Конспект индивидуальной НОД "Дифференциация звуков Л - Р"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Мунтян Ольга Владимировна

Успешно завершена работа над автоматизацией звуков.  Ребенок научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи их заменяет на звуки, сходные по звучанию.  Дифференциация звуков – это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Дифференциацией пренебрегать не стоит.   Поверхностный подход может привести к тому, что ребёнок изжив недостатки произношения звуков в устной речи, будет делать стойкие  ошибки на письме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация закрытого административно-территориального образования

г. Заозерска

Управление образования Администрации ЗАТО г. Заозерска

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 «Радуга»

Конспект индивидуальной непосредственно  образовательной деятельности

разработанный учителем – логопедом Мунтян О.В.

Тема: Дифференциация звуков Л-Р

Коррекционно – образовательные задачи: уточнить представление об артикуляционном укладе звуков Р, Л; упражнять в правильном произношении и различении звуков Р, Л; дифференцировать звуки Р, Л в слогах, словах, во фразовой речи; закрепить умение согласовывать числительные с существительными.

Коррекционно – развивающие задачи: развивать фонематический слух на звуках Р, Л;  слуховое и зрительное внимание, координацию речи с движениями.

Коррекционно – воспитательные задачи: формировать положительную мотивацию к занятиям, воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование: картики Гуделочки и Рычалочки; дидактическая игра «Логопедическая ромашка»; разрезная азбука; мяч, шляпа, предметные картинки в названии которых присутствуют звуки Р, Л; предметные картинки музыкальных инструментов.

Ход занятия

Введение в тему. Характеристика и сравнение звуков

Логопед: Ребята, к нам сегодня пришли гости Гуделочка «Л» и Рычалочка «Р». Гуделочка и Рычалочка не когда не были в детском саду, они не знают в какие игры вы играете и чем любите заниматься, кто ваши друзья.

Логопед: Ребята Л и Р это какие звуки?

Дети: согласные, твёрдые и звонкие звуки.

Логопед: Какой звук издает Р, а какой Л. Звук Р – рычит р-р-р, а звук л – гудит л-л-л-л. Где находится положение языка – вверху.

Логопед: Ребята, Гуделочка и Рычалочка постоянно спорят, кто же из них главный? А мы сейчас поможем им в этом разобраться.

                                Игра «Доскажи словечко»

  • Валя будет рубашку ….(полоть, пороть)

          Варя пойдёт грядки…..(полоть, пороть)

  • Боксёр Василий мал, да….(удар, удал)

          У него крепкий …(удар, удал)

  • В ворота около….(голы, горы)

          Забивал Егор…(голы, горы)

  • Рома захотелось ещё …(раз, лаз)

          Пролезть через этот…(раз, лаз)

  • Летом медведь сытно…(жир, жил)

           На зиму он накопил себе…(жир, жил)

  • Какая может быть…(игла, игра)

          Когда в руке твоей….(игра, игла)

  • На стене висела…(рама, лама)

На рисунке в раме…(рама, лама)

                             Игра «Логопедическая ромашка»

Логопед: необходимо собрать две ромашки, в одном цветке располагаются лепестки в названиях которых присутствует звук Р, в другом цветке лепестки со  звуком  Л

                                       Игра «Составь слова»

Логопед: перед вами лежать тарелочки с буквами, вам необходимо из букв составить слова (Рома, рука, луна, Лена)

                                       Игра «Измени слово» (с мячом)

Логопед: нужно заменить звук Л на Р в словах:

Лак – рак                               Лов – ров

Ложки – рожки                    Лама – рама

Дал – дар                               Игла – игра

Жил – жир                            Ложь – рожь

Блошка – брошка                 Лука – рука

Бал – бар                               Свалка – сварка

Жал – жар                             Мил – мир

Луковица - рукавица

                                 Логоритмическая разминка

Ла-Ра-Ла-Ра  (чередование хлопков в ладоши с хлопками по ножкам при произнесении слогов)

Расскажу про комара (вытянуть руки вперёд)

Ра-Ла-Ра-Ла   (чередование хлопков в ладоши с хлопками по ножкам при произнесении слогов)

Нос у комара – игла (показать нос)

Лы-Ры-Лы-Ры (чередование хлопков в ладоши с хлопками по ножкам при произнесении слогов)

В тёмном лесе комары (руки вверх, покачивание туловища влево, вправо)

Ры-Лы-Ры-Лы (чередование хлопков в ладоши с хлопками по ножкам при произнесении слогов)

Все комарики малы (показ маленького комарика)

Ла-Ра-Ла-Ра (чередование хлопков в ладоши с хлопками по ножкам при произнесении слогов)

Я поймаю комара (имитация движений – поймать комара, прихлопнуть ладошкой)

                                            Игра «Шляпа»

Логопед: необходимо из шляпы достать картинку, назвать изображённый предмет, выделить какой звук присутствует и в какой позиции он находится (в начале слова, в середине слова, в конце) и дальше шагают по напольным пазлом с цифрами (1,2,3,4,5), выполняя задание согласование числительных с существительными.

                                           Физкультминутка

Грациозные лошадки (идут по кругу)

Вы по кругу пошагайте

Ноги выше поднимайте (ходьба с высоким подниманием колен)

А теперь быстрей, быстрей

Поскакали веселей (по кругу галоп).

                                Игра «Исправь ошибку»

Логопед: Опять не могут помириться звуки Р, Л, всё перепутали . Нужно исправить ошибку и проговорить скороговорку.

МОРОКО ПЛАЛИЛ СЕЛЁЖКА

МОРОКО РАКАРА КОШКА

                                               Игра « Оркестр»

Логопед: необходимо из картинок с изображением музыкальных инструментов выбрать лишнюю картинку, объяснить почему.

К нам в гости приехал целый оркестр

И не было в зале незанятых мест:

Егор барабанил, Георгий трубил,

Артур на гармошке все гаммы пробил,

Роман на гитаре играл целый час,

Артём балалайкой порадовал нас.

И не было в зале незанятых мест.

Какой инструмент не вписался в оркестр.

Логопед: Так какой же звук главный Л или Р. Что мы можем ответить Рычалочке и Гуделочке. Каждый их них играет очень важную роль в словах. И мы не можем обойтись без Р и без Л. Так что не нужно ругаться, а нужно дружить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия «Звук Ш в слогах, в словах»

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]с Жарковым Ильейна тему:« Звук Ш в слогах, в словах»...

Конспект индивидуального занятия ЗВУК Р

Презентация конспекта по звукопроизношению...

Конспект индивидуального занятия. Звук [С]. Подготовительный этап.

ЦЕЛЬ:Подготовка артикуляционного аппарата для постановки звука [с]ЗАДАЧИ:1.Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [с] в полном объеме.2. Формировать длительную направленную во...

Конспект индивидуального занятия "Звук Ж"

Тема:  Звук «Ж» Цель: автоматизация звука «Ж» в слогах, словах, чистоговорках, предложении....

Конспект индивидуального занятия - звук [С]. Овощи.

В конспекте представлены артикуляционные упражнения для звука [С] в игровой форме по русско народней сказке "Теремок"...

Конспект индивидуального занятия "Звук Ш"

Конспект индивидуального занятия...