Задачи развития речи детей 4-7 лет в семье
консультация по логопедии по теме
Задачи развития речи в семье:
- развитие лексической стороны речи;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие и совершенствование звуковой культуры речи;
- развитие связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи развития речи детей 4-5 лет в семье
Развитие лексической стороны речи
Расширять и активизировать словарный запас на основе углубления представлений ребенка об окружающей действительности. Много рассказывать и показывать ребенку, водить его на экскурсии, проводить наблюдения, рассматривать отдельные объекты и предметы.
Активизировать в речи слова, обозначающие качества и свойства предметов в различных видах детской деятельности (трудовые поручения, самообслуживание, изобразительная деятельность, художественный труд, наблюдения и др.), рассказывать и показывать ребенку различные качества (легкий, тяжелый), признаки (пластмассовый, металлический) и свойства (тонет, плавает) предметов рукотворного и природного мира. Доказать (показать) свойства в практическом плане (например: пластмассовая лодочка плавает, так как она легкая, а металлический ключ тонет, так как он тяжелый). Обращать внимание ребенка на то, из чего сделаны предметы (из дерева — деревянный, из кирпича — кирпичный и др.).
В повседневной жизни (например, при посещении разнообразных магазинов, во время прогулок) или через игровые упражнения закреплять и расширять обобщенное значение понятий: овощи, фрукты, посуда, одежда и др. Например, игровое упражнение «Путешествие»: «Мы собираемся на Север. Там очень холодно. Нам понадобятся меховые шубы, теплые шапки, вязаные шарфы, толстые брюки. Как это называется одним словом? (Одежда.) Какая это одежда? (Теплая или зимняя.) Собираясь в путешествие, мы должны подумать о продуктах питания. Крупы, консервы. А еще — яблоки, бананы, апельсины, груши. Как это можно назвать одним словом? (Фрукты.) Обязательно захватим картофель, свеклу, морковь. Как называются эти продукты? (Овощи.)».
После просмотра фильмов, прослушивания сказок следует предложить и помочь ребенку подобрать глаголы, раскрывающие действия понравившегося ему персонажа. Проводить специальные игровые упражнения для подбора глаголов действия, осуществляемых одним действующим лицом или персонажем. (Кто что будет делать? Мама — готовить ужин, накрывать на стол, мыть посуду, пить чай, смотреть телевизор; папа — помогать маме, читать книгу, разговаривать по телефону; брат — делать уроки, слушать музыку, играть в шашки; я — помогать маме и папе, играть, рисовать, кушать, умываться, ложиться спать. Что делает зайчик? (Действия с игрушкой.) Зайка прыгает, бегает, резвится, прячется и т.д.)
Через простые игры типа «Мальчик (девочка) наоборот» легко и весело вводить в словарный запас ребенка простые антонимы (слова с противоположным значением).
Формирование грамматического строя речи
Обращать внимание ребенка на правильное употребление предлогов, выражающих пространственные отношения. Для этого в повседневной жизни создавать специальные житейские и игровые ситуации, позволяющие упражнять ребенка: в правильном употреблении предлогов; в умении действовать в соответствии со словесной инструкцией, содержащей изучаемые предлоги. Например, житейская ситуация: во время уборки игрушек обратить внимание ребенка на то, куда «разбежались» игрушки (что (кто) где находится): кубики лежат на полу; зайчик спрятался за шкаф; машина заехала под стол и т. д. Взрослый говорит: «Давай все расставим по местам: кубики сложи в коробку; зайчика посади между куклой и медведем; машину поставь на полку» и т. д. или предлагает убрать игрушки по местам, а затем спрашивает: «Что ты убрал? Куда поставил (положил)?»
Игровая ситуация «Собираем пирамидку». Взрослый прячет кольца от пирамидки в разные места по комнате и предлагает найти их по подсказке: «Синее кольцо (или самое большое кольцо) лежит в шкафу под тарелкой. Красное кольцо лежит на полке между книгами» и т.д.
