Статья в сборнике "Дошкольное образование Орловской области. Педагогические новации". Выпуск 6, 2013 год "Особенности формирования внутреннего плана речи на логопедических занятиях"
статья по логопедии по теме

Сергеева Нина Викторовна

"Особенности формирования внутреннего плана речи на логопедических занятиях"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования внутреннего плана речи на логопедических занятиях

Сергеева Н.В., учитель-логопед

                    МБДОУ ЦРР детский сад № 20, г. Ливны

К.Д.Ушинский называл родной язык « удивительным педагогом». Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка».

В процессе диагностики детей с речевой патологией выявляются многочисленные трудности, которые препятствуют успешному обучению детей в школе и затрудняют формирование полноценных навыков общения. Для ребёнка с речевой патологией часто невыполнима задача построения самостоятельного монологического высказывания. Ему не под силу кратко, аргументировано, грамматически правильно изложить свои мысли в процессе обучения и общения. Трудности проявляются как при программировании целого текстового сообщения, так и при программировании отдельно взятого предложения. Они связаны с нарушением цельности, логической последовательности высказывания, пропуске смысловых звеньев, возвращении к ранее сказанному - на уровне текста; в неумении самостоятельно конструировать и распространять предложения - на уровне предложения.

У детей с речевой патологией, существуют  проблемы в развитии речи, которые характерны и для детей, воспитывающихся в общеразвивающих группах:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно      сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

И соответственно одним из важнейших направлений коррекционно-логопедического воздействия является развитие умений и навыков построения связного высказывания у дошкольников с речевой патологией.

Зарождение речи у ребенка осуществляется во внутреннем плане. Как отмечают лингвисты первым этапом, собственно, порождения речи является внутреннее программирование высказывания.

Внутренняя программа и есть то содержание высказывания, которое удерживается в оперативной памяти при порождении дальнейших высказываний. (А.А. Леонтьев, Л.Н. Мурзин, АС. Штерн и др.).

 Но именно формирование внутреннего плана развёрнутого связного высказывания относится к числу наиболее сложных проблем воспитанников  логопедических групп.

В связи с этим при планировании занятий по программированию развёрнутого связного высказывания ставится задача формирования следующих компетентностей:

  • закрепление и развитие навыков речевого общения,
  • усвоение норм построения связного высказывания:
  • последовательность в передаче событий,
  • логическая связь между фрагментами рассказа,
  • завершённость каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения.

 Работа над формированием внутреннего плана связного высказывания должна носить коррекционно-развивающий характер и способствовать своевременной коррекции выявленного нарушения.

По теории умственных действий П.Я. Гальперина  это происходит в следующей последовательности:

  • с использованием внешних материальных опор (экстериоризация);
  • без использования внешних материальных опор только в речевом плане;
  • переход в умственный план (интериоризация).

Как все это выглядит в практической работе с дошкольниками?

В качестве материальных опор при моделировании смысловой программы связного высказывании используются:

  • Рисунки
  • Сюжетные картинки и серии сюжетных картинок
  • Опорные слова
  • Пиктограммы
  • Графические схемы

Рисунки, пиктограммы, сюжетные картинки, которые служат наглядной опорой, помогают удерживать в памяти смысловую программу всего сообщения, находить причинно – следственные отношения.

Очень эффективны следующие задания:

  • Разложить картинки в нужной последовательности, ответить на вопросы по эпизодам, составить рассказ с помощью опорных картинок и слов.
  • Сделать зарисовки (пиктограммы) фрагментов рассказа, которые при пересказе служат внешней опорой, планом.

Большое значение при формировании внутреннего плана речи имеет использование графических схем. Графическая схема является аналогом внутренней смысловой программы связного сообщения и способствует развитию внутреннего плана связного сообщения.

Опорные слова - слова, по которым можно определить тему текста. Они отражают основное содержание текста и служат как бы опорой для пересказа.

Работа по формированию программы связного высказывания на логопедических занятиях проводится в следующей последовательности: 

  • Работа над развитием внутреннего плана на уровне предложения.
  • Работа над развитием внутреннего плана на уровне текста.

С первых дней обучения детей необходимо проводить работу по овладению навыками составления и распространения простых предложений, что способствует формированию и совершенствованию простой глубинно-семантической структуры высказывания. Работа над предложениями различной структуры проводится с использованием сюжетных картинок и строится в последовательности, соответствующей развитию предложения  в речи.

На начальных этапах работы по конструированию предложений активно используются графические схемы, которые служат внешней опорой и позволяют материализовать процесс построения речевого высказывания. Предметы и отношения между ними символизируются с помощью значков и символов.

Овладение навыками программирования предложений простой глубинно-семантической структуры позволяет перейти к программированию текста. Развитие внутреннего плана у дошкольников с ОНР происходит при формировании различных видов связной речи: сообщения, повествования, описания, рассуждения и зависит от их особенностей. Ведущим приёмом на этом этапе работы является приём, предложенный ведущим российским психолингвистом  Н.И. Жинкиным, и заключающийся в анализе совместно с детьми готового образца текста.

