Статья по теме Развитие связной и письменной речи на логопедических занятиях
план-конспект занятия по обучению грамоте (младшая группа)

Новикова Анна.В.

Развитие связной письменной речи на логопедических занятиях

Практика работы на школьном логопедическом пункте показывает, что нарушения письменной речи у младших школьников зачастую представлены сложной формой дисграфии. Для достижения положительной динамики в  коррекции  каждое логопедическое занятие должно быть направлено на решение комплекса задач: развивать навык звукобуквенного и слогового  анализа, уточнять и развивать оптико-пространственные представления, развивать связную речь, совершенствовать функциональную базу речевых умений - высшие психические функции. На фоне объемной коррекции  логопедических ошибок работа по развитию связной письменной речи оказывается включенной в рабочую программу фрагментарно, хотя данное направление становится особенно актуальным на занятиях с учащимися третьих и четвертых классов. В этот период обучения в школьной программе все чаще появляются задания, оценивающие уровень развития связной письменной речи учеников. Дети с речевыми проблемами, как правило,  испытывают значительные трудности  при программировании и конструировании собственных развернутых высказываний, адекватном подборе лексико-грамматических  единиц, использовании языковых средств выразительности речи. Таким образом, работа по развитию связной  речи предполагает систему занятий, в ходе которых поэтапно развиваются и совершенствуются необходимые речевые умения:

  • речевые умения, обеспечивающие полноценное восприятие готового текста
  • речевые умения, направленные на воспроизведение готового текста
  • речевые умения, направленные на  продуцирование собственного текста
  • речевые умения, позволяющие использовать лексические средства, адекватные цели и стилистике высказывания

В связи с тем, что в рамках логопедических занятий не всегда удается проводить эту  работу системно, стала очевидной необходимость регулярного включения упражнений по развитию связной письменной речи в ежедневные планы. Один из путей – при подборе речевого материала к занятию по коррекции дисграфии останавливать свой выбор не на отдельных словах и предложениях, а на тексте, с целью привития у учащихся навыка структурного и смыслового анализа данной  единицы речи. Наряду с заданиями, направленными на коррекцию той или иной формы дисграфии,  учащимся можно предложить следующие виды работ по развитию речи на материале предложенного текста:

  • наблюдение за смысловым единством и видами связи предложений в тексте;
  • выделение частей текста;
  • определение логического порядка следования частей текста;
  • определение темы текста и его частей;
  • установление связи заголовка текста и его темы;
  • установление типа текста;
  • редактирование текста - исправление речевых ошибок;
  • наблюдение за использованием лексических средств в тексте;
  • объяснение значения слова;
  • выяснение новых смысловых оттенков слова, используя разные способы словообразования;
  • наблюдение за использованием лексических средств выразительности в тексте (синонимов, антонимов, паронимов, эмоционально-экспрессивной лексики фразеологизмов, пословиц)
  • выбор точного слова;
  • выделение важного по смыслу слова в предложении, тексте;
  • подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, и выяснение оттенков значений, различий употребления.

 Важную роль на  этапе работы с готовым текстом приобретает такой вид деятельности, как наблюдение за авторскими приемами и решениями. Необходимо привить учащимся умение видеть и оценивать языковые средства для самостоятельного и осознанного их применения в дальнейшем при написании сочинений и изложений.

В работе с текстом на логопедическом занятии выделяем несколько основных этапов, которые реализуются в том или ином объеме:

1 этап. Проблемное восприятие текста

На данном этапе в ходе работы с текстом решаются основные коррекционные задачи занятия. Примерные виды работ:

  • определить границы слов и предложений в тексте;
  • вставить пропущенные предлоги;
  • восстановить деформированные по слоговому\звуковому составу слова;
  • вставить пропущенные буквы (при коррекции нарушений фонемного распознавания и оптико-кинетических смешиваний);
  • дописать окончания слов;  и т.д.

