Речевая карта для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
тест по логопедии на тему

Смирнова Людмила Евгеньевна

Карта расчитана на диагностическое обследование ребёнка 5-7 лет с ОНР в течение двух лет коррекционно-образовательной деятельности в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_karta_dlya_detey_s_onr.docx57.89 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка___________________________________________________________________

Дата рождения, возраст__________________________________________________________________

Речевое заключение____________________________    зачислен на срок  ________________________

Дополнительные рекомендации ПМПК____________________________________________________

Дата повторной ПМПК______________ протокол №________________Речевое заключение________

_______________________________________________________________________________________

Направлен к специалистам_______________________________________________________________

Наблюдается (проходит лечение)__________________________________________________________

Работа с психологом (дефектологом, кружки)_______________________________________________

Исследование  психических функций

1. Общие данные

Особенности поведения__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Общее развитие:

                                                             1 год                                           2 год  

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

  • Времена года, последовательность с 4л
  •  Дни недели_________________с 5 лет
  • Месяцы____________________с 6 лет
  • Части суток________________с 4 лет
  • 4-й лишний_______________________
  • Знает своё имя ,фамилию, сколько лет
  • Знает свой адрес___________________
  • Знает ИО родителей________________
  • Счётные операции  - наглядная( отсчитай, сколько стало, сколько осталось палочек)

                                          Устная задачи( в уме)

* 5 лет – в пределах 5.                                                        6-7 лет- прямой и обратный счёт в пределах 10

2. Исследование неречевых психических функций 

1 год  обучения

2 год  обучения

н

к

н

к

2.1.Слуховое внимание:

- Дифференциация звучащих  игрушек

       Бубен

Колокольчик

Погремушка

Свистулька

Бубен

Колокольчик

Погремушка

Свистулька

- Определение направления  источника звука

Справа

Слева

Вверху

Справа

Слева

Вверху

2. Восприятие  и воспроизведение  ритма

- - . .

- . . -

. . - -

- . . .

. . . -

- - . . .

- - . .  -

. . .  - -

-  . .   - -

-  -  - . .

1 год  обучения

2 год  обучения

н

к

н

к

2.2.Зрительное восприятие:

-подбор картинок к данному цветовому фону  (Показ)

Называние

красный, желтый,

зеленый, синий,

белый , черный; оранжевый, голубой,

+  фиолетовый,

коричневый,

серый,

розовый

     

Те же цвета

       

Те же цвета

-восприятие

формы (показ)

круг, квадрат,

 треугольник,

прямоугольник,овал; шар, куб;

+ многоугольник

цилиндр

Средний балл:

2.3. Зрительно-пространственный гнозис и праксис: 

- Ориентировка в пространстве

- ориентировка в схеме тела

-Разрезные картинки( предм. и  сюжетные)

-складывание фигур из палочек

(1. по образцу,

2. по памяти)

Показывает предметы справа, слева(с 5 лет), вверху, внизу,

 впереди, сзади -с 4 л

Показывает предметы справа, слева,

вверху, внизу,

впереди, сзади

Называет и показывает левую и

правую руку (4г.)

и ногу- (4г.); (глаз, ухо)- с 5 л.

Показывает левый глаз правой рукой,

 левой рукой – правое ухо и  т.п.(проба Хеда)- с 6 лет

Из 4 –х частей

Из 6 частей

Из 8  частей

Из 12 частей

1.

Домик,

елочка

(из 6 палочек)

1.

1.

Елочка,

дерево (6)

               Лодочка,

лесенка(7)

1.

2.

2.

2.

2.

- Складывание пирамиды (матрёшки)

Пирамида  (5-7ч.)

Матрёшка (6 ч.)

Пирамида  (7-10 ч.)

Матрёшка (10ч.)

- Вкладыши

5-7 штук

7-10 штук

- Доска Сегена

6-8 форм

8-12 форм

Средний балл:

3. Исследование состояния моторной сферы

Параметры изучения

1 год  обучения

2 год  обучения

н

к

н

к

 Кинестетическая основа движений:

- «Пальчики здороваются» с 3 лет

сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке,

потом – на левой руке

-« Покажи рожки у козы»    с 3л

 одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки,

 потом левой руки,    

   обеих рук одновременно

 - « Покажи рожки у коровы»    с 3 л

одновременно вытянуть указательный

палец и мизинец правой руки,

 потом левой руки,            

  обеих рук одновременно

- поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом – на левой                 с 6 лет

Кинетическая основа движений:

- поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке,

 потом на левой                с 4 лет

- « Лягушка»изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот с 5 лет

- упражнение «Игра на рояле» с 5 л

ведущей рукой

- проба «кулак-ребро-ладонь»

 ведущей рукой                 с 5 лет

Манипуляции с предметами:

- умение застегивать и расстегивать пуговицы,              с 3лет

- завязывать и развязывать шнурки с 4 лет

Средний балл:

3.1.Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости)

✓5 лет________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

✓ 6 лет________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

3.2.Общая моторика: норма, незначительные нарушения координации, темпа, ритма движения, моторно неловок моторика ограничена, гиперкинезы, тремор конечностей, нарушение координации, общая заторможенность, двигательные беспокойства..________________________________________

Ведущая рука – левая, правая,  амбидекстер.

