Речевая карта для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
тест по логопедии на тему
Карта расчитана на диагностическое обследование ребёнка 5-7 лет с ОНР в течение двух лет коррекционно-образовательной деятельности в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta_dlya_detey_s_onr.docx | 57.89 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка___________________________________________________________________
Дата рождения, возраст__________________________________________________________________
Речевое заключение____________________________ зачислен на срок ________________________
Дополнительные рекомендации ПМПК____________________________________________________
Дата повторной ПМПК______________ протокол №________________Речевое заключение________
_______________________________________________________________________________________
Направлен к специалистам_______________________________________________________________
Наблюдается (проходит лечение)__________________________________________________________
Работа с психологом (дефектологом, кружки)_______________________________________________
Исследование психических функций
1. Общие данные
Особенности поведения__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Общее развитие:
1 год 2 год
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. | |||
8. | |||
9. | |||
- Времена года, последовательность с 4л
- Дни недели_________________с 5 лет
- Месяцы____________________с 6 лет
- Части суток________________с 4 лет
- 4-й лишний_______________________
- Знает своё имя ,фамилию, сколько лет
- Знает свой адрес___________________
- Знает ИО родителей________________
- Счётные операции - наглядная( отсчитай, сколько стало, сколько осталось палочек)
Устная задачи( в уме)
* 5 лет – в пределах 5. 6-7 лет- прямой и обратный счёт в пределах 10
2. Исследование неречевых психических функций
1 год обучения | 2 год обучения | |||||
н | к | н | к | |||
2.1.Слуховое внимание: | ||||||
- Дифференциация звучащих игрушек | Бубен Колокольчик Погремушка Свистулька | Бубен Колокольчик Погремушка Свистулька | ||||
- Определение направления источника звука | Справа Слева Вверху | Справа Слева Вверху | ||||
2. Восприятие и воспроизведение ритма | - - . . - . . - . . - - - . . . . . . - | - - . . . - - . . - . . . - - - . . - - - - - . . |
1 год обучения | 2 год обучения | ||||||
н | к | н | к | ||||
2.2.Зрительное восприятие: | |||||||
-подбор картинок к данному цветовому фону (Показ) Называние | красный, желтый, зеленый, синий, белый , черный; оранжевый, голубой, | + фиолетовый, коричневый, серый, розовый | |||||
Те же цвета |
Те же цвета | ||||||
-восприятие формы (показ) | круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,овал; шар, куб; | + многоугольник цилиндр | |||||
Средний балл: | |||||||
2.3. Зрительно-пространственный гнозис и праксис: | |||||||
- Ориентировка в пространстве - ориентировка в схеме тела -Разрезные картинки( предм. и сюжетные) -складывание фигур из палочек (1. по образцу, 2. по памяти) | Показывает предметы справа, слева(с 5 лет), вверху, внизу, впереди, сзади -с 4 л | Показывает предметы справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади | |||||
Называет и показывает левую и правую руку (4г.) и ногу- (4г.); (глаз, ухо)- с 5 л. | Показывает левый глаз правой рукой, левой рукой – правое ухо и т.п.(проба Хеда)- с 6 лет | ||||||
Из 4 –х частей Из 6 частей | Из 8 частей Из 12 частей | ||||||
1. | Домик, елочка (из 6 палочек) | 1. | 1. | Елочка, дерево (6) Лодочка, лесенка(7) | 1. | ||
2. | 2. | 2. | 2. | ||||
- Складывание пирамиды (матрёшки) | Пирамида (5-7ч.) Матрёшка (6 ч.) | Пирамида (7-10 ч.) Матрёшка (10ч.) | |||||
