Система работы по автоматизации звука /Ш/.
методическая разработка по логопедии на тему

Куренкова Ирина Геннадьевна

В этой работе я представляю систематизированный речевой материал для автоматизации звука /Ш/. Эффективность автоматизации звука в такой последовательности  проверена мною на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_sh_u_doshkolnikov.docx77.41 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по автоматизации звука /Ш/

у дошкольников.

        В настоящее время логопедам  доступно множество пособий для автоматизации разных звуков, содержащих речевой материал, описание заданий и игр, картинный материал. В разных источниках предлагается разная последовательность автоматизации. Одни авторы предлагают начинать с прямого слога, другие – с обратного. Одни  строго придерживаются принципа постепенного усложнения, придерживаясь порядка: изолированная позиция – слог – слово – словосочетание – предложение – связная речь. А другие логопеды предлагают отработанные сочетания звуков сразу вводить в слова и далее.

        Проанализировав и испытав разные методики автоматизации звука /Ш/,  для повышения эффективности работы  и для собственного удобства, я предприняла попытку систематизировать имеющийся у меня материал. Получилась определённая последовательность заданий для автоматизации звука /Ш/, условно объединённых в «Задачи». Задача может быть решена в течение одного занятия, но иногда для её решения нам требуется несколько занятий. Отмечу, что часть заданий направлены не только на автоматизацию  звука, но и на развитие моторики, фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, внимания и памяти.

        Особенностями моей системы работы являются следующие:

  • после автоматизации изолированного /Ш/ автоматизирую в сочетании /ШТ/. Делаем это для лучшего закрепления и осознания позиции кончика языка, для профилактики «задвигания» кончика слишком далеко, за альвеолы. Звук /Т/ в этом случае является кинестетической и слуховой опорой для звука /Ш/;
  • начинаю автоматизацию в прямых слогах со слогов /ШО/ и /ШУ/, учитывая близость артикуляции губ звуков /Ш/, /О/,/У/. Так же и в обратных слогах – начинаю с /ОШ/ и /УШ/.
  • Отработанное сочетание звуков закрепляю сразу в слове и далее, тщательно отобрав для этого речевой материал.

        Для повышения эффективности работы, мы привлекаем к решению наших «задач» и воспитателей, и родителей.


Последовательность работы:

 № п/п

Задачи автоматизации

стр.

1

Автоматизация изолированного звука.

3

2

Автоматизация в слоге /ШТО/ (слоги, слова).

3

3

Автоматизация /ШО/.

3

4

Автоматизация /ША/ .

4

5

Автоматизация /ШЭ/ .

6

Автоматизация /ШЫ/ .

6

7

Автоматизация /ШУ/.

7

8

Автоматизация /Ш/ в прямых слогах (закрепление).

8

9

Автоматизация /Ш/ со стечением согласных

(в слогах, в начале слов).

10

10

Автоматизация в обратных слогах /ОШ/ , /УШ/.

10

11

Автоматизация в обратных слогах /АШ/, /ЭШ/ .

11

12

Автоматизация в обратных слогах /ЫШ/, /ИШ/.

12

13

Автоматизация /Ш/ в обратных слогах в разных сочетаниях.

12

14

Автоматизация /Ш/ в словах, словосочетаниях в разных позициях.

13

15

Автоматизация /Ш/ в предложениях в разных позициях.

14

16

Автоматизация /Ш/ в скороговорках.

16

17

Автоматизация /Ш/ в стихотворениях.

17

18

Автоматизация /Ш/ в связной речи (пересказы).

18

19

Автоматизация /Ш/ в связной речи (рассказы по картинкам).

21

20

Автоматизация /Ш/ в самостоятельной речи (рассказы на тему, объяснения).

21


Задача 1.

Автоматизация изолированного звука

1. Произносить /Ш/ длительно, пока взрослый загибает (разгибает) последовательно пальцы на руке.

2. «Змея шипит»: Произносить /Ш/ длительно, проводя пальчиком по дорожке, по которой «ползёт змея».

3. «Волчок»: Произносить /Ш/ длительно, пока крутится волчок.

4. Произносить /Ш/ коротко, загибая (разгибая) пальчики на руке (или выполняя упражнения: «Колечки», «Пальчики здороваются»).

5. «Чётки»: Произносить /Ш/ коротко, перебирая бусины на нитке («Чётки»)

6. «Кубик»: Произносить /Ш/ коротко, столько раз, сколько точек выпало на кубике

Задача 2.

Автоматизация /Ш/ в слоге /ШТО/.

1. Произносить /ШТО/ коротко, многократно, загибая (разгибая) пальчики на руке (или выполняя упражнения: «Колечки», «Пальчики здороваются»).

2. Произносить /ШТО/ коротко, перебирая бусины на нитке.

3. Произносить /ШТО/ коротко, столько раз, сколько точек выпало на кубике.

4. Произносить слова:  Что, штопать, штопка, штора, штопор, шторм.

Задача 3.

Автоматизация /ШО/(слоги, слова, чистоговорки)

1. Чётко произносить: «ШО», 5 раз, загибая пальчики.

