Рабочая программа учителя - логопеда
рабочая программа по логопедии на тему

Иванова Наталья Владимировна

Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем якутского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом при обучении в школе и социализации ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovaya_rabochaya_programma_.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Сардана» с. Хатыстыр» МО АР

Принято:                                                             Утверждаю:

На педагогическом совете                               Заведующая МБДОУ «Сардана»

Протокол №_______                                         _____________Саввинова В.Н.

от «____»________20__г.                                 от «____»_______20___г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

учителя-логопеда

логопункте «Ситим»

                                          Разработала:

                                                учитель-логопед

                                                                             Иванова Наталья Владимировна

Хатыстыр 2014

Содержание

Пояснительная записка

1.Цели и задачи программы

2. Характеристика  воспитанников с речевыми нарушениями

2.1. Характеристика детей с общим недоразвитием речи

2.2. Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

3. Содержание коррекционной работы.

3.1. Особенности организации деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста.

3.2. Формы организации образовательной деятельности

3.3.Перспективный тематический план занятий  по формированию речевой деятельности детей 5-6 лет

3.4.Взаимодействие с педагогами ДОУ

  1. .Система работы с родителями воспитанников (или лицами, их заменяющими)

4. Планируемые результаты

5.Диагностика  нарушений речи воспитанников ДОУ

Литература

Приложения1. Бланк «Список зачисленных воспитанников на логопедические занятия»

Приложение 2. Бланк «Индивидуальный план коррекционно-речевой работы» по речевым группам

Приложение 3. Бланк «Речевая карта»

Приложение 4. Бланк « Отчет о работе учителя – логопеда общеобразовательного учреждения»

Пояснительная записка

Анализ диагностики речевого развития воспитанников детского сада за 2013 -2014 учебный год показал, % дошкольников 4-6 лет имеются различные речевые нарушения. У 45 детей выявлены нарушения звукопроизношения, недостаточный словарный запас и способность грамотно излагать свои мысли.

Детей с речевыми нарушениями   рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности  затрудняют  успешное  овладение ими  учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети  с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям  детей.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и требованиям; устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона РФ “Об образовании”, целям и задачам образовательной программы учреждения.

В основу рабочей программы МБДОУ детский сад комбинированного вида «Сардана» положены программы:

  • «Программа логопедической работы по преодолению
    фонетико-фонематического недоразвития у детей»  Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;
  • «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова;
  • Базовая программа «Тосхол» Министерства образования СР(Я).

Данные программы  рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада,  не  подходят для использования на логопедическом пункте  национального  детского сада и не предполагают использование новых методов, приёмов, технологий, не учитывают клинических особенностей детей, что  является  необходимым.        Этим и обусловлена значимость написания  рабочей программы, применение  которой поможет детям с нарушением речевого развития  осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех  трудностей, которые являются причиной возникновения школьной адаптации.

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду.

Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем якутского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом при обучении в школе и социализации ребенка.

        В нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется программа « Программа воспитания и обучение» под редакцией М.А. Васильевой,   базовая программа «Тосхол» Министерства образования СР(Я). Эти программы не рассчитана на дошкольников с речевой патологией.

  1. Цели и задачи программы

Данная рабочая программа сообразуется с Образовательной программой МБДОУ детский сад комбинированного вида «Сардана», отвечает Федеральным государственным образовательным  стандартам (ФГОС), к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации. Рабочая программа предназначена  для коррекции речевых нарушений  детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст). 

Цель программы – организация эффективных условий для формирования фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков правильной чистой речи, развитие диалогической связной речи.

Достижению данной цели  будут способствовать задачи:

  1. Практическое овладение воспитанниками нормами речи: правильным произношением всех звуков родного языка в соответствии с возрастными возможностями, умение различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам, самостоятельное выполнение звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры;
  2. Развитие свободного общения воспитанников с  взрослыми и детьми, как социализация ребенка: применять слова всех частей речи, использовать  фразы различной конструкции, самостоятельно рассказывать, выражать свои мысли;
  3. Формирование  компонентов устной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах  и видах детской деятельности через включение родителей в коррекционно-образовательный процесс и взаимодействие специалистов ДОУ (учителя-логопеда, педагога – психолога, воспитателей, музыкального руководителя, специалиста по физическому воспитанию).

Поставленные цели и задачи  осуществляется в следующих принципах:

1. Принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;

2. Принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;

3. Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;

4. Принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком  необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;

5. Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;

6. Принцип постепенного повышения требований, предполагающий  постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;

7. Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех  анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных  и  двигательных образов детей.

