"Профессии"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кузьминых Ольга Николаевна

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professiidokument_microsoft_word_16.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • совершенствовать навыки звукового анализа;
  • совершенствовать умения детей  в составлении  схем предложений;
  • закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи.

Коррекционно-развивающие:

  • Активизировать и развивать словарь: уметь подбирать синонимы и антонимы;
  • активизировать и развивать лексико-грамматический строй речи: продолжать учить образовывать новые слова;
  • развивать связную речь;
  • развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность;
  • развивать общую моторику.
  • развивать общеречевые навыки: проговаривать скороговорки,

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
  • воспитывать самоконтроль за речью;

  • воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;

  • формировать познавательный интерес, желание учиться.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Психогимнастика.
«Будильник»

Логопед. - Утро. Проснулся будильник.  Потянулся. Улыбнулся. Широко открыл глазки и быстро-быстро заморгал ими. Понял, что пора звонить. Глубоко-глубоко вздохнул и зазвенел. (Рррррррррррррр)

Дети выполняют соответствующие движения. 

Л. – Зачем нам нужен будильник? (... чтобы не проспать на работу). 
Л. – Сегодня мы будем говорить о труде, работе людей. Садитесь на свои места.

Л. - Нам пришло письмо, и принес его (кто?) почтальон. Посмотрим, что в нем?

     -  В письме карточка. Интересно, что в ней написано?  (Игра «Договори словечко»). Я начну предложение, а вы его закончите.

2.  Игра «Договори словечко».

В школе учит нас ... учитель.
Строит здания ... строитель.
Поезд водит ... машинист.
На тракторе пашет ... тракторист.
Самолетом правит ... летчик.
Паркет выложит ... паркетчик.
Красит стены нам ... маляр.
Мебель делает ... столяр. 
Пишет красками ... художник.
Сапоги сошьет ... сапожник.
Часы починит ... часовщик.
Погрузит краном ... крановщик.
За свинками следит ... свинарка.
Доит коров всегда ... доярка.
В доме свет провел ... монтер.
В шахте трудится ... шахтер.
Песни нам поет ... певец.
Кто всех знает ...
МОЛОДЕЦ!

Л. – Вы назвали много слов. Скажите, что все они означают? (Профессии людей). Правильно.

Л. – Значит, что такое профессия?

Д. -  Профессия – это работа, дело, которым занимается человек.

Л. - Сегодня на занятии мы с вами отравимся в путешествие по городу «Профессий».

Л. - Первая улица, на которую мы пришли – это улица скороговорок.  Послушайте фразу  и отгадайте, человек какой профессии так говорит: «Открой ротик и сделай «Чашечку» из язычка.

Д. – Это логопед.

Л. – Что делает логопед?

Д. – Логопед учит детей правильно и красиво говорить.
Л, - Давайте вспомним и произнесем скороговорки о профессиях.

      3. Проговаривание скороговорок. (Работа над четкостью дикции и интонацией).

  • Ткет ткач ткани на платки Тане.

Д. – Кто ткет ткани? (Ткет ткани ткач).

  • Рыбу ловит рыболов,
    Весь в реку уплыл улов.

Д. – Кто ловит рыбу? (Рыбу ловит рыболов).

  • Часовщик чинил часы,
    Прищемил себе усы.

Д. – Кто чинит часы? (Часы чинит часовщик).

  • Бублик, баранку, батон и буханку
    Пекарь из теста испек спозаранку.

Д. -  Кто печет из теста? (Из теста печет пекарь).

  • Кровельщик Кирилл
    Криво крышу крыл.

Д. – Кто крышу крыл? (Крышу крыл кровельщик).

Л. – Молодцы. Идем дальше. Следующая улица книг. Послушайте фразу  и отгадайте, человек какой профессии так говорит: «Что вам предложить почитать?»

Д. – Это  библиотекарь.

Л. – Что делает библиотекарь?

Д. – Библиотекарь выдаёт книги читателям.

Л. – Перед нами две книги. В одной живут слова – приятели, а в другой слова -  неприятели.  Книги случайно упали с полки, и все слова перемешались, остались только картинки. Давайте вернём слова на свои места.

   4. Подбор синонимов и антонимов к словам-действиям.

По картинкам.

Л. – У каждого из вас есть картинка. Посмотрите на неё.  Скажите разными словами, что делают дети: (девочка думает, размышляет; мальчик ломает, разрушает, девочка смеётся, хохочет; мальчик кидает, бросает; девочка прыгает, скачет).