2. Проговаривать цепочки слогов с  ритмическим рисунком:

Шо-шо – шо-шо-шо

3. Проговаривать цепочки слогов с изменением места ударного слога:

шо-шо-ШО                    шо-ШО-шо                    ШО-шо-шо                    

4.  Произносить слоги и слова:

Шо-шо-шо -  шёпот

шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, большой, мышонок, шов, шок, шорты, порошок, хорошо;

шёл, шёлк, шёпот, ушёл, нашёл, пришёл, вошёл.

5. Чётко произносить по три слова:

Мешок-пушок-петушок

6. Называть картинки с /ШО/.

8. Чётко произносить чистоговорки.

Шо-шо-шо - поём мы хорошо.

Шо-шо-шо - говорим мы хорошо.

Шо-шо-шо – Оля пишет хорошо.

Задача 4.

Автоматизация /ША/ (слоги, слова, чистоговорки).

1. Чётко произносить: «ША», 5 раз, загибая пальчики.

 

2. Проговаривать слоги с изменением ритмического рисунка:

Ша-ша – ша-ша-ша и т.п.

3. Проговаривать слоги с изменением ритмического рисунка:

Ша-ша-ША                        Ша-ША-ша                        ША-ша-ша                        

4.  Произносить слоги и слова:

Ша-ша-ша – шапка

Ша-ша-ша – шайба

Ша-ша-ша – шаги

5. Чётко произносить слова.

С ударением на слоге:                                                                                 

шаг, шагом, шаль, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, шах, мышата, большая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, шахматы, лапша, душа, шавка;

Без ударения на слоге:

шаги, шагать, шалить, ваша, наша, ноша, ниша, каша, крыша, груша, Даша, Маша, Луша, Паша, Миша, Яша, Алёша, Наташа, Андрюша, Катюша, шакал, шаланда, шалфей, шалун, шампунь, лошадь, вешалка, шатёр, афиша; шоколад.

6. Чётко произносить слова тройками.

Маша - Даша - Паша.

Андрюша - Танюша - Валюша.

Ваша - наша - каша.

Миша - Паша - Яша.

Наташа - Танюша - Катюша.

7. Называть картинки с /ША/.

9. Игра «Добавь слог»:  ША, назови слово полностью

ка..           Ма…            Да…          Ми…         Лу…           Лап…         кры…          Па…          ду…

ча…         гру…            афи…        поро…      гало…         горбу…

10. Игра «Составь слово» (ребёнок произносит «ША», взрослый добавляет другой слог). Ребёнок называет слово полностью:

ША…йба, ША…хта, ША…шка, ША…пка, ША…хматы.

11. Чётко произносить чистоговорки.

Ша-ша-ша - я катаю малыша.

Ша-ша-ша - варится лапша.

Ша-ша-ша - поймали мы мыша.

Ша-ша-ша - купаем голыша.

Ша-ша-ша - наша Маша хороша.

Ша-ша-ша - выходи из камыша.

Ша-ша-ша - шапка, шахматы, лапша.

12.  Чётко произносить предложения.

Вот Маша.

Миша и Паша едут на лошадке.

Миша играет в шахматы.

Илюша гоняет шайбу. Маша надевает шапку.

Миша и Наташа шагают в ногу.

Алеша покупает шарик.

Катюша видела шакала в клетке.

Яша вешает шарф на вешалку.

Яша едет на лошади.

Наша Даша никогда не шалит.

13. Повторять предложения, ответить на вопросы к ним полными предложениями:

Даша, Антоша и            Кто...?

Алёша идут домой.

Алёша и Антоша шага-      Кто...?

 ют в ногу, а Алёша —      Что делают...?

нет.

«Алёша, иди шагом,                      Кто...?   Что говорит..?

не прыгай»,— говорит Даша.

Задача 5.

Автоматизация /ШЭ/.

1. Чётко произносить: «ШЭ», 5 раз, загибая пальчики.

2. Проговаривать слоги с изменением ритмического рисунка:

Ше-ше – ше-ше-ше

3. Чётко произносить слова.

шея, шей, шейка, шеф, мишень, ошейник, решение, вермишель.

4. Называть картинки с /ШЭ/.

5. Чётко произносить чистоговорки.

Ше-ше-ше - утка в камыше.

Ше-ше-ше - живём мы в шалаше.

Ше-ше-ше - кошка в шалаше.

Ше-ше-ше - шепчет Шура в шалаше.

Задача 6

Автоматизация /ШЫ/  (слоги, слова, чистоговорки, предложения)

  1. Чётко произносить: «ШИ», 5 раз, загибая пальчики.

  1. Проговаривать слоги с изменением ритмического рисунка:

Ши-ши – ши-ши-ши

  1. Проговаривать слоги с изменением ритмического рисунка:

Ша-ша-ША                        шо-шо-ШО                    шу-шу-ШУ

Ша-ША-ша                        шо-ШО-шо                    шу-ШУ-шу

ША-ша-ша                         ШО-шо-шо                    ШУ-шу-шу

  1. Произносить слоги и слова:

Ши-ши-ши – шина

Ши-ши-ши – шить

Ши-ши-ши – шик

С ударением на слоге:

ширь, шик, шило, шина, шип, шить, ширма, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, шили, решили, ковши, ширма, шифер;

Без ударения на слоге:

шинель, шипеть, широкий, шиповник, шипы, уши, мыши, наши, ваши, калоши, ландыши, хороший, горошина, младший, тишина, шимпанзе, клавиши, шитьё, баклуши;

камешек, шелуха, тише, выше, башенка, вишенка, шептать, орешек, горошек, плюшевый, шептунья.

