Публичная лекция " А можно ли так говорить?"
консультация по логопедии на тему

В лекции затронуты проблемы современного русского языка. Всё чаще люди разговаривают на сленге, используя жаргонизмы и вульгаризмы. В лекции раскрываются причины  использования сленга и приемы воспитания грамотной, культурной речи.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnaya_lektsiya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

А МОЖНО ЛИ ТАК ГОВОРИТЬ?

Совсем недавно я оказалась невольной свидетельницей вот такого разговора:

- Смотри, какой трактор прикольный! Круто он тарахтит, офигеть, да? – восторженно говорил пятилетний мальчик, глядя на трактор, подметающий дороги.

- Это что еще за слова такие, а? Где только нахватался? Я сейчас тебе рот туалетным ежом буду чистить! – гневно восклицала мама, несмотря на восторг сына.

Мальчик остановился в недоумении:

- Мама, ну все так говорят… и Мишка, и Дениска, и…даже папа.

- Ну уж, только не наш папа.

- А вот и папа, вчера он сам так сказал: «Вот я какого тебе рейнджера прикольного купил!».

- Прикольного кого?

Подслушанный диалог наглядно демонстрирует, что в последнее время  не только в молодежной среде, но и в речи дошкольников используются элементы, которые известный французский литературовед определил следующим образом: «У множества людей имеется целый словарь, освобождающих их от мысли: он состоит из слов, мало что выражающих, а потому приложимых к чему угодно».

Так какие же слова входят в этот «словарь», чуждый литературному языку?  

Это слова – жаргонизмы, которые используются в общении людей, объединенных профессией, общими интересами. Всем нам известны такие жаргонизмы: клевый, прикольный, суперский, фишка, чувак, тусовка.

Если рассматривать причины внедрения жаргонизмов в речь дошкольников, прежде всего, необходимо говорить о подражании взрослым и более старшим детям.

Не менее нам знакомы слова-паразиты, среди самых популярных и наиболее ранних сорняков, расцветающих на просторах детской речи, это так называемые навязчивые слова: ну, это, вот, значит, типа, короче, как его, в общем. Основными причинами использования слов паразитов являются недостаточная развитость связной речи и малый словарный запас, что и подталкивает детей к интуитивному поиску слов не несущих смысла. Например, характерное детское высказывание, которое вы сами слышали не раз: «Слушай…ты…ну…это…как там тебя…..Сашка! короче …это…значит… такое дело …ну … в общем пошли гулять».

Нередко в беседах с родителями, а иногда с педагогами, приходится сталкиваться с расхожим, но неточным определением: «Он у нас совсем распустился, появился какой-то жуткий жаргон, начал говорить разные плохие слова, порой и матом ругается». Между тем следует отличать жаргон от сквернословия – использования ругательств и вульгарно просторечных слов и выражений. К ним относятся слова: рожа, башка, припереться, жрать и т.д.

Известно, что бранные, грубые, фамильярные высказывания, особенно в детской речи не обязательно имеют целью оскорбление и унижение адресата. Вспомним известную шутливую поговорку: «Русский человек не ругается матом – он на нём разговаривает».

Мама воспитывает пятилетнюю дочь, как следует вести себя за столом: «Сиди прямо, не кроши на стол. Смотри уже весь хлеб сожрала». Девочка радостно перебивает: «Мамочка, жрать -  это плохое слово! Нам воспитательница в садике  сказала» - думаю комментарии излишни.

Анализируя эти и подобные ситуации, приходится признать, что, во-первых, часто мы, взрослые, требуем от ребёнка вежливости и чистоты речи, не замечая грубости и бестактности собственного речевого поведения. Во-вторых, не смотря на то, что сквернословие не может само по себе иметь агрессивной направленности, приведённые примеры наглядно показывают, что часто неконтролируемое использование ругательств в повседневном бытовом общении, несомненно, демонстрирует низкий уровень речемыслительной культуры человека, бедность словарного запаса, невоспитанность, отсутствие умения выражать свои мысли и чувства литературным языком. Античный философ Аристотель сказал: «Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков».

Следующая категория слов – варваризмы, т.е. иноязычные слова и выражения, которые вводятся в речь никак не обогащая её, поскольку просто дублируют уже существующие в языке наименования., например: вау, хай, бай, йес, лизинг. Вот современная переделка известной считалки: «Вышел Бэтман из тумана…».

