Консультация для родителей "Общение - основа речевого развития"
консультация по логопедии на тему

Логвинова Елена Евгеньевна

Консультация для родителей "Общение - основа речевого развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_-_osnova_rechev._razvitiya.docx119.17 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителейC:\Users\User\Desktop\Анимашки\Дети\4ы.gifC:\Users\User\Desktop\Анимашки\Дети\disney-peter-pan-wendy-michael.gif

Общение – основа речевого развития

                                                               

Речевое  общение – высшая форма взаимодействия с людьми, - предполагает овладение языком. Без словесной оболочки невозможно существование каких – либо понятий. Именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение, является «пусковым» моментом появления речи.

Формирование речи происходит,  прежде всего,  в диалоге. Говорящий и слушающий всё время меняются ролями, соблюдая принцип кооперации: каждый стремится понять, что хочет сказать другой. Первый партнёр ребёнка в диалоге – взрослый. Постарайтесь, чтобы стечение обстоятельств жизни «спровоцировало» ребёнка на высказывание, на ответ. Поощряйте речевую реакцию ребёнка в любом  случае – как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением, не настаивайте на чёткости произношения. Критерий правильного ответа - понимание ситуации. Замена слов адекватными жестами свидетельствует о желании общаться, но в то же время и о несформированности механизма  порождения речи.

                                                   

Что же помогает развитию диалога?

- Инсценировки

Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов – диалогов,

сказок, особенно если Вы сделаете  иллюстрации к ним. Когда ребёнок затрудняется дать ответ с помощью вербальных средств, он может показать картинку. А Вы обязательно сопровождайте чтение стихотворения, пение песенки жестами, превращая это занятие в маленький спектакль, серию сценок.

- Вопросы

Продумайте серию вопросов – ответов с выделенной эмоционально окрашенной интонацией. Их хорошо использовать  во время режимных моментов, на прогулке, в

совместной  с ребёнком деятельности, в игре,  при рассматривании картинок, при самостоятельных попытках рисовать, лепить, конструировать.

Первая серия вопросов предполагает всего два варианта ответа – «да» или «нет». Их задают в реальных  часто повторяющихся ситуациях (дома, на прогулке). Например: Хочешь есть? Идём спать? Давай играть? Дать тебе сок? Ты не замёрз?

Вторая серия вопросов – усложнённый вариант игры «да» - «нет». Ребёнка вводят в ситуацию, когда реальные действия предполагают отрицательный ответ. Например: Ты 

сидишь?  (когда ребёнок  идёт);  Ты не играешь? (когда ребёнок играет). Эти вопросы активизируют речемыслительные процессы. При отборе речевого материала  для

занятий с ребёнком следует начинать с одно – и двухсложных слов, потом перейти  к трехсложным.

Третья серия вопросов  предполагает осмысление ответов на вопросы : Кто это? Что это? Кто там пришёл? Кто летит? Кто идёт? Что тут растёт? На начальном

 этапе,  у ребёнка могут возникнуть трудности не только в звуковом оформлении слов,

 но и в воспроизведении их ритмического рисунка. Взрослый, принимая любой вариант ответа, сам должен дать правильный ответ.

Четвёртая серия вопросов  - вопрос  Что делает? Он ставит ребёнка перед необходимостью использовать глаголы – основу будущего высказывания.

Пятая серия вопросов  направлена на появление в речи ребёнка указательных местоимений. Например, на вопрос  Где мама? Ожидаются ответы: там, тут, здесь.

- Домашний театр

Для домашнего кукольного театра нет необходимости в декорациях. Вначале ребёнок пытается повторить то, что ему показывает взрослый, затем он начинает копировать интонации, отдельные слова.

  • «Куклы разговаривают». Сделайте простейшие куклы. Возьмите пару носков и пришейте на них пуговицы – глазки .Пусть куклы поговорят между собой.
  • «Кормление зверей» . Объясните ребёнку, что кошка любит молоко, собака – косточки, мишка – мёд и т.д. Предложите ему накормить игрушечных животных.
  • «Магазин». Играйте в магазин. Меняйтесь ролями продавца и покупателя.

- Стихи

Заучивание  стихов способствует не только формированию ритмических способностей,

но и  стимулирует потребность проговаривать отдельные слова. Запоминание стихов

улучшает память, обогащает речь детей устойчивыми словосочетаниями. Выучите стихи и повторяйте их с ребёнком на прогулке, в гостях, в транспорте.

- Фраза

Речевое развитие нельзя считать полноценным, пока словарь включает только слова – названия предметов. Овладение языком протекает в основном в виде усвоения  разного типа предложений. Чтобы ребёнок научился строить высказывание, необходимо учить его словам – действиям, которые являются каркасом высказывания. Слова – команды желательно превращать в двух – трёхсловные предложения, присоединяя к ним дополнения и определения: дай мяч, неси куклу, читай эту книгу и т.п.  Как только

речь ребёнка  пополнится двух – трёхсловными предложениями, необходимо следить

 за правильным порядком слов, за появлением падежных окончаний и предлогов.

  • Учите детей образовывать множественное число имён существительных,

 глаголов: стол – столы, гриб – грибы, кукла – куклы,  идёт – идут, поёт – поют.

  • Упражняйте в употреблении уменьшительной формы имён существительных:

нос – носик, дом- домик, петух – петушок, мяч – мячик.

  • Вводите в речь детей прилагательные: большой – маленький, грустный – весёлый,

горький – сладкий, высокий – низкий, холодный – горячий.

  • Расширяйте глагольный словарь: входит – выходит, закрыта – открыта,

наливает- выливает; причесывает – причесывается, одевается – одевают.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие фонематического слуха - основа речевого развития дошкольников»

Материал из опыта работы на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольнгого возраста...

Сенсорное развитие основа речевого развития детей дошкольного возраста

Кинетический песок по работе с детьми дошкольного возраста...

«Развитие творческого воображения – основа речевого развития ребёнка»

Развитие творческого воображения дошкольников актуальная проблема современного дошкольного образования в свете ФГОС, которая является...

Презентация «Развитие тактильного восприятия как основа речевого развития детей с ТНР»

laquo;Развитие тактильного восприятия как основа речевого развитиядетей с ТНР»(Опыт работы с развивающими играми Вячеслава Вадимовича Воскобовича)    Дошкольный возраст  - п...

Консультация для воспитателей "Основы речевого развития в ДОУ"

Консультация для воспитателей Основы речевого развития в ДОУ...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Консультация «Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка»

Слайд 1.При рассмотрении вопросов речевого развития детей раннего дошкольного возраста, большое значение необходимо уделять сенсорному развитию. Сенсорный опыт является базовым для развития всей психи...