          2 этап. Структурно-композиционный анализ текста

  • определение речевой единицы
  • определение типа текста
  • наблюдение за средствами связи предложений в тексте

3 этап. Смысловой анализ текста

  • соответствие заголовка основной мысли
  • адекватное использование языковых средств
  • лексические средства выразительности

4 этап. Орфографическая работа - упражнения для развития орфографической зоркости.

Предложенная система работы позволяет  комплексно подходить к коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях; одновременно решая и задачи коррекционной работы данного этапа, и задачи формирования и развития у   младших школьников навыков связной письменной речи.

Список литературы

 

  1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Устная связная речь. Лексика – М., 2008.
  2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Предложение. Текст – М., 2008.
  3. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Связная письменная речь – М., 2010.
  4. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н.  Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.
  5. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. – М., 2002.
  6. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М., 2000.
  7. Щеголева Г.С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе. – СПб., 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект логопедического  занятия по коррекции дисграфии языкового анализа и синтеза в 3 классе

 

Тема: Развитие навыка языкового анализа и синтеза на материале предложения и текста.

Грамматическая тема: Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения.

Лексическая тема: текст «Кот и дрозд»

 

Цель: Развивать навык языкового анализа и синтеза на материале предложения и текста.

Задачи:

  1. Закреплять навык дифференцирования понятия «слово – предложение – текст».
  2. Развивать навык синтеза предложений из слов в начальной форме.
  3. Развивать навык словоизменения.
  4. Развивать навык количественного и позиционного анализа слов в предложении.
  5. Актуализировать знания о частях речи и умения их выделять на фоне предложения.
  6. Закреплять умение выделять главные и второстепенные члены предложения и определять их роль.
  7. Развивать навык составления текста из предложений.
  8. Развивать логическое мышления и умение устанавливать причинно-следственные связи.
  9. Развивать умения подбора языковых средств связи предложений в тексте.
  10. Тренировать в умении подбирать заголовок, адекватный содержанию текста.
  11. Развивать связную речь.

 

Оборудование:

Презентация к занятию, включающая деформированный текст; инд. – раздаточный материал  «Разрезные предложения»,

План занятия

  1. Организация начала занятия. Сообщение темы
  2. Основная часть
  1. Синтез предложений.
  2. Дифференциация понятий «слово» – «предложение»
  3. Развитие навыка языкового анализа на уровне предложения
  4. Актуализация знаний о частях речи и главных членах предложения
  5. Составление текста.
  6. Подбор языковых средств  связи предложений в тексте
  7. Подбор заголовка к тексту.
  1. Подведение итогов.

Ход занятия

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванцова  Анна  Владимировна,

 учитель-логопед

ГБОУ ЦПМСС Выборгского района

Санкт-Петербурга

Развитие связной письменной речи на логопедических занятиях

Практика работы на школьном логопедическом пункте показывает, что нарушения письменной речи у младших школьников зачастую представлены сложной формой дисграфии. Для достижения положительной динамики в  коррекции  каждое логопедическое занятие должно быть направлено на решение комплекса задач: развивать навык звукобуквенного и слогового  анализа, уточнять и развивать оптико-пространственные представления, развивать связную речь, совершенствовать функциональную базу речевых умений - высшие психические функции. На фоне объемной коррекции  логопедических ошибок работа по развитию связной письменной речи оказывается включенной в рабочую программу фрагментарно, хотя данное направление становится особенно актуальным на занятиях с учащимися третьих и четвертых классов. В этот период обучения в школьной программе все чаще появляются задания, оценивающие уровень развития связной письменной речи учеников. Дети с речевыми проблемами, как правило,  испытывают значительные трудности  при программировании и конструировании собственных развернутых высказываний, адекватном подборе лексико-грамматических  единиц, использовании языковых средств выразительности речи. Таким образом, работа по развитию связной  речи предполагает систему занятий, в ходе которых поэтапно развиваются и совершенствуются необходимые речевые умения:

  • речевые умения, обеспечивающие полноценное восприятие готового текста
  • речевые умения, направленные на воспроизведение готового текста
  • речевые умения, направленные на  продуцирование собственного текста
  • речевые умения, позволяющие использовать лексические средства, адекватные цели и стилистике высказывания

В связи с тем, что в рамках логопедических занятий не всегда удается проводить эту  работу системно, стала очевидной необходимость регулярного включения упражнений по развитию связной письменной речи в ежедневные планы. Один из путей – при подборе речевого материала к занятию по коррекции дисграфии останавливать свой выбор не на отдельных словах и предложениях, а на тексте, с целью привития у учащихся навыка структурного и смыслового анализа данной  единицы речи. Наряду с заданиями, направленными на коррекцию той или иной формы дисграфии,  учащимся можно предложить следующие виды работ по развитию речи на материале предложенного текста:

  • наблюдение за смысловым единством и видами связи предложений в тексте;
  • выделение частей текста;
  • определение логического порядка следования частей текста;
  • определение темы текста и его частей;
  • установление связи заголовка текста и его темы;
  • установление типа текста;
  • редактирование текста - исправление речевых ошибок;
  • наблюдение за использованием лексических средств в тексте;
  • объяснение значения слова;
  • выяснение новых смысловых оттенков слова, используя разные способы словообразования;
  • наблюдение за использованием лексических средств выразительности в тексте (синонимов, антонимов, паронимов, эмоционально-экспрессивной лексики фразеологизмов, пословиц)
  • выбор точного слова;
  • выделение важного по смыслу слова в предложении, тексте;
  • подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, и выяснение оттенков значений, различий употребления.

 Важную роль на  этапе работы с готовым текстом приобретает такой вид деятельности, как наблюдение за авторскими приемами и решениями. Необходимо привить учащимся умение видеть и оценивать языковые средства для самостоятельного и осознанного их применения в дальнейшем при написании сочинений и изложений.

В работе с текстом на логопедическом занятии выделяем несколько основных этапов, которые реализуются в том или ином объеме:

1 этап. Проблемное восприятие текста

На данном этапе в ходе работы с текстом решаются основные коррекционные задачи занятия. Примерные виды работ:

  • определить границы слов и предложений в тексте;
  • вставить пропущенные предлоги;
  • восстановить деформированные по слоговому\звуковому составу слова;
  • вставить пропущенные буквы (при коррекции нарушений фонемного распознавания и оптико-кинетических смешиваний);
  • дописать окончания слов;  и т.д.

          2 этап. Структурно-композиционный анализ текста

  • определение речевой единицы
  • определение типа текста
  • наблюдение за средствами связи предложений в тексте

3 этап. Смысловой анализ текста

  • соответствие заголовка основной мысли
  • адекватное использование языковых средств
  • лексические средства выразительности

4 этап. Орфографическая работа - упражнения для развития орфографической зоркости.

Предложенная система работы позволяет  комплексно подходить к коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях; одновременно решая и задачи коррекционной работы данного этапа, и задачи формирования и развития у   младших школьников навыков связной письменной речи.

Список литературы

  1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Устная связная речь. Лексика – М., 2008.
  2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Предложение. Текст – М., 2008.
  3. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Связная письменная речь – М., 2010.
  4. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н.  Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.
  5. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. – М., 2002.
  6. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М., 2000.
  7. Щеголева Г.С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе. – СПб., 2005.

Конспект логопедического  занятия по коррекции дисграфии языкового анализа и синтеза в 3 классе

Тема: Развитие навыка языкового анализа и синтеза на материале предложения и текста.

Грамматическая тема: Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения.

Лексическая тема: текст «Кот и дрозд»

Цель: Развивать навык языкового анализа и синтеза на материале предложения и текста.