  1. Называть картинки с /ШИ/.

  1. Игра «Добавь слог»: ШИ

У…          мы…        малы…       гало…        камы…         кры…          ков…            напи…  

Шала...     гру…       афи…         каранда…   клави…        ланды…      детёны…

  1. Игра «Составь слово» (ребёнок произносит «ШИ», взрослый добавляет другой слог). Ребёнок называет слово полностью:

ШИ…на, ШИ…пы, ШИ…пит, ШИ…шка, ШИ…к

  1. Чётко произносить чистоговорки.

Ши-ши-ши - шило, шина, малыши.

Ши-ши-ши - Миша с Машей малыши.

Ши-ши-ши - глубоко дыши.

Ши-ши-ши - уснули малыши.

Ши-ши-ши - ну-ка, попляши.

Ши-ши-ши - на поляне малыши.

Ши-ши-ши - кашу ешьте, малыши.

Ши-ши-ши - что-то шепчут камыши.

  1. Чётко произносить словосочетания:

душистые ландыши

шитьё шинели

шипы шиповника

  1. Чётко произносить предложения.

У Лёши ландыши.

Ландыши хороши.

У шиповника шипы.

У Паши машина.

У машины широкие шины.

У нашей машины шипы на шинах.

Задача 7

Автоматизация /ШУ/ (слоги, слова, чистоговорки, словосочетания)

1. Чётко произносить: «ШУ», 5 раз, загибая пальчики.

2. Проговаривать слоги с изменением ритмического рисунка:

Шу-шу – шу-шу-шу

3. Проговаривать слоги с изменением ритмического рисунка:

Ша-ша-ША                        шо-шо-ШО                    шу-шу-ШУ

Ша-ША-ша                        шо-ШО-шо                    шу-ШУ-шу

ША-ша-ша                         ШО-шо-шо                    ШУ-шу-шу

4. Произносить слоги и слова:

Шу-шу-шу – шуба

Шу-шу-шу – шутка

Шу-шу-шу – шумный

С ударением на слоге:

шум, шумный, шут, шуба, Шура, Шурик, шутка, мишутка, дышу, ношу, пишу, тушу, прошу, парашют;

Без ударения на слоге:

шуруп, шутить, шутник, шумовка;

5. Называть картинки с /ШУ/.

6. Игра «Добавь слог»: ШУ

Пи…            ма…         но…          ко…         па…           ды…        ту…         про…

7. Игра «Составь слово» (ребёнок произносит «ШУ», взрослый добавляет другой слог). Ребёнок называет слово полностью:

ШУ...т, ШУ…ба, ШУ…мит, ШУ…тка, ШУ…м

8. Чётко произносить слова тройками.

Дышу - ношу - тушу.

Шина - машина - крушина.

Малыши - камыши - ландыши.

9. Чётко произносить чистоговорки.

Шу-шу-шу - шубы, шум, мишутка, шут

 Шу-шу-шу - пилотку я ношу.

Шу-шу-шу - я значок ношу.

Шу-шу-шу - свежим воздухом дышу.

Шу-шу-шу - я письмо пишу.

Шу-шу-шу - помогите малышу.

Шу-шу-шу - Маша кушает лапшу.

Шу-шу-шу - шубу новую ношу.

10. Чётко произносить словосочетание:

шутник мишутка

Задача 8

 Автоматизация /Ш/ в прямых слогах (закрепление).

  1. Чётко произносить прямые слоги:

• ша - ша - ша         шо - шо - шо

шу - шу - шу           ши - ши - ши         ше - ше - ше

• ша - шо - шу        ши - ше - шо          шу - ши - ше

Шу-ши-ше              ша-шо-ши              ша – шо – шэ      

Шу-ше-ша              шо-шу-ши              и т.п.

  1. Проговаривать слоги с изменением ритмического рисунка:

Ша-ша – ша-ша-ша

Шо-шо – шо-шо-шо

Шу-шу – шу-шу-шу

Ши-ши – ши-ши-ши

Ше-ше – ше-ше-ше

  1. Проговаривать слоги с изменением ритмического рисунка:

Ша-ша-ША                        шо-шо-ШО                    шу-шу-ШУ

Ша-ША-ша                        шо-ШО-шо                    шу-ШУ-шу

ША-ша-ша                         ШО-шо-шо                    ШУ-шу-шу

  1. Называть картинки с прямыми слогами.

  1. Чётко произносить словосочетания:

шумные шалуны                     шёлковая шаль

душистый шампунь                Дашина шапка

шелуха шиповника                 шумят камыши                       

шипы шиповника                  пшённая каша                       

шиншилловая шуба 

  1. Чётко произносить предложения.

Наташа пишет.

У Маши шляпа.

Малыши шагают в школу.

Школа большая.

Миша нашёл камешек.

На дороге шумит машина.

Паша и Наташа, прошу не шуметь.

Леша ел пшённую кашу.

Яша пошёл к камышам.

У Наташи шёлковый шарф.

Мышонок упал в кувшин.

На поляне Маша и Наташа увидели много ландышей.

Камыши шуршат.

У мыши - мышата.

Леше купили большую ушанку.