При работе над текстом внимание детей обращается на основные понятия: «текст», «признаки текста». Каждый из данных видов текстов имеет свои особенности, которые следует учитывать при работе с ними.

Формирование внутреннего плана речи ведётся сначала на материале текстов с ярко выраженной повествовательной направленностью, а затем продолжается на материале текстов, носящих описательный характер.

Такая последовательность обусловлена рядом причин:

  • в повествовательном рассказе происходит быстрая смена действий, он динамичен, в то время как описание статично;
  • содержание повествовательного рассказа опирается на сюжет, описательного рассказа - на интеллектуальные возможности;
  • смысловая программа повествовательного рассказа опирается на последовательность действий, в описательном рассказе заданная извне
  • программа отсутствует вообще.

Повествование – это текст, в котором предложения связаны с помощью цепной связи. Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т.д. Мысль каждого последующего предложения вытекает из мысли предыдущего предложения. Все предложения в рассказе соединяются прямым лексическим повтором. Опорными словами являются глаголы.

Для моделирования внутреннего плана такого типа текста можно использовать материальные опоры в виде предметно-графических и вербально – графических схем, а также памятки, помогающие ребёнку построить программу связного высказывания.

Предметно-графические схемы включают опорные предметные картинки. Вербально – графические схемы – опорные, «ключевые» слова.

        Текст – описание это текст параллельной организации, в котором предложения связаны с помощью параллельной связи. Первое предложение содержит тему, следующие характеризуют признаки описываемого  предмета или явления. Опорные слова: имена прилагательные.

Для моделирования внутреннего плана текста-описания используются сенсорно-графические – схемы, позволяющие отразить основные свойства описываемого предмета, знания о которых можно получить через сенсорные каналы,

В данных графических схемах отражаются основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал, действия ребёнка с объектами и др.), знания о которых мы получаем через сенсорные каналы: зрительное, слуховое и тактильное восприятие. В связи с этим схема включает соответствующую символику: глаз, рот, нос, рука и т.д. Для составления описательных и сравнительных рассказов можно использовать схемы Ткаченко Т.А. и авторские схемы других авторов. В качестве материальной опоры при построении описательного рассказа можно использовать памятку следующего содержания:

          Схема построения описательного рассказа:

  • Общий признак.
  • Признак частей.
  • Оценка предмета.
  • Итог

            Текст – рассуждение это текст, в котором даётся объяснение какому либо явлению, предмету, факту, событию.          

Почему это есть? Почему это произошло? Вот основные вопросы, на которые отвечает рассуждение.

В качестве материальной опоры при построении рассуждения можно использовать памятку:

Схема построения:

  1. Вступление
  2. Тезис (основная мысль)
  3. Аргументы (доказательства)
  4. Вывод

Опорные слова: во-первых, во-вторых, так как, поэтому, потому что, итак.

Пример текста – рассуждения: Что могло случиться с птицами?

Был солнечный весенний день. В гнезде сидела мама – птица со своими птенцами. Птенцы были маленькие и беспомощные. К гнезду подкралась кошка. Мама – птица махала крыльями. Она прогнала кошку.

Таким образом, под воздействием систематической тщательно спланированной работы происходит формирование внутреннего плана связного высказывания у детей с речевой патологией. Эта работа позволяет в значительной мере предотвратить трудности, препятствующие успешному обучению детей в школе и затрудняющие формирование полноценных навыков общени

                                                     Список литературы:

  1. Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии / Психология чувственного познания. М., 1960.
  2. Андреева Н.Г.Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Часть 1. М., 2006
  3. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Часть 2.М., 2008
  4. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М., 1980.
  5. Ахутина Т.В. Единицы речевого общения, внутренняя речь, порождение связного высказывания / Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985.
  6. Воробьёва Н.К. Методика связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М. 2005.
  7. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982.
  8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
  9. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1985.
  10. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004
  11. Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания / Вопросы порождения речи и обучения языку. М., 1967.
  12. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979
  13. Лурия А.Р. Формирование и структура внутренней речи
  14. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. М. 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематический план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

Календарно - тематический план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи...

План-конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи по теме: «Осень золотая»

Цели:- коррекционно-обучающие:1) научить составлять описательный рассказ по теме;2) продолжать формировать знания об окружающем;3) познакомить со звуком и буквой "О"...

Статья по теме Развитие связной и письменной речи на логопедических занятиях

Развитие связной письменной речи на логопедических занятияхПрактика работы на школьном логопедическом пункте показывает, что нарушения письменной речи у младших школьников зачастую представлены сложно...

Научно - методическая статья "Формирование положительной мотивации дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятиях с помощью пальчикового театра".

Статья посвящена проблеме формирования положительной мотивации дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционно – логопедической работы. Приведены варианты игр и упражнений с куклами ...

План-конспект коррекционного логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе. Предлог ПОД.

План-конспект коррекционного логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе. Предлог ПОД....

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категории, фонетической стороны речи, развитию связнои речи, обучению грамоте в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на 2022 — 20

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категории, фонетической стороны речи, развитию связнои речи, обучению грамоте в подготовительной г...