Для закрепления умений ребенка употреблять имена существительные во множественном числе, систематически предлагать ему игровые упражнения типа «Волшебник». Прикосновением волшебной палочки (карандаша, который дается ребенку) все увеличивается в количестве: был один стул — стало много стульев; была одна тарелка — стало много тарелок; был один конь — стало много коней; было одно окно — стало много окон и т.д.
Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?). С помощью волшебной палочки все может и исчезать: были кони — и нет коней; были окна — и нет окон; были яблоки — и нет яблок и т. д. (тарелка без яблок, окна без штор и т.п.).
Учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении и спрягать глагол хотеть. Проводить с ребенком игры «Командир» (ребенок отдает приказы, а взрослый их выполняет); «Великий Нехочуха» (взрослый предлагает ребенку и его друзьям-игрушкам что-либо сделать, а ребенок от своего имени и от имени игрушек отказывается, употребляя глагол хотеть: не хочу спать, мишка не хочет прыгать, машины не хотят ехать, мы не хотим смотреть телевизор и т. д.);«Спор с Нехочухой» (взрослый: «Я не хочу есть»; ребенок: «А я хочу есть»; взрослый: «Зайчик не хочет петь»; ребенок: «Зайчик очень хочет петь» и т. д.).
Упражнять ребенка в образовании существительных при помощи суффиксов. Проигрывать вариант игры «Волшебник» (все, чего касается волшебная палочка, уменьшается в размере: юбка превратилась в юбочку; елка превратилась в елочку; ложка превратилась в ложечку и т.д.).
Закреплять приемы словообразования существительных по теме «Животные и их детеныши». Например: ситуация с игрушками (картинками) «Лесной детский сад». (В лесу открылся детский сад, и все звери повели своих детенышей на лесную поляну.Слон привел слоненка, лев — львенка, тигр — тигренка и т.д.)
Закреплять умение образовывать глаголы с помощью приставок. Использовать наблюдения за действиями игрушечных персонажей, других людей (шел — зашел — вышел — перешел — ушел; лез — залез — вылез — перелез — подлез; прыгает — подпрыгивает — перепрыгивает — запрыгивает и т. д.). Использовать воображаемые ситуации. Например, «Цирк» (образование глаголов с помощью приставок при-, про-, пере-). Игрушки собирались на представление: машинка приехала, кукла пришла, самолет прилетел, лошадка прискакала, мячики прикатились, зайчики прискакали, лодочка приплыла, черепаха приползла. А веселый мальчик Игорь прибежал. Двери цирка открылись и пропустили игрушки в зал: машинка проехала, кукла прошла, самолет пролетел и т. д. После представления все игрушки вышли из цирка и стали перебираться через дорогу. Машина переехала, кукла перешла, самолет перелетел и т.д.
Закреплять умение составлять и распространять простые предложения в игровых упражнениях типа «Представь себе». Например: «Представь себе, что ты в магазине игрушек. Какие игрушки там продаются? (В магазине продаются мячи, куклы, машины, лопаты и т. д.) Представь себе, что на столе стоит много вкусной еды. Какая еда стоит на столе? (На столе стоят торт, конфеты, сухари, печенье и т. д.) Представь себе, что мы на берегу реки. Что мы делаем? (На берегу реки мы загораем, играем в мяч, строим из песка, кидаем в воду камешки и т. п.)» Взрослый и ребенок по очереди «удлиняют» предложение, каждый раз повторяя получившийся вариант.
Развитие и совершенствование звуковой культуры речи
По рекомендации педагогов проводить с ребенком специальные игровые упражнения по развитию и совершенствованию звуковой культуры речи. Предлагать специальные игровые упражнения и игры типа: «Слушаем звуки улицы», «Кто так кричит?» и т.п.; игры в рифмы (или «поэты») на подбор слов, близких по звучанию (лягушка — петрушка — ватрушка — старушка).