Л. – А теперь давайте подберём слова  противоположные по смыслу: Строить – ломать, опускать – поднимать, смеяться – плакать, сидеть – стоять, откручивать – закручивать.

     5. Физминутка «Как живешь?»

Л. - А теперь посмотрим,  как вы умеете работать и отдыхать.

  • Как живешь?
  • Вот так!
  • Как бежишь?
  • Вот так!
  • Как ты спишь?
  • Вот так!
  • Как стираешь?
  • Как суп варишь?
  • Вот так!
  • Как  ты шьёшь?
  • Вот так!
  • Как стрижешь?
  • Вот так!
  • Как стену красишь?
  • Как машину водишь?
  • Вот так!
  • Как на гитаре играешь?
  • Вот так!
  • Как лампочку меняешь?
  • Вот так!

Дети показывают соответствующие движения.

Л. – Молодцы. Идем на улицу  слов. Ответьте, кто может так сказать: «Дети, надеваем чешки и идем в музыкальный зал».

Д. – Это  воспитатель. Воспитатель воспитывает детей.

     6. «Как будет называться профессия?» Закрепление навыка словообразования профессий.

Л. – Давайте поможем ребятам из старшей группы образовать названия профессий, состоящих из двух слов.

  • Труба чистить – трубочист;
  • рыба ловить – рыболов;
  • звёзды считать – звездочёт;
  • собака водить – собаковод;
  • под водой лазить – водолаз;
  • скала лазить – скалолаз;
  • земля копать – землекоп,
  • пчел водить – пчеловод;
  • хлеб печь – хлебопек;
  • лес рубить – лесоруб.

7.  Образование глаголов движения с помощью приставок.

Л. – Мы пришли на следующую улицу. Здесь мы слышим фразу: «Куда вас  подвезти?» Кому она может принадлежать?

Д. -   Водителю.  Водитель управляет автомобилем.

Л. – Перед вами картинки. Расскажите, как передвигается машина.

Д. – Машина отъехала от дома и т. д. (по картинкам).

     8. Д/и «Инструменты».

Л. – Ребята, мы пришли с вами в магазин инструментов. Нам нужно купить три предмета. А вот что это за предметы вы должны отгадать. Схема слов: _И_А (пила), И_ _А (игла), _О_И_ (ножик).

Л. – Что делают этими инструментами?  (Пилой пилят, ножиком режут, иглой шьют).

9. Разбор предложения.

Л. – Вот новая улица.  Послушайте следующую фразу  и отгадайте, человек какой профессии так говорит: «Я хочу нарисовать ваш портрет».

Д  - Это художник.

Л. – У нашего художника нет красок. Куда он пойдет за ними?

Д. -  Художник  пойдет в  магазин.

Л. – Художник купил в магазине краски. Что я произнесла?

Д. – Предложение.

Л. – Сколько слов в этом предложении? Назовите первое слово, второе, третье, четвертое, пятое. Назовите маленькое слово – предлог. С какой буквы будем писать предложение, что поставим в конце предложения?  Проведите разбор предложения.

Л. – Назовите последнее слово в предложении. (Краски). Сколько слогов? Назовите первый слог. Сколько звуков в этом слове?   Назовите первый звук, дайте ему характеристику и т.д.

           Дети проводят звуковой разбор слова краски.

Л. - Наше путешествие в город «Профессий» закончилось.  На минутку закройте глаза и представьте,  кем вы будете, когда вырастите,  что будете делать, и для чего вы это будете делать.

     10. Игра «Кем ты будешь?»

Я буду строителем и буду строит  дома для того, чтобы люди хорошо жили.

Я буду поваром и буду готовить вкусные блюда для того,  чтобы…

Я буду воспитателем и буду воспитывать детей….

     11. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ознакомлению старших дошкольников с профессиями взрослых "Все профессии нужны, все профессии важны"

Цель проекта:Познакомить  детей с различными профессиями взрослых.Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.Обеспечить  начальную профориентацию детей дидактическими и методич...

«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)

Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...

Конспект (НОД) в старшей разновозрастной группе на тему: «Увлекательные профессии взрослых» с использованием мультимедийного пособия "Все профессии важны, все профессии нужны"

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД)в средней группе на тему: «Профессии»(образовательная область «Познавательное развитие»).Цель: Обобщить знания по теме «Профессии».Задачи:Обр...

Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа).

Краткосрочный  проект  с целью: Дать представление детям о профессии "Повар" через сюжетно-ролевых игры....

Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»

В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...

Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"

Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...