Приключение Звукознайкина
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Мухамадуллина Земфира Зифаровна

конспект образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по обучению грамоте. Образовательная область "Речевое развитие"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие  по обучению грамоте  «Приключения Звукознайкина»

Авторы работы: Мухамадуллина Земфира Зифаровна

           Хазиева Рамзия Илсуровна

Место работы: МАДОУ  №145, Республика Татарстан, г. Казань

2014 г.

Образовательная область:  «Речевое развитие»

Интегрируемые области : «Познавательное развитие», «Социально-

                                               коммуникативное», «Физическое развитие».

Цель: Закрепление звука и буквы Р

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Закреплять  знания о звуке Р
  • Учить отвечать на вопросы распространенными предложениями
  • Учить выразительно читать стихи

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать фонематическое восприятие
  • Работать над преодолением нарушения слоговой структуры слов
  • Развивать навыки слогового синтеза и послогового чтения
  • Развивать навыки правильного произношения звука  Р в словах, предложениях, стихах
  • Развивать  психологические процессы  (память, внимание, мышление и воображение)
  • Развивать общую моторику
  • Развивать силу и высоту голоса
  • Развивать речевого дыхания
  • Работать над интонационно-выразительной стороной речи

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать гуманное отношение к природе
  • Воспитывать  умение работать в коллективе
  • Воспитывать в детях уважительное отношение друг к другу и умение выслушивать ответы сверстников
  • Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи
  • Формировать такие качества, как доброта и отзывчивость

Тип занятия: обобщение и закрепление ранее полученных знаний и применение их на практике.

Виды деятельности: игровые, продуктивные, коммуникативные, познавательно-исследовательские.

Методы: наглядные, словесные.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран,  презентация выполненная в приложении  Power Point, карточки для чтения на каждого ребенка, кукла Звукознайкин, буква Р для раскрашивания на каждого ребенка.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

  1. Организационный момент. 

Дети под звучание песни «Дорогою добра» (слайд № 1) входят в группу и садятся на стульчики.

Логопед: Ребята, сегодня к нам в гости должен прийти наш друг Звукознайкин. Но, что-то он задерживается. Давайте мы пока  посмотрим на волшебный экран, может мы увидим там Звукознайкина.

Психогимнастика (слайд 2)

Пока ждем нашего гостя, давайте немного поиграем! Раз, два, повернись и в животных превратись.

Логопед: Ребята, посмотрите, кто это?

Дети: Это тигр.

Логопед:  Как рычит тигр?

Дети изображают тигра: РРРР…

На экране появляется изображение котенка.

Логопед: Как мурлычет котенок?

Дети изображают котенка: Мурррр - муррр…

Логопед: Как подает голос  мама-ворона? (Кар-р-р, кар-р-р.)

Дети изображают ворону: Каррр-карр…(низким голосом)

Логопед: А как отвечает ей вороненок? (Кар-р-р-р.)

Дети изображают вороненка, который сидит в гнезде и ждет свою маму : Каррр-карр…(тонким голоском)  

  1. Сообщение темы

Логопед: Как вы думаете, о каком звуке, и о какой букве  мы будем сегодня говорить? Ребенок:  Сегодня мы будем говорить о звуке и букве Р.

  1. Характеристика звука Р. (Слайд 3)

Логопед: А вот и наш Звукознайкин. Давайте мы вместе с ним вспомним все, что нам известно о звуке Р.

Дети произносят  звук Р и тянут воображаемую нить.

Ребенок: На пути воздуха есть преграда. Звук Р не тянется – ниточка рвется, значит звук Р – согласный.

Ребенок: Звук Р произносим твердо, он твердый.

Дети держат горло ладошкой и произносят звук Р или закрывают ладошками  уши (проверяем, образуется ли голос – звонкий звук или глухой).

Ребенок: Горлышко работает, значит звук Р  звонкий.

Логопед: Проверяем наш ответ.

Выбираем ответы,  данные на экране. При выборе правильного  ответа, на экран выводится надпись «Правильно» (скрытый слайд 4), если ответ неверный - появляется надпись «Попробуй еще раз» (скрытый слайд 5).

Логопед: Звук Р согласный, твердый, звонкий. Все правильно, молодцы. А еще все вы знаете стихотворение о звуке Р, давайте его расскажем. Чтение детьми наизусть стихотворения «Мы со звуком Р друзья». (слайд 6)

  1. Работа над голосом (слайд 7).

Логопед: Ой, ребята, Звукознайкина в пути застал дождь. Слышите, как стучат капли дождя по крыше? Давайте превратимся в дождь. Изобразите его сначала тихо затем нормальным голосом и громко, а потом снова тише. Когда дождик начинается, капельки стучат по крыше тихо. Затем дождь усиливается, звук падающих капель становится громче. И вот начался сильный ливень, капли стучат по крыше очень громко. Теперь дождь заканчивается, капельки стучат тише, теперь стихают совсем.