- Вкладыши | 5-7 штук | 7-10 штук | |||||
- Доска Сегена | 6-8 форм | 8-12 форм | |||||
Средний балл: |
3. Исследование состояния моторной сферы
Параметры изучения | 1 год обучения | 2 год обучения | ||||
н | к | н | к | |||
Кинестетическая основа движений: | ||||||
- «Пальчики здороваются» с 3 лет сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом – на левой руке | ||||||
-« Покажи рожки у козы» с 3л одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук одновременно | ||||||
- « Покажи рожки у коровы» с 3 л одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук одновременно | ||||||
- поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом – на левой с 6 лет | ||||||
Кинетическая основа движений: | ||||||
- поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой с 4 лет | ||||||
- « Лягушка»изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот с 5 лет | ||||||
- упражнение «Игра на рояле» с 5 л ведущей рукой | ||||||
- проба «кулак-ребро-ладонь» ведущей рукой с 5 лет | ||||||
Манипуляции с предметами: | ||||||
- умение застегивать и расстегивать пуговицы, с 3лет - завязывать и развязывать шнурки с 4 лет | ||||||
Средний балл: |
3.1.Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости)
✓5 лет________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
✓ 6 лет________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
3.2.Общая моторика: норма, незначительные нарушения координации, темпа, ритма движения, моторно неловок моторика ограничена, гиперкинезы, тремор конечностей, нарушение координации, общая заторможенность, двигательные беспокойства..________________________________________
Ведущая рука – левая, правая, амбидекстер.
Средний балл: |
3.3.Состояние мимической мускулатуры
Упражнения | 1 год обучения | 2 год обучения | ||
поднять брови вверх — опустить; | ||||
нахмурить брови — покой; | ||||
закрыть глаза — открыть; | ||||
прищуриться; | ||||
надуть щеки — втянуть; | ||||
отразить на лице мимические позы «радость» | ||||
«печаль» | ||||
«удивление» | ||||
«гнев» | ||||
по словесной инструкции логопеда показать, как человек ест кислый лимон, | ||||
сладкую конфету | ||||
горький лук, | ||||
соленый огурец | ||||
Заключение : | ||||
Мимика сохранна; амимичность; недостаточная подвижность отдельных мимических мышц (лба, глаз, щек, губ).
Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок__________________________________
Средний балл: |
3.4.Артикуляционная моторика
Параметры изучения | 1 год обучения | 2 год обучения | ||
н | к | н | к | |
Улыбка | ||||
Хоботок | ||||
Лопатка | ||||
Иголка | ||||
Улыбка-Хоботок | ||||
Маятник | ||||
Качели | ||||
объем движений | ||||
точность выполнения | ||||
тонус | ||||
темп движений | ||||
синкинезии | ||||
Оценка: |
объем движений (полный — выполнены все движения; неполный — выполнена часть движений; объем движений нарушен — искажена серия движений или опущены движения);
точность выполнения (сохранна — все движения выполнены в данной последовательности; нарушена — поиски артикуляции или дополнительные движения);
тонус (сохранен — движения выполнены с необходимой силой и напряжением; нарушен — движения или часть движений выполнены вяло, без достаточного напряжения артикуляционных мышц);
темп движений (нормальный — одно движение выполняется за другим без пауз; замедленный — между отдельными движениями наблюдаются паузы в З—5 секунд; ускоренный — движения выполняются настолько быстро, что предыдущее движение еще до конца не выполнено, а испытуемый уже начинает выполнять последующее движение);
синкинезии (нет; есть -- при выполнении упражнения появляются дополнительные движения как в артикуляторных, так и в мимических мышцах).