Задачи:

  1. Закреплять навык дифференцирования понятия «слово – предложение – текст».
  2. Развивать навык синтеза предложений из слов в начальной форме.
  3. Развивать навык словоизменения.
  4. Развивать навык количественного и позиционного анализа слов в предложении.
  5. Актуализировать знания о частях речи и умения их выделять на фоне предложения.
  6. Закреплять умение выделять главные и второстепенные члены предложения и определять их роль.
  7. Развивать навык составления текста из предложений.
  8. Развивать логическое мышления и умение устанавливать причинно-следственные связи.
  9. Развивать умения подбора языковых средств связи предложений в тексте.
  10. Тренировать в умении подбирать заголовок, адекватный содержанию текста.
  11. Развивать связную речь.

Оборудование:

Презентация к занятию, включающая деформированный текст; инд. – раздаточный материал  «Разрезные предложения»,

План занятия

  1. Организация начала занятия. Сообщение темы
  2. Основная часть
  1. Синтез предложений.
  2. Дифференциация понятий «слово» – «предложение»
  3. Развитие навыка языкового анализа на уровне предложения
  4. Актуализация знаний о частях речи и главных членах предложения
  5. Составление текста.
  6. Подбор языковых средств  связи предложений в тексте
  7. Подбор заголовка к тексту.
  1. Подведение итогов.

Ход занятия

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

I Организация

начала занятия

Сообщение темы

II Основная часть

  1. Синтез предложений.
  2. Дифференциация понятий «слово –предложение».

  1. Развитие навыка языкового анализа на уровне предложения.

  1. Актуализация знаний о частях речи и главных членах предложения

  1. Составление текста.

  1. Подбор языковых средств  связи предложений в тексте.

  1. Подбор заголовка.

III. Подведение итогов.

- Сегодня мы будем работать со словами, предложениями и текстом.

- Откройте конверты и разложите содержимое на столе. Что перед вами?

-  Прочитайте слова и назовите картинки.

 - Назовите слова, обозначающие предметы. Какими частями речи они являются?

- Назовите слова, обозначающие действия предметов. Какими частями речи они являются?

- Назовите слова, обозначающие признаки предметов. Какими частями речи они являются?

- Какие еще части речи есть в ваших предложениях?

Можно ли эти слова связать по смыслу?

- Давайте расставим эти слова в каком-нибудь порядке и прочитаем.

Мы можем назвать группу слов, связанных по смыслу, предложением?

- Как мы связываем слова?

- Какая часть слова  показывает изменение формы?

Давайте свяжем слова, изменив их форму. Прочитайте, что получилось.

- Сделайте вывод, когда группу слов мы называем предложением.

- Давайте переставим слова в предложении и прочитаем другой вариант.

- Запишите самый удачный вариант на лист бумаги крупными буквами.

- Отложите свои предложения.

- Кирилл, назови третье слово в своем предложении.

- Юра, назови второе слово в твоем предложении… и т.д.

 - Назовите предлоги и слова, к которым они относятся.

Запишите их в тетрадь, проверьте правописание.  

- Назовите главные члены предложения. Почему они называются главными? Если убрать все остальные слова, смысл предложения сохранится?

- А если мы уберем главные, а оставим второстепенные члены предложения, оно продолжит своё существование?

- Дима, скажи, о ком говорится в твоем предложении?

-Саша, а кто герой твоего предложения?

- Какой мы можем сделать вывод?

- Как мы называем несколько предложений на одну тему?

- Прочитайте свои предложения по очереди. Получился текст?

- С чего все началось?

- Максим, возьми свое предложение и выходи к доске.

-Чем все закончилось?

- Игнат, выходи со своим предложением к доске?

- Дима, найди  место своего предложения.

-А теперь Саша. Правильно встала Саша? ….

- Прочитаем, что получилось!

- Давайте сделаем вывод. Как мы построили текст?

-Верно. Учитель-логопед делает пометку на доске (элементы крокирования).

На экране появляется собранный текст, но слова, называющие героев, заменены картинками.

