"Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения"
консультация по логопедии по теме

Загорюк Ирина Геннадьевна

Одним из  основных механизмов овладения родным языком в дошкольном возрасте является -пподражание. В статье говорится о том какие требования предявляются на сегодняшний день к речи педагога дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._rech_pedagoga.doc98.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения».

    Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада - формирование устной речи и навыков речевого общения, опи рающееся на владение родным языком.

  Одним из основных механизмов овладения родным языком является подражание.

Подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. По долгу службы, педагогу приходится общаться не только с детьми, но и с их родителями, коллегами.

Именно по этому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Понятие «культура речи» это очень сложное и многогранное понятие. В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней. К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

  • качество языкового оформления речи;
  • ценностно-личностные установки педагога;
  • коммуникативная компетентность;
  • четкий отбор информации для создания высказывания;
  • строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт;
  • владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходи мых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками и др.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

  • Правильность - т.е. грамотность, соответствие речи языковым нормам (ударение, умение изменять и образовывать слова и.т.д.)
  • Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления (подбор слов).
  • Логичность - т.к. в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируется умение строить фразу.
  • Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку, уст ранение нелитературной лексики (использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов). Не стоит забывать, что ведущий механизм речевого развития дошкольников - подражание.
  • Выразительность - особенная черта речи, способная захватить внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Являющееся мощным орудием воздействия на ребенка, т.к. способствует более полному осознанию им содержания речи взрослого (интонация, мимика, жесты)
  • Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Т.к. в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, следовательно, богатый лексический словарь самого педагога способствует не только расширению словарного запаса, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и точности речи.
  • Уместность - т.е. такт. Такт - умение знать время и место, понимать условия общения, умение думать о других (это внимание, вежливость, предупредительность).
  • ВЕЖЛИВОСТЬ - выделила бы как отдельное требование. У вежливости есть множество оттенков: вежливо, невежливо, корректно, учтиво, галантно, заносчиво, высокомерно, грубо, спесиво, манерно, церемонно и т.д.Но прежде всего -это уважительность к адресату не зависимо от возраста, пола, национальной принадлежность и т.д. Вежливый человек быстрее добьется понимания у других людей, чем невежливый.

 Например: попробуйте сказать в автобусе: «Подвиньтесь!» - и в ответ услышите какое-нибудь грубое слово, т.к. вы сами обратились грубо. А если вы обратитесь: «Подвиньтесь, пожалуйста!» - ваша просьба прозвучит уважительно, учтиво. Существует невероятный факт; люди, которые обязаны подавать пример вежливости, сами зачастую нуждаются в воспитание. Драматург и писатель, Александр Вампилов говорил: «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, черствеет, виноват: родители и педагоги в д/с, школе и т.д.» Не забывайте: дети чутко улавливают, как разговаривают взрослые спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением и копируют, особенно тех, кто пользуется у них авторитетом.

Поэтому, думаю, не стоит Вам доказывать, что речь педагога должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой.

К выше перечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его. Существуют правила говорящего и слушающего.

В непосредственном общении текст рождается спонтанно. Его нельзя вернуть или исправить. Поэтому нужно быть особенно внимательным к соблюдению таких правил.

Правила говорящего.

  1. Доброжелательность, учтивость к собеседнику. Избегать прямых негативных оценок личности собеседника.
  2. Вежливость (не зависимо от возраста, пола и т.д.)
  3. Не навязывать собеседнику своего мнения и оценки (упорно, категорично).
  4. Смотреть на собеседника (в глаза), учитывать его занятость.
  5. Выбирать уместную и понятную собеседнику тему.
  6. Следовать логике развертывания мысли, чтобы о вашей речи не говорили: «Начал за здравие, а кончил за упокой» или «От того, да потому».
  1. Нужно помнить, что концентрация внимания у слушающего ограничено (как и смысловое понимание). Длинна устного высказывания, не должна превышать количества 5-6 слов (фраза не должна быть длинной и должны быть паузы).
  2. Соблюдать принятую дистанщпо (0,3м), ограничивать жестикуляцию (нерезкими, не навязчивыми), следить за позой. Согласитесь любая красивая фраза, сказанная с вульгарной позой, грубым жестами и несоответствующей интонацией - произведет на слушателей отталкивающее впечатление.

Правила слушающего.

  1. Выслушать даже если вам некогда, хотя обращающийся к вам человек должен чувствовать вашу занятость. Вдруг то, что вам хотят сказать крайне важно.
  2. Терпимо относитесь к говорящему, имейте такт и дослушайте внимательно до конца.
  3. Постарайтесь не перебивать, не сбивать говорящего с мысли, не переворачивать слушанье в собственное говорение.

Наблюдения показали, что особенно много нарушений культуры общения именно со стороны слушающих. Слушаем мы плохо, не научены этому с малых лет. Именно своим примером мы и должны научить детей слушать и слышать. Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения выше названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - это залог  успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...

Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...

Консультация для педагогов «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения».

    Не случайно считается, что речь человека - его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не толь...

консультация для педагогов «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения»

качество речевого развития дошкольников напрямую зависит от качества речи педагогов...

Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

              К речи педагога ДОУ сегодня предъявляются высокие требования, и               проблема повышения культур...

Консультация для педагогов "Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения".

Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения....