Автоматизация и дифференциация соноров
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Денисова Оксана Владимировна

В гостях у крокодила

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_krokodila.doc96 КБ
Файл mnemotablitsa.pptx2.49 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17

143444,  Россия, Московская область, городской округ Красногорск, деревня Путилково, тел. 8 (495) 669-42-51 _________________________________________________________________

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительного к школе возраста по автоматизации и дифференциации звуков [Л], [ЛЬ], [Р], [РЬ]. «В гостях у крокодила».

Форма организации совместной деятельности – подгрупповая. Составители конспекта: учителя-логопеды – Денисова Оксана Владимировна, Катанова Нина Михайловна

Цель

Автоматизация и дифференциация звуков [Л], [ЛЬ], [Р], [РЬ].

Задачи

образовательные

  • Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
  • Формировать лексико – грамматический строй;
  • Совершенствовать грамматический строй речи;
  • Автоматизировать в свободной речи сонорные звуки;
  • Закреплять умение определять место звука в слове;

коррекционно-развивающие

  • Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
  • Совершенствовать артикуляционную моторику;
  • Развивать умение понимать и выполнять простые и сложные инструкции;
  • Развивать крупную и мелкую моторику, координацию движений, межполушарное взаимодействие;
  • Активизировать и актуализировать активный словарь;

воспитательные

  • Формировать положительные установки на участие в занятиях;
  • Формировать умение слушать сверстников и логопеда;
  • Воспитывать отзывчивость, заботливое отношение к окружающим (бережное отношение к предметам);
  • Воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательность, общительность, культуру поведения в социально-жизненных ситуациях;
  • Воспитывать инициативность, самостоятельность;
  • Воспитывать усидчивость;
  • Воспитывать контроль за собственной речью.

Условные обозначения:

* У - учитель – логопед.

* Д -  дети.

* Р - ребенок

ПЛАНИРОВАНИЕ

Дети подгруппы

подготовительного возраста

Этап

Приветствие

Способы/средства

(задания)

Детям предлагается стать полукругом, лицом к гостям и поздороваться

«Здравствуйте»

Этап

Вводная часть

Способы/средства

(задания)

«Организационный момент»

Развитие мелкой моторики.

Развитие зрительного и слухового внимания. Объявление темы занятия.

*У: Ребята, подойдите пожалуйста к песочнице. Вам нужно раскопать песок, чтобы найти, кто в нем спрятался. Будьте внимательны, вам нужно найти 9 игрушек.

В песочнице спрятаны игрушки крокодил; страус; тигр; леопард; зебра; мартышка; черепаха; жираф; слон. Дети ищут игрушки в песке и достают по одной.

*Р: Я достала слона.

*Р: Здесь спрятался леопард.

*Р: Я откопал зебру и т.д.

*У: Молодцы. Всех животных нашли. Отряхните их от песка. Проверьте, всех ли вы нашли. Их должно быть 9. (Дети считают фигурки до 9). Где живут все эти животные?

*Д: Эти животные живут в Африке.

*У: Правильно. А какой общий звук вы слышите в названиях этих животных: тигр, мартышка, страус, зебра, жираф?

*Д: Мы слышим звук [Р].

*У: Поставьте, пожалуйста, названные игрушки на стол.

Дети ставят игрушки на стол.

*У: А в слове черепаха назовите звук, который я выделила голосом.

*Р: Мы слышим звук [РЬ].

*У: Поставьте черепаху на стол.

Ребенок ставит черепаху на стол.

*У: А какие общий звук вы слышите в названиях этих животных: слон, крокодил?

*Д: Мы слышим звук [Л].

*У: Поставьте названные игрушки на стол.

Дети ставят игрушки на стол.

*У: А теперь, в слове леопард, назовите звук, который я выделю голосом.

*Р: Мы слышим звук [ЛЬ].

*У: Поставьте леопарда на стол.

Ребенок ставит леопарда на стол.

*У: Повторите, какие звуки я вам выделяла голосом.

Дети произносят звуки [Р], [Л], [РЬ], [ЛЬ].

*У: Сегодня мы с вами поиграем с этими звуками, будем стараться правильно их произносить не только в словах, но и в свободной речи. Садитесь тихонечко на стульчики.

Этап

Основная часть

Способы/средства

(задания)

«Артикуляционная гимнастика»

Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада всех групп звуков.

*У: Животные не просто так пришли к нам в гости. Они очень любят играть со своими язычками. И каждый зверь подготовил для вас упражнение. Справитесь?

*Д: Справимся.

*У: Крокодил приготовил упражнение «Бегемотик». Он так же умеет широко открывать рот. Посмотрите, как. Повторите за мной. Рядом с игрушкой выкладывается карточка с картинкой нужного упражнения.

По алгоритму выполняются все упражнения: слон – «лягушка», зебра – «лошадка», мартышка - «блинчик», черепаха – «варенье», тигр – «чашечка», жираф – «парус», страус – «маляр», леопард – «дятел».

*У: Молодцы. Отлично язычки потренировали.

