Обобщение опыта работы
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Опыт работы по теме: " Инновационные подходы в системе логопедических занятий по формированию свободной, самостоятельной речи у детей с заиканием".

Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направаленных на своевременное обеспечение каждому ребенку активных условий для всестороннего развития; формирование полноценной личности, получения им должного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt.docx114.33 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации г. Владимира

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

« Детский сад № 43» г. Владимира

Обобщение опыта работы

учителя – логопеда Гусевой Натальи Валериевны

по теме:

Инновационные подходы в системе логопедических занятий по формировании свободной, самостоятельной речи у детей с заиканием.

г. Владимир

Содержание

1.Тема опыта

                                                                                     

2.Условия возникновения, становления опыта

3.Актуальность и перспективность опыта

4. Ведущая педагогическая идея

5. Теоретическая база опыта

6. Новизна и технология опыта

      7.Результативность

 8. Адресная направленность

9. Приложения

1.Тема опыта

     Инновационные подходы в системе логопедических занятий направлены на  формирование свободной, самостоятельной речи заикающихся  детей.

Описание системы работы   учителя – логопеда  высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 43» г. Владимира Гусевой Натальи Валериевны.

2.Условия возникновения, становления опыта

     Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Это расстройство речи чаще всего возникает в период интенсивного формирования речевой функции, в возрасте от 3 до 5 лет.

    Речевые и коммуникативные нарушения отрицательно влияют на развитие личности ребенка, нарушают общение, нередко становятся причиной трудностей обучения. Заикание является одним из расстройств, в наибольшей степени осложняющих общение. Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или хотя бы замаскировать, порождают у заикающихся детей различные психологические особенности: уязвимость, робость, внушаемость и многое другое.

Несмотря на развитие современной медицины, психологии и логопедии заиканием страдают до 2% детей.

     Проблема заикания занимает уже умы не одного поколения людей и её можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о расстройствах речи. В литературе прошлого встречались весьма разнообразные толкования механизмов заикания. Это объясняется и уровнем развития науки, и позициями, с которых разные авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. Заикание - один из наиболее тяжёлых дефектов речи.

Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу. Необходимо воздействовать на речь заикающегося, и на его личность и моторику в целом.

    Проблема речевого развития и речевого воспитания детей на сегодняшний день одна из самых значимых в дошкольных образовательных учреждениях. Считается нормой, если первые слова появляются у ребенка в возрасте около одного года, а между тем, многие дети начинают говорить после 2,5 – 3 лет.

     По данным специальной статистики до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию, что является одной из главных причин большого количества детей с отклонениями в речевом развитии. Так, по данным отечественных и зарубежных исследователей недостатки произношения имеются у 25 – 30% детей дошкольного возраста, а у 1% детей наблюдается алалия.

     Эта статистика подтверждается диагностикой речевого развития: за последние  годы  в  детских садах ежегодно более 50% детей имеют нарушения речи различной степени тяжести. И доля детей  с заиканием не только возрастает, но и сочетается с другими нарушениями.

Поэтому дошкольное учреждение для детей с нарушениями речи выполняет, помимо образовательных задач, ряд коррекционных, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффектно – волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом основное внимание направлено не только на коррекцию, имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии детей, на обобщении их представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие деятельности  сохранных анализаторов. Благодаря этому создаётся основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребёнка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.

       Постепенное овладение детьми самостоятельной, свободной от заикания речью достигается не путем механических тренировок. А благодаря системе упражнений, предусматривающих воспитание регуляторных механизмов и формирование навыков пользования детьми доступными формами ситуативной речи с последующим их усложнением и переходом к речи контекстной. Речевые упражнения с этой целью проводят в условиях общения в специально созданной коррекционно – развивающей  среде, которая является мобильной, то есть видоизменяется в зависимости от этапов коррекционной работы и от года обучения детей, их возраста и половой принадлежности.

Автор опирался на методики по коррекции заикания целого ряда авторов -  С.А. Мироновой, Г. А. Волковой, Н. А. Власовой, Н. А. Чевелевой, В. И. Селиверстова , И.Г. Выгодской, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенской и др.

3.Актуальность и перспективность опыта

 Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку адекватных условий для всестороннего развития; формирование полноценной личности, получения им должного образования.
   В настоящее время значительно возросли требования к развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
    К моменту выпуска из детского сада ребёнок должен достигнуть определённого уровня развития речевой активности, владения словарём и грамматическим строем речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Формирование её у детей - изначально сложный процесс даже при отсутствии патологии в речевом развитии. Он многократно усложняется, если у ребёнка наблюдается нарушение речи - заикание.
    Педагогическая практика пока недостаточно обеспечена программными и методическими материалами, утверждёнными и рекомендованными Министерством образования и науки РФ, которые необходимы для решения организационно – методических вопросов, связанных с подготовкой детей с заиканием к обучению в школе.
     Повышение качества образования детей с нарушениями в развитии является одним из важных направлений модернизации дошкольного образования. Распространённость речевых дефектов у дошкольников и необходимость их коррекции требует от учителя – логопеда мастерства в применении современных образовательных технологий.
     Актуальность педагогического опыта заключается в том, что он позволяет организовать на высоком уровне коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи в дошкольном образовательном учреждении. Материал, представленный в данном опыте, позволяет развивать у детей речемыслительную деятельность, формировать моторно-двигательную сферу, совершенствовать коммуникативные умения, упражнять в употреблении различных частей речи.
     Разработан перспективный план на учебный год, подобран и систематизирован занимательный материал по развитию и совершенствованию всех компонентов речи, памяти, мышления, зрительно – моторной координации.
   Автором опыта представлены консультации для педагогов и родителей, обеспечивающие преемственность в работе.
    Использование данного педагогического опыта в работе логопеда позволит:

  • Обогатить логопедические занятия общеразвивающим материалом, благодаря подбору заданий не только позволяющих развивать речь, но и совершенствующих процессы восприятия (слухового и зрительного), внимания (способность к концентрации, распределению и переключению), мышления (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, конкретизации и абстракции.
  • Поддержать взаимосвязь логопеда и воспитателя группы (использование воспитателем заданий из опыта будет способствовать закреплению навыков правильной речи, расширению и активизации словарного запаса дошкольника).
  • Обеспечит работу специалистов в подборе материала для рекомендуемой родителям работы по закреплению речевых навыков.

4. Ведущая педагогическая идея.

Ведущей педагогической идеей является перевоспитание неправильной речи и поведения, устранение психологических отклонений у заикающихся детей.

 Основными задачами  работы  являются:

- психолого-педагогическое изучение заикающегося ребенка.

- разработка коррекционных занятий и организации самостоятельной работы детей вне занятий.

    - воспитание у заикающегося ребенка навыка правильной речи: неторопливый темп, достаточную громкость и выразительность, правильное речевое дыхание, опору на гласные звуки.

   

- воспитание гармонично развитой личности.

5. Теоретическая база опыта.

Заикание — мучительное, тяжелое расстройство речи. Оно трудно устранимо, дезорганизует личность ребенка, тормозит правильный ход воспитания и обучения, затрудняет нормальное включение дошкольника в детский коллектив.

Вот почему педагогу следует серьезно задуматься над средствами устранения у своих воспитанников этого недостатка. Надо понять природу заикания, изучить личность заикающегося подобрать доступные специальные методы обучения.

Работа по устранению заикания строится на основе:

Программы логопедической работы с  заикающимися детьми. Сост. С.А.Миронова.

Программы воспитания  и обучения в детском саду.

Логопедическая работа включает следующие направления:

  1. создание охранительного режима.
  2. Регуляция эмоционального и мышечного состояния. Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления.
  3. Развитие моторной функции. Развитие координации слова и ритмизированного движения.
  4. Формирование фонационного  ( речевого) дыхания.
  5. Работа над плавностью речи в различных ее формах.
  6. Воспитание личности ребенка.

