Автоматизация шипящих звуков в словах, предложениях и тексте у детей с дислалией
методическая разработка по логопедии по теме

Калугина Юлия Александровна

Современные образовательные  технологии:

- игровые (дидактические игры);

- здоровье сберегающие (физкультминутка, дыхательная гимнастика)

- личностно-ориентированные;

- метод наглядного моделирования;

- компьютерные (проектор с экраном).

 

Цель:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_na_ns-portal.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 95

Красногвардейского района города Санкт-Петербурга

Методическая разработка на тему:

Автоматизация шипящих звуков в словах,

предложениях и тексте у детей с дислалией».  

Современные образовательные  технологии:

- игровые (дидактические игры);

- здоровье сберегающие (физкультминутка, дыхательная гимнастика)

- личностно-ориентированные;

- метод наглядного моделирования;

- компьютерные (проектор с экраном).

Цель:

- автоматизировать правильный артикуляторный уклад шипящих звуков в словах, предложениях и тексте.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

- продолжать учить определять место шипящих звуков в словах.

- развивать умение связно и последовательно строить предложения.

Коррекционно-развивающие:

- развивать длительный плавный речевой выдох и силу голоса при произнесении фразы;

- развивать зрительное внимание и память (кратковременную и долговременную);

- развивать слуховое внимание;

- развивать логическое мышление;

- развивать координацию движений и чувство ритма;

- развивать внимание к своей речи и самоконтроль.

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость и ответственность;

- воспитывать интерес к знаниям.

Составила учитель-логопед

Калугина Юлия

Александровна

Санкт-Петербург

2016 г.

Предварительная работа.

  1. Артикуляторная гимнастика.

          Особенно тщательное выполнение упражнений:

          «Чашечка», «Окошко», «Фокус», «Чистим верхние зубы», «Лошадка»,

           «Грибок».            

     2.  Постановка шипящих звуков.

     3.  Автоматизация шипящих звуков в слогах, словах, предложениях и тексте

     4.  Заучивание считалок, чистоговорок, скороговорок.

     5.  Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

     6.  Отработка нижнедиафрагмального дыхания (физиологического и  

речевого).

     7.  Работа с родителями: выполнение артикуляционных упражнений,

          закрепление шипящих звуков в слогах, словах, предложениях и тексте.

Оборудование:

  1. конверты;
  2. мягкие игрушки – медведь, лошадь, мышь, кошка;
  3. картинки со звуком [ш] (шорты, шапка, кошка, машина, душ, ландыш, шкаф и т.д.);
  4.  проектор с экраном;
  5. пенек;
  6. дорожка со следочками;
  7. игрушечные кирпичи;
  8. клеенка – речка;
  9. мольберт;
  10.  магнитики;
  11.  снежинки;
  12.  ширма;
  13.  искусственная береза;
  14.  искусственная ёлка;
  15.  большая машина игрушечная;
  16.  спортивные туннели;
  17.  сундучок;
  18.  снежинка – план;
  19.  сюжетные картинки.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

I.Организационный момент.

Ребята, сегодня на наше занятие пришли гости. Давайте поздороваемся.

А, вы знаете, что скоро Новый Год? Посмотрите, что у меня в руках?

Как вы думаете, кто нам его прислал?

На экране появляется изображение Деда Мороза.

 (Логопед разворачивает письмо и читает его детям).

Ребята, так о чем нас просит Дед Мороз?

Без чего не может состояться праздник?

И куда же мы с вами отправимся?

II.Основная часть.

  1. Объявление темы занятия

Ребята, как вы думаете, на чем можно отправиться в волшебную страну?

Чтобы сесть в машину, надо отгадать с каким звуком мы будем произносить слова и предложения сегодня на занятии.

Скажите, что это за игрушки?

Какой звук встречается во всех названиях этих игрушек?

Молодцы! Правильно! Садитесь в машину.

Значит, сегодня мы с вами правильно произносим слова и предложения со звуком [ш], всегда следите за этим звуком.

  1. Скороговорка.

Ну, а чтобы быстрее доехать до волшебной страны, мы сейчас с вами будем проговаривать скороговорку.

Слушайте внимательно: 1 палец – очень тихо проговариваем; 2 пальца – тихо; 3 пальца – нормальная громкость: 4 пальца – громко; 5 пальцев – очень громко.

Вы эту скороговорку знаете: «Пыхтит, как пышка, наш пухлый мишка».

Молодцы!

  1. Определение места звука в слове.

Ребята, вот мы и приехали в волшебную страну, выходите из машины.

Посмотрите, а что это здесь лежит? Как вы думаете, кто это мог оставить?

Ребята, что лежит в пакете и для чего нам это надо?

Правильно! Это план. Он нужен для того, чтобы определить, куда надо двигаться в поисках елочки. Молодцы!

Ребята, посмотрите на план, куда нам идти надо.

Посмотрите, а что возле пещеры стоит?

Задание от Деда Мороза:

«Слушайте внимательно: чтобы определить в какую пещеру надо идти, распределите картинки по пещерам. К первой пещере -  относятся картинки, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова; ко второй - относятся те картинки, в названии которых звук [ш] стоит в середине слова, а к третьей пещере - относятся картинки, в названии которых звук [ш] стоит в конце слова. Где больше будет картинок, в ту пещеру и надо идти.

