Публичная лекция
статья (подготовительная группа) на тему

Савина Надежда Анатольевна

Выступление на конкурсе:"Воспитатель года".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya.docx192 КБ

Предварительный просмотр:

              Р О С С И Й С К А Я    Ф Е Д Е Р А Ц И Я

                 Администрация Неманского городского округа

               МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. НЕМАНА»

238710, Россия, Калининградская область, г. Неман, ул. Октябрьская, д. 17 ,

тел./факс. (8-40162)- 2-32-03,E-mail:shcola2.neman.@mail.ru

C:\Users\zam_sad\Desktop\Всё со стола\12.png

ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ

«Развитие математических способностей
у детей дошкольного возраста
через игровую деятельность
в условиях реализации ФГОС ДО»

Подготовила

Савина

Надежда Анатольевна,

воспитатель 1 категории

Добрый день уважаемые коллеги. Я Савина Надежда Анатольевна воспитатель 1 категории МАОУ «СОШ №2». Тема моего выступления: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО.

Ребёнку-дошкольнику необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры, владеть приёмами произвольного внимания и памяти, уметь выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Иными словами, важно не количественное накопление знаний, а их качественная сторона, и способность ребёнка самому находить способы удовлетворения познавательных запросов.///

 «Без игры нет, не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Один из основополагающих принципов ФГОС ДО - это построение образовательного процесса в формах, наилучших для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры.

Именно игра позволяет построить понятную детям систему обучения. Игра у дошкольников занимает важное место в жизни.  И самое главное -игра основной   вид деятельности дошкольников. ///

Сегодня я расскажу об играх, используемых мною для формирования элементарных математических представлений у детей.

Играя в дидактические игры учу детей свободно работать с числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. ///

         Для лучшего запоминания и закрепления цифр использую различные приёмы: вылепить цифры из пластилина, выкладывание из пластилиновых шариков, из бумаги приёмом аппликации, из ниток, из шнура на ковре, рисование палочкой на песке, на снегу т. д.

Играя в дидактические игры формирую не только знания о цифрах, но и развиваю умение соотносить количество предметов с числом и цифрой. Дети учатся устанавливать зависимость между ними. ///

На прогулке, при проведении наблюдений, даю детям необычные задания: сосчитать прохожих, сосчитать деревья на участке, назвать цифры номерного знака машины, сосчитать ступени и другие задания.

         Такое разнообразие дидактических игр, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал в совершенстве. ///

 Расширяя пространственные представления дошкольников, даю задания: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади – Дима» и т.д. Очень любят дети игровые минутки с использованием схем групповой комнаты: любую игрушку прячу, а дети ее находят. Это вызывает интерес у детей и организовывает их и, главное, помогает в освоении пространственных отношений. ///

Учитывая, что в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, формирую умение рассуждать, обобщать, делать свои умозаключения. Предлагаю игры и упражнения, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления. Такие игры как НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ ФИГУРУ, ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ? ЛОГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ, ЛАБИРИНТЫ направлены на тренировку мышления, внимания, сосредоточенности при выполнении действий. Использую задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения рядов фигур, знаков, на поиск чисел. ///

Также для формирования математических представлений у детей, применяю в работе проблемные ситуации, задачи и вопросы. Например, предлагаю следующую ситуацию: «Разговаривают двое ребят: “Я вчера поеду к бабушке”, — сказал один. “А я завтра был у своей бабушки”, — похвастался другой. Как следовало правильно сказать?»

Некоторые проблемные ситуации по форме напоминают арифметические задачи, но решаются путем умозаключений, например: «Оля поехала к бабушке в субботу, а вернулась в понедельник. Сколько дней гостила Оля?» и т.п.

Различные временные категории активно используются детьми и при решении логических задач, требующих закончить начатую мною фразу: «Если сегодня вторник, то завтра будет...», «Если сестра младше брата, то брат….

Занимательные вопросы, игры-шутки направляю на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренировку памяти. В загадках предмет анализируется с разных точек зрения, подмечаются простейшие отношения.

Например: (попробуйте отгадать)

  • Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади, 1 впереди.

 Сколько было гусей? ///

В утреннее и вечернее время провожу игры математического содержания, настольно-печатные: «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Найди пару», игры в шашки и шахматы и др. При правильной организации и руководстве эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, геометрическими фигурами, величинами, решению задач. Таким образом, совершенствуются математические представления детей. /// 

Важное место в своей работе отвожу занятиям поисковой деятельности с проблемно-практическими ситуациями. На таких занятиях создаю специальную обстановку, чтобы дети могли посредством практических действий изучать свойства предметов, экспериментировать, подтверждать свои предположения.

При проведении образовательной деятельности использую сказочно-игровые ситуации. А также игры-путешествия – квесты, которые я выстраиваю на последовательном «передвижении» детей от одного пункта назначения к другому, где раскрывается дальнейший маршрут, а в конечном пункте ждёт сюрприз. Часто на остановках устраиваю «Ловишки», намеренно допускаю ошибки. Таким образом приучаю детей мыслить самостоятельно и развиваю у них желание применять полученные математические знания в повседневной детской жизни. ///

Работу я строю по принципу: «Пусть дети не видят, что я их чему-то обучаю. Пусть думают, что они только играют». Но незаметно для себя, в процессе игры, воспитанники считают, складывают, вычитают, более того решают разного вида логические задачи, формирующие определённые логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть.

Обучая маленьких детей, стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению. /// Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная лекция для родителей дошкольников "Роль музыкально-ритмической деятельности в жизни ребенка".

Данная лекция применяется на родительском собрании, С помощью теоретического и практического материала родители узнают о пользе музыкально- ритмической деятельности в жизни ребенка,Лекция сопров...

Публичная лекция Тема: «Необыкновенные свойства обыкновенной воды»

Публичная лекцияТема: «Необыкновенные свойства обыкновенной воды»...

Публичная лекция: взаимодействие с аудиторией (конкурс "Учитель года - 2010" "Ясадовником родился".

Публичная лекция: взаимодействие с аудиторией (конкурс «Учитель года – 2010»«Я садовником родился»Люблю я пробуждение природы,Когда в росе, проснувшись ото сна, Благоухают все цветы на свете,Улы...

Публичная лекция " А можно ли так говорить?"

В лекции затронуты проблемы современного русского языка. Всё чаще люди разговаривают на сленге, используя жаргонизмы и вульгаризмы. В лекции раскрываются причины  использования сленга и приемы во...

Публичная лекция на тему: Индивидуальность ребенка как вызов педагогу

Публичная лекция на тему:Индивидуальность ребенка как вызов педагогу...

Публичная лекция на тему: «Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольной образовательной организации».

Английский писатель Р. Киплинг  утверждал: «Образование — важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно».В Законе РФ &laqu...