Эффективность использования времени детей и своего на занятиях и вне их достигается за счет четкого планирования всего объема работы, форм, методов и приемов ее организации. Планирование определяется целями и задачами, поставленными на текущий год, а также мониторинговыми исследованиями, индивидуально-возрастными особенностями детей.

Теоретической и методологической основой коррекционного обучения являются положения, разработанные в современными федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становиться активным в выборе содержания своего образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования ( соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

Использовала литературу:

  1. .Хватцев М.Е. Логопедия.
  2. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной.
  3. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в играх.
  4. Миронова С. А. Программа обучения правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста.
  5.  Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми.
  6. Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах.
  7. Поварова И. А. Практикум для заикающихся.
  8. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников.
  9. Селиверстов В.И. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий.
  10. Арушанова А.Г. речь и речевое общение детей.
  11. Преодоление заикания у дошкольников под ред. Левиной Р.Е.
  12. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников.
  13. Леонов С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников.
  14. Лохов М.И., Фенесенко Ю. А. Если у ребенка заикание..
  15. Резниченко Т.С. Чтобы ребенок не заикался.
  16. Лопухина И.С. Речь, ритм, движение.
  17. Беляковская Н.Н., Засорина Л.Н., Макарова Н.Ш. Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии.
  18. Развитие речи: конспекты занятий для подготовительной группы. Авт.-сост. Л. Е. Кыласова.
  19. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей.
  20. Синицына Е.И. Умные занятия.
  21. Синицына Е.И. Умные слова.
  22. Ушакова О.С. Придумай слово.

6. Новизна и технология опыта.

                     Технология опыта.

  В процессе специального обучения осуществляется постепенное овладение детьми самостоятельной, свободной от заикания речью. Самостоятельная речь без заикания достигается благодаря системе упражнений, предусматривающих воспитание регуляторных механизмов о формирование навыков пользования детьми доступными формами самостоятельной ситуативной речи с последующим их усложнением и переходом к речи контекстной.

     Овладение детьми самостоятельной речью без заикания способствуют специфические формы словарной работы. Она состоит не только в уточнении, расширении и активизации словаря, но и  в гибком его использовании в специально организованных разговорных ситуациях. Вариативность ответов обеспечивает самостоятельность детских высказываний, что крайне важно развивать с самого начала обучения.

      Коррекционно-развивающая работа с заикающимися дошкольниками включает воспитание у них общего и речевого поведения: умение управлять собой, строго выполнять установленные правила, сдерживать эмоциональное возбуждение.

 

Взаимодействие

учителя-логопеда и воспитателей

    Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях.

   Правильная речь— один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития “ребенок — подросток — взрослый”, когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться, и и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе специалистов уделяется особое внимание. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.

    В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования, проводит совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания коррекционно-развивающей работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.

    Воспитатели принимают активное участие в создании коррекционно-развивающей среды в группе, учитывая рекомендации учителя-логопеда. Он советует, какие дидактические игры и упражнения использовать на данном этапе. Только тесная взаимосвязь в работе позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Важное значение при устранении заикания имеет объем речевой практики. Задача логопеда и воспитателя состоит в постепенном повышении речевой активности детей от занятия к занятию. Для этого необходимо воспитывать у детей внимание и интерес к речи.

      Для закрепления правильной речи воспитатели используют дидактические игры, все занятия, режимные моменты, вечера досуга. Воспитатель находит повод для упражнения детей в кратких и развернутых ответах, сначала констатирующего характера, а затем общего и отвлеченного.

    Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Взаимодействие

учителя-логопеда и музыкального руководителя.

Тяжелые нарушения речи у детей сочетаются с разнообразной патологией неречевых функций. Успех преодоления речевых расстройств зависит от многих факторов и от многих факторов и от эффективного взаимодействия всех участников коррекционного процесса.

 Совместная  деятельность  логопеда и музыкального руководителя включает следующие этапы:

  • обсуждение результатов диагностики в рамках педагогического консилиума;
  • перспективное планирование коррекционной работы с учетом ведущего дефекта;
  • фронтальная работа  по коррекции просодической стороны речи;
  • индивидуальная работа музыкального руководителя по запросу логопеда;
  • использование арттерапии на музыкальных занятиях;
  • адаптирование логопедом речевого материала, используемого на утренниках;
  • взаимный обмен информацией для совершенствования коррекционно-развивающей работы.

  Во время проведения занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Взаимодействие

учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с заиканием занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой). Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков. Затем, составляются планы коррекционной работы. Целью проведения такой работы инструктором по физической культуре являются: развитие общей и мелкой моторики; пространственной ориентации; физиологического и речевого дыхания; координации речи с движением; развитие речи у детей. Материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста подбираются в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия.

Работа с родителями

Большое значение для успеха коррекции заикания имеет правильная организация окружающей среды: взаимоотношения родителей между собой, отношения их и других взрослых к ребенку, проведение досуга. Важно, чтобы окружающие ребенка взрослые серьезно относились к его дефекту, знали  о необходимости своевременного устранении заикания.

Поэтому так необходимо проводить разъяснительную работу, знакомя родителей с показателями развития речи детей в норме и при патологическом ее состоянии.

Наш опыт работы показывает более эффективными формами работы с родителями являются:

  • консультативная работа, включающая комплексное обследование ребенка специалистами, по результатам которой родители получают ответы на интересующие их вопросы и рекомендации по организации дальнейших условий воспитания.
  • индивидуальные консультации и практические занятия для родителей.
  • организация детских утренников и праздников, которые важны к ходе коррекционно-педагогического процесса, так как родители могут увидеть результаты своего труда.

Информационный материал размещается в групповом помещении в традиционной печатной форме.

7.Результативность работы.

Результатом целенаправленной коррекционно-воспитательной работы по формированию  самостоятельной , свободной речи у заикающихся детей является положительная речевая динамика. К концу обучения дети:

  • усваивают содержание программы общеобразовательного детского сада,
  • овладевают разными формами самостоятельной контекстной речи — рассказом по представлению, пересказом,
  • свободно пользуются плавной речью различной сложности в разных ситуациях общения,
  • умеют адаптироваться к различным условиям общения,
  • преодолевают индивидуальные коммуникативные затруднения.

   При анализе результатов обучения необходимо учитывать, что преобладающая часть воспитанников имела при поступлении заикание, сочетающееся  с задержкой психического развития,  либо с ОНР разного уровня, либо ФФНР.

     За последние три года значительное количество выпускников обучаются в общеобразовательных школах — от 84% до 100%, часть детей обучается в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи — до 16%. До 10% детей в результате коррекционной работы достаточно подготовлены для перевода их в массовый детский сад и в перспективе имеют возможность обучаться в общеобразовательной школе.

     На протяжении двух-трех лет обучения выпускников в школе поддерживается контакт с родителями детей и учителями школ, которые отмечают положительные успехи и отсутствие значительных трудностей в освоении школьной программы.

Данные результаты подтверждают эффективность системы работы по  формированию  самостоятельной , свободной речи у заикающихся детей.

8. Адресная направленность.

Практическая значимость данного опыта заключается в том, что предложенная план работы, система упражнений, занятий по совершенствованию свободной самостоятельной речи у заикающихся детей может быть использован логопедами, воспитателями и другими педагогами, и родителями детей с речевыми нарушениями. Предлагается система упражнений по овладению детьми самостоятельной, свободной речи, который можно использовать на занятиях и в свободной деятельности детей. Родители могут получают знания о проблеме своего ребенка и грамотно участвовать в процессе коррекции дефекта.