Мишутка любит шутки.

Готовит Наташа пшённую кашу.

Идёт пешком мышонок с мешком.

Маша и Даша шьют шубу Наташе.

Маша вышивает подушку.

Миша машет дедушке.

У Миши шапка-ушанка.

Машутке шьют новую шубу.

На шубе виден шов.

Я ношу новую шубу и шапку.

У петушка гребешок.

Петушок, петушок, выгляни в окошко!

Миша моет шею и уши.

Машенька, дай башенку.

У Шавки новый ошейник.

Наташа шьёт на машинке кукле шапку.

  1. Изменять предложения по образцу:

У Маши шуба. – Это Машина шуба.

У Миши машина.

У Паши мешок.

У Даши шахматы.

У Саши шапка-ушанка.

Задача 9

Автоматизация /Ш/ со стечением согласных  (в слогах, в начале слов)

  1. Чётко произносить слоги со стечением согласных.

Шва - шво - шву - швы - шве.

Шка - шко - шку - шкы - шке.

Шла - шло - шлу - шлы - шле.

Шля - шлё - шлю - шли - шлее.

Шмя - шмо - шму - шмы - шме.

Шна - шно - шну - шны - шне.

Шпа - шпо - шпу - шпы - шпи.

 Шта - што - шту - шты - шти. И т. д.

  1. Чётко произносить слова.

Подошва, швабра, швея, швы, шведы.

Шкаф, шкатулка, школа, школьник, пешком, шкода, шкурка.

Шла, шлак, шланг, шлагбаум, шлейф, шлем, шлёпать, шлёпанцы, шли, шлюпка, шлюз, шляпа.

Шмель, шмыгать.

Шницель, кашне, шнурок, шнурки.

Шпалы, шпагат, шпага, шпатель, шпаклёвка, шпоры, шпион, шпиль, шпилька, шпинат, шпулька.

Штаб, штамп, штанга, штаны, штопать, штопка, штора, штопор, шторм, штука, штукатур, штурвал, штурман, штурм, штык, штиль. Шхуна.

  1.  Называть картинки с /Ш/ в начале слов в стечениях согласных звуков

Задача 10

Автоматизация в обратных слогах /ОШ/, /УШ/.

  1. Произносить /ОШ/ многократно (н-р, переставляя карандаши в стакан).
  2. Чётко произносить слова.

окошка, мошка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка,окрошка, картошка, Антошка, брошка;

даёшь, льёшь, пьёшь, поёшь, берёшь, Алёшка, лепёшка, рыбёшка, матрёшка, поварёшка;

  1. Чётко произносить чистоговорки.

Ош-ош-ош - Буратино дали грош.

Ош-ош-ош - у меня нож.

Ошка-ошка-ошка - на окошке кошка.

  1. Произносить /УШ/ многократно (н-р, загибая, разгибая пальчики на двух руках)

  1. Чётко произносить слова.

С ударением на слоге: 

душ, тушь, ушки, мушка, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка, макушка, волнушка, болтушка, избушка, игрушка, петрушка;

юш

плюшка, клюшка, конюшня.

Без ударения на слоге:

ушли, петушки, бабушка, дедушка, Алёнушка, Бурёнушка, пушнина, кормушка, камушки;

  1. Чётко произносить чистоговорки.

Уш-уш-уш - принимаем душ.

Уш-уш-уш - тёплый душ.

Уш-уш-уш - в саду много груш.

Ушка-ушка-ушка - лягушка-квакушка.

Задача 11

Автоматизация в обратных слогах /АШ/, /ЭШ/.

  1. Произносить /АШ/ многократно (н-р, переставляя карандаши в стакан).

  1. Чётко произносить слова.

ваш, наш, башня, пашня, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш;

Яшка, яшма, гуляш;

  1. Чётко произносить чистоговорки.

Аш-аш-аш - шар, машина, карандаш.

Аш-аш-аш - я точу карандаш.

Аш-аш-аш - в лесу стоит шалаш.

Аш-аш-аш - дайте карандаш.

Ашка-ашка-ашка - летит букашка.

  1. Произносить /ЭШ/ многократно (н-р,перебирая бусины на нитке).

  1. Чётко произносить слова.

пешка, орешки, орешник, вешний, поешь.

Задача 12

Автоматизация в обратных слогах /ЫШ/, /ИШ/

  1. Произносить /ЫШ/ многократно (н-р, переставляя карандаши в стакан).

  1. Чётко произносить слова.

вышка, мышка, пышка, крышка, малышка, мартышка, покрышка, камыш, малыш;

  1. Чётко произносить чистоговорки.

Ыш-ыш-ыш - у Кати камыш.

Ыш-ыш-ыш - крепко спит малыш.

Ыш-ыш-ыш - у меня малыш.

Ышка-ышка-ышка - маленькая мышка.

  1. Произносить /ИШ/ многократно (н-р, выполняя «пальчики здороваются»).

 

  1. Чётко произносить слова.

бишка, вишня, мишка, лишний, парнишка, тишь, домишко.

Задача 13

Автоматизация /Ш/ в обратных слогах в разных сочетаниях

  1. Чётко произносить цепочки обратных слогов:

аш - ош - уш - ыш.

яш - ёш - юш - иш - еш.

аш - яш - ош - ёш.

