Логопедические занятия для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Глушакова Елена Анатольевна

Конспект медиазанятия по теме: «Дифференциация звуков [Л] - [Р].

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект медиазанятия по теме: «Дифференциация звуков [Л] - [Р].

Наши друзья Лосяш и Крош».

ФИО: Глушакова Елена Анатольевна 

Должность: Учитель-логопед

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Зайцевореченская общеобразовательная школа»

дошкольная ступень

пос.Зайцева Речка, Нижневартовский район,  ХМАО-Югра, Тюменская обл.

Адрес электронной почты: A250570@yandex.ru

Предмет – логопедическое занятие

Группа – подготовительная.

Тема –  Дифференциация звуков [Л] – [Р].

Учебно-методическое обеспечение

Косинова Е.М., Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М.:ЭКСМО-ОЛИСС, 2011.                                                                                                  Время реализации занятия –20 - 25 минут                                                                                                   Авторский медиапродукт.                                                                                                                                                                                                                                                                         Вид медиапродукта – наглядная презентация 23 слайда (переход по щелчку мыши)

Содержание кадров

№ п/п

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

ВРЕМЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

№ СЛАЙДА

1.

Организационный момент.      

Отгадывание загадок.

Сообщение темы занятия.

 1 минута

2, 3

2.

Артикуляционная  гимнастика.

           2 минуты

4 -9

3.

Активизация словаря

1 минута

10

4.

 Дыхательная гимнастика.

2 минуты

11

5.

Характеристика звуков Л-Р.

2 минуты

12 - 15

6.

Пальчиковая гимнастика. «Обведи контур овоща и произнеси звук [Л], [Р]».

1 минута

7.

Дифференциация звуков [Л]-[Р] в слогах. Динамическая пауза «Кто внимательней»

2 минуты

8

Дифференциация звуков [Л]-[Р] в словах.

Игра «Угостим наших друзей».

2 минуты

16

9.

Дифференциация звуков [Л]-[Р] в словах. Игра «Найди лишний овощ».

2 минуты

17, 18

10.

Дифференциация звуков [Л]-[Р] в предложениях. Рассказ «Крош и Лосяш собирают урожай»».

2 минуты

19 - 22

11.

Дифференциация звуков [Л]–[Р] в предложениях.Составление предложений по опорным словам. Игра «Доскажи словечко».

2 минуты

19 - 22

12.

Рефлексия

1 минута

23

Итого

20 минут

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей.
  2. Эффективность индивидуального подхода к работе с детьми.
  3. Использование ИКТ повышает качество обучения, дети дольше собранны и внимательны на занятии, работоспособность их ощутимо повышается.
  4. Актуальность внедрения информационных технологий в коррекционно – развивающий  процесс.

Краткое описание содержания учебных кадров-экранов:

  1. Организационный момент. Отгадывание загадок.  
  2. Целевая установка в виде заданий для сказочных героев.

      Артикуляционная гимнастика.  

  1. Активизация словаря.
  2. Дыхательная гимнастика.
  3. Характеристика звуков Л-Р.
  4. Пальчиковая гимнастика.
  5. Динамическая пауза «Кто внимательней».
  6. Игра «Угостим наших друзей».
  7. Игра «Найди лишний овощ».
  8. Рассказ «Крош и Лосяш собирают урожай».
  9. Игра «Доскажи словечко».
  10. Рефлексия.

Задачи занятия:

Коррекционно- образовательные:

Закрепление правильного произношения звуков [Л], [Р] в речи детей.

Уточнение артикуляции; дифференциация данных звуков на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях.

Коррекционно-развивающие:

Активизация словаря по теме «Овощи».

Развитие фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления.                                                 

Развитие мелкой и общей моторики.                                                                                                                                    Развитие зрительного восприятия.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать желание, стремление произносить звуки [Л] и [Р] правильно.                                                                                       Воспитывать навыки доброжелательности, активности, сотрудничества.

Необходимое оборудование и материалы для занятия:

  1. Компьютер, мультимедийный проектор.
  2. Настольные зеркала.
  3. Мяч.

Ход занятия:

Слайд 2, 3

1. Орг. Момент.  Отгадывание загадок.