9. Приложение.

Перспективный план работы учителя-логопеда у группе заикания Гусевой Натальи Валериевны.

Лексические темы:

Cентябрь III неделя Сад. Фрукты.  

                 IV неделя Огород. Овощи.

Октябрь:I неделя Осень. Цветы.

               II Неделя Грибы.

               III Неделя Деревья.

               IV Неделя Поздняя осень. Перелетные птицы.

Ноябрь: I неделя Наше тело.

               II  Неделя Одежда. Обувь. Ткани и материалы.

              III  Неделя Продукты питания.

              IV Неделя Посуда.

Декабрь:I  неделя Начало зимы.

               II Неделя Зимующие птицы.

               III Неделя Зимние забавы.

               IV Неделя Хвойные деревья.

Январь: II неделя Дом. Семья.

              III Неделя Мебель.

              IV Неделя Профессии.

Февраль: I неделя Домашние птицы.

                II  Неделя Домашние животные.

                III Неделя Дикие животные наших лесов.

                IV Неделя Животные севера и юга.

Март: I неделя Весна. Первоцветы.

          II Неделя перелетные птицы.

          III Неделя Город. Улица.

          IV Неделя Наземный транспорт.

Апрель:I  неделя Водный, воздушный транспорт.

              II  Неделя Специальные машины.

              III  Неделя космос.

              IV Неделя Строительство. Профессии и машины.

Май: I неделя Сельхоз работы.

         II Неделя Праздник победы.

         III Неделя Спорт. Спортивные игры.

          IV  Неделя Школа. Детский сад.

Июнь: I неделя Лето. Насекомые. Цветы.

            II Неделя рыбы.

            III Неделя Библиотека. Любимые сказки и книги.

            IV Неделя Повторение всех тем.

                   

                     

 1год обучения.

1период.( сентябрь, октябрь, ноябрь)

Коррекционная работа.

- формировать умения вслушиваться в речь взрослых;

- развивать у детей общую произвольную моторику и мышц лица путем исполнения расслабляющих упражнений артикуляционной гимнастики, логопедической ритмики;

- воспитывать слуховое внимание и слуховую память;

- развивать речевое дыхание, продолжительность, плавность выдоха;

- развивать просодические компоненты речи: темп, ритм, мелодику, интонацию, выразительность, паузацию, логическое ударение;

- формировать умения проводить самомассаж;

-развивать произвольное поведение и самоконтроль путем развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности, внимания, подражательности;

- развивать мимику и пантомимику;

- развивать общую и мелкую моторику;

- снять психоэмоционального напряжения;

- создать оптимальный речевой режим в группе;

- коррекция нарушений звукопроизношения детей.

Формирование лексико-грамматических форм языка.

 В этот период ответы детей однословные или двухсловные.

- активизация словаря по темам;

- усвоение обобщающих слов;

- образование слов:

суффиксальное-

полных и уменьшительных от имен собственных;

образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

формы качественных прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

образование глаголов совершенного и несовершенного вида;

словообразование-

 преобразование единственного числа во множественное число существительных и употребление их в нужном падеже;

образование слов с помощью приставок;

образование существительных множественного числа родительного падежа;

согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными;

согласование притяжательных прилагательных и местоимений с существительными;

употребление существительных в творительном падеже в единственном и множественном числах;

согласование числительных с существительными в роде.

 Развитие связной речи.

1. учить давать точные ответы на вопросы;

2. подбирать варианты ответов на вопросы;

3. составлять предложения типа «Девочка рисует»;

4. составлять словосочетания типа « синяя слива»;

5. заучивать стихи и потешки.

 Рисование, лепка, аппликация, конструирование.

1. воспитывать внимание детей к словесным заданиям, сопровождаемые показом образца работы;

2. формировать умения пользоваться самостоятельной ситуативной речью: ответить на вопросы логопеда а процессе занятия. Сочетание умения одновременно слушать , выполнять работу и отвечать на вопросы;

3. формировать умения без заикания называть наглядный материал, с которым работают на занятии;

4. развивать эстетический вкус;

5. расширять представления детей о русском народном искусстве, фольклоре.

Звуковая культура речи.

  • Выделение гласных звуков из ряда других звуков.
  • Выделение ударного гласного в начале слова.
  • Анализ звукового ряда типа «ау», «ауи».
  • Выделение первого и последнего звука в слове.
  • Анализ и синтез обратных слогов типа «ат».
  • Преобразование слогов путем изменения одного звука.
  • Выделение слогообразующего гласного из положения после согласного из слов типа «ком», «кнут».
  • Знакомство с буквами.
  • Умение выкладывать из цветных фишек и букв слоги типа «ат», «та», читать их и писать.
  • Преобразовывать слоги.
  • Постепенно усваивать термины «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква».

  2 период.( декабрь, январь, февраль)

Коррекционная работа.

- продолжать развитие моторики ( умение расслаблять мышцы);

- продолжить развивать речевое дыхание. Учить самостоятельной регуляции речевого дыхания;

- развивать просодические компоненты речи ( голос, слитность, темп, ритм речи);

- продолжать овладевать ситуативной речью (ответы фразой);

- работать над диалогической речью;

- развивать культуру общения с партнером;

- развивать общую и мелкую моторику;

- воспитывать личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность;

- создавать психологический комфорт в группе;

- продолжать коррекцию звукопроизношения детей.

Формирование лексико-грамматических форм языка.

Учить образовывать притяжательные прилагательные;

Практическое знакомство с относительными прилагательными: соотнесение с продуктами питания, сезонностью, определенному растению, к материалу;

Учить образовывать сравнительную степень прилагательных;

Учить подбирать прилагательные — антонимы;

Образовывать слова путем присоединения приставок;

Употреблять слова  в составе предложений в разных падежных формах;

Образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных и прилагательных;

Употреблять предлоги в речи ( простые и сложные);

Согласовывать качественные прилагательные в роде, числе, падеже с существительными;

Согласовывать существительные с числительными;

Согласовывать прилагательные и существительные среднего, мужского, женского рода в единственном и множественном числах в разных падежах.

 Развитие связной речи.

1.Учить детей составлять предложения по представлению.

2. Обучать рассказыванию: учить сравнивать разные предметы; объединять несколько предложений в небольшой рассказ.

3.Учить составлять предложения по опорным словам.

4. учить распространять предложения путем введения предлогов, однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений.

5. заучивать скороговорки, загадки, небольшие рассказы.

  Рисование, лепка, аппликация, конструирование.

1. воспитывать внимание к речи логопеда, воспитателя и детей на занятии;

2. Учить пользоваться более сложной ситуативной речью;

3. подбирать на один вопрос несколько ответов, характеризующих разные качества;

4. Последовательно рассказывать  о проделанной работе. По мере освоения этого навыка переходить к составлению рассказов без вопросов;

5. Учить отвечать на вопросы по представлению ( на 1 периоде однословные ответы, на 2 этапе фразовые ответы);

6. Развивать творческое воображение, художественный вкус, аккуратность.

Звуковая культура речи.

  • Дифференциация звуков на слух, выделение их из ряда других звуков.
  • Определение места звука в слове.
  • Анализ и синтез прчмого слога типа «са».
  • Звуко-слоговой анализ слов типа «суп».
  • Воспитание умения находить в слове ударный гласный.
  • Умение подбирать слова к данной схеме.
  • Умение составлять слова из букв разрезной азбуки, из данных слогов, дополнять слова недостающими буквами.
  • Преобразовывать слова путем замены одной буквы.
  • Печатание слов типа «сани».
  • Чтение слов и коротких предложений.

3 период ( март, апрель).

Коррекционная работа.