Дети (начинают говорить шепотом, затем нормальным голосом, громко, нормальным голосом, шепотом): кап-кап-кап….

Логопед:   А как гремит гром?

Дети (начинают говорить шепотом, затем нормальным голосом и громко): РРР….

Логопед: Из-за  дождя наш друг немного загрустил. Но вдруг, в ветвях высокой сосны он услышал такие звуки … ( Звучит стрекотание сороки). Ребята, какая птица так подает голос? (слайд 8)

Дети: Это стрекочет сорока.

Логопед: Правильно дети. Так вот, что сказала Сорока: «Не грусти, Звукознайкин! Дождик уже закончился, поторопись в детский сад, ведь ребята тебя уже заждались».

  1. Чтение слогов со звуком Р.

 Дидактическая  игра «Волшебное заклинание» (слайд 9)

Логопед:  Звукознайкин выслушал  Сороку и отправился дальше. Но путь ему преградила высокая гора. Чтобы преодолеть это препятствие,  нам с вами нужно прочитать волшебное заклинание.

На экране на фоне горы напечатаны буквы Р и гласные буквы. Детьми составляются слоги,  и читается «заклинание» хором (РУ, РЫ, РА, РО).

Затем детям раздаются карточки для чтения, каждый ребенок читает свое «заклинание» (слоги со звуком Р) и  Звукознайкин, преодолев препятствие, идет дальше.

  1. Чтение слов с пропущенной буквой Р. 

Дидактическая игра «Узнай персонаж»  

Логопед: Звукознайкин шел, шел и вдруг оказался у ворот, которые охраняет Дед Буквоед. Дед Буквоед пропустит его, если он отгадает персонажей из мультфильмов и сказок. Давайте поможем Звукознайкину. (слайд 10)

Дети  читают названия персонажей сказок и мультфильмов с пропущенной буквой Р ( Бу.тино, К.окодил Гена, Ка.абас Ба.абас, Чебу.ашка, Пет.ушка). По мере прочтения слов в них появляется буква Р и картинка с изображением данного персонажа. (слайд 11)

  1. Физкультминутка  «Физкультпривет!» (слайд 12).

Логопед: Мы помогли Звукознайкину выполнить задания Деда Буквоеда и он прошел через ворота к пристани. Там он встретил  Бегемотика, который рассказал ему о том, что Бармалей на своем острове заколдовал животных. Теперь нужно их расколдовать, но один он не справится. Бегемотик попросил Звукознайкина помочь ему. На остров они поплывут на паруснике. Чтобы парусник поплыл нужно сделать дыхательную гимнастику.

Дети выполняют упражнение, направленное на развитие дыхания, сопровождая их стихами:

   Мы подуем высоко,               Руки поднять вверх, встать на носочки и подуть вверх.

   Мы подуем низко,               Руки опустить вниз, подуть вниз.

   Мы подуем далеко,             Руки вытянуть перед собой и подуть на них.

   Мы подуем близко.            Руки поднести к губам  и подуть на них.

   По окончании упражнения кораблик подплывает к острову.

   Логопед: Чтобы справиться с Бармалеем нам нужно сделать зарядку.

   

    На болоте бегемотик                  Движения в соответствии с текстом.

    Рано утром умывался

    Полотенцем растирался

    Ножками топал

    Ручками хлопал

    Вправо, влево наклонялся

    И обратно возвращался.

    Вот здоровья в чем секрет

    Всем друзьям физкультпривет!

  1. Дидактическая игра «Расколдуй животных»

Логопед: А вот и Бармалей. (На экране появляется изображение Бармалея). Давайте поможем Звукознайкину и Бегемотику справиться с заданием Бармалея.

        На экране появляются названия животных, но слоги в этих словах перепутаны (слайд 13).

Логопед: Ребята, прочитайте слоги  и расставьте их так, чтобы получились названия животных.

Дети читают слоги и называют животных ( дил-кро-ко – крокодил, ра-зеб – зебра, яц-за – заяц, раф-жи – жираф, ру-кен-гу – кенгуру, но-рог-со – носорог, пард-ле-о – леопард). При правильном назывании животного появляется его изображение.

Логопед: Молодцы! Мы расколдовали всех животных. Ребята, скажите в  названии какого животного нет звука Р?

Дети: Звука Р нет в слове ЗАЯЦ.

Логопед: Правильно. (Картинка с изображением зайца исчезает с экрана).

  1. Игра «Помоги лесу»? (слайд № 14)  

Логопед: Мы помогли Бегемотику, и теперь герой может идти дальше. Ребята, посмотрите, Звукознайкину снова нужна наша помощь. Он проходил мимо лесной полянки, на которой был такой беспорядок! Рассмотрите картинку и скажите чего нельзя делать в лесу.

 Дети по очереди отвечают:

- В лесу нельзя разорять муравейники.