Средний балл:

3.3.Состояние мимической мускулатуры

Упражнения

1 год обучения

2 год обучения

поднять брови вверх опустить;

нахмурить брови покой;

закрыть глаза открыть;

прищуриться;

надуть щеки втянуть;

отразить на лице мимические позы «радость»

«печаль»

«удивление»

«гнев»

по словесной инструкции логопеда показать, как человек ест кислый лимон,

сладкую конфету

горький лук,

соленый огурец

Заключение :

Мимика сохранна; амимичность; недостаточная подвижность отдельных мимических мышц (лба, глаз, щек, губ).

Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок__________________________________

Средний балл:

 

3.4.Артикуляционная моторика

Параметры изучения

1 год обучения

2 год обучения

н

к

н

к

Улыбка

Хоботок

Лопатка

Иголка

Улыбка-Хоботок

Маятник

Качели

объем движений

точность выполнения

тонус

темп движений

синкинезии

Оценка:

объем движений (полный выполнены все движения; неполный выполнена часть движений; объем движений нарушен искажена серия движений или опущены движения);
точность выполнения (сохранна все движения выполнены в данной последовательности; нарушена поиски артикуляции или дополнительные движения);
тонус (сохранен движения выполнены с необходимой силой и напряжением; нарушен движения или часть движений выполнены вяло, без достаточного напряжения артикуляционных мышц);
темп движений (нормальный одно движение выполняется за другим без пауз; замедленный между отдельными движениями наблюдаются паузы в З—5 секунд; ускоренный движения выполняются настолько быстро, что предыдущее движение еще до конца не выполнено, а испытуемый уже начинает выполнять последующее движение);

синкинезии (нет; есть -- при выполнении упражнения появляются дополнительные движения как в артикуляторных, так и в мимических мышцах).

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Произносительная сторона речи и речевые психические функции

4.1.Произносительные компоненты речи

Анатомическое строение артикуляционного аппарата:

Губы: нормальные, толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ._________________________________________________________________________________________

Зубы: маленькие, излишне крупные передние зубы, отсутствие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги.__________________________________________________________________________________________

Прикус:  прогения, прогнатия открытый боковой (односторонний, двусторонний), открытый передний, перекрёстный. _________________________________________________________________________________

Твёрдое нёбо: норма, высокое (глубокое, куполообразное, готическое), плоское, низкое, расщелина,), рубцы._________________________________________________________________________________________

Мягкое нёбо: норма, укороченное, длинное, субмукозная щель,  раздвоенное, отсутствие маленького язычка, отклонение; подвижное, неподвижное)________________________________________________________

Язык: массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой, длинный, широкий, гипертрофия корня языка; малоподвижен, гипо-, гипертонус._________________________________________________________________________________________

Звукопроизношение

звук

1 год обучения

2 год обучения

н

к

н

к

а

б

в

г

а

б

в

г

а

б

в

г

а

б

в

г

С

С`

З

З`

Ц

Ч

Щ

Ш

Ж

Л

Л`

Р

Р`

Й

Оценка:

а – изолированное произношение, б – в слове, в – во фразе, г – в речи

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общее звучание речи

Показатели

1 год обучения

2 год обучения

н

к

н

к

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)

продолжительность речевого выдоха:

для 5 лет на 2—З слова,

для 6—7 лет на 3—5 слов на выдохе.

Голос (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком, глухой, монотонный)

высота (низкий голос, высокий, смешанный, нормальный)

Ритм (нормальный, дисритмия, скандированный)

Темп (нормальный, ускоренный-тахилалия, замедленный- брадилалия,

запинки, заикание

Разборчивость (достаточная, снижена, речь смазана, нарушенная, невнятная, мало понятная для окружающих)

Оценка:

4.2. Речевые психические функции

4.2.1. Фонематический слух, представления и восприятие

Навыки

1 год  обучения

2 год обучения

н

к

н

к

Повторение слогов с оппозиционными звуками

Ба-па-ба Па-ба-па

Да-та-да  Та-да-та

Га-ка-га  Ка-га-ка

Та-тя-та  Тя-та-тя

Са-за-са  За-са-за

ша-жа-ша

жа-ша-жа

Са-ша-са        Ша-са-ша

Са-ца-са        Ца-са-ца

Ча-тя-ча        Тя-ча-тя

Ща-чя-ща       Ча-ща-ч

Ща-ся-ща        Ся-ща-ся

Ла-ля-ла        Ля-ла-ля

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать)

Мишка – мышка, бочка – почка,

катушка–кадушка

 Корка-горка

Пашня — башня,

сова – софа,

Крот — грот,

 мышка — мошка

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении

речка - редька, цвет - свет,

челка - щелка, рейка - лейка

Лук — люк,

марка – майка,

ель – гель,

плач – плащ

Выделение заданного звука из слов

Р: комар, дом, дрова, стол, шар

Р: майка, шапка, рыба, корова, санки, пирамидка, рак, лимон

Выделение ударного гласного в начале слова

Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, улица

Алик, Ася, ослик, осень,

Иглы, Эля, удочка.