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Произносительная сторона речи и речевые психические функции
4.1.Произносительные компоненты речи
Анатомическое строение артикуляционного аппарата:
Губы: нормальные, толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ._________________________________________________________________________________________
Зубы: маленькие, излишне крупные передние зубы, отсутствие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги.__________________________________________________________________________________________
Прикус: прогения, прогнатия открытый боковой (односторонний, двусторонний), открытый передний, перекрёстный. _________________________________________________________________________________
Твёрдое нёбо: норма, высокое (глубокое, куполообразное, готическое), плоское, низкое, расщелина,), рубцы._________________________________________________________________________________________
Мягкое нёбо: норма, укороченное, длинное, субмукозная щель, раздвоенное, отсутствие маленького язычка, отклонение; подвижное, неподвижное)________________________________________________________
Язык: массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой, длинный, широкий, гипертрофия корня языка; малоподвижен, гипо-, гипертонус._________________________________________________________________________________________
Звукопроизношение
звук | 1 год обучения | 2 год обучения | ||||||||||||||
н | к | н | к | |||||||||||||
а | б | в | г | а | б | в | г | а | б | в | г | а | б | в | г | |
С | ||||||||||||||||
С` | ||||||||||||||||
З | ||||||||||||||||
З` | ||||||||||||||||
Ц | ||||||||||||||||
Ч | ||||||||||||||||
Щ | ||||||||||||||||
Ш | ||||||||||||||||
Ж | ||||||||||||||||
Л | ||||||||||||||||
Л` | ||||||||||||||||
Р | ||||||||||||||||
Р` | ||||||||||||||||
Й | ||||||||||||||||
Оценка: |
а – изолированное произношение, б – в слове, в – во фразе, г – в речи
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общее звучание речи
Показатели | 1 год обучения | 2 год обучения | ||
н | к | н | к | |
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) продолжительность речевого выдоха: для 5 лет на 2—З слова, для 6—7 лет на 3—5 слов на выдохе. | ||||
Голос (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком, глухой, монотонный) высота (низкий голос, высокий, смешанный, нормальный) | ||||
Ритм (нормальный, дисритмия, скандированный) | ||||
Темп (нормальный, ускоренный-тахилалия, замедленный- брадилалия, запинки, заикание | ||||
Разборчивость (достаточная, снижена, речь смазана, нарушенная, невнятная, мало понятная для окружающих) | ||||
Оценка: |
4.2. Речевые психические функции
4.2.1. Фонематический слух, представления и восприятие
Навыки | 1 год обучения | 2 год обучения | ||||
н | к | н | к | |||
Повторение слогов с оппозиционными звуками | Ба-па-ба Па-ба-па Да-та-да Та-да-та Га-ка-га Ка-га-ка Та-тя-та Тя-та-тя Са-за-са За-са-за ша-жа-ша жа-ша-жа | Са-ша-са Ша-са-ша Са-ца-са Ца-са-ца Ча-тя-ча Тя-ча-тя Ща-чя-ща Ча-ща-ч Ща-ся-ща Ся-ща-ся Ла-ля-ла Ля-ла-ля | ||||
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать) | Мишка – мышка, бочка – почка, катушка–кадушка Корка-горка | Пашня — башня, сова – софа, Крот — грот, мышка — мошка | ||||
Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении | речка - редька, цвет - свет, челка - щелка, рейка - лейка | Лук — люк, марка – майка, ель – гель, плач – плащ | ||||
Выделение заданного звука из слов | Р: комар, дом, дрова, стол, шар | Р: майка, шапка, рыба, корова, санки, пирамидка, рак, лимон | ||||
Выделение ударного гласного в начале слова | Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, улица | Алик, Ася, ослик, осень, Иглы, Эля, удочка. | ||||
Определение последнего звука в слове | Сок, кот, мышь | Ключ, танк, муха, трубы | ||||
Определение первого согласного звука в слове | Мак, дым, сом | Трава, кошка, воробей. | ||||
Определение последовательности звуков. | Мак, суп, лук, каша, рама. | |||||
Определение кол-ва звуков в слове | Дом, рак, совы, банан, лампа. | |||||
Определение кол-ва слов в предложении | День был теплый. В парке росла береза. | |||||
Определение количества слогов в слове | Дом, роза, дрова, машина. | |||||
Звук. схема слова | КОТ | |||||
Знание букв, чтение-п/б, п/сг, с/слогов, слитное | ||||||
Оценка: |
Звукослоговая структура слов
1 год обучения | |||
н | к |
| |
самолет | |||
скворец | |||
фотограф | |||
микстура | |||
мотоциклист | |||
погремушка | |||
Оценка: | |||
2 год обучения | |||
н | к |
| |
тротуар | |||
градусник | |||
фотоаппарат | |||
экскаватор | |||
виолончелист | |||
регулировщик | |||
Оценка: |
Структура предложения
1 год обучения | |||
н | к | ||
Сестренка развешивает простыни. | |||
В универсаме продают продукты. | |||
Мотоциклист мчится на мотоцикле. | |||
Оценка: | |||
2 год обучения | |||
н | к | ||
Виолончелист укладывает инструмент в футляр. | |||
У фотографа фотоаппарат со вспышкой. | |||
Регулировщик руководит движением на перекрестке. | |||
Оценка: |
1год____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2 год____________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Средний балл: |
4.2.2. Экспрессивная сторона речи.
