Сказка как средство развития речи и воспитания детей
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Сказка как средство развития речи и воспитания детей
(консультация для родителей)
Шагрова И.А.
учитель-логопед МКДОУ
д/с № 1 «Аленушка»
г. Нефтекумск
май 2015 г.
Любовь к родной земле, ее традициям и истории прививается с детства. Пока маленькие дети верят нам и прислушиваются к нашим словам, необходимо находить с ними общий язык. Пожалуй, один из действенных способов объединения взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга - это сказка. Она создает необходимую гамму переживаний, особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа, учит добру и справедливости.
«Сказка,-писал В.А.Сухомлинский,- развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать»
С позиций литературоведения, педагогики, этнографии сказкам присущи:
-лексико-образная функция, т.е. способность формировать языковую культуру личности, овладевать многозначностью народной речи, ее художественно-образным богатством, композиционно-сюжетной вариативностью. Внешне лексико-образная структура сказки активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память индивида. Сказочный мир увлекает, привлекает к сопереживанию героев, захватывает динамичностью событий. Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами: сравнениями, точными определениями, метафорами, эпитетам, яркими описаниями;
-коммуникативная функция, развивающая социальные качества личности, ее способность к общению, пониманию, диалогу. Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен только ребенок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого. Язык сказки их естественно сближает.
Привлекая сказку для работы по развитию речи, логопеды используют картинки- наглядное изображение предметов, их признаков, а также ситуация, событий, эпизодов. По картинкам педагогу легче проводить с детьми живую, непринужденную беседу, активизировать их лексику.
Из сказок дети получают первые представления о времени и пространстве, связи человека с природой, предметным миром, стараются понять, что такое храбрость и стойкость, добро и зло.
Сказка с работе с детьми, имеющими речевые недостатки, используется как средство обучения, развития и воспитания. Дети учатся думать, оценивать поступки героев, тренируют память, внимание, развивают речь.
Обучение по сказке превращается в увлекательную игру. Путешествуя вместе с героями сказки и опосредованно, у ребенка формируются, уточняются детские представления об окружающем, расширяется кругозор, развиваются психические познавательные процессы, активизируется речь.
Яркие и интересные прозвища персонажей сказок (мышка-норушка, лягушка-квакушка, лисичка-сестричка, зайчик-побегайчик), поступки и действия героев открывают детям мир человеческих взаимоотношений. По содержанию сказки, связи между содержанием и каким-либо метким выражением (пословица, поговорка) дети приучаются мыслить, определять значение каждого произведения, находить в нем поучение, нравственный урок.
Работу по сказке следует проводить с несколько этапов:
1. Традиционное общение со сказкой- чтение, рассматривание иллюстраций, знакомство со словарем терминов и понятий, образных характеристик персонажей. Чтение сказок можно дополнить малыми фольклорными формами- загадками, потешками.
Для развития творческого воображения, речевого творчества мы стараемся сравнивать однотипные персонажи в разных сказках, определять схожие черты характера и черты, их отличающие. В соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка и группы в целом учимся придумывать продолжение сказок, видоизменять их средством введения дополнительных персонажей, волшебных предметов. В процессе пересказа текста сказки активизируется мыслительный процесс ребенка, развиваются различные виды речи ( монолог, диалог), обогащается «багаж» детских эмоций- от уровня их распознавать до умения «примерить» на себя.
2. Построение развивающей работы на материале изученной сказки. Таким образом, вырисовывается целостное и многоплановое представление о литературном произведении, содержание которого помогает развитию, воспитанию и обучению детей с нарушениями речевого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ
Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений называется – народная сказка.Я полагаю, что развитие словесного творчества детей на матер...
Педагогический совет в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».
педагогический совет - традиционная форма методической работы. изменение структуры педагогического совета, отказ от привычной формы требует дополнительной подготовки. Вашему вниманию предлагается ...
«Сказка, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».
В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание я уделяю развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи использую рассказывание детей. ...
«Сказка, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».
В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание я уделяю развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи использую рассказывание детей. ...
Сказка как средство развития речи и воспитания детей
Сказка как средство развития речи и воспитания детей...
«Русские народные сказки как средство развития речи и нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Сказка - это удивительное, по силе психологического воздействия, средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказ...
«Театр как средство развития речи и воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов "Театр как средство развития речи и воспитания детей младшего дошкольного возраста" расширяет знания о влиянии театрализованной деятельности на развитие всех психи...