Фонематическое восприятие – способность различать звуки.
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Семинар для педагогов ДОУ №761

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_4.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов ДОУ №761

На тему: «Фонематическое восприятие – способность различать звуки».

Проводила Дроздова Р.Ш.

Москва, 2014

Развитие фонематического восприятия также положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письменно речи.

Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических средств языка. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.

Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей степени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с ОНР не овладевают грамотным чтением и письмом.

Р.Е. Левина, стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда процессов. Формирование узловых образований позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта».

Такими узловыми образованиями, ключевыми моментами в системе коррекции общего недоразвития речи являются:

  • фонематическое восприятие и звуковой анализ;
  • включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций (дифференциация гласных и согласных, звукобуквенный анализ);
  • развитие мелкой моторики, графических навыков.

Рассмотри некоторые виды заданий, используемые к коррекционном обучении дошкольников.

Работу по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа мы проводим по следующим направлениям:

Различие одинаковых звукокомплексов о высоте, силе и тембру;

Различение слов, близких по звуковому составу;

Дифференциация слогов, фонем;

Развитие навыков звукового анализа.

Упражнение №1.

Педагог предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Кричат дети: АУ (громко), ау (тихо).

Лает собака: АВ (громко), ав (тихо).

Мяукает кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка.

Упражнение №2.

Педагог показывает ребенку, а потом просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

А – плачет девочка.

А – показывает горло врачу.

А – поет певица.

О – удивилась мама.

О – поет певица.

О – кричит охотник в лесу.

О – стонет мальчик (болит зуб) и другие.

Упражнение №3.

Изменение одного звукокомплекса по высоте и силе. Педагог предлагает ребенку сказать МЯУ: громко (котик рядом, просит есть), тихо (котик за дверью), высоким голосом (маленький котенок), низким голосом (старый кот).

Аналогично изменяют звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний:

ИГОГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ.

Упражнение №4.

Педагог показывает картинку. Если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный.

Баман

Ваван

Альбом

Альпом

Паман

Даван

Айбом

Альмом

Банан

Баван

Аньбом

Альном

Банам

Вапан

Авьбом

Аблем

Упражнение №5.

Педагог предлагает ребенку повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:

Мак – бак –так

Ток – тук – так

Моток – каток – поток

Батон – бутон – бетон и другие.

Упражнение №6.

Из четырех названных педагогом слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

Мак – бак – так – банан

Сом – ком – индюк – дом.

Лимон – вагон – кот – бутон.

Упражнение №7.

Педагог читает две стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строке. Ребенок должен выбрать одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные … (перина, подушка, рубашка).

От грязнули даже стол

Поздним вечером … (сбежал, ушел, ускакал).

Лежебока рыжий кот,

Отлежал себе … (живот, лапу, ушки).

Солнце свети очень ярко,

Бегемоту стало … (холодно, жарко, тепло).

Если ребенок испытывал трудности в поисках нужного слова, экспериментатор зачитывал двустишие во всех трех вариантах, а ребенок должен был выбрать тот, где слова самые похожие.

Упражнение №8.

Игра «Подскажи словечко».

Ребенок должен подобрать слово в рифму.

Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась… (шишка).

*   *   *

Здесь в лесу есть злые звери,

Запирайте на ночь… (двери).

*   *   *

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке… (мяч).

*   *   *

Доски на гору везем

Будем строить новый … (дом).

*   *   *

Я сегодня утром рано

Умывался из-под …(крана).

*   *   *

Среди жирных голубей

Прыгал тощий … (воробей).

И другие.

Упражнение №9.

Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками.

Та – то – ту

Ты – та – то

Му – мы – ма

Мо – ма – мы и другие.

Упражнение №10.

Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:

Та – та – та

Па – па – па 

Та – та – та

Па – па – па

Та – та – та

Па – па – па

И другие.

Упражнение №11.

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками:

Па – та – ка

Ка – на – па

Та – ка – па

Фа – ха – ка

Упражнение №12.

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости, сначала по два слога:

Па – ба

По – бо

Пу – бу

Пы – бы и другие.

Затем по три слога:

Па – ба- па

По – бо – по

Пу – бу – пу

Пы – бы – пы и другие.

Упражнение №13.

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости:

Па – пя

Ма – мя

Ва – вя

Та – тя

Ба – бя

Да – дя

Фа – фя и другие.

Упражнение №14.

Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков:

На – тна

Та – нта

Фа – тфа

Та – фта

Ма – кма

Ко – фко

На – фна

Но – пно

Ко - тко

То – кто

Но - кно

И другие.

Упражнение №15.

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

Пта – пто – пту – пты

Тма – тмо – тму – тмы

Кта – кто – кту – кты

Кна – кно – кну - кны

Упражнение №16.

Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении:

Пта - тпа

Кта - тка

Фта - тфа

Пка - кпа

Фка - кфа

Хта - тха

Фпа - пфа

Гда - дга

Вба - бва

Упражнение №17.

Выделение в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э).

Педагог называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (поднять флажок).

Затем педагог медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд:

А – У – М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф и т.д.

Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не выделится ребенком точно и уверенно.

Упражнение №18.

Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке.

Педагог называет и, многократно повторяя, добивается запоминания ребенком одного из согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить заданный звук (поднять флажок).

Упражнение №19.

Назвать первый звук в словах:

Аня, аист, август, автомат, Алло, Алик, арбуз, Африка, армия, ангина, абрикос, Алеша, Антон, антенна, акула, астра, альбом, аквариум, абажур, апрель, аптека, адрес, афиша, антилопа, Айболит, Андрей, Анюта, атака.

Объяснить выделенные слова.

Назвать 5 – 8 слов, начинающихся на звук «А».

Аналогичные упражнения проводятся на другие гласные звуки (У, И, О).

Упражнение №20.

Назвать последний звук в словах (А, О, У, И, Ы).

Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, плоты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, брошу, крикну, ухожу, приду.

Упражнение №21.

Назвать первый и последний звуки в словах.

Избушка, иголка, изюминка, улица, улитка, ученица, афиша, ангина, указка, овощи, обручи, окуни, опера, окна, осы, ослики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и навыков звуко – слогового анализа двухсложных слов (подготовительная группа).

Дифференциация звуков С, С, З, З в произношении, в слогах, в словах, в предложениях. Буквы С с; З з,...

Методическая разработка интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи и фонетико-фонематического восприятия на тему: Звук [Ы]

В данной методической разработке представлен опыт работы по одному из приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО «Речевое развитие». Предлож...

Формирование фонематического восприятия на дифференциации звуков С-Ш.

Презентация создана для более интересного проведения занятия с целью дифференциации звуков С-Ш....

Консультация родителям: Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!...

17.02.2020 Картотека игр для развития фонематического восприятия и дифференциации звуков «С-Ш».

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Фоне-матический слух - это способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличи...

Игровое пособие "Цветик - семицветик" (дидактические игры на развитие познавательных способностей и на развитие фонематического восприятия, на дифференциацию звуков и на развитие навыка звукового анализа)

Актуальность:  с  каждым годом число детей с ОВЗ увеличивается. Дети с ОВЗ должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования.  Работая с детьми с ОВЗ можно с...