По одному берёте картинку, называете её, определяете место звука в слове и кладёте её к соответствующей пещере.

Ребята, возле какой пещеры больше картинок? Через какую пещеру мы пойдем?

Молодцы!

  1. Составление предложений.

Ребята, а теперь куда дальше идти? Смотрите на план.

А что нам поможет дойти до медведя?

Правильно! Тропка из следочков.

Ну, вот мы и дошли до медведя.

«Слушайте внимательно задание: сейчас вы получите каждый по 2 картинки со звуком [ш], надо сказать название картинок и составить с ними предложения».

Держите картинки. Не торопитесь говорить предложение, подумайте хорошо. По очереди говорите предложение.

Какие вы у меня молодцы!

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Ребята, а теперь куда дальше идти? Смотрите на план.

Правильно, к художнику.

Посмотрите, а что у нас впереди? Как нам через нее перейти? Как вы думаете?

Молодцы! Какие вы, ребята, сообразительные!

 У художника Дед Мороз оставил следующее задание.

«Слушайте внимательно: художник разбросал все сюжетные картинки, а вам надо послушать рассказ, расставить сюжетные картинки по порядку, озаглавить рассказ и по серии сюжетных картинок рассказать его».

(Логопед читает рассказ)

Молодцы! Справились с заданием!

  1. Составление слова из букв.

Ребята, смотрите на план, куда дальше пойдем?

Правильно, к елочке!

Ой, а что здесь впереди такое вы видите? Как мы будем по этой загадочной дорожке проходить, как вы считаете?

Ребята, как вы думаете, что надо с буками-снежинками сделать?

Молодцы! У вас слово получилось «шишка».

Ну, что пойдемте в волшебный лес!

  1. Загадка.

Волшебный лес так просто не хочет вам отдавать  елочку. Надо вам отгадать загадку.

Слушайте внимательно: «Хоть не шишки, не иголки, а висят на ветках елки» Что это?

Правильно! Это елочные игрушки. А на нашей елочке висит только одна игрушка.

Волшебный лес отдает вам елочку. Держите ее. Вы заслужили.

Обратно домой мы поедем тоже на волшебной машине. Садитесь в машину.

III.Итог занятия.

Ребята, ну а чтобы нам быстрее доехать до дома, давайте поговорим.

-Что мы сегодня делали?

-Что вам понравилось?

-Что было трудным для вас?

Дети здороваются.

Дети дают разные ответы.

Дети отвечают на заданные вопросы

Дети размышляют.

Дети называют игрушки и отвечают на вопрос.

Дети проговаривают вместе с логопедом скороговорку несколько раз.

Ребята, рассматри-вают содержимое па-кета и предполагают, кто мог его оставить.

Дети размышляют что это и для чего надо им.

Дети смотрят на план и определяют куда дальше идти.

Ребята, открывают сундучок и дают листок с заданием от Деда Мороза.

Дети выполняют задание.

Дети пролезают через вторую пещеру.

Дети разглядывают план и определяют, куда дальше идти.

Дети идут медленно по дорожке, наступая на каждый след.

Дети придумывают предложения и их по очереди озвучивают.

Дети разглядывают план и определяют, куда дальше идти.

Дети размышляют, предлагают разные варианты, как перейти речку.

Они строят мостик из кирпичиков и по нему переходят речку.

Дети по порядку ставят сюжетные картинки, озаглав-ливают рассказ и рассказывают его с опорой на картинки.

Дети разглядывают план и определяют, куда дальше идти.

Дети размышляют и потом переворачи-вают снежинки с бук-вами.

Дети составляю слово из букв.

Дети отгадывают загадку.

Дети берут елочку и садятся в волшебную машину.

Дети отвечают на вопросы, вспоминают,  думают,  размышля-ют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация и дифференциация звуков в слове, предложении, стихотворении. Сборник речевого материала

Сборник речевого материала для отработки основных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, африкатов) может быть использован для работы логопеда на логопункте, в детском саду комбинированного вида, ...

"Упражнения, игры и задания, направленные на автоматизацию шипящих звуков в тексте"

1. Упражнения, направленные на автоматизацию шипящих звуков в тексте.2. Игры, напрвленные на автоматизацию шипящих звуков в тексте:- игра "Сказки";- игра "Домики сказки";- игры, используемые на физкул...

Автоматизация звука «л» в словах, предложениях и связных текстах со стечением согласных

В конспекте занятия предлагаются упражнения по автоматизации звука "л"  со стечением согласных в словах, предложениях и связном тексте. Упражнения могут использоваться в работе с детьми старшего ...

Практический материал для родителей по теме: «Автоматизация шипящих звуков в стихах, скороговорках, поговорках, текстах».

Практический материал для родителей по теме: «Автоматизация шипящих  звуков в стихах, скороговорках, поговорках, текстах»....

Конспект подгруппового логопедического занятия на автоматизацию звука [Р]в слогах, словах, предложениях по теме «Зоопарк». (Для детей подготовительной группы 6-7 лет).

Цель: Автоматизация чёткого произношения звука [Р] в слогах, словах и предложениях  Задачи:Образовательные:-актуалиазация словаря по лексической теме «Зоопарк»  Коррекц...

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Р в словах, предложениях и связной речи для детей 6 лет.

Конспект разработан с учетом индивидуальных особенностей воспитанника 6 лет,  подготовительной группы для детей с ТНР,   третий год обучения....