- Эти картинки помогают нам понять, что все предложения связаны одной темой, но в тексте мы их оставить не можем, давайте подумаем, какими словами мы можем их заменить.

- Во-первых, давайте выберем одного кота. Который из них нам подойдет?

             

- Почему вы выбрали это изображение, в тексте о внешности кота что-нибудь говорится? Каких же частей речи не хватает в тексте, которые могли бы нам помочь, вы помните?

- Вы видите, как важны эти слова!

- По сюжету кот должен быть похож на этого, наверное!?

-Возьмите листы и выберите слова, которыми можно заменить эту картинку, подчеркните их.

-Что можно сказать о птице?

Я помогу вам, на картинке изображен дрозд.

-Давайте закончим текст, вставив подходящие слова. Можно ли в первое предложение вставить любое слово?

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Чего не хватает тексту?

- Верно, любой текст можно озаглавить, потому что название текста отражает его содержание.

- Придумайте название и запишите вверху, над текстом, на оставленной строке.

-Давайте подведём  итоги.

- Что мы сегодня выяснили  относительно текста. Воспользуйтесь

подсказкой- схемой.

- Картинки и слова.

Кто? Кот, птица

Что? Дом, дерево, гнездо-это имена сущ.

Что сделал? Отбился,   стал искать…

- Можно.

- Нет, слова в предложении нужно изменить, связать между собой.

- Мы меняем их форму.

- Окончание.

Дети читают получившиеся предложения.

- Группу слов мы называем предложением, когда они связаны по смыслу и грамматически.

Дети меняют местами слова в предложении и зачитывают свои варианты.

Дети записывают свои предложения.

- Предлоги со словами пишутся раздельно.

Дети называют подлежащие и сказуемые.

- Да.

- Без главных членов предложение не существует.

- В моем предложении говорится о коте.

- Кот и птица.

- Предложения связаны по смыслу.

- Несколько предложений на одну тему – текст.

Дети читают свои предложения.

- Текст не получается, предложения не в том порядке.

Дети определяют порядок следования предложений в тексте и становятся соответственно друг за другом.

Один учащийся читает текст.

-Мы поставили по порядку несколько предложений, связанных по смыслу.

- В тексте нет описания героев.

Не хватает имен прилагательных.

Дети работают на карточках.

 Кот, он,  кот Васька, кот Фантик, разбойник, наш пушистый друг, обидчик.

- Назвать ее породу.

-Нет, можно вставить только слова, называющие этот предмет – кот или кот Васька, иначе будет не понятно, о ком речь.

Дети работают самостоятельно на карточках.

Учащиеся читают свои варианты.

- Не хватает названия.

-Текст состоит из предложений, связанных по смыслу, идущих в определенной последовательности. К тексту можно подобрать заголовок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему: Развитие связной речи у детей с ОНР посредством экспериментально поисковой деятельности.

Систематизировать опыт работы  по формированию связной речи у детей с ОНР посредством экспериментально поисковой деятельности.Я работаю  воспитателем логопедической группы, и наблюдаю,...

Научно - методическая статья "Формирование положительной мотивации дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятиях с помощью пальчикового театра".

Статья посвящена проблеме формирования положительной мотивации дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционно – логопедической работы. Приведены варианты игр и упражнений с куклами ...

Статья на тему: "Развитие связной речи посредством театрализованной игры"

laquo;Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и рабо...

Статья на тему:"Развитие связной речи дошкольников посредствам дидактических игр".

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте является овладение связной речью, показывающей уровень культуры человека, его мышления и интеллекта. Возникнув впервые в раннем детстве в вид...

Статья на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Статья о развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности...

Статья на тему "Развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе рассказывания по серии сюжетных картин."

Развитие связной речи является наиболее важной задачей в овладении родным языком ребенка. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная, четко выражена взаимосвязь умствен...

Статья на тему: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

Аннотация.Развитие речи детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры. Оно тесно связано...