уш - юш - ыш - иш - еш.

и т. д.

  1. Чётко произносить слова тройками.

Вышка - мышка - пышка.

Кошка - мошка - ложка.

Подушка - лягушка - ватрушка.

Малышка - мартышка - покрышка.

Ладошка - окрошка - картошка.

Матрёшка - рыбёшка - лепёшка.

Бабушка - дедушка - донышко.

Бишка - мишка - домишко.

  1. Игра «Отгадай слова»  (добавить слог «ШКА», назвать слово полностью)

Бабу…   деду…,   кату…,   поду…,   ми…,   му…,   пу…,   мы…,   мо…,   ко…,   пы…,   опу…

  1. Называть картинки с /Ш/ в обратных слогах - см. Громова, стр. 21-22

  1. «Добавь слово»:

Я иду, и ты…идёшь.

Я пою, иты…поёшь.

Я несу и ты…несёшь.

Я беру и ты…берёшь.

Я веду и ты…ведёшь.

Я плыву и ты…плывёшь.

Я лечу, и ты…летишь.

Я бегу и ты…бежишь.

Задача 14

Автоматизация /Ш/ в словах, словосочетаниях в разных позициях.

  1. Чётко произносить слова с двумя звуками [ш].

 Шашки, шишки, шалаш, шалишь, шумишь, пишешь, мешаешь, пляшешь, шьёшь, шуршишь, штанишки, шабаш, шалунишка, шутишь, шипишь, вышиваешь, шелушение, шушера, шашни, шиншилла.

  1. Игра «Логопедическое домино».

  1. Игра «Логопедическое лото».

  1. Игра «Гусёк» (со звуком /Ш/).

  1. Произнести слова 2-3 раза, определить, где находится звук/Ш/, в начале, в середине или в конце слова:

Кошка, мышка, душ, кукушка, лягушка, дедушка, подушка, камыш, шуба, кувшин, вишня, машина, шапка, шахматы, шашки.

  1. Образуй родственные слова

лягушка - детёныш -лягушонок(лягушата), домик у них - лягушкин, лягушиный, ласково назови - лягушечка;

мышка   -

кукушка   -

индюшка   -

  1. Игра «Назови ласково»: Маша – Машенька.

Дед -        Даша-      Паша-         Миша-       камень-          зима-          изба-         хохяйка-

Наташа-           хлеб-         штаны-         мышь-

  1. Рассмотри на картинках кошек и мышек. Сосчитай кошек по порядку, начиная с самой большой, а мышек наоборот, с самой маленькой. Подбери мышку для каждой кошки по размеру.

  1. Чётко произносить словосочетания:

наша школа    швейная машина     шпиль башни   тушёный шпинат     пышная плюшка                     наша бабушка    большой шмель    катушка шёлка      шёлковая штопка    пушистая шляпа                     дешёвые книжки       большой шкаф     широкополая шляпа       шипение кошки                      шёлковое кашне       большая кошка

  1. Пересчитать плюшевых мишек так: ОДИН плюшевЫЙ мишкА…

Найти двух одинаковых.

Произносить скороговорку: Шишки у мишки, у мишки шишки.

Задача 15

Автоматизация /Ш/ в предложениях в разных позициях

Работа логопеда

Закрепление с воспитателем

Закрепление с родителями

1) Повторение предложений

2) придумывание предложений по 2-м словам (игра «Логопедическое лото»)

1) Повторение предложений

2) придумывание предложений по 2-м словам (игра «Логопедическое лото»)

1) Повторение предложений

2) придумывание предложений по 2-м данным словам

  1. Чётко произносить предложения:

Во дворе Бишка.

Пташка прыгает у окошка.

Надевай на малышку рубашку.

Наш Антошка глядит в окошко.

Вот картошка на окрошку.

Плохо мышке одной в норушке.

Петушки с моей ладошки клюют зёрнышки и крошки

У кошки ушки на макушке.

В одно ушко вошло, в другое вышло.

Кошка ловит мышку.

Лягушка прыгнула в кадушку.

В лукошке вишня, в мешке картошка.

Малышка ела кашку ложкой.

У Катюши на подушке вышита кукушка.

Я нашла катушку у Маши под подушкой.

Мошки и букашки мешают Гоше и Пашке.

Мы видели кошку под нашим окошком.

На кухне кошка готовит лепёшки.

Любит лепёшки котёнок Тимошка.

Миша и Паша играют в шашки.

Миша проиграл две пешки.

Тётя Даша шьёт мне рубашку.

Маша, ешь кашу.

У Алёши новая книжка.

Тот багаж ваш, а этот наш.

Малыш уронил карандаш.

Миша пойдёт в душ.

Наш шалаш хорош.

Малыш нашёл ландыш.

Мои книжки в шкафу.

У Миши шишка на макушке.

В шахматах не хватает пешки.

Кошка катает катушку.

У бабушки в шкатулке много катушек.

Верушка любит лепёшки и ватрушки.

Дедушка и бабушка хотят тишины.

Швея шьёт на швейной машине.

У Миши шлем.

Мишины штаны надо штопать.

У дома вишня.

На окне широкая штора.

Миша и Маша ушли в школу.

Маша нашла в мешке шпагат.

В нашей конюшне лошадь.

У мамы шляпа с широкими полями.

