"Использование приёма куклотерапии в работе учителя - логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР"
статья по логопедии по теме

Загорюк Ирина Геннадьевна

   В статье говорится о том, что в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР хорошо использовать дидактическую куклу.  Какие коррекционные задачи решаются с помощью неё.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_._kukloterapiya.doc87.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование приёма куклотерапии в работе учителя – логопеда

с детьми дошкольного возраста с ОНР».

В последние годы в отечественной психологии накоплен богатый опыт использования игры как эффективного метода коррекции трудностей эмоционально-личностного развития ребенка. Опубликован ряд работ содер жащих теоретические и практические аспекты (А.И. Захаров, О.С. Карабанова, А.С. Спиваковская и т.д.). В игровой, неформальной обстановке дошкольник лучше усваивает не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности. Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла, т.е. своего рода партнер по общению во всех его проявлениях.

     Существует целое самостоятельное направление, получившее название куклотерапия (это метод лечения, коррекции с помощью кукол). Кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (логопеда, психолога, воспитателя). При этом используются различные варианты кукол: пальчиковые куклы, теневые, веревочные, плоские, перчаточные, дидактические. Логопеды используют куклотерапию в коррекционной работе с нарушениями поведения, заиканием, а также для работы с детьми, имеющими ОНР.  А.Ю. Гагаринцева предлагает в работе с заикающимися детьми использовать перчаточные куклы, т.к. ширма позволяет такому ребенку спрятаться, раскрыться, преодолеть свои речевые комплексы. Согласно работам И.Г. Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П. Успенской активная речь ребенка во многом зависит от развития тонкой моторики, поэтому многообразные движения пальцев руки при работе с куклой способствуют упорядочению и согласованности речи заикающегося ребенка. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи, кукла отвлекает внимание ребенка от речевых трудностей. Замечание, сделан ное не ребенку, а его кукле, позволяет логопеду или педагогу незаметно исправлять речевые ошибки. Например, обращение к кукле: «Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Петя, научи его говорить спокойно и понятно». И ребенок невольно замедляет темп.

   Таким образом, с помощью куклы педагог может варьировать свои требования к речи и поведению детей на занятиях. В ответ на торопливую, не правильную речь ребенка, кукла может начать отрицательно покачивать головой, закрывать себе уши руками, отказываться слушать или, наоборот, на правильный ответ станет хлопать в ладоши, подпрыгивать, восторгаться и.д.

   В работе с детьми с ОНР хорошо использовать дидактическую куклу. Дидактическая кукла - обучающая кукла как вид наглядного пособия, используемого для решения коррекционно-образовательных задач в дошкольной педагогике.

Ее использование определяется задачами и этапами коррекционно - логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально - психологи ческими особенностями детей. Кукла очень креативна, поэтому логопед может ее использовать на всех видах занятия (групповых, индивидуальных, фронтальных), как орг. момент или как персонаж занятия, который помогает детям выполнить стоящие перед ними задачи или сам будет задавать задания. С помощью данных кукол успешно решаются такие коррекционные задачи как: - формирование правильного произношения;

- формирование и выработка артикуляционных навыков и упражнений;

- постановка и автоматизация звуков;

- формирование фонематического слуха и восприятия;

- формирование слоговой структуры слова и звукобуквенного анализа и синтеза;

- усвоение лексических и грамматических средств языка;

- развитие навыков связной речи;

- обучение элементам грамоты;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование психоэмоционального опыта и развитие психических процессов.

  Кукла (Обезьянка Чика, попугай Лил и др.) используется:

  1. На занятиях, как игровой персонаж, для организации единого сюжета (Орг. Момент в виде загадки):

Там где с деревьев свисают листы, Разные в джунглях живут        (обезьяны)

  1. В качестве наглядного пособия для выполнения артикуляционных упражнений

а)        для губ: «улыбочка-трубочка», «окошечко»-губы в форме буквы О

б)        для языка: статические: «лопаточка», «трубочка», «чашечка», «горочка»

динамические: «качели», «часики», «почистим зубки», «маляр»

  1. Используется на занятиях по формированию звукопроизношения, целью кото рых является уточнение и произношение гласных звуков (А, У, О, И).

«А» - рот куклы широко открыт «О» - губы куклы вытягиваются в форме буквы «У» - губы куклы вытягиваются в форме трубочки «И» - губы куклы растянуты в улыбке

  1. Используется на занятиях по формированию звукопроизношения и различения согласных звуков губно-губных (М-МЪ, П-ПЬ, Б-БЬ), переднеязычных (С, 3), а также звуков Ш, Ж, JI, Ль.  

      Хотелось бы закончить следующими словами: « Игра с куклой - это мир реальности, в котором живет ребенок». Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи логопеда, психолога и т. д., дает возможность естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики.                                                                                                                                                            

Список литературы:

  1. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. /В.В. Цвынтарный. -СПб.: Лань 2001.
  2. Попова Н.Т. Театр с участием детей с интеллектуальным нарушением. / Дефектология. - 2005 №5 с.48-54
  3. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, логопеда и педагога./ А.Ю. Татаринцева-СПб.: Речь, 2006.
  4. Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольника (6-7 лет) / В.В. Мамаева, С.И. Карпова - СПб.: Речь, 2007.
  5. Фаустова И.В. Использование метода куклотерапии в логопедической работе с

дошкольниками. И.В. Бунцова / Логопед в  д/с № 9-10 - 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.Неотъемлемой и важной частью этих процес...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста. "Дыхательная гимнастика."

Здоровьесберегающие технологи помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время организованной образовательной деятельности, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в свои...

« Использование логических блоков Дьенеша в работе учителя- логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых технологий, поэтому, необходимо, чтобы они приобрели способность самостоятельно, творчески мыслить и излагать свою мысль....

Использование камушков марблс в коррекционно – развивающей работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.

Данный материал редставляет собой краткое описание дидактических игр с применение камушков марблс для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Его могут применять на практике как учит...

«Мастер-класс по теме: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ШУЛЬТЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Работа с таблицами Шульте в настоящее время является очень актуальной. Это базовое упражнение, своего рода тренажер для мозга, для поддержания его в хорошем рабочем тонусе....

Долгосрочный логопедический проект «Здоровячок-речевичок» по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта

Цель проекта: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе.Задачи проекта:Рассмотреть современные подходы к сохранению и формир...

Мастер класс «Практическое использование Су- Джок терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»

Су Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок – терапия оказывает воздействие на биоэнергетичес...