- Увеличивать объем и сложность инструкций;

- Воспитывать внимание к собственной речи;

- Формировать саморегуляцию поведения;

- Воспитание активности, самостоятельности;

- Следить за правильностью дыхания, темпом речи;

- развивать контекстную речь;

- Все занятия насыщать речью детей;

- Продолжать работу над звукопроизношением детей.

Формирование лексико-грамматических форм языка.

 Учить подбирать глаголы-антонимы.

Развивать понимание сложных слов.

Подбирать однокоренные слова к односложным.

Учить образовывать прилагательные от наречий.

Учить подбирать прилагательные к существительным.

Употреблять в речи приставочные глаголы.

Продолжать учить подбирать слова с противоположным значением.

Учить образовывать существительные от глаголов и наоборот.

Согласовывать существительные, прилагательные и числительные.

Практически употреблять предлоги из-за, из-под, между.

Учить согласовывать существительные. Прилагательные, числительные в разных падежах.

Привлекать внимание к многозначным словам.

 Развитие связной речи.

1. Составление предложений  по опорным словам.

2. Составление предложений по картине, серии картин.

3. Составление рассказов-описаний.

4.Формировать умение составлять рассказ из предложений. Данных в иной последовательности.

5. Учить отвечать полными ответами на вопросы в связи с подготовкой к пересказу.

6. Заучивать наизусть произведения и стихотворные тексты.

 Рисование, лепка, аппликация, конструирование.

1. учить внимательно прослушивать большие по объему словарные объяснения без показа образца.

2. Учить замечать ошибки в высказываниях товарищей, исправлять их, дополнять их.

3.Развивать умение пользоваться самостоятельной контекстной речью ( ответы развернутой фразой без опоры на образец).

4. Совершенствование рассказов детей в стилистическом отношении, освобождение их от излишних повторов.

5. Формировать умение предварительно продумывать последовательность изложений на уровне внутренней речи и лишь после этого рассказать вслух.

6. Формировать умение работать коллективно.

7. Формировать эстетические чувства и творчество.

Звуковая культура речи.

  • Различение на слух и в произношении изучаемых звуков.
  • Выделение их среди других звуков и слогов.
  • Определение наличия данных звуков в слове и их позиция.
  • Звуко-слоговой анализ слов разной сложности.
  • Дальнейшееразвитие навыка чтения.
  • Закрепление умений давать определенные ответы по прочитанному. Пересказывать прочитанные тексты.

4 период ( май, июнь)

Коррекционная работа.

- Закрепление навыков пользования контекстной речью разной сложности.

- Побуждать детей к объяснению, рассказыванию.

- Содействовать дальнейшему раскрытию и закреплению организаторских способностей детей.

- Дальнейшее воспитание умения анализировать поведение на занятии товарищей и свое.

- Закрепление умения самостоятельно организовывать и проводить игры с разным речевым материалом любой сложности.

Формирование лексико-грамматических форм языка

закрепление умений полученных в течение года.

 Развитие связной речи.

1. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.

2. Составлять рассказы по серии картин.

3. Воспитание умения использовать в пересказе сложные предложения.

4. Пересказывать текст и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев.

5. Составлять рассказы на основе своего личного опыта ( по плану).

6. Формировать умения составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную логопедом.

 Рисование, лепка, аппликация, конструирование.

1. Закрепление навыков внимательного отношения к речи окружающих.

2. Объяснять один или несколько вариантов выполнения задания.

3. Закреплять навык предварительного планирования рассказа и деятельности.

4. Формировать умение работать по замыслу.

5. закрепление навыков работать коллективно.

Звуковая культура речи.

Индивидуальные и подгрупповые занятия по закреплению пройденного.

                             

 2 год обучения.

1период.( сентябрь, октябрь, ноябрь)

Коррекционная работа.

- Учить внимательно вслушиваться в речь логопеда и воспитателей, точно выполнять задания в соответствии с инструкцией;

- Продолжать развивать речевое дыхание. Учить самостоятельно регулировать речевое дыхание;

- Продолжать воспитывать слуховое внимание и слуховую память;

- Продолжать развивать просодические компоненты речи: темп, ритм, мелодику, интонацию, выразительность, паузацию, логическое ударение;

- воспитывать умение сдерживать и ограничивать импульсивные реакции;

-  Продолжа создать оптимальный речевой режим в группе;

- Продолжить работу над коррекцией нарушений звукопроизношения детей.

 Развитие связной речи и совершенствование  лексико-грамматических форм языка.

1. Расширять и активизировать словарь по темам;

2. Учить более точно и тонко пользоваться словарем:

  • оттенки цветов;
  • названия форм;
  • вкусовых качеств;

3. Учить детей пользоваться однословными ответами при рассмотрении предметом;

4. Упражнять детей самостоятельно отвечать словосочетаниями, опираясь на наглядную опору;

5. Закреплять в речи употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

6. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами;

7. Учить отвечать на конкретные вопросы по содержанию литературного произведения;

8. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью использования;

9. Учить выразительно читать стихи и пересказывать художественные произведения;

10. Развивать любовь к различным жанрам детской художественной литературы и фольклору.

Изобразительная деятельность и конструирование.

  Формировать у детей умение сочетать разные виды деятельности ( Рисование и слушать  вопросы, лепить и обдумывать ответ).

   Учить называть одним словом без заикания изображенные предметы, цвет , форму.

    Учить более точно и полно характеризовать видимые и осязаемые признаки предметов.

   Учить пользоваться словосочетаниями.

    Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

 

 2 период.( декабрь, январь, февраль)

Коррекционная работа.

- Воспитывать внимание к своей речи, к речи взрослых и своих товарищей, умение заметить ошибку;

- Продолжать развивать просодические компоненты речи;

- Формировать умение отвечать без заикания короткими и развернутыми предложениями при наличии наглядного материала и без опоры на наглядность;

- Продолжать формировать умение вести координированный диалог между взрослым и ребенком;

- Развивать общую и мелкую моторику;

- Продолжать воспитывать личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность, самоконтроль, отзывчивость;

- Продолжать создавать психологический комфорт в группе;

- Продолжать коррекцию звукопроизношения детей.

 Развитие связной речи и совершенствование  лексико-грамматических форм языка.

1. Расширять активный словарный запас по темам;

2. Учить понимать причинно- следственные связи и их объяснять;

3. Учить подбирать на один вопрос несколько сначала однословных, а затем развернутых ответов;

4. Учить строить рассказ, передавая последовательность действий, сначала по вопросам, а затем самостоятельно;

5. Учить составлять отдельные ответы и рассказы сначала с опорой на наглядный материал, а затем без него, по представлению;

6. Учить отвечать на вопросы словосочетаниями и распространенными предложениями без опоры на наглядный материал;

7. Продолжать вводить в речь детей эмоционально- оценочную лексику;

8. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении;

9. Формировать элементарные представления о предложении, его структуре;

10. Совершенствовать умение образовывать глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени;

11. Учить по вопросам составлять коллективные и индивидуальные рассказы по картине, серии картин.

Изобразительная деятельность и конструирование.

  Формировать умение запоминать и выполнять в определенной последовательности задания в большем объеме, чем в первом периоде.

   Продолжать развивать умение сочетать разные виды деятельности.

  Закреплять у детей навыки пользования самостоятельной речью. Усвоенные в первом периоде.

  Формировать умение предварительно продумывать последовательность изложений на уровне внутренней речи и рассказывать вслух.

   Развивать творчество и эстетические чувства.

  Закреплять навыки коллективной работы.

3 период ( март, апрель).

Коррекционная работа.