Алеша и дедушка пошли собирать шишки.

Маша вышла на опушку и увидела кукушку.

Хороши в дорожку пирожки с горошком.

Две лягушки-попрыгушки пошумели на опушке.

Я нашла букашку на большой ромашке.

На опушке небольшой домишко.

Кошка под окошком катает катушку.

Пташки клюют зёрнышки.

На опушке цветут ромашки.

Антошка собирает вишни в лукошко.

Около кадушки стоит мешок картошки.

Петушок сидит на колышке.

У Андрюшки рубашка с кармашками.

Маша нашла большую шишку.

Маша и Миша повесили кормушку.

Миша надел шапку, шарф, шубу.

В шалаше много шалунов.

У Даши пушистая кошка Пушинка.

Бабушкину шкатулку нашли в шкафу.

Я по камушкам пошёл, шубу шёлкову нашёл.

Вышивает Даша мишку, Маша вышивает мышку.

Две букашки на опушке шьют мышатам по подушке.

Миша и Паша шайбу гоняют, Маша и Даша им не мешают.

Шагают по опушке мышки, под мышками у мышек книжки.

  1. Придумывание предложений по 2-м случайным словам (игра «Логопедическое лото»).

  1. Спрягать в настоящем времени:

Шить штанишки плюшевому мишке.

Штопать штанишки плюшевому мишке.

Задача 16

Автоматизация /Ш/ в скороговорках

  1. Выучить наизусть. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.

Тише, мыши, кот на крыше.

Луша под душем мыла мылом уши.

Леша и Клаша едят пшённую кашу.

В шалаше шесть шалунов.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

У нашего Никишки - книжки-малышки.

Шапка да шубка - вот вам и Мишутка.

У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.

Накроши в окрошку картошки и горошку!

У Маши на кармашке маки и ромашки.

На окошке крошку мошку ловко ловит лапкой кошка.

Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.

Наша Маша под душем моет шею и уши.

Ваша Маша под душем моет шею и уши.

  1. Произносить скороговорки:

Две лягушки, две подружки,

Пили чай и ели плюшки.       Т. Перегудова.

Хороши в дорожку пирожки с горошком.

Из кармашка у Аркашки

Вечно сыплются бумажки.                         А. Шибаев.

У Петрушки три ватрушки,

Три ватрушки у Петра.

У девчонки, у Варюши,

Потерялись варежки.

Помогали две Валюши

Искать Варе варежки.             А. Тараскин.

Лёша неуклюжий

Шлёпнулся в лужу:

Порвал и промочил штанишки,

Набил на лбу большую шишку.          О. Дружкова.

Задача 17

Автоматизация /Ш/ в стихотворениях

1. Тише, мыши, тише, мыши!

 Кот пришёл на нашу крышу.

2. Наша ёлка велика,

Наша ёлка высока,

Выше папы, выше мамы,

Достаёт до потолка.

А на ней игрушки,

Бусы и хлопушки.             Е. Ильина

3. Шумит на опушке

Мишка Топтыжка.

Шишка на макушке

У бедного мишки.

4. Пишет школьник Паша:

Шапка, шайба, каша,

Мышка, мошка, шутка,

Шахматы, Мишутка.

5. У Маши - котёнок Тимошка,

У Миши - мышонок Тотошка.

Не могут Тотошка с Тимошкой

Не шуметь хотя б немножко.

6. Наша кошка под окошком

 Шутит с мышкой понемножку.

Что-то не до шуток мышке,

Помогу-ка я малышке.

7. У мышонка Тотошки

Кашки немножко.

Думает Тотошка

Отдать кашку кошке.

И не будет кошка

Шипеть на Тотошку.

8. Воробей

- Воробей, чего ты ждёшь?

Крошек хлебных не клюёшь?

- Я давно заметил крошки,

 Да боюсь сердитой кошки.     А. Тараскин        

9. Ромашки

Есть на новом платье

У меня кармашки.

На кармашках этих

Вышиты ромашки.

Ромашки, ромашки

-Будто луговые.

Ромашки, ромашки

-Прямо как живые.                М. Пляцковский

10. Петушок

Петушок, петушок!

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка!

Выгляни  в окошко,

Дам тебе горошку.       С. Маршак

11. Мышонок и мышь

Мышонку шепчет мышь:

- Ты всё шуршишь, шумишь!

 Мышонок шепчет мыши:

- Шуметь я буду тише.               А. Капралова

12. Жила-была Лягушка,

Лягушка как Лягушка,

Квакушка-говорушка,

 И с самого утра,

Поглаживая брюшко,

То громко, то на ушко

Лягушка-квакушка

Делала «ква-ква...»              Э. Мошковская

13. Шутка

Паша шёл, шёл, шёл и грушу нашёл.

Маша шла, шла, шла и шубку нашла.

 Паша шёл, шёл, шёл и ложку нашёл.

Маша шла, шла, шла и кошку нашла.

Паша шёл, шёл, шёл и подушку нашёл.

Маша шла, шла, шла и катушку нашла.

Паша шёл, шёл, шёл и книжку нашёл.

Маша шла, шла, шла и шишку нашла.

Паша шёл, шёл, шёл и ромашку нашёл.

Маша шла, шла, шла и шашку нашла.

Паша шёл, шёл, шёл и крышку нашёл.