Определение последнего звука в слове

Сок, кот, мышь

Ключ, танк, муха, трубы

Определение первого согласного звука в слове

Мак, дым, сом

Трава, кошка, воробей.

Определение последовательности звуков.

Мак, суп, лук, каша, рама.

Определение кол-ва звуков в слове

Дом, рак, совы, банан, лампа.

Определение кол-ва слов в предложении

День был теплый.

В парке росла береза.

Определение количества слогов в слове

Дом, роза, дрова, машина.

Звук. схема слова

КОТ

Знание букв, чтение-п/б, п/сг, с/слогов, слитное

Оценка:

Звукослоговая структура слов

1 год обучения

н

к

   

самолет

скворец

фотограф

микстура

мотоциклист

погремушка

Оценка:

2  год обучения

н

к

   

тротуар

градусник

фотоаппарат

экскаватор

виолончелист

регулировщик

Оценка:

Структура предложения

1 год обучения

н

к

Сестренка развешивает простыни.

В универсаме продают продукты.

Мотоциклист мчится на мотоцикле.

Оценка:

2   год обучения

н

к

Виолончелист укладывает инструмент в футляр.

У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

Регулировщик руководит движением на перекрестке.

Оценка:

1год____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2 год____________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Средний балл:

4.2.2.  Экспрессивная сторона речи.

Исследование состояния словаря

Словари

1 год обучения

2 год обучения

н

к

н

к

Номинативный:

  • называние предметов одним словом (по картинкам);

- называние частей тела, предметов.

Игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты мебель, транспорт.

+ Ягоды, дик.животные, дом. животные, птицы.

Живот, шея, нос, рот, колено, грудь; рукав, воротник, пуговица; кабина, кузов, колеса.

+ Локоть, ладонь, затылок; манжета, петля; фара, мотор.

Предикативный:

  • кто как передвигается, (без картинок);

  • кто как голос подает (без картинок);

  • кто что делает (профессии).

Птицы

рыбы

змея

лягушка

человек

Собака

корова

петух

Кукушка

волк

лошадь

овца

Учитель

продавец

маляр

швея

Атрибутивный:

- называние цвета, формы.

 Антонимы

Веселый, новый, тяжелый, мокрый, добрый.

Горе, добро, давать, легкий, длинный, узкий.

Оценка:

Грамматический строй речи

1 год обучения

2 год обучения

Состояние словоизменения

н                                            

к

н                                      

к

Существительные

Именит. падеж мн. числа

Глаз

Рот

Река

Ухо

Кольцо

Лев

Лист

Стул

Воробей

Дерево

Пень

Род. падеж мн.числа

Шаров,

ключей,

берез,

ложек,

карандашей

Окон,

листьев,

книг,

вилок,

ведер

Предложно-падежные конструкции

На, в,

над, под,

за, около.

Под, из-под,

за,

из-за.

Согласование прилаг. с сущ. в р.,ч.,п.

Употребление числительных с существительными:

  • два
  • пять

Роза

Мяч

Окно

Пень

Воробей

Шаль

Ведро

Роза

Мяч

Окно

Пень

Воробей

Шаль

Ведро

Сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами (предметы,

детеныши животных)

Забор

окно

носок

лента

Палец

изба

крыльцо

кресло

У кошки

У лисы

У утки

У слона

У зайца

У волка

У козы

У белки

У медведя

Относительные прилагательные

Бумажная,

деревянная,

стеклянная,

резиновая.

Меховая,

кирпичная,

соломенная, клюквенный.

Притяжательные прилагательные

Лисий,

медвежий.

Кошачий.

Приставочные

 глаголы

выходит

отходит

подходит

входит

обходит

переходит

Глаголы

совершенного вида

строит

построила

красит

покрасил

Оценка:

Связная речь

Навыки

1 год обучения

2 год обучения

н

к

н

к

Пересказ

Рассказ

по серии

сюжетных

картинок

Оценка:

Заключение логопеда:__________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                             

   Логопед: ____________Смирнова Л.Е.

                               Дата:_______________20_______г.                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 6 – 7 лет "Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять с...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 5 – 6 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 5 – 6 лет "Подбери словечко"Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовы...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет

quot;Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и ...

Речевая карта для обучающихся старшего дошкольного возраста с ТНР (нужное подчеркнуть)

Речевая карта для обучающихся  старшего дошкольного возраста с ТНР разработана с целью комплексного обследования детей с речевыми нарушениями и экономии времени учителя-логопеда на ее заполнение....