Упражнять ребенка в выделении заданного звука в словах (в начале слова); в умении подбирать слова на заданный звук (в начале слова).
Следить за четким и спокойным произнесением слов и фраз.
Развитие связной речи детей
Закладывать семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовских мероприятиях и др., где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону, в общественных местах и т.п.
Поощрять стремления ребенка описывать понравившиеся предметы и игрушки; пересказывать понравившиеся сказки, произведения (фильмы и мультфильмы).
Подготовила: учитель-логопед Газизова Г.Р.
Задачи развития речи детей 5-7 лет в семье
Развитие лексической стороны речи
Много рассказывать и показывать ребенку, читать познавательную литературу, водить на экскурсии, проводить наблюдения. Внимательно рассматривать отдельные объекты и предметы. При этом желательно учитывать познавательные предпочтения (интересы) своего ребенка.
Рассказывать ребенку о родственниках (где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку); о своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают. Очень привлекательны для детей воспоминания близких об их детстве; об играх, в которые они играли. При этом можно предложить ребенку поиграть в эти игры. Следует попросить малыша описать игры, в которые он играет со своими товарищами в детском саду. Очень интересны и приятны для ребенка и взрослых моменты, когда оказывается, что некоторые игры прошли через годы; в них в детстве играли родители, они по-прежнему интересны их детям.
Продолжать семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне. (Чем тебя порадовал сегодняшний день? Чем огорчил? Чем удивил? И т.д.) Обсуждать и планировать все совместные мероприятия вместе с ребенком.
По рекомендации педагогов проводить специальные речевые игры с целью обогащения и совершенствования лексической стороны речи ребенка. Так, для развития различных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов) можно использовать игровые упражнения типа «Зимние слова», «Сладкие слова», «Стеклянные (деревянные, пластмассовые и др.) слова»; «Вежливые слова», «Веселые слова», «Грустные слова», «Спортивные слова» и др. При этом следует дать установку на игру: «Давай с тобой вспомним все возможные слова, которые напоминают нам о зиме. Это — зимние слова».
В повседневном общении продолжать расширять запас слов-обобщений за счет уточнения их значения и с помощью речевых упражнений типа «Магазин обуви (одежды, мебели, канцелярских товаров и т. д.)».
Продолжать работу со словами-антонимами и синонимами (игры типа «Мальчик (девочка) наоборот» на закрепление слов-антонимов; игровые упражнения «Дружные слова», «Сердитые (веселые, ласковые и т. д.) слова», «Скажи по-другому» на закрепление слов-синонимов).
Упражнять ребенка в умении вычленять в разнообразных предметах части и называть их (например, с помощью игрового упражнения «Кто больше назовет деталей (частей)?»).
Формирование грамматического строя речи
Упражнять детей в правильном употреблении глаголов. Проводить с ребенком речевые игры типа «Кто что умеет делать?» на подбор глаголов (например: «Что умеет и любит делать кошечка? Бегать, спать, лакать, играть, мяукать» и т. п.); «Измени словечко» на умение употреблять и образовывать глаголы с приставками у-, при-, вы-, за-, пере-, под- и др.
В повседневном общении с ребенком создавать речевые ситуации, позволяющие ребенку согласовывать существительные с числительными.
Играть с ребенком в речевые игры, рекомендованные педагогами детского сада. Например, «Поиграем-посчитаем» (взрослый (или ребенок) выбирает слово, которое надо согласовать с разными числительными, например, ведро; дети по желанию или по указанию составляют словосочетания (одно ведро, два ведра, пять ведер и т. п. до десяти).
Следить за тем, как ребенок употребляет сложные формы существительных множественного числа в родительном падеже.
Поощрять стремление ребенка использовать в речи сложные типы предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные).
