Логопедическая игра «Кто шагает к Айболиту?»
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа) на тему

Девицкая Ольга Станиславовна

Эта дидактическая  игра «Кто шагает к Айболиту?» разработана для закрепления навыка автоматизации звуков и формирования навыка дифференциации звуков. Новизна её состоит в том, что ребёнку предлагается не только смотреть на картинки и называть их, но и действовать с ними разными способами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskaya_igra_kto_shagaet_k_aybolitu.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая игра «Кто шагает к Айболиту?»

Эта дидактическая  игра «Кто шагает к Айболиту?» разработана для закрепления навыка автоматизации звуков и формирования навыка дифференциации звуков. Новизна её состоит в том, что ребёнку предлагается не только смотреть на картинки и называть их, но и действовать с ними разными способами.

Возраст и количество детей: 5-7 лет.

В игре могут участвовать 2 ребёнка или две команды по несколько человек.

Необходимое оборудование: магнитная доска, картинки животных, птиц, насекомых (с наклеенными магнитами на обратной стороне).

Изготовление игры: вырезаете из старых журналов, книг или распечатываете на цветном принтере нужные картинки, «сажаете» их на картон и приклеиваете магнитик.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, фразах, учить дифференцировать звуки.

Задачи:

  • автоматизация звуков С, З, Ц, Ш, Щ, Ж, Л, Р в словах, фразах;
  • дифференциация звуков С-З, Ш-Ж, Л-Р, Ц-С, Р-РЬ, Л-ЛЬ, С-СЬ,    З-ЗЬ, Ш-Щ, Ч-Щ;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать навыки звукопроизношения, устную речь;
  • расширять словарный запас;
  • согласовывать слова в предложении;
  • развивать наблюдательность, слуховое внимание;
  • формировать умение выделять нужный звук в слове;
  • развивать навыки самоконтроля.

Ход игры:

Вариант 1 (дифференциация):

Количество игроков: 2 ребёнка или две команды по несколько человек.

Взрослый раскладывает на столе картинки на магнитах с изображениями животных, птиц, насекомых. Каждый ребёнок выбирает со стола картинку (в названии которой есть звук, который дифференцируется), называет, анализирует, используя слуховой контроль, выбирая только ту, в названии которой слышится нужный звук. Помещает на магнитную доску, ассоциируя  звук с буквой, и произносит фразу: «К Айболиту шагает  …..».  Если ребёнок ошибся, он пропускает ход, И так по очереди каждый член команды. Побеждает та команда, которая соберёт картинки с нужным звуком первой.

                Речевой материал:

Звук С, СЬ: сова, сорока, сом, снегирь, свиристель, скворец, песец, собака,                         свинья, слон …….

Звук З, ЗЬ: зубр, бизон, зяблик, змея, коза, зебра, заяц …..

Звук Ц: цапля, цыплёнок, овца, куница, синица, курица …….

Звук Ш: мышка, кошка, шакал, кашалот, кукушка, шмель …….

Звук Ж: жираф, ёжик, уж, жук, журавль, жаворонок ………

 Звук Л, ЛЬ: акула, голубь, лошадь, белка, волк, лиса,  филин, олень, хамелеон, телёнок, верблюд, лось, дятел, леопард, галка, ласточка

 Звук Р, РЬ: корова, рысь, крот, крокодил, воробей, кролик, бобёр, ворона, барсук …….

Звук Ч: черепаха, бабочка, пчела, чибис ……..

Звук Щ: щегол, щука, щенок …….

Это далеко не весь перечень названий, они взаимозаменяемы (слова: барсук, рысь – можно использовать для звуков –С-, -СЬ-, а слова: пчела, кашалот – для звука –Л-)

Вариант 2 (автоматизация): картинки на столе содержат общий звук (например, -Ш-) с которым в данный момент работает эта подгруппа.

                 Количество игроков: 1 -4 ребёнка

Логопед объявляет детям о том, что много животных, птиц и насекомых заболели, и только доктор Айболит может их спасти. Только для этого ребёнок должен правильно произнести слово или фразу с нужным звуком.

Каждый ребёнок выбирает со стола картинку, называет её правильно, или произносит фразу: «К Айболиту шагает  …..». За правильное произношение фразы ребёнок получает фишку (например, смайлик). Побеждает тот, у кого больше смайликов (тот, кто спас больше животных или птиц с насекомыми).

Если звуки –ш-, -ж- находятся на стадии автоматизации  во фразе – ребёнок может        наращивать фразу: произносит, например: 

У кошки болит ушко (брюшко, горлышко, шея).

У мышки ( кашалота, лошадки…) болит головушка.

У кукушки( воробышка, шмеля….) болит крылышко.

У ёжика (жирафа, ужа….) болит животик.

На стадии автоматизации звука –л- можно произносить фразу:  

У ласточки (волка, лисы….) болит лапка.

Игра очень нравится детям и помогает решать вопросы воспитательного характера:

  • Воспитание заботливого отношения к животным, желание помочь им;
  • Внимательно выслушивать речь своих товарищей, не перебивать их, стремиться оказать помощь.

Учитель-логопед: Девицкая О.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе "Весна шагает к нам быстрыми шагами"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе «Весна шагает к нам быстрыми шагами»...

Логоритмическая игра "Мы шагаем по дорожке"

Предлагаю два варианта разминки, на осенний и зимний сезон. Думаю легко можно заменить слова и движения на весенний и летние сезоны))...

Интерактивная игра "Первые шаги в мир математики"

Интерактивная игра "Первые шаги в мир математики" ...

Сюжетные игры – первые шаги в профориентации

Сюжетные игра -это первые шаги в профориентации. На примере "Больница" в первой младшей группе. В статье делюсь личным опытом....

Проект по формированию у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры «Первые шаги в математику» для первой младшей группы.

СП ГБОУ СОШ №1 д\с «Теремок» с. Приволжье       Проект по формированию у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры...

Математические игры « Посчитай шаги».

                    Математические игры « Посчитай  шаги»В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необхо...