- Ребята, а вы любите смотреть мультфильмы? Сегодня к нам в гости пришли герои из мультфильма «Смешарики». Но кто именно, я вам не скажу. Попробуйте отгадать загадку:  «Хоть он и ушастик, собою хорош. Вы догадались? Конечно же это…» (Крош).    «Рогатый ученый, забавный типаж. Вы догадались? Это…» (Лосяш).

Молодцы! Вы знаете героев вашего любимого мультфильма.

 Сообщение темы занятия.

       - Сегодня Крош и Лосяш приглашают нас в гости. Вместе с ними будем повторять звуки [Р] и [Л].

Слайд 4 – 9.

2. Артикуляционная гимнастика.

  - Давайте с нашими друзьями сделаем веселую гимнастику для язычка.

   Дети перед зеркалом выполняют упражнения «Заборчик», «Лопаточка», Парус»,  «Лошадка», «Грибок», «Барабан».

Слайд 10.

3. Активизация словаря по теме «Овощи».

   - Ребята, Крош целый день бегает на улице и кушает одни сладости, а Лосяш- он ученый, он то знает, чтобы быть здоровым нужно кушать какие продукты?

     Дети. Огурцы, помидоры, капусту.  

   -  Правильно, дети. А что это? Как одним словом назвать ?

     Дети. Овощи.

    -  Правильно, молодцы! Давайте поможем Лосяшу познакомить Кроша с овощами.

Слайд 11.

4. Дыхательная гимнастика. Дыхательное упражнение «Горошинка».    

   -  Ребята, посмотрите, мы с вами оказались на огороде. Весь урожай собрали, осталась одна?.. (Горошина.) Помогите долгой плавной воздушной струёй отправить горошину в воротики  Кроша и Лосяша. Сделали язык «лопаточкой», вдох носиком, выдыхаем на «лопаточку». Молодцы, ребята!

Слайд 12 - 15.

5. Характеристика звуков [Л] и [Р].

   - Ребята, в именах Смешариков  есть два похожих звука. Но сейчас в огороде был такой переполох и эти звуки поменялись. Теперь их зовут Клош и Росяш. Вы догадались какие звуки поменялись?

Дети. Звуки [р] и [л].

  - Правильно, это звуки [р] и [л]. Чтобы нам их больше не путать, давайте расскажем как образуются эти звуки?

Дети по очереди  по схеме рассказывают о звуках.

Слайд 12. Схема «Артикуляция звуков».

Слайд 13. Схема « Характеристика звуков».

Слайд 14. «Связь звука и буквы Л».

  - Ребята, какая буква подходит Лосяшу?

Слайд 15. «Связь звука и буквы Р».

  -  Ребята, какая буква подходит Крошу?

6. Пальчиковая гимнастика «Обведи контур овоща и произнеси звук [Л], [Р]».

  - Ребята, Крош и Лосяш принесли овощи и предлагают вам обвести их пальчиком по контуру и длительно произнести звук [Л] и звук [Р].

   Дети выполняют задание со звуками, затем меняются карточками.

7. Динамическая пауза с мячом «Кто внимательней». Дифференциация звуков [Л] и [Р] в слогах.

  - Ребята, поиграем в игру «Кто внимательней».

Будь внимателен, смотри,

Слоги верно произнеси!

- Я бросаю вам мяч и произношу слог со звуком [Л], а вы верните мне мяч со звуком [Р] и наоборот: ла-ра, ро-ло, ол-ор, ар-ал, плу-пру, про-пло.

Слайд 16.

8. Дифференциация звуков [Л]-[Р] в словах. Игра «Угостим наших друзей».

  - Ребята, у меня есть очень много овощей. Давайте угостим наших друзей. Какие  овощи мы дадим Крошу, а какие Лосяшу?

   Дети по очереди называют картинки и «угощают» Кроша овощами со звуком [Р], а Лосяша со звуком [Л].

Слайд 17, 18.

9. Дифференциация звуков [Л]-[Р] в словах. Игра «Найди лишний овощ».

  - Ребята, Крош и Лосяш приготовили нам загадки. Посмотрите внимательно и скажите какой овощ лишний и почему?

  Дети по очереди находят и называют лишний овощ и объясняют почему?

  Горох, лук, помидор, кукуруза. Лишний овощ – лук. Потому что есть звук [Л], а в остальных словах звук [Р].

  Баклажан, свекла, морковь, салат. Лишний овощ – морковь. В этом слове звук [Р], а в других звук [Л].

  - Молодцы, ребята, справились с заданием!

