Дифференциация соноров у детей с дислалией
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Дмитриева Майя Евгеньевна

Методическая разработка рекомендована для занятий с детьми группы НПОЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл papka_dlya_sayta.docx17.67 КБ
Файл papka_dlya_sayta.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

          Методическая разработка по теме: «Дифференциация соноров у детей с дислалией»

Цели и задачи: закрепить знания детей о звуках Р-Рь, Л-Ль, учить детей дифференцировать звуки в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте, закреплять знания по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», согласовывать слова в словосочетаниях, устанавливать логические связи в предложении, развивать  навыки звукового анализа и синтеза, логического мышления, зрительного внимания.

Оборудование:  предметные картинки с изображением героев из сказки А.Н.Толстого «Приключение Буратино или Золотой ключик», кроссворд, карточки с записанными на них словами, картинки с зашифрованными словами, 2 корзины с овощами и фруктами, плакат с изображением цветов.

                           

                                             Ход занятия

1.        Оргмомент

На панно картинки с изображением Буратино, Карабаса Барабаса, Дуремара, кота Базилио, лисы Алисы, папы Карло, Черепахи Тортиллы, Мальвины, Пьеро.

Дети называют героев, припоминают название сказки, автора.

Логопед просит назвать часто встречающиеся звуки, которые есть в именах героев.

                                                 2. Основная часть

.

                  1.Сравнительная характеристика звуков Р-Рь, Л-Ль

Р- Рь согласный, звонкий, твердый или мягкий

Л-Ль  согласный, звонкий, твердый или мягкий

Чем похожи эти звуки.

При произнесении этих звуков язычок поднят вверх

 Чем отличаются эти звуки.

При образовании звука Р язык поднят вверх, к бугорку, по бокам прижат к зубам, а кончик вибрирует под напором воздуха

При образовании звука Л кончик языка упирается в верхние зубы (или десны), а боковые края не прижаты к зубам.

   2.Различение звуков в слогах, словах

Ра-ра-ра- начинается игра

Я прошу повторять за мной слоги и слова

Ла-ла-ла- Клара пришла

Ри-ри-ри- на поле косари

Ли-ли-ли- ранка не боли

Ро-ро-ро- нет у нас метро

Ло-ло-ло в дереве дупло

Ре-ре-ре- трава на дворе

Ле-ле-ле- стоит ваза на столе

Ру-ру-ру- скачет кенгуру

Лу-лу-лу- сижу я на полу

Рю-рю-рю- я подарок подарю

Лю-лю-лю- я лимоны куплю

Ры-ры-ры- принесли дары

Лы-лы-лы- мы расставили столы

Дети повторяют за логопедом.

Логопед: Вы уже догадались, что сегодня мы будем вспоминать сказку А.К.Толстого «Приключение Буратино или Золотой ключик», вновь встретимся с героями этого произведения.

2.Различение овощей и фруктов. Развитие фонематического   восприятия и  зрительного внимания.

 Логопед: Буратино смотрел в театре представление, а теперь спешит к папе Карло, чтобы отдать ему пять золотых, полученных от Карабаса Барабаса. Ему навстречу ковыляют лиса Алиса и кот Базилио. Они несут тяжелые корзины с овощами и фруктами. Буратино так спешит, что нечаянно налетает на зверей и сбивает их с ног. Овощи и фрукты разлетаются в разные стороны. Лиса и кот огорчены. Помогите Буратино собрать фрукты и овощи: в 1 корзину- фрукты и овощи, в названии которых слышатся звуки Р-Рь, во 2 корзину- фрукты и овощи, в названии которых слышатся звуки Л-Ль

Картинки:- яблоко, фасоль, груша, свекла, виноград, апельсин, помидор, лук, персик, перец, слива, огурец, гранат, баклажан, лимон, морковь

Дети выполняют задание.

Логопед: Буратино узнал, что если заменить хотя бы один звук в слове, его смысл изменится. Проверьте, так ли это. Замените в словах букву Р на Л, чтобы получилось новое слово.

Логопед раздает всем детям карточки со словами.

Слова: рис-….ис      рак-…ак    рожки- …ожки    роза-…оза   рама- …ама

            Игра- иг…а   Марина- Ма  ина   Арина – А..ина   Карина- Ка..ина

            Терка- те..ка  рева- ..ева  Варя- Ва..я

Дети выполняют задание.

             4. Развитие логического мышления.

Логопед: Лиса Алиса и кот Базилио узнают, что у Буратино есть золотые монеты, они рассказывают деревянному человечку о поле Чудес и о стране Дураков.

       Наивный Буратино верит им и отправляется вместе с плутишками. Дорога не близка, друзья предлагают Буратино разгадать кроссворд.

