Конспект НОД " В гостях у Мухи-Цокотухи ".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Филиппова Вероника Геннадьевна
Конспект НОД для старшей речевой группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vtoroy_konspekt.docx329.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Конспект НОД

                               «В гостях у Мухи-Цокотухи»

                                  в старшей речевой группе

                                                             Учитель-логопед Филиппова В.Г.

                                                             

   Используемые современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, развивающего обучения на основе развивающих игр,  личностно-ориентированннные, квалифицированной коррекции речевых нарушений.  

                                       

Цели занятия:

– коррекционно-образовательные – закрепление навыков звукового ана- лиза слов из трёх и четырёх звуков;

– коррекционно-развивающие – закреплять умение образовывать отно- сительные прилагательные, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

– коррекционно-воспитательные – закреплять составление предложений по картинкам с использованием предлогов;

– составлять описательные рассказы (загадки-описания);

– развивать общую и мелкую моторику;

– воспитывать самоконтроль за поставленными звуками.

Материалы и оборудование:

Предметные и сюжетные картинки, карточки-схемы звукового анализа, листы бумаги с обозначенными контурами, карандаши, плоские фигурки, игрушки-фигурки насекомых.

Ход занятия.

  1. Оргмомент. Дети рассаживаются полукругом возле стенда с ковролином.

Логопед.

 –  Ребята, вы любите сказки?.. Скажите, героиня какой сказки по полю пошла, денежку нашла, пошла на базар и купила самовар?

Дети отвечают.

Логопед прикрепляет к ковролину картинку с изображением мухи.

  1. Отгадывание загадок по теме «Насекомые».

Логопед.

 –  Кого же Цокотуха собрала за столом? Отгадайте.

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Не зверь, не птица,

Нос, как спица;

Летит – кричит,

Сядет – молчит;

Кто его убьёт,

Свою кровь прольёт.

Кто за печкою поёт,

Ночью спать мне не даёт?

                  (Г. Османова)

           

А кто в сказке прибегал и «все стаканы выпивал»? Кто приносил сапожки? Кто зажигал огоньки? Кто бежал по дорожке и звал музыкантов? Кто топал сапогами?

Дети называют бабочку, комара, сверчка и других персонажей сказки. Логопед прикрепляет их изображения.

  1. Пальчиковая гимнастика со звукоподражанием.

Логопед:

–  Как назвать гостей Мухи-Цокотухи одним словом?...Присели гости и каждый спел свою песенку.

Бабочка сложила крылья и слегка ими шевелит. (Ладони сложены, запястья соединены, слегка их разводят с произнесением: ш-ш-ш).

Комар полетел, зазвенел. (Пальцы сложены, указательные пальцы вы- тянуты вперёд, водят рукой: з-з-з-з).

Кузнечик скачет. (Пальцы сложены, вытянуты вперёд указательный и мизинец. Кисть на столе, приподнимается и опускается: ц-ц-ц).

Паук ползёт, шуршит. (Рука на столе, «ползёт» всем пальцами по столу: щ-щ-щ.)

  1. Образование относительных прилагательных.

Логопед:

– Цокотуха угощает своих гостей пирогами, – раздаёт «пирожки» (фигурки из картона) со вставленными картинками-изображениями ягод, фруктов и овощей. – С какой начинкой достался вам пирог?

Дети достают картинку и по очереди называют:

–  У меня вишня. Это пирог с вишнёвой начинкой.

Далее аналогично – яблоко, груша, малина, лимон, морковь, капуста, черника. (Персик, клубника, апельсин, банан, смородина, земляника, абрикос).

                              

  1. Звуковой анализ слов из трёх и четырёх звуков.

Логопед:

–  Решила именинница поиграть с гостями в прятки. Сколько листьев вы видите? За одним из них прячутся осы, за другим паук, за третьим жук, за четвёртым – муха. – На «листьях» звуковые схемы слов. – Скажите, сколько звуков в слове «осы»? Назовите первый звук. Какой он? Каким цветом его обозначают? Второй звук? Каким цветом его обозначаем? Почему? Звук после «с»? Где же спрятались осы.

–  В каком слове тоже три звука? – Находят соответствующий листик. – Кто же здесь спрятался, муха, жук или паук? – Находят, называя все звуки в слове по порядку. Сколько в слове гласных звуков? Сколько согласных?

–  Сколько звуков в слове «муха»? У нас осталось два листочка. Сколько кружков на каждом? Назовите первый звук  в слове «муха». Каким цветом его обозначим? Назовите последний звук. Каким цветом его обозначим? Почему? Назовите звук после «м». Назовите звук после «м» (перед «а»).