Слайд 19 – 22.

10. Дифференциация звуков [Л]-[Р] в предложениях. Рассказ «Крош и Лосяш собирают урожай»».

  - Послушайте, пожалуйста, рассказ о том, как Крош и Лосяш собирали урожай. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить.

Слайд 19. 

  - Крош и Лосяш собирали урожай.

Слайд 20

  - Лосяш сорвал баклажан, горох, помидор, кукурузу.

Слайд 21.

  - Крош выкопал картофель, морковь, лук, свеклу.

Слайд 22.

  - Будет чем угощать друзей.

 Слайд 19 – 22.

11.Дифференциация звуков [Л]–[Р] в предложениях. Составление предложений

по опорным словам. Игра «Доскажи словечко».

  - Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко».

Я начинаю предложение, вы смотрите на картинку и заканчиваете его.

«Крош и ……..» ( Лосяш собирали урожай).

«Лосяш сорвал……» (баклажан, горох, помидор, кукурузу).

«Крош выкопал….» (картофель, морковь, лук, свеклу).

«Будет чем….» (угощать друзей).

  - Молодцы, ребята!

Слайд  23.

12.  Рефлексия.

   - Ребята, у кого мы сегодня были в гостях? Какие звуки есть в именах наших друзей?

  Крошу и Лосяшу очень понравилось с вами играть. Я думаю, что мы научили Кроша  

  любить и узнавать овощи, а еще мы и их научили отличать звуки [Л] и [Р].

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурс учителей-логопедов района «Лучшая мультимедийная презентация» по теме: «Дифференциация звуков» Подгрупповое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет. Дифференциация звуков [ Л ] – [ Р ] . Наши друзья Лосяш и Крош. Глушакова Елена Анатольевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Зайцевореченская общеобразовательная средняя школа» Дошкольная ступень Учитель-логопед, первая квалификационная категория поселок Зайцева Речка 2013 год

Слайд 2

Хоть он и ушастик Собою хорош. Вы догадались? Конечно же это …. (Крош)

Слайд 3

Рогатый ученый, Забавный типаж. Вы догадались? Это ….. (Лосяш)

Слайд 4

«Заборчик». Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем… А сейчас раздвинем губы – посчитаем наши зубы . Гимнастика для язычка

Слайд 5

«Лопаточка». Язык лопаткой положи. И спокойно подержи. Язык надо расслаблять И под счет его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.

Слайд 6

«Парус». Лодочка под парусом по реке плывет, На прогулку лодочка малышей везет.

Слайд 7

«Лошадка». Я лошадка серый бок! Цок – цок – цок - цок. Я копытцем постучу, Если хочешь- прокачу!

Слайд 8

«Грибок». Под березой, у дорожки Гриб растет на толстой ножке. Мимо мы пройти не сможем, Гриб в лукошко мы положим.

Слайд 9

«Барабан». Учись играть на барабане: д - д - д, д - д - д, Твой язык послушным станет: д - д - д, д - д - д, Язык, кверху поднимайся: д - д - д, д - д - д, Смотри – с ритма не сбивайся:

Слайд 13

л

Слайд 14

Р

Слайд 16

«Найди лишний овощ»

Слайд 17

«Найди лишний овощ»

Слайд 18

Список источников основного содержания: 1.Косинова Е.М., Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М.:ЭКСМО-ОЛИСС, 2011.- 173 с. 2.Тырышкина О.В., Индивидуальные логопедические занятия. – В.:Учитель, 2012. - 239 с. 3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Автоматизация сонорных звуков Л, Ль у детей. Дидактический материал для логопедов альбом 3. – М.: ГНОМ и Д, 2009. - 15 с. 4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей. Дидактический материал для логопедов альбом 4. – М.: ГНОМ и Д, 2009. - 15 с. 5. Косинова Е.М., Самые нужные игры. Овощи. Демонстрационные интерактивные карточки по познавательно-речевому развитию. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 32 карточки 6. Фото героев из мультфильма «Смешарики» - zaikinmir.ru/ blogs.privet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.

Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Досуги на воде: 1. Весенняя загадка (для средней группы с участием детей старшего дошкольного возраста) 2. Чья пара дружнее?!? (для детей старшего дошкольного возраста)

                Досуг – соревнование: «Весенняя загадка» (для средней группы,  с участием детей старшего дошкольного возраста...