Причины, по которым  дошкольник употребляет ругательства и вульгаризмы могут быть следующие:

  • Выражения отрицательных эмоций (злость, раздражение, отвращение и т.д.) или негативных намерений (оскорбить, унизить, утвердить собственное превосходство);
  • Активное самоутверждение ребёнка, как самостоятельной языковой личности, подчёркивания индивидуальности речевой манеры;
  • Демонстрация ребёнком своей псевдовзрослости, осведомлённости в сфере ненормативной лексики;
  • Способ установления контакта со сверстниками, желание говорить как все;
  • Запрещённый, но весьма эффективный приём привлечения внимания взрослых, не важно как лишь бы заметили.

Вульгаризмы в речи дошкольников часто выступают примитивным подражанием некультурной манере общения взрослых.

   Можно ли эффективно противостоять засоряющим язык элементам? Решением этого непростого вопроса  должен стать некий педагогический компромисс, «золотая середина» между крайними позициями, что можно сформулировать в виде принципа: не запрещать, но ограничивать!

 Используя следующие приемы  и способы, такие как:        

  1. Самоконтроль и самовоспитание взрослых. Не секрет, что речь взрослых в значительно большей степени, выступает моделью для наблюдения и эталоном для подражания ребёнка. Нужно проанализировать свою речь, насколько мы лояльны к сленгу, используем ли его в разговоре между взрослыми, в общении с ребёнком.
  2. Воспитание личным примером. То есть демонстрация взрослым желаемых образцовых форм в своей речи.
  3. Живое общение с ребёнком. Иногда ненужные слова начинают появляться в детской речи вследствие элементарного дефицита общения со старшими, когда с детьми просто мало разговаривают.
  4. Аргумент в форме сравнения. Например: «Ты же умываешь лицо, руки, следишь за чистотой одежды, значит и язык нуждается в чистоте».
  5. Окультуренное воспроизведение. Этот приём применял наш коллега из фильма «Джентельмены удачи». Помните, он заставлял уголовников расшифровывать их жаргон: «Редиска – нехороший человек, и т.д.».

Мы сможем изменить нежелательное речевое поведение дошкольника, объединив усилия семьи и детского сада. Делать это следует планомерно, но деликатно. Для этого воспитателям и родителям нужно настойчиво и одновременно корректно, помогать ребёнку справиться с заполнением неловких пауз в речи, подсказывая и напоминая «нужные» и «подходящие» слова. Предупреждению использования дошкольниками «паразитарной лексики» способствует целенаправленная и систематическая работа по развитию связной речи и обогащению словарного запаса в дошкольном учреждении. Наиболее эффективные пути показаны на слайде.

Совместная работа ДОУ и семьи позволит сформировать в сознании ребёнка систему основны.х этических представлений, мировозренческих принципов и коммуникативных установок, необходимых для осознанного и эффективного контроля за чистотой своей речи.

Устная речь     В.Шефнер.

Это так, а не иначе,                                                 Ты их выпусти оттуда,

Ты мне, друг мой, не перечь:                                 В быт обыденный верни,        

Люди стали жить богаче,                                        Чтобы речь – людское чудо -

Но беднее стала речь.                                               Не скудела в наши дни.  

Гаснет устная словесность-

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная лекция для родителей дошкольников "Роль музыкально-ритмической деятельности в жизни ребенка".

Данная лекция применяется на родительском собрании, С помощью теоретического и практического материала родители узнают о пользе музыкально- ритмической деятельности в жизни ребенка,Лекция сопров...

Публичная лекция Тема: «Необыкновенные свойства обыкновенной воды»

Публичная лекцияТема: «Необыкновенные свойства обыкновенной воды»...

Публичная лекция: взаимодействие с аудиторией (конкурс "Учитель года - 2010" "Ясадовником родился".

Публичная лекция: взаимодействие с аудиторией (конкурс «Учитель года – 2010»«Я садовником родился»Люблю я пробуждение природы,Когда в росе, проснувшись ото сна, Благоухают все цветы на свете,Улы...

Публичная лекция на тему: Индивидуальность ребенка как вызов педагогу

Публичная лекция на тему:Индивидуальность ребенка как вызов педагогу...

Публичная лекция на тему: «Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольной образовательной организации».

Английский писатель Р. Киплинг  утверждал: «Образование — важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно».В Законе РФ &laqu...

Публичная лекция

Выступление на конкурсе:"Воспитатель года"....