Упражнение «Какой крокодил?»

Работа над согласованиями существительных и прилагательных.

*У: Жил да был крокодил. И был он страшный – престрашный. И всё у него было страшное. Назовите, по очереди, части тела крокодила и скажите, какие они страшные. Я первая. Вот хвост. Какой у крокодила хвост? У крокодила страшный хвост.

*Р: Вот глаза.

*У: Какие у крокодила глаза?

*Р: У крокодила страшные глаза.

По алгоритму дети выполняют данное упражнение.

*У: Правильно. А самое страшное было то, что крокодил никогда не чистил свои страшные зубы, и глотал всё подряд.

Игра «Покорми крокодила»

Работа над построением предложения.

Работа над нахождением места звука в слове.

*У: Ребята, посмотрите, что же сегодня будет у крокодила на обед. Нужно брать по одному предмету и кормить крокодила.

*У: Я взяла торт. В слове торт звук [Р] находится в середине слова. Я положила торт в пасть крокодилу.

На подносах лежат мелкие предметы по теме занятия (12 штук). Дети берут по одному предмету, кладут его в пасть крокодилу и озвучивают свои действия.

*Р: Я взял лимон. В слове лимон звук [ЛЬ] находится в начале слова. Я положил лимон в пасть крокодилу.

По алгоритму дети выполняют данное упражнение.

*У: Крокодил набрал целую пасть сладостей. И произошло то, что неизбежно должно было случиться. У него заболели зубы. Ой – ой – ой – ай – ай – ай – закричал крокодил. И характер у него окончательно испортился.

Упражнение «Деформированные предложения»

Развитие грамматического строя речи.

 Развитие мелкой моторики.

Развитие межполушарного взаимодействия.

*У: Крокодил стал вредничать, и говорить так, чтобы его не поняли.

Ребята, исправьте крокодила. А чтобы было интереснее, вам нужно будет не только сказать предложение правильно, но и пройти лабиринт, работая двумя руками одновременно.

*У: Торт съел Машу.

*Р: Маша съела торт. (Одновременно ребенок проходит лабиринт двумя руками).

По алгоритму дети выполняют данное упражнение:

Речка плавает в Егоре.

Песочек играет в Милю.

Платье надело Машу.

Шарику купили Егора.

Коктейль выпил Милю.

Цирк ходил в Машу.

Кран открыл Егора.

Лыжи катались на Миле.

*У: Молодцы, справились со сложным заданием.

Физкультминутка

Упражнение с мячом

 «Исправь крокодила»

Работа над фонематическим слухом.

Развитие внимания и крупной моторики.

*У: А крокодил все не унимается. Он взял мяч и стал им кидаться, и коверкать слова. Попробуй поймай! Попробуй исправь!

Учитель-логопед бросает мяч детям и произносит слова с неправильно произнесенными звуками (лобот-робот, самоёт – самолет, ампа – лампа, пьяник – пряник).

*У: Продолжает крокодил вредничать, уж очень сильно у него болят зубы!

Упражнение «Помоги крокодилу»

Развитие грамматического строя речи.

*У: Но тут прилетела птичка Тари. Ребята, кто тут плачет?

*Д: Крокодил плачет.

*У: А почему крокодил плачет?

*Д: У крокодила болят зубы (варианты ответа детей: крокодил глотает всё подряд; крокодил не чистит зубы, и т.д.).

 *У: Тогда нужно ему почистить зубы.  Помогите мне. Я начну, а вы продолжите. Обращаясь к крокодилу: Открывай пасть и не вздумай её закрывать!

*У: Я достала из пасти крокодила яблоко.

*Р: Я достал из пасти крокодила грушу.

По алгоритму дети выполняют данное упражнение.

*У: Почистили мы зубы крокодилу, и они перестали болеть. Крокодил так долго держал свою пасть открытой, что никак не может сам ее закрыть. Помогите крокодилу. (Дети нажимают на зубы крокодилу, пока пасть не захлопнется).

Упражнение «Собери животное»

Развитие внимания и крупной моторики.

*У: Крокодил так обрадовался, что решил, в знак благодарности, поиграть с вами в одну очень интересную игру, которая называется: «Собери животное». А для этого нам понадобится X-Box, который находится в музыкальном зале.

Дети проходят в музыкальный зал.

*У: Ребята, на экране появятся части животного, которое вы должны собрать в одно целое.

Дети по очереди собирают животных и называют их.

Разучивание стихотворения

«Зеленая мечта»

Мнемотехника

*У: Понравилось крокодилу как вы играли, и он решил, что с друзьями жить веселее. И характер у крокодила стал просто замечательный, прямо как в стихотворении Виктора Шендеровича «Зеленая мечта». Хотите послушать это произведение?

*Д: да, хотим.

*У: Если б мама разрешила,
Завести бы крокодила,
И отмыла бы от ила,
И назвала бы - Гаврила!

Был бы он совсем не грубый:
Мыл бы уши, чистил зубы
И соседке Марьиванне,
Строил глазки, лёжа в ванне.