В игровых ситуациях упражнять ребенка в составлении простых распространенных предложений. Например, игра типа «Молчун и говорун»: один игрок задает основу предложения (молчун), а другой (говорун) расширяет основу как только может. (Стоит дом. — В зеленом лесу стоит деревянный дом. — На опушке огромного зеленого леса стоит деревянный дом с узорчатыми ставнями. И т.д.)
Развитие и совершенствование звуковой культуры речи
По рекомендации педагогов проводить с ребенком специальные игровые упражнения по развитию и совершенствованию звуковой культуры речи как составной части подготовки ребенка к последующему обучению грамоте.
Для развития фонематического слуха упражнять ребенка в выделении первого звука в своем имени, в имени окружающих, в названии любимой игрушки, а затем в определении последовательности звуков в этих словах.
Для развития фонетического слуха делить слова на слоги и определять их последовательность.
Следить за правильным ударением при произнесении слов. Упражнять ребенка в правильном использовании ударений в словах, проводя игры типа «Так и не так»: взрослый произносит слова или словосочетания, сочетая правильное и неправильное использование ударений, а ребенок слушает и поправляет взрослого, произнося слово (словосочетание) с правильным ударением.
Закреплять произносительную сторону речи с помощью чистоговорок, скороговорок.
Развитие связной речи детей
Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми. Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога. Показать пример, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону.
Продолжать семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовских мероприятиях и др., где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Обсуждать с ребенком совместные мероприятия.
Формировать осознанное отношение к ведению диалога через ненавязчивый анализ текущего диалога (посредством вопросов «Ты внимательно слушал меня?», «Ты понял, о чем я тебе рассказал (а)?», «Что тебе непонятно?», «У тебя есть ко мне вопросы?»).
Закреплять полученные в детском саду навыки по составлению связных монологических высказываний через:
- составление рассказов по семейным фотографиям, охватывающим определенный временной отрезок (рост малыша, летний отдых и т. п.);
- рассказы по сериям картинок (рассказы в картинках разных художников; комиксы с доступным ребенку содержанием и т.п.);
- работу с иллюстрациями к непрочитанным книгам (по картинкам в книге определить, о чем она (ее главную идею); кто главные герои; с чего начинаются приключения героев; какие события в ней описаны (средняя часть), чем закончится эта история).
Упражнять в составлении элементарных описаний (перечисления предметов, признаков и т. д.) через игровые упражнения типа «Наряды для Золушки» (описание фасонов одежды), «Машины будущего» (описание моделей и их функционала), «Комнаты разных героев» (описание интерьеров — комнаты в Кошкином доме, комнаты Мальвины, Заюшкиной избушки и т.п.).
Поощрять попытки ребенка сочинять сказки и рассказы. Следить за соблюдением правил составления связных высказываний. Обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами.
Подготовила: учитель-логопед Газизова Г.Р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/18/picture-165490-1437240665.jpg)
Задачи развития речи детей 4-7 лет в семье
Задача развития речи в семье:- развитие лексической стороны речи;- формирование грамматического строя речи;- развитие и совершенствование звуковой культуры речи;- развитие связной речи....
Задачи развития речи детей 4—5 лет
Задачи развития речи детей 4—5 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/27/picture-952776-1506489167.jpg)
Доклад творческой группы по годовой задаче "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой с учётом регионального компонента"
Подвижные игры воспитывают у детей: самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества; развитие фразовой речи, автоматизацию звуков в тексте, развитие темпа и ритма речи....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/01/picture-1308451-1612188705.jpg)
Цели и задачи развития речи детей в ДОУ
Цели и задачи развития речи детей в дошкольном возрасте по возрастам....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/09/picture-940812-1644426288.jpg)
Консультация для родителей: « Основные задачи развития речи детей »
В данной консультации представлены рекомендации для развития речи детей....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/05/picture-1171006-1570282648.jpg)
"Задачи развития речи детей второго года жизни"
Речь ребенка раннего возраста возникает как необходимость взаимодействия со взрослыми. Важно создавать условия для развития пассивной и активной речи....