- Воспитывать внимание к речи товарищей и к своей речи;

- Продолжать развивать умение следить за правильностью дыхания, темпом речи;

- Развивать контекстную речь;

- Продолжать развивать волевые качества;

- Продолжать воспитывать активность, самостоятельность, самоконтроль;

- Воспитывать умение замечать ошибки в рассказах товарищей и удерживать их в памяти до конца рассказа;

- Закреплять у детей навыки по запоминанию устного задания и воспроизведению определенного ряда действий в определенной последовательности;

 Развитие связной речи и совершенствование  лексико-грамматических форм языка.

1. Обогащать и активизировать словарь детей при формировании понятий: весна, животные, перелетные птицы, труд людей;

2. Расширять активный словарь за счет употребления названий предметов по темам;

3. Учить составлять рассказы по картине, а затем — умению продолжать развивать по представлению сюжет, который мог бы быть после изображенного на картине действия;

4. Учить составлять рассказ о том, что могло предшествовать изображенному на картине действию;

5. Поощрять творческую активность при составлении рассказов на заданную тему;

6. Учить пересказывать тексты;

7. Учить самостоятельно делать выводы при сравнении предметов;

8. Закреплять все навыки пользования самостоятельной речью, полученные ранее.

 Изобразительная деятельность и конструирование.

   Воспитывать умение спокойно реагировать на дополнительные вопросы логопеда, замечания товарищей.

   Формировать у детей умение отвечать на вопросы кратко и развернуто без опоры на образец рисунка, опираясь на представления о предмете, явлении.

   Учить логично рассказывать  о последовательности выполнения предстоящей работы, также объяснять некоторые моменты.

   Закреплять у детей навыки пользования объясняющей речью путем выступления их в роли учителя.

   Учить задавать конкретные вопросы, точно и кратко формулировать их.

   Упражнять в пользовании более сложной рассуждающей речью.

   Учить умению перестраивать свой план, чтобы не повторять рассказ товарищей.

   Совершенствовать стилистику детских рассказов, обращать внимание детей на излишние повторы, незаконченные фразы, порядок слов в предложении.

4 период ( май, июнь)

Коррекционная работа.

- Закреплять все навыки речевого поведения, полученные за год ;

- Закреплять умения детей самостоятельно организовывать игры с разным речевым материалом любой сложности;

- Учить детей использовать в рассказах сравнения, определения и другие выразительные средства.

 Развитие связной речи и совершенствование  лексико-грамматических форм языка.

1. Уточнять, расширять и активизировать словарь детей по темам;

2. Закреплять навыки пользования самостоятельной связной речью различной сложности как ситуативной, так и контекстной;

3. Упражнять детей в составлении творческих рассказов, сказок по картине, образцу логопеда, из личного опыта, придумывание конца сказки.

Изобразительная деятельность и конструирование.

  Закреплять навыки построения последовательного рассказа о предстоящей деятельности.

   Учить детей одно и тоже содержание деятельности передавать развернуто и кратко, называя лишь основные операции в предстоящей работе.

   Закреплять все формы ситуативной и контекстной речи.

Комплекс дыхательных упражнений.

Осень.

Золотая осень, в гости тебя просим!

( произносить плавно звук «а» и делать махи руками)

Ветерок пробежал все деревья закачал.

(  произносить плавно звук «у» и поднять руки вверх)

Посмотри по сторонам — листопад и тут и там.

( отрывисто произносить звук «о» и повороты туловища в стороны)

Дождь-непоседа по лужам шагает,

Усталости дождь-непоседа не знает.

( отрывисто произносить звук «и» и делать резкие движения рук сверху вниз)

Кружит листьев хоровод, веселиться всех зовет.

( произносить плавно звук «о»  и кружиться вокруг себя)

Дни были длинные, теперь короткие.

(отрывисто произносить звук «а», руки отведены в стороны и их сближать)

Птицы собираются в стаи и улетают на юг.

(произносить плавно звук «и» и делать взмахи руками).

 Зима.

Снег искрится на солнце.

( отрывисто произносить звук «а» и делать махи кистями рук)

Дышим морозным воздухом

( громкий вдох и спокойный выдох)

Дым из трубы поднимается столбом

( плавно произносить звук «у» и делать плавные движения правой рукой снизу вверх)

Плавно летят снежинки

( плавно произносить звук «о» и правую руку опустить сверху вниз)

Большие сугробы на земле.

(  плавно произносить звук «о» и изображать большие сугробы руками)

Играем в снежки.

( имитация движений и произносить слово «бух»)

Поднимаемся на горку

( делаем шагательные движения пальцами и произносим звук «а»)

Спускаемся с горки

( плавно произносим звук «и» и опускаем руку сверху вниз)

Любим валяться в снегу

( кружимся и произносим звук «о»)

Катаемся на лыжах.

( имитация  движения и произносим «ух»)

Весна.

Солнце греет, пришла весна,

Земля очнулась тот сна.

( плавно произносить звук «а»)

Весной легко и хорошо,

Весной привольно и свежо

(плавно произносить звук «о»)

Посмотри по сторонам:

Везде листочки — тут т там.

(отрывисто произносить звук «а»)

Деревья к солнцу потянулись,

Цветы раскрылись и проснулись.

(плавно произносить звук «и»)

Мы ниже приседаем,

За жучками наблюдаем.

(  произносить звук «ж»)

Через лужи, ручеек в сапожках

Мы новых прыг да скок.

( произносить «ок,ок,ок»)

Мы весной с тобой гуляли и немножечко устали.

 (произносить «ох»)

На речке тает лед  (  произносить звук «о, о, о, о»)

Бегут ручьи   ( произносить звук «и»)

День становится длиннее  ( произносить звук «у»)

Плачут сосульки (  произносить звук «а, а, а, а»)

Лето.

Пчелка крылышками машет,

И поет она, и пляшет.

( произносить звук «з»)

Шмель мохнатый прилетел,

Как пропеллер загудел.

( произносить звук «р»)

На полянке жук затопал,

Громко крыльями захлопал.

( произносить звук «ж»)

Вот паук ползет большой,

Он качает головой.

( произносить звук «ц, ц,»)

Бабочки прилетели,

В прятки весело играли.

( произносить звук «п, п, п»)

Вот кузнечик прискакал,

Песенку застрекотал.

( произносить звук «т, т, т»)

Все играли, танцевали,

Свежим воздухом дышали.

(спокойный вдох и выдох).

Стихи на развитие речевого дыхания детей, которые использую в работе.

Здравствуй!

Здравствуй, солнце золотое!      стучать большими пальцами

Здравствуй, небо голубое!          стучать указательными пальцами

Здравствуй, вольный ветерок!     стучать средними пальцами

Здравствуй, маленький дубок!      стучать безымянными

Мы живем в родном краю-            стучать мизинцами.

Всех я вас приветствую!         махи кистями рук вперед.

Чистоговорка.

Ох-ох-ох — лучше всех горох.  соединять большой и указательный пальцы

Ха-ха-ха — это чепуха!               хлопать в ладоши

Ор-ор-ор — всех вкуснее помидор.  стучать кулачками по коленям

Овь-овь-овь — сладкая морковь.       стучать ладонями по коленям

Ла-ла-ла — вкусная свекла.               сжимать пальцы

Оп-оп-оп — душистый укроп.           руки поднять вверх

Варим суп!

Эй, ребята! Эге-гей!                  хлопать в ладоши

Чистим овощи для щей.          

Режем мы капусту -               движения ребром ладоней

Будет супчик вкусный.         погладить живот

Чистим мы картошку,          погладить тыльную сторону левой руки

Чистим очень ловко.

Мы натрем морковку,          имитация движения

Красную головку.

А потом, а потом

Мы покрошим помидор,      стучать ребром правой руки по ладони левой

И головку лучка,

И зубок чесночка.