2. Характеристика  воспитанников с речевыми нарушениями

 В 2013-2014 учебном году на коррекционно-развивающие занятия зачислены дети со следующими речевыми диагнозами, утвержденными ПМПк:

ФНР

ФФНР

ОНР III уровня

14-58%

7-29%

3-13%

Всего 24 ребенка

2.1. Характеристика детей с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет нерезко выраженное недоразвитие речи и третий уровень речевого недоразвития.  

Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточная  сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя  характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально  организованной работы по их коррекции.

2.2. Характеристика детей

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции;
  • трудностями различения звуков;
  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой  затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

3. Содержание коррекционной работы.

3.1. Особенности организации деятельности логопеда

по коррекции речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание коррекционной работы, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования  (далее – ФГОС), направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии воспитанников,  их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении обязательной образовательной программы.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, психолога, родителей и педагогов.

Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование  всех детей проводится в соответствии с Образовательной программой ДОУ и описанв Рабочей программе (см. далее)

Логопедические  подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября.

Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада комбинированного вида, то есть в сетке занятий  не предусмотрено  специального времени для проведения деятельности  учителя – логопеда. Основную  нагрузку несёт  индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа,  которая  проводится   ежедневно с каждым ребёнком.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительностью 20 - 30 минут.  Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.  Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

Данная  программа  может быть  успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также  педагогов  и  специалистов детского сада  (психолог, музыкальный руководитель, руководитель по физической  культуре). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также на занятиях по труду, изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные  у ребёнка  умения и навыки.

3.2. Формы организации образовательной деятельности

Программа  составлена с учётом  основных форм организации коррекционных занятий:

Индивидуальные.

Основная цель – подбор комплексных  упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, ринолалии, дизартри.

 Логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом  личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.).

Задачи и содержание индивидуальных занятий

  • Развитие артикуляционного праксиса;
  • Фонационные упражнения;
  • Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-слоговых сочетаниях;
  • Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
  • Первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

Индивидуальная логопедическая работа  проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава. Отдельные специфические проявления патологии речи,  выраженные  отклонения  в  строении  артикуляционного аппарата и т.д

Подгрупповые.

 Основная цель – воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда,  выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей.

Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию  фонем в собственной  и чужой речи. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения. Большую часть времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с интересами. Индивидуальные и подгрупповые занятия носят опережающий  характер и готовят детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала.      

Содержание подгрупповых занятий

Основная цель подгрупповых занятий – первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 3-4 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.

Цель и содержание подгрупповых занятий:

  • Закрепление навыков произношения изученных звуков.
  • Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков.
  • Воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
  • Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков.
  • Закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

 Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:

1.Закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Сюда, как правило, включаются гласные (а, о, у, и, э, я), наиболее доступные согласные звуки (м-мь, н-нь, п-пь, т-ть, к-кь, ф-фь, в-вь, б-бь, д, г-гь и т.д ) Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазано, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков   уточнить, отработать более четкую артикуляцию. Это позволит не только  активизировать сам артикуляционный аппарат, на базе имеющихся звуков отработать сознательного появления в речи детей отсутствующих звуков, но и увеличить внятность речи в целом;

2. Постановку  отсутствующих  у  ребенка  звуков,  которая  осуществляется  общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности: с-сь, з-зь, ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинается с з и б, в дальнейшем от звука з , ставится звук ж, от б-д, от д-т. Последовательность постановки соноров  р и л  определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее.

Продолжительность занятий с детьми:

ФН – от 3 до 6 месяцев;

ФФН– от 6 мес. до 1 год;

ОНР-III уровня  – 1-2 года.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

3.3.Перспективный тематический план занятий  по формированию речевой деятельности детей 5-6 лет

3.4.Взаимодействие с педагогами ДОУ

Развитие речи (воспитатели).

Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия  на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности  (различные  дидактические, подвижные игры для развития речи).

Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание  детьми  картин и беседы по вопросам.  Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется  при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок.

Проведение  повседневного наблюдения  за состоянием речевой деятельности детей, осуществление   контроля  за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных  на занятиях грамматических форм по рекомендациям логопеда в тетрадях взаимодействия.

Развитие познавательных интересов детей в ходе занятий, экскурсий, игр, а также в свободной деятельности.

При организации образовательной деятельности  

учителя-логопеда и воспитателей

Учитель - логопед

Воспитатель

-  звукопроизношение;

-  фонематические процессы;

-  языковой анализ;

-  психологическая база речи

-  моторный праксис;

-  лексико-грамматическое развитие;

-  обогащение и активизация словаря;

-  развитие связной речи;

-  психологическая база речи

Порядок и количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

Музыкальное воспитание (музыкальный руководитель)

Выполнение следующих упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства», развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

Пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы  на автоматизацию тех  звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.

Физическое воспитание (руководитель по физической культуре)

Выполнение общекорригирующих упражнений, направленных на нормализацию мышечного тонуса, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции и т. д.

Использование упражнений для развития общей и  мелкой моторики,  координации движений, подвижных игр,  игр – инсценировок с речевым сопровождением (рифмованные тексты). Упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха.

План работы учителя – логопеда  

по взаимодействию с педагогическим коллективом

на 2014 – 2015 учебный год  

№ п/п

Тема

Формы работы

Сроки выполнения

1.

Результаты  логопедического обследования  в старшей и подготовительной группах.

Педагогический час

Сентябрь – Октябрь

2.

Формирование списка детей на зачисление для занятий в условиях логопункта

Заседание ПМПк

Сентябрь-октябрь

3.

Специфика организации образовательной деятельности детей зачисленных на логопункт.

Консультации для воспитателей.

Сентябрь

4.

Методика проведения артикуляционной гимнастики.  Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков.

Практикум для воспитателей младшей и средней группы

Октябрь

5.

Индивидуальный подход в организации образовательной деятельности воспитателя с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Консультации, беседы с воспитателями.

В течение года

6.

Проведение комплекса логоритмики.

Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре.

Сентябрь -

Октябрь

7.

 «Обучение рассказыванию методом погружения в картину»

Мастер-класс

Ноябрь

8

«Приемы работы воспитателя по развитию фонематического восприятия»

Памятки для воспитателей.

Декабрь

9.

«Инновационные приемы для формирования связной речи дошкольника»

Консультация на сайте ДОУ

Январь

10.

Необходимость контроля  за правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи, на занятиях и во время режимных моментов.

Беседы с воспитателями.

Январь

11.

Методика проведения игр для развития фонематических процессов у детей. Игры с чистоговорками и скороговорки (чабыр5ах)

Практикум для воспитателей.

Февраль

12.

Пальчиковая гимнастика и различные способы развития мелкой  моторики для детей раннего возраста

Консультация для педагогов младшей группы

Март

13.

Динамика развития детей псевдобульбарной дизартрией.

Индивидуальная беседа с педагогами

Апрель

14.

Игры для формирования грамматического  строя речи.

Практикум для воспитателей.

В течение года

15.

Результаты обследования детей имеющих отклонение в речевом развитии. Рекомендации по составлению    педагогических  характеристик. Изучение данных, обмен  мнениями.

Беседы, консультации с воспитателями средней группы

Май -

 В течение года

16.

Совместная подготовка к детским праздникам.

Подбор речевого материала, разучивание стихов.

В течении года

3.5 .Система работы с родителями воспитанников

(или лицами, их заменяющими)

Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав и Конвенция о правах ребенка), а также законы РФ (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Наиболее важные положения этих документов нашли отражение в данной программе:

•        Право ребенка на образование, гуманистическое по своему характеру, охрану здоровья и отдых, свободное участие в культурной и творческой жизни, занятия искусством;

•        Бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его развития;

•        Право ребенка не защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления, отсутствия заботы или небрежного обращения;

•        Взаимодействия ДОУ с семьей с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного развития ребенка.

После проведения логопедического обследования  логопед  предоставляет  родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых  и  неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее  учитель – логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.

Программа предусматривает:

- Активное участие во всех мероприятиях, проводимых для  родителей  в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные  консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);

- Помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;

- Игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка,

систематические занятия с ребёнком  дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по  автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;

- Создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия,  формирование интереса ребёнка  к собственной речи  и желания научиться говорить правильно.

План работы учителя-логопеда

по взаимодействию с родителями

№ п/п

Тема

Форма

работы

Срок

выполнения

1.

Результаты логопедического обследования детей; ознакомление с индивидуальным планом-программой на учебный год, обсуждение организационных моментов работы. Работа с индивидуальной тетрадью ребёнка.

Индивидуальные консультации, беседы.

Сентябрь

В течение года

2.

ОНР и ФФНР причины и основные направления коррекционно-логопедической работы.

Родительское собрание. Логопедический уголок для родителей

Октябрь

3.

Анкетирование родителей.

Индивидуальные консультации;

Сентябрь, май

4.

 ««Обучение рассказыванию методом погружения в картину»»

Мастер – класс на род.собрании.

В течение года.

5.

Приёмы выполнений домашних заданий логопеда, необходимость ежедневных занятий с ребёнком по занятиям учителя – логопеда.

Консультация на сайте ДОУ

Октябрь

6.

Советы по автоматизации звуков в домашних условиях.

Индивидуальные консультации, беседы.

 В течение года.

  1. Планируемые результаты.

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:

  • Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения:  умеет правильно произносить все звуки родного (якутского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи  и интонацию;
  • Ребёнок     овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух  гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и  правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов;  самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
  • Ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;
  • Родители и педагоги детей с тяжёлыми нарушениями речи включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с учителем – логопедом в результате этого у ребёнка  сформированы     первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с программой ДОУ.

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:

К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий показатель развития интегративных качеств ребенка.

Образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:  

Адекватно использует вербальные         и        невербальные        средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способен изменять стиль общения со  взрослым или  сверстником, в  зависимости от ситуации. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Сформированы предпосылки любознательной и познавательной мотивации.

Образовательная область «Речевое развитие»

Речь чистая, закрепленным правильно произносимым звуком. Сформированы предпосылки навыки звуковой аналитико – синтетический активности.

Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия. Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

Различает        понятия        «звук»,        «слог»,        «слово»,«предложение».        Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.

  1. Диагностика  нарушений речи воспитанников ДОУ

Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества коррекционно-образовательной деятельности, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.

Устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

  • Группы нового набора (младшая группа), проходящие период адаптации проводят первичную диагностику в январе текущего учебного года, итоговую диагностику проводят в мае.
  • Группы воспитанников  с 3 до 6 лет (средняя, старшая группа), первичную диагностику по выявлению исходного уровня знаний воспитанников проводят педагоги в сентябре, итоговую – в мае.
  • Подготовительные к школе группа, педагоги проводят 2 раза – сентябрь (первичная), последняя декада апреля (итоговая).
  • Дети зачисленные на логопункт, педагоги коррекционной работы (учитель-логопед, педагог-психолог) проводят 2 раза – сентябрь (первичная), последняя декада апреля (итоговая).

Цель обследования:

  1. Выявить детей, имеющих  нарушения речи.
  2. Зачислить детей на логопункт, с учетом выявленных нарушений.
  3. Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.

В ходе обследования  изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:

1.Фонематическое восприятие.

2. Артикуляционная и мелкая моторика.

3. Звукопроизносительная сторона речи.

4. Навыки звукового анализа.

5. Лексико- грамматический строй речи.

6. Состояние словарного запаса и навыки словообразования.

7. Понимание логико-грамматических отношений.

8.Связная самостоятельная речь.

Используемая методика:  Иллюстрированная методика логопедического обследования под общей редакцией Т.Н. Волковской, элементы методики Т.А. Фотековой.

Для  качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логопункта применяется следующая система мониторинга:

Приёмы диагностического изучения: 

  • Сбор анамнестических данных
  • Беседы с родителями
  • Наблюдение за детьми во время занятий, режимных моментах, в игре
  • Беседа с детьми
  • Беседа с воспитателя

Литература

1. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. Издательство «Просвещение», 2008

2. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Тумакова. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Издательство «Просвещение», 2008

3. Базовая программа «Тосхол» / под ред.

4. Комплексно-тематическое планирование по программе «Союз трех культур» /

5. З.Е.Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с онр.-С.П.: Детство-Пресс,2002

6. Руководство по организации работы логопеда /сборник примерных форм локументов и методических материалов. М. изд. «Аркти», 2008

6.О.И.Крупенчук.Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001

7. Л.Я. Гадасина, О.Г. Ивановская. Эффективное поурочное планирование коррекции произношения звуков Р и Л. Санк –Петербург. изд. «Каро», 2009

8.  Н.В. Емельянова, Л.И. Жидкова, Г.А. Капица. Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ. Санк –Петербург «Детство – пресс», 2013

9. Г.А. Волкова. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. Санк –Петербург «Детство – пресс», 2008

10. Иллюстрированная методика логопедического обследования / под общей редакцией Т.Н. Волковской

11. И. Светлова. Домашний логопед. М. «Эксмо», 2003

12.Г.С.Швайко .Игровые упражнения для развития речи.М.:просвещение,1988

13 З.Е.Агранович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. Санк –Петербург «Детство – пресс», 2008

14. Журнал “Логопед”

15 .Журнал “Конфетка” (Приложение к журналу “Логопед”)

16. О5ону чуолгайдык санарда уорэтии. Методическое пособие / Е.П. Басагысова, М.С. Винокурова, Ф.Е. Романова. Я. изд ИРО МО РС(Я), 2006

17. Ф.Е. Романова, Л.И.Ширяева. Дор5ооннордуун оонньуо5ун. Я. «Бичик», 2010

18. Е. Ноговицына. Тыл доэрэкээн кустуга. Я. «Бичик», 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога

Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка          32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...