 Маша шла, шла, шла и матрёшку нашла.

14. Мишутка

Одеваем малыша,

 Голыша мы малыша.

В рубашонку, шапку, шубку

Одеваем мы мишутку.

15. Мы на ёлку вешаем

Шёлковые шарики,

Башенки, орешки,

Хлопушки и фонарики,

Шишки, шоколадку,

Ватную лошадку,

Белые снежинки,

Лёгкие пушинки.

Как блестит на ёлочке мишура,

Праздник приближается.

Ура!                                          Г. Османова.

16. Пешком шагали мышки

По узенькой дорожке

От деревушки Пешки

До деревушки Ложки.

А к деревушке Ложки

У них устали ножки.

Обратно в Пешки мышки

Приехали на кошке.                      В. Приходько.

Задача 18

Автоматизация /Ш/ в связной речи (пересказы)

Чётко произносить тексты, отвечать на вопросы. Пересказывать (на выбор).

1. Шалун Миша

Миша - шалун. Шалил с котёнком. Котёнок мяукал. Бабушка отняла котёнка. Ушёл Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошёл Миша домой.

2. Даша вышивает

Даша вышивает бабушке подушку. На подушке будут вышиты кошка и мышка. У кошки уже готовы шея и ушки.

Вопросы.

1. Что делает Даша?

2. Что будет вышито на подушке?

3. Что уже вышито?

3. Кошки-мышки

Миша, Даша, Паша и Наташа играют в кошки-мышки. Маша -кошка, а Паша - мышка.

- Мышка, беги от кошки, - командует Даша.

Паша бежит от Миши. Вот-вот кошка поймает мышку!

Вопросы.

1. Кто играет в кошки-мышки?

2. Кто кошка и кто мышка?

3. Что говорит Даша?

4. Кто за кем бежит?

4. Мишка

Маша маленькая. Бабушка и дедушка купили Маше мишку. Мишка был большой, плюшевый. Маша не шалит, она играет с мишкой. Маша катает мишку на машине.

Вопросы.

1. Кто купил Маше мишку?

2. Какой был мишка?

3. Как играет Маша с мишкой?

5. Кот Пушок

У Наташи кот Пушок. Пушок - шалун. Он много шалит, а мышей ловит плохо. Вот шорох. Это шуршит мышка. Пушок -к мышке, а мышка - в норку.

Вопросы.

1. Кто у Наташи?

2. Почему Пушок - шалун?

6. Лягушка и кукушка

У лягушки - лягушата, а у кукушки - кукушата. Кукушка и лягушка ловили мошек. Кукушка несла мошку кукушатам, а лягушка - лягушатам.

7. Мыши и шахматы

Два мышонка шумели и шутили на опушке. У каштана мышата нашли шахматы. Ушли они в камыши, чтобы им не мешали. Тишина в камышах: ни шума, не шёпота. Увлекли мышат шахматы.

8. Шуба для Пушка

Маша и Наташа шьют котёнку Пушку шубу. Пушок недоволен. Он шипит:

-Ну уж нет! Не буду я надевать вашу шубу! Мне больше

моя шубка подходит.

9. Кошка Машка

 У бабушки - кошка Машка. Кошка Машка - шалунья. Она то уронит чашку, то прыгис на шкаф, то шмыгнет под шляпу, то ляжет на подушки. Ох, шалунья кошка Машка!

10. Мишина Бабушка купила Мише новую машину. У машины широкие шины. Миша катает в машине кошку. Кошка шипит на Мишу. Гараж для машины под шкафом.

11. Не мешай!

 У Даши братик Лёша. Леша - малыш. Даша пишет, а Лёша

ей мешает, шалит.

- Не шуми, Лёша. Вот машинка, вот шарик, вот лошадка.

12. Кошка и мышка

Ушли все из дома. А кошка дома. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла крошки от пышки. Поела мышка крошки. Потом мышка увидела кружку. Кружка накрыта крышкой. Толкнула мышка крышку. Крышка упала. Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошка. Побежала мышка. Но кошка её догнала.

13. Подарки малышам

У нас малыши - Мишенька, Даша, Наташа, и Алёша. Пришли к нам дядя Гриша и тётя Паша. Они подарили нашим малышам игрушки. Мишеньке - шар. Шар большой и легкий. Даше - раскрашенную матрёшку. Наташе - петушка с бородкой, гребешком и шпорами. Алёше - машину с большим кузовом. Хороши подарки. Рады малыши.

13. Наши собаки

Наших собак зовут Пушок и Бишка. У Бишки очень хороший слух. При всяком шуме он поднимает уши. Когда стучат в дверь, Пушок и Бишка громко лают у двери.

14. Наташа и мишка

 На день рождения Наташе подарили плюшевого мишку. Наташа сшила ему рубашку и штанишки, а бабушка связала шарф и шапочку. Вечером Наташа вышла с мишкой на прогулку. Во дворе они встретили Мишу, у которого была большая машина. Миша предложил Маше покатать мишку на машине.

15. Катушка

Кошка катала бабушкину катушку и закатила под шкаф. Бабушка долго искала катушку, но не нашла. Пришла Алёнушка из школы, заглянула под шкаф и нашла катушку. Бабушка погладила Алёнушку по головушке.