Мы посолим супчик.            имитация движения

Попробуй, голубчик!           махи кистями рук вперед.

На огороде.

Приходите в огород                   маршировать

Посмотреть, как все растет,

Как играют в прятки                присесть и закрыться

Огурцы на грядке.                   стучать кулачками по коленям

Как подсолнухи в картошке     стоя, поднять руки вверх

Тянут к солнышку ладошки.

Как от утренней росы             наклоны туловища вправо и влево

У бобов блестят усы.

Как краснеет у забора             повороты туловища вправо и влево

Великаны — помидоры.

Все растет, все цветет,               наклоны туловища вперед

Никому не тесно.                      руки в стороны

Приходите в огород -               маршировать

Очень интересно.                     хлопать в ладоши

Прогулка в сад!

В сад отправимся гулять.     имитация движений по ходу стиха.

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали

И к саду побежали.

Ноги выше поднимаем,

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке

Мы весело шагаем.

Компот.

Будем мы варить компот,   левой рукой сделать ковш, а правой мешать

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,       движения ребром ладоней

Грушу будем мы рубить.      стучать ребром правой руки по ладони левой

Отожмем лимонный сок,     сжать руки в кулак

Слив положим и песок.       левой рукой сделать ковш, а правой махи

Варим, варим мы компот.     левой рукой сделать ковш, а правой мешать

Угостим честной народ!       махи кистями рук вперед.

Здравствуй, осень!

 Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла,

У тебя мы, Осень, спросим,

Что в подарок принесла?

 Принесла я вам муки!  отвечает Осень.

 Значит, будут пирожки!  кричим мы хором.

 Принесла вам гречки!  говорит Осень.

 Каша будет в печке!  радуемся мы.

 Принесла вам овощей!  говорит Осень.

 И для каши и для щей!  кричим мы.

 Рады ли вы грушам?  спрашивает Осень.

 Мы их впрок насушим!  отвечаем мы.

 А уж яблоки √ что мед!  говорит Осень.

 На варенье, на компот!  радуемся мы.

 Принесла и мёду!  говорит Осень.

 Полную колоду!  удивляемся мы.

 Ты и яблок, ты и мёду,

Ты и хлеба принесла.

А хорошую погоду

Нам в подарок припасла?

 Дождику вы рады?  хитро улыбается Осень.

 Не хотим, не надо!   дети машут головой

Ветерок!

Ветер воет: «у-у-у».

очень скучно одному-у-у-у.

Песню я пою-у-у-у...

И деревья гну-у-у-у..

Деревья.

Ну-ка все в ладоши хлоп,

Вместе хлоп, дружно хлоп.

Ну-ка все в ладоши хлоп,

Вслед за мною хлоп.

Припев: Мы — деревья на ветру,

               Мы — деревья на ветру,

               Мы — деревья на ветру,

               Он качает нас.

Ну-ка ножкой топ да топ,

Топ да топ, топ да топ,

Веселее топ да топ.

Дружно ножкой топ.

Припев: Мы — деревья на ветру,

               Мы — деревья на ветру,

               Мы — деревья на ветру,

               Он качает нас.

И головкой покивайте,

Покивайте, покивайте,

Дружно, вместе наклоняйте,

Наклоняйте, так!

Припев: Мы — деревья на ветру,

               Мы — деревья на ветру,

               Мы — деревья на ветру,

               Он качает нас.

Дует легкий ветерок  

Дует легкий ветерок     ф-ф-ф-ф

И качает так листок      ф-ф-ф-ф

Дует сильный ветерок ф-ф-ф-ф

И качает так листок   ф-ф-ф-ф

Осенние листочки на ветках сидят  

Осенние листочки деткам говорят

Осиновый а-а-а-а-а

Рябиновый  и-и-и-и-и

Березовый  оо-о-о-о-о

По грибы.

Мы шли, шли, шли,      шагаем

Боровик нашли.             наклоны

Раз, два, три, четыре, пять,   хлопки в ладоши

Мы идем искать опять.......    шагаем.

Кап-кап-кап.

Дождик, дождик, что ты льешь:

- Кап-кап!  Кап-кап!     пальцами правой руки стучать по ладони левой         

Погулять нам не даешь?

- Кап-кап!  Кап-кап!     стучать по коленям

Очень хочется гулять.

- Кап-кап!  Кап-кап!      хлопать в ладоши

Через лужицы скакать.

- Кап-кап!  Кап-кап!      топать ногами

Кукушка.

У леса на опушке,       разводить руками в разные стороны

Высоко на суку,            поднять руки вверх

С утра поет кукушка:

- Ку-ку! Ку-ку!

Внизу бежит речонка  присесть и делать плавные движения рукой

По желтому песку.

Поет кукушка звонко:

- Ку-ку! Ку-ку!

Зеленые лягушки         прыгать как лягушки

Попрыгали в реку,

Поет им вслед кукушка:

- Ку-ку! Ку-ку!

Ручку правую вперед!

Руку правую вперёд, а потом её назад,а потом  опять вперёд и немножко потрясём. Мы танцуем буги-вуги поварачиваем круги и в ладоши хлопаем вот так.  

Буги-вуги окей.(4 раза )

Руку левую вперёд, а потом её назад,а потом опять вперёд и немножко потрясём. Мы танцуем буги-вуги поварачиваем круги и в ладоши хлопаем вот так.

Буги-вуги окей. (4 раза )

Ногу правую вперёд,а потом её назад,а потом опять  вперёд и немножко потрясём.Мы танцуем буги-вуги поварачиваем круги и в ладоши хлопаем вот так.

Буги-вуги окей.(4 раза )

Ногу левую  вперёд, а потом её назад,а потом опять вперёд и немножко потрясём. Мы танцуем буги-вуги поварачиваем круги и в ладоши хлопаем вот так.

Буги-вуги окей.(4 раза )

ухо правое вперёд, а потом его назад,а потом опять вперёд и немножко потрясём. Мы танцуем буги-вуги поварачиваем круги и в ладоши хлопаем вот так.

Буги-вуги окей. (4 раза )

ухо левое вперёд, а потом его назад,а потом опять вперёд и немножко потрясём. Мы танцуем буги-вуги поварачиваем круги и в ладоши хлопаем вот так.

Буги-вуги окей.(4 раза )  

Умелые руки.

Наши руки умелые такие.      имитация движений в соответствии с

Наши руки — руки золотые.        текстом

Они умеют вышивать,

Шить и шарф вязать,

Подметать и стирать,

Суп варить, пыль вытирать,

Тарелки чисто мыть,

За порядком следить.

Вот они какие -

Руки золотые!

Ветер северный!

Дует ветер северный,   дети идут по кругу, взявшись за руки

Поднялась метель,

Заметает улицу,

Засыпает ель.

Все равно на улицу      дети шагают на месте

Мы пойдем гулять,

А ты ветер северный,     «грозят ветру»

Попробуй нас догнать!

Ветер: --Как завою,закружу,  выполняет движения

              Снегом закидаю!

Не боимся мы тебя,

Нас не испугаешь!

Ветер: Холод, стужу напущу!

            Сразу  задрожите!

             И от северного ветра

             Вы не убежите!          дети прячут руки (колени, нос..) от ветра

Зимние забавы.

Мы бежим с тобой на лыжах.  имитация движений в соответствии с

Снег холодный лыжи лижут.      текстом

А потом — на коньках.

Но упали. Ах!

А потом снежки лепили.

А потом снежки катали.

А потом без сил упали.

И домой мы побежали.

Едем на лошадке.

Едем, едем на лошадке — цок-цок-цок.

По дороге зимней, гладкой.

Санки скрипят -ш- ш- ш!

Бубенчики звенят -динь-динь!

Дятел стучит — тук-тук-тук!