1.        Кто присел на толстый сук

    И стучит : «Тук-тук, тук- тук»

                              (дятел)

2.        Он плясун, он певун,

    Он веселый говорун.

    Он забавная игрушка,

    А зовут его  …(петрушка)

3.        Любят их белки, любят их мышки,

    Любят погрызть их и ребятишки.

    Их называют ребячьей потехой.

    Вы узнаете их  Это ….(орехи)

4.        В алом сарафане

    Куколка- матрешка.

    Сорвет ее Таня

    Положит в лукошко.    (малина)

5.        Сам алый, сахарный,

    Кафтан, зеленый, бархатный.   (арбуз)

   5. Физминутка

Логопед: Вот на пути харчевня «Три пескаря». Здесь герои решили немного отдохнуть. Давайте и мы с вами отдохнем и сделаем зарядку.

Логопед читает текст, дети выполняют соответствующие движения.

           Буратино потянулся,

           Раз – нагнулся,

           Два – нагнулся,

           Руки в стороны развел,

           Ключик, видно, не нашел.

           Чтобы ключик отыскать,

           Нужно на носочки встать.

             6. Звуковой анализ слов.

Логопед: Лиса Алиса и кот Базилио обманом завладели деньгами Буратино. А его скинули с моста в пруд, где он познакомился с черепахой Тортиллой, которая подарила ему Золотой ключик. Как же ему отблагодарить ее. Может, он сможет верно выполнить следующее задание Помогите Буратино отгадать слова. Составьте их из первых букв слов-названий картинок и запишите в пустые клеточки:

Логопед раздает каждому ребенку картинки с зашифрованными словами:

ГРУША, РАКЕТА, ШКОЛА,  ФОНАРИ, ВАФЛИ

                7.Закрепление умений составления словосочетаний

Логопед: Буратино с вашей помощью выполнил задание и побежал дальше по дорожке. Посмотрите, что это виднеется впереди. Это домик Мальвины и Артемона. А вот и сама Мальвина с букетом цветов. Она их собрала на своей лужайке. Давайте посчитаем цветы в ее букете.

Детям предлагается картинка, где нарисованы цветы разного количества. (тюльпаны, розы, ландыши, лилии, ромашки, ирисы)

 Кукольные человечки очень рады видеть Буратино. Он рассказывает им о встрече с Черепахой Тортиллой. Пока они его слушают, мы с вами выполним следующее задание. Соедините слова и картинки так, чтобы получились словосочетания.

  Слова: едят, надевают, летают

 Картинки: лебедь, ласточка, самолет, шар, снегирь, яблоко, арбуз, земляника, репа, пальто, платье, рубашка, брюки.

      Дети соединяют, называют получившиеся словосочетания.

              8. Дифференциация звуков Р-Рь, Л-Ль на уровне предложения.          Установление логических связей в предложении.

Логопед: У Буратино есть Золотой ключик, который подарила ему черепаха Тортилла. Нужно спешить, чтобы открыть заветную дверь в каморке папы Карло. Что это за шум слышится на опушке леса. Это злой Карабас Барабас и Дуремар спешат к домику кукол. Скорее остановите злодеев.

Выполните следующее задание:

Я вам прочитаю предложения, а вы исправьте ошибки, составьте предложения верно.

     Тарелка разбила фарфоровую Марину.

     Вертолет красил красного Валеру краской.

     Горькое лекарство Карина прописала врачу.

     На тюльпанах расцвели клумбы.

     Лошадка причесывает русого мальчика.

  Дети выполняют.

 9.Развитие зрительного внимания и логического мышления.

 

Логопед: Куклы добрались до волшебной двери в каморке папы Карло, открыли ее и пошли по подземному лабиринту. Пройдите лабиринт вместе с Буратино и его друзьями. Прочитайте текст, записанный на дорожке лабиринта. Назовите отгадку.

Текст загадки записан в клетках лабиринта.

            Он самый первый

             входит в дом,

             а все за ним

             идут хвостом.      (ключ)

3.Итог занятия

  Логопед: Вот мы и попали в волшебный подземный зал. Открыли волшебную дверь в кукольный подземный театр, в котором нет злого Карабаса Барабаса, хитрой лисы Алисы и кота Базилио, глупого Дуремара. Пришла пора прощаться с героями сказки. Давайте напоследок назовем имена любимых героев и припомним звуки занятия.

     Дети называют имена героев, звуки Р-Рь, Л-Ль в их именах, дают характеристики звукам.



Предварительный просмотр:

          Методическая разработка по теме: «Дифференциация соноров у детей с дислалией»

Цели и задачи: закрепить знания детей о звуках Р-Рь, Л-Ль, учить детей дифференцировать звуки в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте, закреплять знания по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», согласовывать слова в словосочетаниях, устанавливать логические связи в предложении, развивать  навыки звукового анализа и синтеза, логического мышления, зрительного внимания.

