"Коммуникативная функция речи и её развитие у дошкольников".
статья по логопедии по теме

Березина Наталия Викторовна

Значение коммуникативной функции речи в развитии ребёнка; закономерности развития данной функции и типы общения в дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по логопедии по теме: «Коммуникативная функция речи и её развитие у дошкольников».

Автор: учитель-логопед ГБДОУ № 42 Колпинского района Санкт-Петербурга Березина Н.В.

Одной из основных функций речи является коммуникативная функция или функция общения.

Для того, чтобы общение подрастающего человека с окружающей средой было развивающим, необходимо, чтобы взрослые люди специально организовали это общение.

Ребёнок обычно очень активен. Младенец перебирает игрушки, стучит погремушкой, выбрасывает игрушки из кроватки на пол. После года активность ребёнка находит своё выражение в ходьбе, лазанье. Ребёнок передвигает предметы по комнате, возит, носит, укладывает их. На основе этих видов активности, благодаря руководству взрослого ему становятся доступными начальные формы игры, труда. У детей развиваются и специальные формы умственной активности. Они задают вопросы, наблюдают, рассуждают. Ребёнок стремится принять участие в любой работе, которую делают взрослые, и радуется как общему успеху, так и своим достижениям.

  Очень важно, чтобы эта активность ребёнка вела к созданию у него правильных представлений об окружающем, к освоению нужных навыков и к закреплению полезных привычек.

Благодаря своей активности ребёнок вступает в общение с внешним миром. Без общения с окружающими людьми и действий с предметами ребёнок не может овладеть опытом взрослых людей, у него не формируются полезные привычки.

В правильно организованной деятельности, в повседневном общении ребёнка с окружающими людьми совершается его умственное, физическое и нравственное развитие. Поэтому задачей учителя-логопеда является умение овладеть детской активностью и направить её по тому пути, который приводит к развитию у ребёнка полезных привычек, устойчивых интересов, положительных черт характера.

Рассматривая деятельность ребёнка как форму организованного взрослыми упражнения его речи, памяти и наблюдательности, внимания и мышления, его чувств и воли, можно считать, что именно содержание и организация активной деятельности ребёнка в значительной мере определяют развитие отдельных черт его личности. Таким образом, открывается возможность в известной мере влиять на сложный процесс психического развития ребёнка.

Общением называют взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Дошкольник овладевает тремя типами общения:

  1. эмоциональное общение – первое полугодие жизни;
  2. общение на основе понимания – со второго полугодия жизни;
  3. общение на основе речи – с 1,5 – 2 лет.

Перечисление трёх типов общения отражает последовательность их появления в онтогенезе. Возникновение каждого нового типа общения не приводит к вытеснению предыдущего, некоторое время они сосуществуют, затем, развиваясь, каждый из типов общения приобретает новые, более сложные формы. Так, овладевая общением на основе понимания, ребёнок первоначально фиксирует взглядом тот предмет, который назван, затем может указать на него (сначала рукой, а затем пальцем; сначала показ всего предмета, а затем чёткое выделение отдельных частей из целого) и, наконец, представить его.

Каждый тип общения имеет свои характерные особенности, которые обязательно нужно учитывать в работе с детьми.

Своеобразие эмоционального общения заключается в том, что сами дети не стремятся к общению: оно возникает по инициативе взрослого. Например, если склонившись над ребёнком, взрослый улыбается, то и ребёнок отвечает ему улыбкой.

Овладение эмоциональным общением происходит путём подражания. Подражая взрослому, ребёнок как бы копирует его мимику, очень чётко реагируя на каждое новое выражение лица, сигнализирующее об эмоциональном состоянии. По мере развития эмоционального общения у ребёнка постепенно возникает желание общаться, которое он выражает различными движениями и звуками. Когда ребёнок начинает сам проявлять инициативу в общении со взрослым, главная задача состоит в том, чтобы максимально поддерживать его стремление к общению.

Особенностью общения на основе понимания является то, что ребёнок ещё не говорит, но уже выступает в роли собеседника, выражая ответную реакцию движением, мимикой, взглядом. Наличие у ребёнка ответной реакции позволяет судить о понимании обращённой к нему речи. Поэтому общение ребёнка со взрослым на основе понимания является активным процессом. Ребёнок ещё не говорит, но он не всегда соглашается с предложением взрослого, жестом отстраняя то, что его не устраивает.

При правильном развитии речи ребёнок раннего возраста быстро переходит к речевому типу общения. Вместе с тем взрослым не стоит торопиться, так как важно предоставить ребёнку как можно больше возможностей для полного развития эмоционального общения и общения на основе понимания. Именно два этих типа общения, их полноценное развитие обеспечивает успешное развитие речевого типа общения. Дальнейшее руководство со стороны взрослого заключается в умелом переводе ребёнка на всё более высокие ступени речевого общения.

Наиболее элементарной, но уже самостоятельной речью является ситуативная речь, содержание которой понятно на основе учёта ситуации общения. При этом у ребёнка речевых средств ещё недостаточно: поэтому для пояснения своей мысли он широко пользуется жестами и мимикой в сочетании с указательными местоимениями (там, это, тут).

  Дальнейшее развитие речи состоит в овладении элементами контекстной речи, когда содержание высказывания понятно из самого высказывания без учёта конкретной ситуации. В общении на основе речи ситуативная и контекстная речь сосуществуют, а взрослый обращается к той или другой речевой форме в зависимости от задач и условий общения.

Таким образом, в процессе логопедической коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать описанные общие закономерности развития общения на протяжении раннего и дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников с ОНР

Представленный материал - обобщение опыта работы по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников с недостатками речи в специально-организованной игровой деятельности. К текстовому матери...

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речи

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речиПредлагаю фрагмент занятия, связанного с социально-бытовой ориентировкой...

Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников

Выступление на пелагогическрм совете...

Научная статья "Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников с различными нарушениями речи"

Нарушения речи накладывают негативный отпечаток на развитие комуникативной функции речи  у детей дошкольного возраста, так как главная роль в социокультурной коммуникации отводится речи....

"Развитие коммуникативной функции речи детей с ОВЗ через познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)" презентация для педагогов

Практически каждую деятельность ребенка сопровождает речь, совершенствуя её и обогащаясь сама.Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста проявляется в возможности посредством речи решат...

Коммуникативная функция речи в психическом развитии ребенка

В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшим уровнем сознания и произвольности по...

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи

На сегодняшний день одним из приоритетных направлений в образовательной сфере является работа с детьми дошкольного возраста по активизации их речевой деятельности, профилактике и предупреждению возник...