Вьюга свистит -с-с-с!

Белка на ветке орешки грызет -ф-ф-ф!

Холод -в-в-в!

Стужа -брр-брр!

Снег пушистый

Кружит, кружит -о-о-о!

Ехали мы ехали -цок-цок!

Наконец доехали:

С горки -ух!

В ямку — бух!

Приехали!

Строим дом.

Целый день тук да тук,     хлопать по левой руке

Раздается звонкий стук.    хлопать по правой руке

Молоточки стучат,              стучать кулачком по левой руке

Строим домик для зайчат.  стучать кулачками по правой руке

Молоточки стучат,

Строим домик для бельчат.

Этот домик для белочек,    растирать кулачком левую руку

Этот домик для зайчиков,   растирать кулачком правую руку

Этот домик для девочек,  пробежаться пальчиками по левой

Этот домик для мальчиков. «пробежаться» пальчиками по правой руке

Вот какой хороший дом,      погладить левую руку

Как мы славно заживем,       погладить правую руку

Будем песни распевать,    «тарелочки»

Веселится и плясать.  

Наши уточки с утра.

Наши уточки с утра:

«Кря-кря-кря-кря!»

Наши гуси у пруда:

«Га-га-га-га!»

А индюк среди двора:

«Бал-бал-бал-бал!»

Наши гуленьки вверху:

«Гру-гру!»

Наши курочки в окно:

«Ко-ко-ко!»

А как Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам поет: «Ку-ка-ре-ку!»

У оленя дом большой.

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)
Дом большой (руки над головой «домиком»)
Он глядит (правую руку над глазами)
В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)
Заяц (ладони к голове, как уши зайца)
по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)
В дверь к нему стичится: (кулаком «посутчаться»)
«Стук-стук
Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)
Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)
Охотник злой!» (сердитое лицо)
«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)
Лапу мне давай!» (подать руку)

Лесные жители.

Лисичка рыжая шагает,    имитация движений в соответствии с

Хвостом дорогу заметает.    текстом

По снегу петляет зайка,

Вправо-скок и влево-скок.

Ты его, лиса, поймай-ка,
Убежит он со всех ног.

По сугробам мчится волк,

Серый волк зубами щелк.

Вперевалку ходит мишка,

косолапый наш топтышка.

Белка скачет, белка скачет

Словно серый, мягкий мячик.

Рано утром.

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки:    имитация движений в соответствии с

Левой ножкой- топ,топ!    текстом

Правой ножкой — топ, топ!

Руки вверх, верх,верх!

Кто поднимет выше всех?

Руки вниз -  и наклонились.

На пол руки положили..

А теперь на четвереньках

Погуляем хорошенько.

А потом мы отдохнем,

Посидим и спать пойдем!

Весенний день.

На дворе звенит капель. пальцами правой руки стучать по ладони      левой

По полям бегут ручьи.  плавные движения рук

На дорогах лужи.          из рук делать кольцо

Выползают муравьи    пальцами рук двигаться от пяток к поясу

После зимней стужи.

Пробирается медведь  имитация движения

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь  махи руками

И расцвел подснежник.    сложить руки в виде цветка.

Еду я.

Еду я куда хочу,   имитация движений в соответствии с

Словно птица я лечу.   текстом

Кручу руль туда сюда

Машина мчится как стрела.

По рельсам катится трамвай.

Эй, прохожий не зевай.

За поворотом идет поворот.

Будь осторожен в пути пешеход!

Я увидел самолет.

Он готовится в полет.

Легкокрылый самолет

Набирает быстрый ход.

До свидания, самолет!

Будем космонавтами.

Вот выходит на парад    имитация движений в соответствии с

Наш космический отряд.    текстом

Руки в стороны — к плечам,

Дружно мы покажем вам.

На пояс руки ставим

И наклоны выполняем.

Руки за голову -и вот

Наклоняемся вперед.

Приседаем и встаем

И ничуть не устаем.

Раз -прыжок, два — прыжок.

Ноги ставим на носок.

И опять шагаем,

Руки поднимаем.

                      Конспект занятие по развитию речи.

                   Тема: Осень. Овощи.

Цель: дать представление  о навыке правильного речевого дыхания.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

1. Развивать умение вслушиваться в речь взрослых и детей через выполнение правил речи.

2. Развивать навык расслабления и напряжения через выполнение упражнений зарядки.

3. Развивать умение говорить шепотом путем выполнения правил речи. .

4. Развивать лексическую сторону через игру "Назови овощ"; путем подбора прилагательных в игре"Какой овощ?".

5. Коррегировать грамматическую сторону речи: образовывать относительные прилагательные через игру "Какой салат"; употребление существительных в родительном падеже через игру "Чего не стало?".

6. Коррегировать интонационно0выразительную сторону речи путем рассказывания чистоговорки и пальчиковых игр.

7. Развивать мыслительные операции, обобщение путем подбора картинок.

образовательные:

систематизировать знания детей по теме "Овощи".

учит четко отвечать на вопросы.

воспитательная:

воспитывать интерес к учебной деятельности.

                                            Ход занятия.

-  Ребята, давайте поздороваемся( пальчиковая игра)

   Здравствуй, солнце золотое!     Дети пальцами правой руки по  

                                                          очереди "здороваются" с                                      

   Здравствуй, небо голубое!          пальцами    левой,

  Здравствуй , вольный ветерок!   похлопывая друг друга

                                                           кончиками, начиная с

   Здравствуй, маленький дубок!     больших пальцев.

  Мы живем в родном краю -

  Всех  я вас приветствую!               дети раскрывают ладони.

- Сегодня мы отправимся в путешествие на корабле ( с детьми заучиваем правила речи). Он нам поможет запомнить правила речи:

         Парус на корабле - Перед тем как сказать нужно вдохнуть.

         Капитан - Прежде чем сказать нужно подумать.

         Матрос - Во время разговора нужно смотреть собеседнику в глаза.

         Волна - Говори спокойно и неторопливо.

         Якорь - В конце фразы нужно остановиться.

- Сначала сделаем с вами зарядку (выполняются упражнения на расслабление и напряжение " Кулачки", "Штанга", "Пружинка", "Олени").

- Мы прибыли на остров. На нем тепло и светит солнце.(дети ложатся на коврики и выполняют упражнения "Загораем", "Надуть шарик").

- Наш корабль плывет дальше. Остановка "Огород".

  - Что растет на огороде? Кто их выращивает? (ответы детей).

- Молодцы. Сейчас поиграем : "Назови овощ", "Чего не стало?", "Похвали овощ".

 -Ребята, овощи стали хвалится  кто из них важнее. Мы выучим чистоговорку и вы ответите на этот вопрос.

       Ох-ох-ох - лучше всех горох (соединять большой и                   указательный пальцы)

       Ха-ха-ха -это чепуха! (хлопать в ладоши)

       Ор-ор-ор - всех вкуснее помидор (стучать кулачками по коленям)

        Овь-овь-овь - сладкая морковь (стучать ладонями по коленям)

        Ла-ла-ла - вкусная свекла (сжимать пальцы)

        Оп-оп-оп - душистый укроп (руки вверх).

 - Зачем же нужны нам овощи? Что из них можно приготовить? ( ответы детей).

 -Хорошо. Атеперь будем варить суп. (проводится пальчиковая игра "Варим суп").

Эй, ребята! Эге-гей! (хлопать в ладоши)

Чистим овощи для щей.

Режем мы капусту - (имитация резки)

Будет супчик вкусный.

Чистим мы картошку (поглаживать тыльную сторону руки)

Чистим очень ловко,

Мы натрем морковку (имитация движения)

Красную головку.

А потом, а потом

Мы покрошим помидор (стучать ребром ладони)

И головку лучка,

И зубок чесночка.