–  Вспомните, кто опасен для мух, кто на них охотится?...Чем ещё отличается паук от других гостей? (Паук – не насекомое.) Назовите все звуки по порядку. Назовите гласные звуки. Покажите их на схеме. Назовите согласные звуки. Какой по счёту звук «п»? Звук  «к»?

                      

6.  Составление предложений с предлогами.

–  Остальные насекомые успели заметить паука и спрятались хорошенько. Продолжим игру в прятки. Скажите, кто куда спрятался? Насекомые маленькие, и предметы мебели тоже маленькие. Поэтому назовём их «ласково».

Дети составляют предложения по картинке.

–  Таракан спрятался под креслице. Муравей спрятался за диванчик. Пчела – у шкафчика. Бабочка – над столиком.  Клоп на стульчике. Комар перед комодиком.

  1. Физминутка «Бабочка».

Входит воспитатель с другой подгруппой детей

–  К нам пришли гости, и они хотят с вами поиграть. Давайте встанем в круг и превратимся в бабочек.

Утром бабочка проснулась.

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

            (С.Чешева)

8. Пересказ рассказов-описаний в виде загадок.

–  А теперь гости загадают вам загадки, и, если вы их правильно отгадаете, то увидите, кто нарисован на картинке.

Дети по очереди рассказывают о каком-либо животном (насекомом).

–  Я зеленый, живу в травке. Уши у меня находятся на передних ногах. Если я пою поздно вечером, то утро будет солнечным. (Кузнечик)

– Я появляюсь в мае. Я летаю низко над землей и жужжу. У меня широкое туловище, две пары крыльев, шесть лапок, мохнатые усики. (Майский жук)

–  Я полезное насекомое, меня называют санитаром леса. У меня есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. Я живу в очень интересном доме: часть его находится под землей, а часть над землей. С друзьями мы общаемся при помощи усиков. А перед дождем мы закрываем все входы в наш дом. (Муравей).

–  У меня черная голова, круглое туловище, две пары крыльев. Верхние крылья красные и в черных пятнышках. Я питаюсь тлей и этим приношу пользу растениям. (Божья коровка)

–  У меня длинное туловище и большие прозрачные крылья. На голове большие выпуклые глаза. Я могу ими смотреть сразу во все стороны. Я питаюсь комарами, мушками, мухами. И в полете могу надолго замереть на одном месте. (Стрекоза)

– Я очень полезное насекомое. Я собираю с цветов нектар и перерабатываю его в мед. У меня мохнатое полосатое туловище, прозрачные крылья и маленькие лапки. И еще у меня есть жало. (Пчела)

–  У меня на брюшке есть маленькие бугорки. Из них выделяется жидкость, которая застывает в воздухе и превращается в паутину. Паутиной я ловлю добычу. У меня сильные челюсти. Я питаюсь насекомыми. (Паук)

   

–  Молодцы, вы отгадали все загадки и увидели все картинки. А теперь давайте вспомним, что принесла мухе на день рождения бабушка пчела? (Мед).

  1. Развитие зрительного восприятия и ручной моторики.

–  Муха забыла, куда поставила свой подарок. Помогите ей долететь до горшочка с медом.

Дети садятся за стол и по точкам рисуют путь мухи до горшочка с медом.

–  Молодцы, помогли Мухе-Цокотухе. На этом наше путешествие в сказку закончилось.

10. Итоги занятия.

Логопед:

–  Понравилось вам в гостях у Мухи-Цокотухи? Чем занимались мы  сегодня? Когда можно увидеть насекомых?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия "В гостях у Мухи-Цокотухи"

"Мастер-класс" показала педагогам нашего города, занятия проводились в первой младшей группе...

Учебно-методическая разработка конспект занятия "В гостях у Мухи - Цокотухи".

данный материал рекомендован воспитателям дошкольных образовательных учреждений и логопедам....

Конспект НОД: "В гости к Мухе-Цокотухе""

Конспект занятия по развитию речив старшей группе «В гости к Мухе – цокотухе». Программное содержание: 1.Познакомить детей с интересными историями из биографииК. И. Чуковского. 2.Р...

Конспект занятия "В гостях у Мухи Цокотухи

Цель: 1. Обучающая: совершенствовать счетные навыки, закрепление порядкового счета в пределах 5.Умение соотносить цифру с количеством предметов.Закрепить знание геометрических фигур.Умение п...

Конспект занятия "В гости к Мухе-Цокотухе"

Интегрированное занятие по математике с элементами математики и аппликации...

Конспект НОД «В гости к Мухе-Цокотухе».

Конспект НОД «В гости к Мухе-Цокотухе». Цель:  развитие речи детей в различных видах музыкально-речевой  деятельности....

Конспект занятия "В гостях у Мухи-цокотухи" по познавательно-речевому развитию с использованием ИКТ в старшей группе.

Конспект занятия по позновательно-речевому развитию с использованием ИКТ в старшей группе....