- В лесу нельзя разжигать костер.

- В лесу нельзя  рубить  деревья.

- В лесу нельзя ломать кустарники.

- В лесу нельзя срывать цветы.

- В лесу нельзя  разбрасывать мусор.

Логопед: Молодцы, ребята, все правильно. Вы знаете правила поведения на природе.  Давайте посмотрим, где же наш Звукознайкин.

  1. Отгадывание загадки (слайд 15).

Логопед:  А вот и он. На лесной тропинке ему снова встретился  Бармалей.

Он  говорит Звукознайкину (запись звука в презентации): Если ты отгадаешь загадку, то попадешь в детский сад. Слушай внимательно:      

                            За лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Логопед: Как вы думаете, что это такое?

Дети: Это радуга.

Логопед: Правильно, Звукознайкин тоже отгадал загадку, и в небе появилась радуга (слайд № 16). Вот долгожданный гость  и оказался в нашем детском саду. (Появляется кукла Звукознайкин).

  1. Игра «Угощение для Звукознайкина»

Логопед: Здравствуй , Звукознайкин мы тебя заждались.

Звукознайкин : Здравствуйте, ребята, долго я до вас шел, столько приключений со мной произошло.

Логопед: Мы с ребятами видели все твои приключения на нашем волшебном экране. Ты наверно, очень устал. Сядь, отдохни, а ребята угостят тебя.

Логопед: Посмотрите на экран, дети, выберите для нашего гостя угощения, в названии которых есть звук Р.

Дети: пирог, корзина с фруктами и мороженое.

Логопед: Давайте спросим у нашего гостя, правильно ли выполнили задание?

Звукознайкин: Молодцы, ребята, все верно! Спасибо за угощения! (слайд 17)

  1. Рефлексия 

Логопед: Ребята, давайте вспомним,  как добирался до нашего садика Звукознайкин (слайд 18).

Дети по схеме рассказывают, какой путь прошел Звукознайкин, кого он встретил  в пути.

Логопед: Молодцы, ребята. Вот и закончилось увлекательное приключение Звукознайкина. Давайте еще раз вспомним, о каком звуке мы сегодня говорили?

Дети: Мы говорили о звуке Р.

Логопед: Верно. Так получилось, что Р - любимый звук нашего гостя. Звукознайкин решил оставить нам букву, которая на письме обозначает  этот звук. Самая любимая  буква нашего гостя – Р.  Надеюсь, вы знаете в какой цвет ее нужно раскрасить? (Детям раздаются листы с изображение буквы Р(приложение 1)).

Дети: Ее нужно раскрасить в синий цвет, потому что звук Р – согласный, твердый, звонкий.

Логопед: Вам понравилось наше занятие?

Дети: Да понравилось, было очень интересно!

Логопед: Ребята, вы  такие молодцы! Все старались! Пришло время нам попрощаться, Звукознайкину пора возвращаться домой.  

Дети прощаются со Звукознайкиным и под звучание  песни «Радуга»  покидают логопедический кабинет  (слайд 19).

Приложение № 1.

Список литературы

1. Филичева, Т. Б. , Чиркина, Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений     компенсирующего вида для детей с нарушениями речи./ М. : Просвящение, 2010

2. Волина, В.В. Учимся играя. / М.: Новая школа, 1994

3. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов. /М.: Владос, 2001

4. Репина, З.А., Буйко, З.И. Уроки логопедии/ М.: Литур, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приключение Мухи-Цокотухи и Паука на дороге.

Детская оперета. Конспект театрализованного представления по развитию певческих навыков у дошкольников с применением знаний по ПДД....

Конспект занятия "Сказочные приключения" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В увлекательной  для дошкольников форме я стараюсь помочь им понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи с знакомыми сказочными героями, побеждающими в жестокой схватке с злы...

Выпуск в школу "Приключения Буратино"

Даный сценарий составлен по мотивам сказки А.Толстого "Золотой ключик или Приключения Буратино",с использованием музыки А.Рыбникова к фильму-сказке "Приключения Буратино"...

Конспект развлечения в старшей/подготовительной группе «Приключения на Святки».

Цель: - расширять и обогащать знания детей о различных традициях русского народа, о его культуре.Программное содержание: - в игровой форме закрепить знания русских народных сказок;- поддержать интерес...

Дидактическое пособие "Звукознайкин"

Цель дидактического пособия: Овладение детьми старшего дошкольного возраст навыками выполнения звукового анализа....

Приключения в новый год! Сценарий для подготовительной группы детского сада по мотивам телевизионной сказки "Новогодние приключения Маши и Вити"

Действующие лица: Дед Мороз. Баба Яга, Кощей, Кот, Леший — взрослые; Маша, Витя, Снегурочка — дети. Под музыку дети входят в зал. Встают у стульчиков. 1 ребенок: Сегодня весело у насМы Новый год ...