые на них. Затем ребёнок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребёнку с вопросом: «Чего (кого) не стало?»

      Ребёнок:

Мака

Дома

Кота

Кита

Быка

                              Упражнение «Выбери картинки»

Цель:

1.Учить чётко произносить слова слоговой структуры 1-го типа.

2.Упражнять в согласовании притяжательного местоимения «моя» с именами существительными женского рода.

Оборудование: предметные картинки: дядя, ива, дыня, мыло, муха, вата.

                              Ход упражнения

Логопед раскладывает перед ребёнком картинки и уточняет название предметов, изображённых на них. Затем предлагает ребёнку отобрать предметы, о которых можно сказать «моя».

           Ребёнок:

Моя ива

Моя дыня

Моя муха

Моя вата

                                 Упражнение «Узнай, что (кто) это?»

Цель:

Учить чётко произносить слова слоговой структуры 1-го типа.

2.Учить определять предмет по существенным признакам или действиям.

3.Развивать слуховое внимание и логическое мышление.

Оборудование: предметные картинки: вода, муха, ива, пена, небо, вата.

                               Ход упражнения

Логопед раскладывает перед ребёнком картинки, предлагает внимательно рассмотреть их. Затем просит угадать и сказать, о каком предмете идёт речь.

        Логопед:                                                                  Ребёнок:

Мыльная, белая (что?)                                                    пена

Голубое, безоблачное (что?)                                          небо

Мягкая, пушистая (что?)                                                вата

Льётся, журчит (что?)                                                     вода

Летает, жужжит (кто?)                                                    муха

Растёт, зеленеет (что?)                                                    ива

                               Упражнение «Закончи предложение»

Цель:

1.Продолжать учить чётко произносить слова слоговой структуры 1-го типа.

2.Развивать слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки.

                                 Ход упражнения

Логопед показывает ребёнку предметные (сюжетные картинки) и предлагает закончить предложения словом, подходящим по смыслу.

       Логопед:                                                                  Ребёнок:

Дети смотрят (что?)                                                        кино

Маме подарили (что?)                                                    духи

Из крана течёт (что?)                                                      вода

Аня купила (что?)                                                           кофе

После весны наступает (что?)                                       лето


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

Коррекционно-логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова.Под п...

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  В книге  изложена  система специальных упражнений, направленных  на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста....

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  В книге  изложена  система специальных упражнений, направленных  на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.     Пр...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...