Оборудование:  предметные картинки с изображением героев из сказки А.Н.Толстого «Приключение Буратино или Золотой ключик», кроссворд, карточки с записанными на них словами, картинки с зашифрованными словами, 2 корзины с овощами и фруктами, плакат с изображением цветов.

                           

                                             Ход занятия

1.        Оргмомент

На панно картинки с изображением Буратино, Карабаса Барабаса, Дуремара, кота Базилио, лисы Алисы, папы Карло, Черепахи Тортиллы, Мальвины, Пьеро.

Дети называют героев, припоминают название сказки, автора.

Логопед просит назвать часто встречающиеся звуки, которые есть в именах героев.

                                                 2. Основная часть

.

                  1.Сравнительная характеристика звуков Р-Рь, Л-Ль

Р- Рь согласный, звонкий, твердый или мягкий

Л-Ль  согласный, звонкий, твердый или мягкий

Чем похожи эти звуки.

При произнесении этих звуков язычок поднят вверх

 Чем отличаются эти звуки.

При образовании звука Р язык поднят вверх, к бугорку, по бокам прижат к зубам, а кончик вибрирует под напором воздуха

При образовании звука Л кончик языка упирается в верхние зубы (или десны), а боковые края не прижаты к зубам.

   2.Различение звуков в слогах, словах

Ра-ра-ра- начинается игра

Я прошу повторять за мной слоги и слова

Ла-ла-ла- Клара пришла

Ри-ри-ри- на поле косари

Ли-ли-ли- ранка не боли

Ро-ро-ро- нет у нас метро

Ло-ло-ло в дереве дупло

Ре-ре-ре- трава на дворе

Ле-ле-ле- стоит ваза на столе

Ру-ру-ру- скачет кенгуру

Лу-лу-лу- сижу я на полу

Рю-рю-рю- я подарок подарю

Лю-лю-лю- я лимоны куплю

Ры-ры-ры- принесли дары

Лы-лы-лы- мы расставили столы

Дети повторяют за логопедом.

Логопед: Вы уже догадались, что сегодня мы будем вспоминать сказку А.К.Толстого «Приключение Буратино или Золотой ключик», вновь встретимся с героями этого произведения.

2.Различение овощей и фруктов. Развитие фонематического   восприятия и  зрительного внимания.

 Логопед: Буратино смотрел в театре представление, а теперь спешит к папе Карло, чтобы отдать ему пять золотых, полученных от Карабаса Барабаса. Ему навстречу ковыляют лиса Алиса и кот Базилио. Они несут тяжелые корзины с овощами и фруктами. Буратино так спешит, что нечаянно налетает на зверей и сбивает их с ног. Овощи и фрукты разлетаются в разные стороны. Лиса и кот огорчены. Помогите Буратино собрать фрукты и овощи: в 1 корзину- фрукты и овощи, в названии которых слышатся звуки Р-Рь, во 2 корзину- фрукты и овощи, в названии которых слышатся звуки Л-Ль

Картинки:- яблоко, фасоль, груша, свекла, виноград, апельсин, помидор, лук, персик, перец, слива, огурец, гранат, баклажан, лимон, морковь

Дети выполняют задание.

Логопед: Буратино узнал, что если заменить хотя бы один звук в слове, его смысл изменится. Проверьте, так ли это. Замените в словах букву Р на Л, чтобы получилось новое слово.

Логопед раздает всем детям карточки со словами.

Слова: рис-….ис      рак-…ак    рожки- …ожки    роза-…оза   рама- …ама

            Игра- иг…а   Марина- Ма  ина   Арина – А..ина   Карина- Ка..ина

            Терка- те..ка  рева- ..ева  Варя- Ва..я

Дети выполняют задание.

             4. Развитие логического мышления.

Логопед: Лиса Алиса и кот Базилио узнают, что у Буратино есть золотые монеты, они рассказывают деревянному человечку о поле Чудес и о стране Дураков.

       Наивный Буратино верит им и отправляется вместе с плутишками. Дорога не близка, друзья предлагают Буратино разгадать кроссворд.

1.        Кто присел на толстый сук

    И стучит : «Тук-тук, тук- тук»

                              (дятел)

2.        Он плясун, он певун,

    Он веселый говорун.

    Он забавная игрушка,

    А зовут его  …(петрушка)

3.        Любят их белки, любят их мышки,

    Любят погрызть их и ребятишки.

    Их называют ребячьей потехой.

    Вы узнаете их  Это ….(орехи)

4.        В алом сарафане

    Куколка- матрешка.