16. Пушок и Машка

У Миши была собака Пушок. У Даши была кошка Машка. Пушок любил кушать кости, а Машка - мышек. Пушок спал на полу, а Машка - на подушке. Даша сама сшила для Машки подушку.

17. Клади на место

У Миши очень хорошие игрушки. Это пушка, плюшевый мишка, лошадка, много машин. Очень любит Миша свои игрушки, но разбрасывает их и никогда не кладёт в свой шкаф. И его игрушки за ним убирает бабушка. Но вот однажды он открыл шкаф - а там нет ни одной игрушки. Стал Миша игрушки искать, но нигде не нашёл. Пошёл Миша на кухню и спрашивает: «Бабушка, не знаешь, где мои игрушки?» - «Знаю, - ответила бабушка, - вот они. Если не будешь убирать, в другой раз так спрячу, что не найдёшь». Обрадовался Миша и начал складывать в шкаф пушку, плюшевого мишку, лошадку и машинки.

18. Лиса

Лисичка зимой мышкует, мышей ловит. Она встанет на пенёк и смотрит и слушает, где мышь под снегом шевельнётся. Услышит, заметит, кинется, готово. Попала мышь в лапы пушистой плутовки                    По Е. Чарушину.

19. Новый друг

Тётя Маша купила Гоше плюшевого Чебурашку. Чебурашка был очень смешной. Он был добрый и ушастый. На нём были широкие штанишки с кармашками. А на кармашках вышиты весёлые мышата. Когда Гоша пошёл в школу, Чебурашка с другими игрушками ждал его в шкафу.

20. Белка

Не страшен белке холод. У неё серая шубка тёплая. А лето пришло — белка шубку переменила. Белка летом грибы сушит, к зиме готовится.

                                                                                                                                                Е. Чарушин.

Задача 19

Автоматизация /Ш/ в связной речи (рассказы по картинкам)

Предлагаются серии картинок:

 «Приключения лягушки», «Кошка и мышка», «Как мишка в лесу потерялся», «Находчивый мышонок» и другие.

Задача 20

Автоматизация /Ш/ в самостоятельной речи (рассказы на тему, объяснения)

  1. Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь

1. У Яшиного дедушки жила в клетке пушистая   белочка.   Яша   назвал   её   Пушинкой.

Открыл раз Яша клетку, чтобы дать Пушинке орешек. Но шустрая Пушинка выскочила из клетки и давай носиться по комнате. Вот она прыгнула к окну. А форточка была открыта.

Как ты думаешь, что случилось потом? И чем закончилась эта история?

2.  Чтобы Даша научилась правильно произносить звук «ш», бабушка пообещала купить ей игрушки и игры, в названиях которых есть этот звук. Это мишка, машинки, башенка, шашки, петушок, парашютик.

Расскажи о том, как бабушка и Даша покупали эти игрушки в магазине.

3.  Мишутке уже шесть лет. Однажды бабушка сказала ему: «Мне нужно пойти в булочную. Прошу тебя: не шали без меня. Ты уже большой. Теперь многие дети с шести лет ходят в школу».

Когда бабушка ушла, Мишутка не стал шалить. Он надел шубу, шапку, повязал шарф, положил в папин портфель книжки и карандаши и пошёл в школу...

Расскажи, что случилось потом и чем закончилась эта история.

  1. Выучить пословицы, объяснять их смысл:

Шила в мешке не утаишь.

Ум хорошо, а два лучше.

Знай больше, а говори меньше.

Тише едешь дальше будешь.

Нет такого дружка, как родная матушка.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.

Веника не сломишь, а прутья по одному переломаешь.

  1. «Объясни словечко»:

Шнурок, галоша, кашалот, кашне, кашпо, шило.

Использованная литература:

1. Коррекция звукопроизношения у детей. Дидактические материалы. Автор-составитель Л.Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2008.

2. Лопухина И.С. Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.: Аквариум, 1995.

3. Успенская Л.П., Успенский Л.Б. Учитесь правильно говорить. – М.: Просвещение, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по автоматизации звуков П, Пь.

В пособие входят 17 постепенно усложняющихся заданий для работы со звуками П и Пь (от изолированного произношения до фразовой речи, заданий по обучению грамоте). Ко всем заданиям подобран иллюстративн...

система работы по автоматизации звуков П и ПЬ

Задания  и картинный  материал  к  ним....

Использование наглядных пособий в работе по автоматизации звуков (звук «с»)

В статье представлены наглядные пособия для автоматизации звука "с", изготовленные автором с помощью ИКТ.  Авторские мнемосхемы для автоматизации звука в связной речи помогут ребен...

Система работы по автоматизации звуков в процессе коррекционной работы с детьми-логопатами, имеющими стёртую дизартрию.

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной логопедии -преодолению недостатков устной речи  при дизартриях у детей дошкольного возраста. Проблема обусловлена как значительной распрос...

Мастер – класс на тему «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности».

Мастер – класс на тему «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом ихдоминантной модальности».  Анно...

Презентация к мастер-классу «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности».

Существуют различные системы восприятия информации (модальности): зрительная (визуальная), слуховая (аудиальная) и двигательная (кинестетическая).Поэтому я предлагаю работу, которая поможет детям дошк...

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

Развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного произношения;Развитие навыка восприятия многоступенчатой инструкции педагога...