Мы посолим супчик (имитация движения)

Попробуй, голубчик! (руки вперед).

- Вы знаете, что из овощей можно приготовить салат. Какой салат получится (игра с мячом)

если его приготовить из овощей ( огурцов, картофеля, лука, моркови, свеклы, кабачков, тыквы).

- Молодцы! Пока мы играли пришло время возвращаться.  Давайте вспомним правила речи. ( проводится оценка речи детей).

                          Занятие по развитию речи.

                          Тема: Осень. Овощи.

Цель: дать представление  о навыке правильного речевого дыхания.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

1. Развивать умение вслушиваться в речь взрослых и детей через выполнение правил речи.

2. Развивать навык расслабления и напряжения через выполнение упражнений зарядки.

3. Развивать умение говорить шепотом путем выполнения правил речи.

4. Развивать лексическую сторону через игру "Убираем урожай "; путем подбора относительных местоимений в игре"Жадина".

5. Коррегировать грамматическую сторону речи: согласовывать существительных с числительными через игру «Сосчитаем».

6. Коррегировать связную речь путем составления описательного рассказа по плану.

7. Коррегировать интонационно-выразительную сторону речи путем рассказывания пальчиковых игр.

8. Развивать мыслительные операции, обобщение путем подбора картинок.

9. Развивать мелкую моторику через игру «Чудесный мешок».

образовательные:

систематизировать знания детей по теме "Овощи".

воспитательная:

воспитывать интерес к учебной деятельности.

                                     Ход занятия.

 -  Ребята, давайте поздороваемся ( пальчиковая игра)

   Здравствуй, солнце золотое!     Дети пальцами правой руки по  

                                      очереди    "здороваются" с                                      

   Здравствуй, небо голубое!          пальцами    левой,

  Здравствуй, вольный ветерок!   похлопывая друг друга

                                    кончиками, начиная с

   Здравствуй, маленький дубок!     больших пальцев.

  Мы живем в родном краю -

  Всех  я вас приветствую!               дети раскрывают ладони.

- Сегодня мы снова отправимся в путешествие на корабле. Давайте повторим правила речи.

- Сначала сделаем с вами зарядку (выполняются упражнения на расслабление и напряжение " Кулачки", "Штанга", "Пружинка", "Олени").

- Мы опять оказались на волшебном острове. На нем тепло и светит солнце. (дети ложатся на коврики и выполняют упражнения "Загораем", "Надуть шарик", «Дует ветер»).

- Наш корабль плывет дальше. Остановка "Огород". Смотрите, кто нас ждет? (Ежик).

- Давайте ежику поможем убрать урожай. Что делают на огороде? Как убирают урожай? (ответы детей). Проводится игра «Убираем урожай»  (дети говорят: «Я выкопаю картошку», «Я вытащу лук»..)

-Молодцы.  Чьи же овощи?  (дети говорят: «Это мой лук»…)

- Давайте теперь посчитаем сколько овощей мы собрали. (дети считают, передавая мяч друг другу)

- Ежик тоже собрал разные овощи в один мешок. Отгадайте какие там овощи. (проводится игра «Чудесный мешочек).

- Помогите теперь ежику. Скажите, что можно приготовить из овощей, которые вы обнаружили в мешке.

- Молодцы! Как вы хорошо знаете овощи. И вам не трудно будет описать овощи по плану:

   Что это?

    Где растет?

   Форма. Величина. Окраска. Вкус.

   Что и как можно из него приготовить?

- Какие интересные рассказы у вас получились. Как внимательно слушали и выполняли правила речи.

 Комплексное занятие.

Тема:  Осень. Изготовим мы салат.

Цель: Учить  рассказывать о своей работе.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

1. Развивать умение вслушиваться в речь взрослых и детей через выполнение правил речи.

2. Развивать навык расслабления и напряжения через выполнение упражнений зарядки.

3. Развивать умение говорить шепотом путем выполнения правил речи.

4. Коррегировать грамматическую сторону речи: подбирать к прилагательным существительные через игру «Про какай овощ говорим»

5. Коррегировать связную речь путем составления  рассказа  о работе и о проделанной работе.

6. Коррегировать интонационно-выразительную сторону речи путем рассказывания пальчиковых игр.

7. Развивать мыслительные операции, обобщение путем подбора слова к данному.

8. Развивать мелкую моторику через работу с ножом.

образовательные:

закреплять  знания детей по теме "Овощи".

воспитательная:

воспитывать умение работать коллективно

воспитывать трудолюбие и аккуратность .

                                     Ход занятия.

  - Здравствуйте, ребята! А вы со всеми поздоровались? Наверно нет. ( пальчиковая игра)

   Здравствуй, солнце золотое!     Дети пальцами правой руки по  

                                                          очереди "здороваются" с                                      

   Здравствуй, небо голубое!          пальцами    левой,

  Здравствуй, вольный ветерок!   похлопывая друг друга

                                                           кончиками, начиная с

   Здравствуй, маленький дубок!     больших пальцев.

  Мы живем в родном краю -

  Всех  я вас приветствую!               дети раскрывают ладони.

- Смотрите наш корабль готов к отплытию. Давайте повторим правила речи  и сделаем с вами зарядку, пока плывем  (выполняются упражнения на расслабление и напряжение " Кулачки", "Штанга", "Пружинка", "Олени").

- Мы опять оказались на волшебном острове. На нем тепло и светит солнце. (дети ложатся на коврики и выполняют упражнения "Загораем", "Надуть шарик", «Дует ветер»).

-Ребята, нас опять встречает Ежик. Смотрите он плачет. К нему пришли гости, а угостить их ему нечем. Давайте ему поможем.

- Сначала отгадайте какие овощи принес Ежик. Про какой овощ можно сказать зеленый, зеленая, красный, желтая, черная…(ответы детей)

-Хорошо. А теперь скажите из каких овощей сделан салат :свекольный, огуречный, морковный….( ответы детей)

- Еще расскажем Ежу как варить суп. (проводится пальчиковая игра "Варим суп").

Эй, ребята! Эге-гей! (хлопать в ладоши)

Чистим овощи для щей.

Режем мы капусту - (имитация резки)

Будет супчик вкусный.

Чистим мы картошку (поглаживать тыльную сторону руки)

Чистим очень ловко,

Мы натрем морковку (имитация движения)

Красную головку.

А потом, а потом

Мы покрошим помидор (стучать ребром ладони)

И головку лучка,

И зубок чесночка.

Мы посолим супчик (имитация движения)

Попробуй, голубчик! (руки вперед).

- А теперь отгадайте, какие овощи приготовил Ежик (дети на вкус определяют). Из этих овощей мы будем делать винегрет.

Дети 2 года обучения рассказывают как нужно делать( Сначала кусочек овоща разрезаем на полоски, а потом на кубики). Во время приготовления детям задаются вопросы: «Что порезали?, Чем резали?, Куда положили?, Что лежит в кастрюле?, Чем заправляли салат?».

-Молодцы! Давайте угостим Ежика салатом. Он наверно теперь понял, чем может угостить своих гостей.

После изготовления дети рассказывают, как готовили салат , что у них получилось. ( проводится оценка речи детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы.

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы....

обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ

в работе обобщен опыт  по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...

Обобщение опыта работы по методической теме «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластическими материалами».

В процессе работы с детьми в группе, я обратила внимание на одну характерную особенность, объединяющую большинство воспитанников: несмотря на все разнообразие предлагаемых видов деятельности: будь то ...

Обобщение опыта работы по кружковой работе

На протяжении нескольких лет я веду в своей группе работу по оздоровлению детей. Наш кружок так и называется «Азбука здоровья». Цели моей работы:             ...