Коррекционно-развивающее занятие по теме : «Путешествие в осенний лес. Звук [c]» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Андриевская Наталья Михайловна

Здоровьесберегающие технологии - неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы.

         Дети, имеющие нарушения речи, страдают несформированностью  

  фонематических процессов, часто рассеянные, невнимательные.

У ребёнка с речевой патологией низкая работоспособность, повышенная утомляемость, несформированная произвольность психических процессов. Такие дети вдобавок ещё и часто болеют. Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.

В своей работе я использую как традиционные, так и нетрадиционные здоровьесберегающие технологии, которые вызывают у детей интерес к самому процессу коррекции, и в то же время являются оптимальными в работе учителя-логопеда.

В данной организованной учебной деятельности представлены разные приёмы: это – Су-джок терапия (последнее достижение восточной медицины) , которая оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Следующий прием — это применение биоэнергопластики, которое  эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Сущность этого приема заключается в одновременной работе органов артикуляционного аппарата и пальцев рук при выполнении артикуляционных упражнений.

Музыкотерапия  - повышает тонус коры головного мозга, стимулирует дыхание и кровообращение, усиливает внимание.

Все эти приёмы коррекции речи я использую с детьми дошкольного возраста.

Представленная технологическая карта организованной учебной деятельности относится к формированию у детей правильного звукопроизношения. Сценарий ОУД рассчитан на подгруппу 5-6 детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionno-razvivayushchee_zanyatie.doc717 КБ

Предварительный просмотр:

                             ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)  СПЕЦИАЛИСТОВ

ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА»

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по программе курсов повышения квалификации

«Организация коррекционной работы в образовательном учреждении»

Коррекционно-развивающее занятие по теме : «Путешествие в осенний лес. Звук [c]» для детей старшего дошкольного возраста

                Слушателя курсов

    Андриевской Н. М.,

 учителя-логопеда МБОУ школа № 57

_________________________________________

(подпись, дата)

                                                           

                                                                Самара 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ЗАНЯТИЮ

3

  1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

5

  1. САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

15

ПРИЛОЖЕНИЯ

16

-3-

Пояснительная записка

Здоровьесберегающие технологии - неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы.

        Дети, имеющие нарушения речи, страдают несформированностью  

  фонематических процессов, часто рассеянные, невнимательные.

У ребёнка с речевой патологией низкая работоспособность, повышенная утомляемость, несформированная произвольность психических процессов. Такие дети вдобавок ещё и часто болеют. Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.

В своей работе я использую как традиционные, так и нетрадиционные здоровьесберегающие технологии, которые вызывают у детей интерес к самому процессу коррекции, и в то же время являются оптимальными в работе учителя-логопеда.

В данной организованной учебной деятельности представлены разные приёмы: это – Су-джок терапия (последнее достижение восточной медицины) , которая оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Следующий прием — это применение биоэнергопластики, которое  эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Сущность этого приема заключается в одновременной работе органов артикуляционного аппарата и пальцев рук при выполнении артикуляционных упражнений.

Музыкотерапия  - повышает тонус коры головного мозга, стимулирует дыхание и кровообращение, усиливает внимание.

-4-

Все эти приёмы коррекции речи я использую с детьми дошкольного возраста.

Представленная технологическая карта организованной учебной деятельности относится к формированию у детей правильного звукопроизношения. Сценарий ОУД рассчитан на подгруппу 5-6 детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.

                                                            -5-

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Область: Коммуникация и социум

Тип: Занятие по усвоению знаний, формированию первоначальных навыков, включая навык самоконтроля

Вид: Занятие по формированию фонетической стороны речи

Цель: Автоматизация звука [c] в слогах, словах

Задачи

Образовательные:

  1. Учить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [c]
  2. Учить правильно произносить звук [c] в прямых слогах и в словах с этими слогами

Развивающие:

  1. Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания
  2. Развитие фонематического восприятия
  3. Овладение грамматическими категориями словоизменения
  4. Развитие пространственной ориентации и координации тонких движений кисти и пальцев рук

Воспитательные:

  1. Воспитание положительного интереса к логопедическим занятиям
  2. Воспитание слухового внимания и памяти
  3. Воспитание стремления овладеть правильной речью

Оборудование: проектор, экран, спортивное оборудование для «дорожки здоровья», зеркала для индивидуальной работы, су-джоки, рукавички –

                                                         -6-

язычки, картинки со звуком [c] в разной позиции, осенние листочки, «волшебные палочки», предметные картинки, картинки для образования

множественного числа существительного, видеозапись совы, аудиозаписи «Музыка осеннего леса», «Звуки леса» и песенка звука [c] «Песок».

             Ход совместной коррекционно- развивающей деятельности

Этапы деятельности

Действия учителя-логопеда

Деятельность детей

I.Организационный

II.Основной

1.Формулирование цели занятия

2.Повторение сформированных умений, являющихся опорой

3.Проведение проверочных упражнений

3. Динамическая пауза

С использованием парадоксальной дыхательной гимнастики  

А.Н. Стрельниковых

4.Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования

С элементами игры «Речевой волейбол»

5.Тренировочные упражнения по инструкции, перенос в сходную ситуацию

III.Рефлексивнокоррегирующий,

Подведение итогов занятия

Ребята, давайте отгадаем, какая гостья спешит к нам на занятие, (читает послание-загадку на конверте): Она по ночам по лесу летает, мышей, грызунов себе добывает. С большими глазами её голова. А как все зовут её дети?

Беседа о прочитанных книгах

А что вы знаете про сову? Какие книги вам читали родители про эту птицу?

Возьмите в ладошки весёлый Су-Джок, он на занятии наш верный дружок. Послушайте, какой звук чаще других встречается в стихотворении:

А в лесу темным-темно.

И все спят в лесу давно.

Но одна сова не спит, на сосне сова сидит. А когда совсем стемнеет, на охоту полетит.

Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук С

Наденьте рукавички, они помогут нам правильно произнести звук [c]

Мы наденем рукавички - это наши язычки. С логопедом заниматься начинаем раз, два, три!

С-С-С – это любимая песенка совы

Послушайте песню про звук [c]. Подпевайте.

Сове очень понравилась песенка и она приглашает нас на прогулку в осенний лес:

Всех ребяток я за сказкой приглашаю в лес пойти! Замечательный, чудесный, вам такого не найти!

(на экране появляется изображение осеннего леса, звучит аудиозапись «Звуки  леса»)

По тропинке мы идём, да по узенькой идём. Перепрыгнем мы овраг, лужи все перешагнём. Дружно, весело мы шли да к лесочку подошли. Птицы громко здесь поют, звери дикие живут. Лес осенний не молчит, он сегодня зазвучит!

Вот мы и в осеннем лесу.

Как красиво вокруг! Какого цвета осенние листья?

Как называется явление, когда падают листья?

Давайте соберем осенний букет. Логопед показывает листья.

Игра «Какой лист?»

Посмотрите картинки, назовите лишнюю.

Логопед кидает мяч каждому ребёнку, называет начало слова, а он заканчивает слогом CА

Посмотрите, что я нашла в осеннем лесу

Я дотронусь палочкой до каждой картинки и превращу её во множество предметов, а вы закончите слово слогом СЫ

Ребята, сова тоже хочет с нами поиграть. Найдите сову и её друзей, назовите их. Каждому ребёнку

Логопед даёт карточку с закрытым экраном.

Наше занятие подходит к концу, давайте поможем вернуться домой сове и её друзьям.

Садитесь на стульчики, закрывайте глаза, мы возвращаемся из осеннего леса домой. Звучит аудиозапись «Мелодия осеннего леса»

Мы на миг закроем глазки –

Отдохнуть пришла пора. В лесу осеннем так прекрасно! Воздух чист и свеж с утра! Здесь нам дышится легко, очень ровно, глубоко! Пахнет влажная земля, слышен шелест листьев… Пахнут сосны, пахнут ели, нам удобно, мы присели. Вот кустарники, деревья, ветерок ласкает нас. Так приятны ощущенья, их запомните сейчас! Глазки все свои открыли. Расскажите, где вы были?

Отвечают: Сова.

Рассматривают видеоизображение совы на экране

Рассказ В. Бианки«Сова», стих. И. Токмаковой «Вечерняя сказка», сказку Т. Дашкевич «Про добрую сову»

Катают Су-джок между ладошек, слушают стихотворение

Определяют и называют звук [c]

Дети принимают участие в формулировании темы занятия

Надевают рукавички и с помощью рук выполняют артикуляционную гимнастику для [c]

Произносят звук с-с-с

Слушают аудиозапись «Песок», подпевают с-с-с

Дошкольники выполняют упражнения, способствующие развитию общей моторики и дыхания

Садятся на стульчики

Отвечают

Листопад

Называют по одному: этот лист с берёзы – он берёзовый

Этот лист с дуба – он дубовый и т.д.

Лишняя МАК, т.к. нет [c]

Дети встают в круг, ловят мяч, заканчивают слова и произносят слоги: ЛИ-СА, О-СА, РО-СА, КО-СА

Отвечают: волшебную палочку!

ЛИСЫ

КОСЫ

ОСЫ

РОСЫ

Дети дуют на экран и называют увиденное животное.

Каждый ребёнок ставит своё животное в домик по наличию звука [c] в слове: начало, середина, конец

Расслабляются, закрывают глаза, под музыку слушают стихотворение

Рассказывают, где были и что было интересного в осеннем лесу

                                                        -12-

Ожидаемые результаты:

  1. Знать артикуляцию звука [c]
  2. Уметь правильно произносить звук [c] изолированно, в слогах, словах
  3. Уметь определять позицию звука [c] в слове
  4. Уметь образовывать множественную форму имени существительного
  5. Уметь образовывать прилагательное от существительного

                                                               -13-

Самоанализ занятия

Дата проведения: 19.12.2014

Место проведения: МБОУ школа №57 г.о. Самара

Проводила: учитель-логопед Андриевская Н.М.

Возраст, количество детей: 6 человек, 6 лет (подготовительная группа)

Тема: «Путешествие в осенний лес. Звук [c]»

Тип занятия: Занятие по усвоению знаний, формированию первоначальных навыков, включая навык самоконтроля

Вид занятия: Занятие по формированию фонетической стороны речи

Организационная форма проведения: подгрупповое

        Разрабатывая конспект занятия, я, прежде всего, учитывала речевые заключения детей данной подгруппы, особенности психического развития детей , индивидуальные возможности каждого ребёнка.

        Система заданий, игр и упражнений, выбранных для достижения поставленной цели, полностью соответствует теме занятия, программным требованиям подготовительной логопедической группы, речевому и психофизическому развитию детей с ОНР 3 уровня.

        Дети на протяжении всего занятия были активны, проявляли интерес к выполняемым упражнениям и заданиям. Также ребята старались проявлять самоконтроль за своей речью в течении всей деятельности.

        Занятие проводилось с использованием ИКТ.

У детей были сформированы новые знания, которые закреплялись в знакомой и в изменённой ситуации. Шло творческое применение умений в новой ситуации. В ходе занятий использовались следующие  инновационные технологии:

  • Использование элементов игры «Речевой волейбол», в которой задействованы звукопроизношение, сила голоса, знание детьми гласных и согласных звуков, деление слов на слоги;

                                                 -14-

  • Использование системы речевых упражнений в форме коммуникативного тренинга, где у детей сформировывались навыки речевого общения, умение ставить вопросы , строить речевое

высказывание. Это игры: «Какой лист?», беседы о прочитанных книгах,     об осенних явлениях;

  • Парадоксальная дыхательная гимнастика А.С.и А.Н.Стрельниковых, в ходе которой у детей шло снятие мышечных зажимов в теле. Использовалась в ходе динамической паузы;
  • Прием создания разнообразных коммуникативных отношений со всеми воспитанниками группы, в ходе которого шло формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Это присутствовало на протяжении всего занятия;
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс, в ходе которого шло формирование ценностного отношения к образовательной деятельности детей и их родителей посредством библиотерапии.

        Я считаю, что цель занятия достигнута, получен положительный результат.

                                                            -15-

Список литературы

    1. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей: практическая   логопедия. М.: Изд-во «Сталкер», 2003

    2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6  лет.Сценарии занятий. М.: Творческий центр «Сфера», 2007

   3.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М: ООО «Гном-Пресс», 1999

   4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: «Айрис Пресс», 2004

   5.Нищева Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в

логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб., «Детство – Пресс, 2007

  6.Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1998.

  7.Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания.  С-пб., «Каро». 2001

  8. Курдвановская  Н. В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.- М.:Творческий Центр «Сфера», 2007

  9. М Щитинин. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. Издательство Метафора,Москва 2007г.

  10.Карпова Н.Л..Основы личностно-направленно логопсихотерапии:учебное пособие.М.: "Флинта", 1997. 

-16-

                                     Список литературы

  1.  «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Вестник образования. Март 2010. Стр 14.
  2. Антипина,  Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду  (Текст) / Е. А. Антипина. – М., 2003.
  3. Ж.Саломе. Освоить искусство общения. Psychologies. Июль-август 2006. Приложение.
  4. Зимина, И. Театр и театрализованные игры в детском саду / И. Зимина // Дошкольное воспитание. – 2005. -№ 4.
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190 с.
  6. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханева. –М. : Сфера, 2001.
  7. Планирование работы в детском саду с детьми 6-7 лет: методические рекомендации для воспитателей/ [Т.Э.Гризик, И.Г.Галянт, Г.В.Глушкова и др.; науч. ред. Е.В.Соловьева]. –М.: Просвещение, 2013. – 224 с.
  8. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов/ [О.В.Акулова, А.Г.Гогоберидзе, Т.И.Гризик и др. ; науч. рук. А.Г.Асмолов; рук. авт. Коллектива Н.В.Федина]. М.: Просвещение, 2012. -205 с.
  9. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чуридова. –М., ВЛАДОС, 2001. -160 с.