Он бы кушал всё подряд-
Кашу с маслом, мармелад,
Соль, баранки, апельсины,
Дядю Пашу, тётю Зину,
Я б гулять его водила... .

Плохо жить без крокодила!

*У: Понравилось вам стихотворение?

*Д: Да, понравилось.

*У: О чем это стихотворение?

*Д: Ответы детей.

*У: Есть ли в этом стихотворении слова, которые вам незнакомы?

*Д: Ответы детей. Незнакомые слова объясняются учителем-логопедом.

*У: А теперь мы с вами прочитаем это стихотворение с помощью картинки-подсказки. Читаем стихотворение построчно с опорой на мнемотаблицу.

*У: Попробуйте сами рассказать мне и нашим гостям это стихотворение с опорой на картинки, а я буду вам помогать. Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

*У: Какие вы молодцы! У вас все получилось!

Этап

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Способы/средства

(задания)

Итог занятия

*У: Ребята, вспомните, что мы с вами сегодня делали на занятии?

*Д: Ответы детей.

*У: А что вам больше всего понравилось на нашем занятии?

*Д: Ответы детей.

*У: А были ли у вас трудности?

*Д: Ответы детей.

*У: Крокодилу очень понравилось с вами на занятии, вы все молодцы и крокодил хочет сделать вам подарок. Посмотрите, что у него в пасти? (мармелад в виде животных в пасти у крокодила).

Оборудование для организации совместной деятельности педагога и детей

Этап

Задание

Оборудование

Вводная часть

 «Организационный момент»

Интерактивная песочница, фигурки животных: крокодил; страус; тигр; леопард; зебра; мартышка; черепаха; жираф; слон.

Основная часть

«Артикуляционная гимнастика»

Настенное зеркало, картинки упражнений для артикуляционной гимнастики: «лошадка», «блинчики», «вкусное варенье», «чашечка», «бегемот», «слон», «парус», «маляр», «дятел».

Упражнение «Какой крокодил?»

Крокодил с большой пастью.

Игра «Покорми крокодила»

Крокодил с большой пастью, четыре тарелочки, мелкие игрушки еды: торт, мороженное, груша, помидор, огурец, перец, репка, леденец, лимон, апельсин, шоколад, клубника, яблоко.

Упражнение «Деформированные предложения»

Доски для межполушарного взаимодействия.

Упражнение с мячом

 «Исправь крокодила»

Мяч

Упражнение «Помоги крокодилу»

Маленькая птичка, крокодил с большой пастью, четыре тарелочки, мелкие игрушки еды: торт, мороженное, груша, помидор, огурец, перец, репка, леденец, лимон, апельсин, шоколад, клубника, яблоко.

Упражнение «Собери животное»

X-Box 360, экран, ноутбук.

Разучивание стихотворения

«Зеленая мечта»

Мнемотаблица на бумаге, мнемотаблица на экране.

Заключительная часть

Итог занятия

Крокодил с большой пастью, пакетики с мармеладом «Животные Африки».

Литература

  1. Е.М. Косинова, Артикуляционная гимнастика, Москва, издательство Эксмо, 2007 год.
  2. Б.В. Заходер, Ма-Тари-Кари, издательство «Нигма», 2012 год.
  3. Мультипликационный фильм «Птичка Тари», 1976 год.
  4. В. Шендерович «Зеленая мечта» из сборника стихотворений «Тяжело без крокодила», Москва, издательство «КомпасГид», 2014 год.
  5. Картинки для мнемотаблицы: https://yandex.ru/images/

МБДОУ детский сад №17, Московская область, городской округ Красногорск, деревня Путилково.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи на этапе автоматизация и дифференциация звуков [л], [л`].

Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи направлено на автаматизацию звуков "Л" и "ЛЬ" в игровой форме....

Методическая разработка автоматизации и дифференциации звуков "ж" и "ш"

Автоматизация звука «Ж» у дошкольников с общим недоразвитием речи, Звук и буква «Ш» у дошкольников с общим недоразвитием речиДифференциация звука «Ж» «Ш» у дошкольников с общ...

Речевой материал для автоматизации и дифференциации поставленных звуков

Данный материал представлен в виде индивидуальных карточек, которые могут использоваться логопедом как на индивидуальных занятиях, так и родителями во время закрепления поставленных звуков в домашних ...

Автоматизация и дифференциация звуков в слове, предложении, стихотворении. Сборник речевого материала

Сборник речевого материала для отработки основных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, африкатов) может быть использован для работы логопеда на логопункте, в детском саду комбинированного вида, ...

Дидактическая игра "Логопедическое домино" Для автоматизации и дифференциации звуков Р, Л, РЬ, ЛЬ".

Предлагаемые дидактические игры: «Логопедическое домино для автоматизации  звука   [Р]» и  «Логопедическое домино для дифференциации звуков [Р]- [Л-Л\']»   служат  до...

Дифференциация соноров у детей с дислалией

Методическая разработка рекомендована для занятий с детьми группы НПОЗ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков. Соноры".

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...