    Сорвет ее Таня

    Положит в лукошко.    (малина)

5.        Сам алый, сахарный,

    Кафтан, зеленый, бархатный.   (арбуз)

   5. Физминутка

Логопед: Вот на пути харчевня «Три пескаря». Здесь герои решили немного отдохнуть. Давайте и мы с вами отдохнем и сделаем зарядку.

Логопед читает текст, дети выполняют соответствующие движения.

           Буратино потянулся,

           Раз – нагнулся,

           Два – нагнулся,

           Руки в стороны развел,

           Ключик, видно, не нашел.

           Чтобы ключик отыскать,

           Нужно на носочки встать.

             6. Звуковой анализ слов.

Логопед: Лиса Алиса и кот Базилио обманом завладели деньгами Буратино. А его скинули с моста в пруд, где он познакомился с черепахой Тортиллой, которая подарила ему Золотой ключик. Как же ему отблагодарить ее. Может, он сможет верно выполнить следующее задание Помогите Буратино отгадать слова. Составьте их из первых букв слов-названий картинок и запишите в пустые клеточки:

Логопед раздает каждому ребенку картинки с зашифрованными словами:

ГРУША, РАКЕТА, ШКОЛА,  ФОНАРИ, ВАФЛИ

                7.Закрепление умений составления словосочетаний

Логопед: Буратино с вашей помощью выполнил задание и побежал дальше по дорожке. Посмотрите, что это виднеется впереди. Это домик Мальвины и Артемона. А вот и сама Мальвина с букетом цветов. Она их собрала на своей лужайке. Давайте посчитаем цветы в ее букете.

Детям предлагается картинка, где нарисованы цветы разного количества. (тюльпаны, розы, ландыши, лилии, ромашки, ирисы)

 Кукольные человечки очень рады видеть Буратино. Он рассказывает им о встрече с Черепахой Тортиллой. Пока они его слушают, мы с вами выполним следующее задание. Соедините слова и картинки так, чтобы получились словосочетания.

  Слова: едят, надевают, летают

 Картинки: лебедь, ласточка, самолет, шар, снегирь, яблоко, арбуз, земляника, репа, пальто, платье, рубашка, брюки.

      Дети соединяют, называют получившиеся словосочетания.

              8. Дифференциация звуков Р-Рь, Л-Ль на уровне предложения.          Установление логических связей в предложении.

Логопед: У Буратино есть Золотой ключик, который подарила ему черепаха Тортилла. Нужно спешить, чтобы открыть заветную дверь в каморке папы Карло. Что это за шум слышится на опушке леса. Это злой Карабас Барабас и Дуремар спешат к домику кукол. Скорее остановите злодеев.

Выполните следующее задание:

Я вам прочитаю предложения, а вы исправьте ошибки, составьте предложения верно.

     Тарелка разбила фарфоровую Марину.

     Вертолет красил красного Валеру краской.

     Горькое лекарство Карина прописала врачу.

     На тюльпанах расцвели клумбы.

     Лошадка причесывает русого мальчика.

  Дети выполняют.

 9.Развитие зрительного внимания и логического мышления.

 

Логопед: Куклы добрались до волшебной двери в каморке папы Карло, открыли ее и пошли по подземному лабиринту. Пройдите лабиринт вместе с Буратино и его друзьями. Прочитайте текст, записанный на дорожке лабиринта. Назовите отгадку.

Текст загадки записан в клетках лабиринта.

            Он самый первый

             входит в дом,

             а все за ним

             идут хвостом.      (ключ)

3.Итог занятия

  Логопед: Вот мы и попали в волшебный подземный зал. Открыли волшебную дверь в кукольный подземный театр, в котором нет злого Карабаса Барабаса, хитрой лисы Алисы и кота Базилио, глупого Дуремара. Пришла пора прощаться с героями сказки. Давайте напоследок назовем имена любимых героев и припомним звуки занятия.

     Дети называют имена героев, звуки Р-Рь, Л-Ль в их именах, дают характеристики звукам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема обследования детей с дислалией

Схема обследования детей с дислалией...

Автоматизация шипящих звуков в словах, предложениях и тексте у детей с дислалией

Современные образовательные  технологии:- игровые (дидактические игры);- здоровье сберегающие (физкультминутка, дыхательная гимнастика)- личностно-ориентированные;- метод наглядного моделирования...

Логопедическая карта обследования детей при дислалии.

Диагностический материал для логопедов....

Особенности организации коррекционно-развивающей работы воспитателя в группе для детей с Дислалией

Презентация на тему : "Презентация на тему:"Особенности организации коррекционно-развивающей работы воспитателя в группе для детей с Дислалией "...