Исследование состояния словаря
Словари | 1 год обучения | 2 год обучения | ||||
н | к | н | к | |||
Номинативный:
- называние частей тела, предметов. | Игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты мебель, транспорт. | + Ягоды, дик.животные, дом. животные, птицы. | ||||
Живот, шея, нос, рот, колено, грудь; рукав, воротник, пуговица; кабина, кузов, колеса. | + Локоть, ладонь, затылок; манжета, петля; фара, мотор. | |||||
Предикативный:
| Птицы рыбы змея лягушка человек | |||||
Собака корова петух | Кукушка волк лошадь овца | |||||
Учитель продавец маляр швея | ||||||
Атрибутивный: - называние цвета, формы. | ||||||
Антонимы | Веселый, новый, тяжелый, мокрый, добрый. | Горе, добро, давать, легкий, длинный, узкий. | ||||
Оценка: |
Грамматический строй речи
1 год обучения | 2 год обучения | ||||||
Состояние словоизменения | н | к | н | к | |||
Именит. падеж мн. числа | Глаз Рот Река Ухо Кольцо Лев | Лист Стул Воробей Дерево Пень | |||||
Род. падеж мн.числа | Шаров, ключей, берез, ложек, карандашей | Окон, листьев, книг, вилок, ведер | |||||
Предложно-падежные конструкции | На, в, над, под, за, около. | Под, из-под, за, из-за. | |||||
Согласование прилаг. с сущ. в р.,ч.,п. | |||||||
Употребление числительных с существительными:
| Роза Мяч Окно | Пень Воробей Шаль Ведро | |||||
Роза Мяч Окно | Пень Воробей Шаль Ведро | ||||||
Сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами (предметы, детеныши животных) | Забор окно носок лента | Палец изба крыльцо кресло | |||||
У кошки У лисы У утки У слона | У зайца У волка У козы У белки У медведя | ||||||
Относительные прилагательные | Бумажная, деревянная, стеклянная, резиновая. | Меховая, кирпичная, соломенная, клюквенный. | |||||
Притяжательные прилагательные | Лисий, медвежий. Кошачий. | ||||||
Приставочные глаголы | выходит отходит подходит входит обходит переходит | ||||||
Глаголы совершенного вида | строит построила красит покрасил | ||||||
Оценка: |
Связная речь
Навыки | 1 год обучения | 2 год обучения | ||
н | к | н | к | |
Пересказ | ||||
Рассказ по серии сюжетных картинок | ||||
Оценка: |
Заключение логопеда:__________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопед: ____________Смирнова Л.Е.
Дата:_______________20_______г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."
Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию (книга Селиверстова В.И. "Речевые игры с детьми")
речевые игры с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию...
Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 6 – 7 лет "Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять с...
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 5 – 6 лет
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 5 – 6 лет "Подбери словечко"Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовы...
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет
quot;Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и ...
Речевая карта для обучающихся старшего дошкольного возраста с ТНР (нужное подчеркнуть)
Речевая карта для обучающихся старшего дошкольного возраста с ТНР разработана с целью комплексного обследования детей с речевыми нарушениями и экономии времени учителя-логопеда на ее заполнение....